Консультация для педагогов ДОУ "ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ"
консультация по физкультуре

Раскрыть вопросы методики и организауии занятий физичискими упражнениями в процессе формирования у детей необходимых навыков физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Содержание и структура физкультурных занятий.

       Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.

        Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

        В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части:

вводную, основную и заключительную.

       В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями), бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одной ноге, на месте с продвижением), подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание («Найди себе пару», «Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»). Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы) сосудистой и дыхательной систем. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.

        Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.

       В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 основных видов движений (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количеств основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.

        Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми одновременно. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)

       В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

      В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

      В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

      В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.)

Содержание работы

На что обратить внимание

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ - продумать содержание, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты

Учесть этапы обучения; Предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобно разместить пособия

РАЗМИНКА - подготовить организм к нагрузке, вызвать интерес к занятию: продумать целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузке

Не допустить длительных бесцельных движений; дать четкие, краткие организационно-методические указания; продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение)

ОБЩРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ - научить выполнять с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, и.п., темп, и т.п.)

Предусмотреть название упражнений, смену н.п. для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, проговариванию и т.д), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, звук, музыка, выполнение в свободном тенте); выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить детям

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - научить выполнять в целом – на I этапе, элементам техники - на II, творческому исполнению - на III

Создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, опенку; каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать у детей желание к выполнению движений

ПОДВИЖНАЯ ИГРА - совершенствовать движения, обеспечивать пик нагрузки, формировать нравственно-волевое поведение

Объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших - выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - восстановить пульс и дыхание

Не допустить резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; восстановить дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедленней темпа, включением дыхательных упражнений, игры малой подвижности

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Физкультурные занятия:

-Традиционные

-Игровые занятия; и др.

-Сюжетные

Подробнее хочу остановиться на сюжетных занятиях.

Сюжетные занятия позволяют нам формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям,  учитывая возрастные особенности детей.

Такие занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию у  детей интереса к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

 Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Использование сюжетных занятий помогает в  решении следующих задач:

  • - закреплять и совершенствовать двигательные умения и  навыки детей в игровой форме;
  • -  развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  • - развитие музыкально-ритмических способностей,
  • - воспитание интереса и потребности в систематических занятиях    

  физическими  упражнениями.

  • -  воспитывать  и развивать у детей творческие способности, воображение
  • - способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Все сюжетные занятия можно разделить:

 1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков

     На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один

образ воплощается в разных движениях.

Это могут быть «Котята», «Мышата», «Птички»

2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

а). Через игру дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. д.

б)    Через сюжетную игру с определенным назначением, уже вначале перед  детьми  ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.

3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида:

  • Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.

Цель  таких занятий  - учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей  творчество, фантазию и воображение;

 а) Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения

  б) Занятие построено на встрече с героями из разных сказок

  в) На  протяжении   всего   занятия присутствует один  сказочный  герой, например.

  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.

Эти занятия создают благоприятные условия для совершенствования основных движений;

способствуют умственному и физическому развитию дошкольника;

стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется ненавязчиво, в игре. Так, на занятии «Прогулка в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), что у нее не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодное лесу, стужа детки на носу», «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь — лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны. На занятии «Мишка-Топтыжка» -что медведь сильный, может лазать по деревьям, бегать, плавать.

А на таких занятиях, как «Приключение снежинок», «Путешествие на север» дошкольники узнают об особенностях  явлений природы.

Такие занятия, как «Матросы на корабле», «Летчики-пилоты» , «Мы -спортсмены», «Цирк» помогают детям закрепить знания о труде взрослых, явлениях общественной жизни.

  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.

    На таких занятиях есть  возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).

Целью таких занятий является:

-Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков; оказывает положительное влияние на все группы мышц;  

-способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности: дети фантазируют, придумывают различные упражнения, учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.  

   Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений.

Очень интересно проходят занятия с  нестандартными палочками, которые  включают в себя следующие виды деятельности:

строевые упражнения (разные виды ходьбы с палкой; ходьба и бег с перешагиванием через палки;  бег с перепрыгиванием через палку); общеразвивающие   упражнения; выкладывание дорожки из палочек и ходьба и бег по этой дорожке, прыжки через нее; подвижная игра с палочками, упражнения для развития мелкой моторики рук –массаж, выкладывание из палочек  разнообразных предметов (круг, домик, солнце, машину и т.д.)       

    Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи. Например, дети - «мышки» - выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети - «котята» - выгибают спинку, ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают за ними. Дети в роли зайчишек учатся прыгать, в роли физкультурников - осваивают упражнение с палкой, в роли моряков учатся «ходить и ползать по высокой и скользкой палубе.

   Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность.

       Занятия по физической культуре в сюжетной форме надо начинать с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе стараюсь применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

       Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

- Фронтальный.

- Групповой.

- Индивидуальный.

       При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

       При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

       При индивидуальном способе, каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.

На одном занятии можно чередовать способы организации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ....

Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."

Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....

Консультация для педагогов "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

quot;Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения физкультурных занятий»

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми....

Консультация для воспитателей на тему: "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Во время физкультурных занятий на прогулке происходит постоянное чередование видив деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работо...

Консультация для воспитателей на тему: Методика проведения физкультурных занятий и утренней гимнастики в ДОУ

Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются физкультурные занятия и утренняя гимнастика....

Консультация для педагогов "Содержание и методика проведения физкультурного досуга с детьми 3 - 7 лет ДОУ"

Консультация предназначена в помощь педагогам при организации и проведении физкультурных досугов с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Раскрыта методика и особенности при  ...