Мастер-класс "Физкультминутка как средство активного отдыха в непрерывной образовательной деятельности"
картотека по физкультуре

Малышкина Ольга Владимировна

Мастер-класс "Физкультминутка как средство активного отдыха в непрерывной образовательной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тему своего мастер – класса я хочу представить словами великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. А если выразиться точнее, то мы с вами это сделаем совместно следующим образом:  я озвучу его высказывание по поводу одного бесспорного обстоятельства, а вы, уважаемые коллеги, пожалуйста,  ответьте, чему же оно посвящается. Согласны? Спасибо.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

К.Д. Ушинский

Совершенно верно!

Тема мастер – класса «Физкультминутка как средство активного отдыха в ходе непрерывной образовательной деятельности».

Быть может, кто-то подумает, что эта тема стара, как мир, и чем же здесь можно удивить? Тем не менее хочу отметить, что тема мастер-класса мной выбрана неслучайно. Глядя на ситуацию со стороны, и, анализируя собственный опыт, я поняла одну важную вещь, что не всегда мы, педагоги, относимся  к этому режимному моменту серьезно, как это того заслуживает.

Все мы знаем, что образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности: дети начинают вертеться, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки подобного поведения малышей являются очевидным сигналом для педагога, что детям срочно требуется динамическая пауза или, как большинство любит называть, физкультминутка!

Содержание любой физминутки должно соответствовать

во-первых, возрастным особенностям детей;

во-вторых, индивидуальным особенностям детей, т.е. в случае если у вас в группе присутствует ребенок с ОВЗ, имеющий, например, какие-либо двигательные нарушения, то, очевидно, что данный режимный момент не должен включать в себя слишком динамичные движения крупной моторики;

в-третьих, содержание должно соответствовать тому виду деятельности, которым были заняты дети. Например, если физкультминутке предшествовала кропотливая письменная работа, то целесообразнее выполнить ряд упражнений для снятия мышечного напряжения с верхнего плечевого пояса, кистей рук и обязательно выполнить зрительную гимнастику.

Я сегодня не буду говорить об общепринятых формах проведения динамических пауз, таких как:

  • сопровождение заранее выученного стихотворения соответствующими движениями,
  • дыхательная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • зрительная гимнастика,

хотя, несомненно, каждая из этих форм может является важной составляющей любой физкультминутки.

Предлагаю расширить этот перечень.

  1. Учитывая, что сейчас в каждой группе есть магнитофон, а у некоторых счастливчиков и современные телевизоры, необходимо взять на вооружение, как альтернативу наскучившим уже всем «стихотворениям с движениями», детские аудиопесенки, сопровождающиеся ритмичными движениями, или музыкальные видеоролики с готовыми разминками.

Такой вариант воспринимается детьми намного позитивнее и легко выполним с первого его использования без предварительного заучивания.

Сейчас мы с вами это и продемонстрируем. Прошу выйти ко мне 3-4 человек. Слушаем музыку, повторяем за мной движения и при повторах подпеваем.

(Проводится физкультминутка «У жирафа пятна, пятна…»)

  1. Часто педагог, предусматривая физкультминутку, старается, чтобы она по своему содержанию не выбивалась из общей темы занятия. И здесь на помощь приходят различные малоподвижные игры, такие как игры с мячом, игры на внимание и др.

Например:

Занятие по развитию речи. Тема «Фрукты».

1 вариант.

Физкультминутка с мячом «Один – много».

Дети встают в круг или в одну линию.

Педагог озвучивает задание: «Я называю один фрукт и бросаю одному из вас мяч, поймавший мяч должен назвать этот фрукт во множественном числе и вернуть мяч мне». Проводится игра.

2 вариант.

Физкультминутка с мячом «Фрукт какой?»

Дети образуют круг и перебрасывают друг другу мяч, при этом каждый должен назвать любой фрукт + признак предмета, отвечающий на вопрос «какой?» или «какая?»/»какое?».

Например: лимон кислый, яблоко красное, банан длинный груша спелая, мандарин ароматный и т.д.

Так же мячом можно отбивать слоговую структуру слова, отбивать мяч и согласовывать в речи количественное числительное и существительное от 1 до 5 (одно яблоко, два яблока … пять яблок) и т.п.

3 вариант.

Физкультминутка на внимание.

Педагог озвучивает задание: «Сейчас я буду называть различные слова. Если вы услышите слово, обозначающее фрукт, - хлопаете в ладоши. Если я называю овощ – топаете.»

Использование подобных динамических пауз помогает использовать драгоценное время с двойной пользой:

во-первых, мы снимаем мышечное статическое напряжение,

во-вторых, увеличиваем плотность самого занятия и объем образовательной нагрузки.

  1. Следующая педагогическая находка, по крайней мере, лично для меня, это вот такие кубики. Выполнены они из картона. На каждой грани первого кубика изображены точки, соответствующие цифрам от 1 до 6. На втором - рисунки, обозначающие различные движения, которые нужно выполнить. Воспитатель определяет ведущего, который и будет проводить данную разминку. Ребенок подбрасывает кубики и озвучивает задание для всех. Выполняют все вместе.
  2. Для проведения физкультминуток можно изготовить карточки с пиктограммами, на которых схематично изображены человечки в определенных позах. Карточки раздаются детям, и каждый ребенок «читает» свою пиктограмму, принимает заданную позу, а все остальные должны ее повторить.
  3. И еще одной интересной разновидностью физкультминуток являются напольные игры. Их применение будет оправдано в занятиях – путешествиях, где они могут выступать как отдельное задание, которое необходимо выполнить, для достижения конечной цели.

Один из вариантов – Универсальный квадрат, представляющий собой игровое поле из клеток 4 шт*4 шт., размером 25 см*25 см или                          30 см*30 см, в зависимости от имеющейся площади.

На мой взгляд, будет целесообразно выполнить его из цветного скотча, наклеенного либо на ковер, либо на линолеум, либо на плотной ткани, которую затем можно расстелить и убрать.

1 вариант игры – «Числовой лабиринт»

В угол каждой клетки наклеиваются цифры от 1 до 10 и дополнительно любые, можно повторяющиеся.

Задача детей – по очереди, пройти (пропрыгать), проложив верный путь по цифрам первого десятка (по цифрам десятков от 10 до 100).

2 вариант игры – «Слоговые тропинки»

В угол каждой клетки наклеиваются слоги с изученными ранее буквами и имеющими твердые и мягкие согласные (ма, ми, му, мо, на, но, ни, не и т.п.).

Каждому ребенку раздаются по одному синему или зеленому кружочку. Если ребенку достался зеленый сигнальный кружок, значит, он должен проложить себе тропинку из слогов с мягким согласным и прочитать их.

А 3 вариант игры с Универсальным квадратом я хочу вам продемонстрировать. И мне нужны помощники в количестве 3-х человек.

(выходят 3 человека)

Это упражнение на синхронизацию движений нескольких человек. Упражнение желательно выполнять либо под музыку  с определенным тактом, либо под счет.

В ходе упражнения выполняются прыжки на двух ногах из клетки в клетку.  Движение начинает один человек с крайней левой клетки в нижнем ряду. Прыгает боком вправо до последней клетки включительно, и таким же образом возвращается назад на исходную точку, затем совершает прыжок вперед, перемещаясь таким образом во второй ряд. Одновременно с ним на его прежнее место впрыгивает второй участник и они уже вдвоем синхронно совершают прыжки в правую сторону, затем возвращаются и передвигаются вперед и одновременно впрыгивает третий. И т.д.

Постепенно первые игроки выходят из игры, а новые добавляются. Игра проводится до последнего участника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Цель.Развитие познавательных способностей детей среднего дошкольного возрастаЗадачи по развитию познавательных способностей:Развитие восприятия.Развитие внимания.Развитие операций сравнения.Развитие о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Как мы отдыхаем?» (старшая возрастная группа)

способствовать расширению знаний об отдыхе и его необходимости для организма....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние птицы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка для детей средней группы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии. Тема: «Путешествие в страну тканей».

Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии.Задачи:учить устанавливать причинно-следственные связи...