Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."
методическая разработка по логопедии на тему

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_soderzhaniya_i_metodiki_provedeniya.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.

    В настоящее время в Российской Федерации протекает процесс реформирования системы дошкольного образования и воспитания, обусловленный необходимостью совершенствования коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста.

    В ходе различных исследований было установлено, что в процессе коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения, на физкультурных занятиях следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, данстерапии, ритмопластики, релаксации. Для детей имеющих различные речевые нарушения можно рекомендовать использовать интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в детском саду (математическое развитие, познавательное, развитие речи ...)

Характеристика   некоторых  особенностей   проведения   физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, имеющих речевые нарушения.

Игровое физкультурное занятие.

        Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с нарушениями речи использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. Они подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

         Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, в водной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20 -25 % от исходной величины) — «Найди и помолчи».

В основной части 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки (учащение пульса на 70 -80 %) приходится на конец основной части: «Прокати мяч в цель», «Кто скорее до флажка?» (ползанье на четвереньках), «Пингвины с мячом» (прыжки с продвижением вперед). «Бег с препятствиями».

        Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15 - 20% от исходного) - «Запрещенное движение».

        Физкультурно - оздоровительные занятия на основе подвижных игр рекомендуется проводить 1 раз в месяц, на 4-ой неделе с целью анализа результатов коррекционно - развивающей работы, осуществляемой инструктором по физвоспитанию. Такие физкультурные занятия являются контрольно - учетными. 

Физкультурные занятия с речитативом (логоритмика).

      При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече - двигательный. Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков Ha автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях.

    Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков.

   Занятия с элементами логоритмики осуществляется в тесном контакте с логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

   Такая форма может быть рекомендована к проведению 1 раз в 2 месяца. Время между занятиями отводится на постановку и отработку звуков у детей в процессе логопедической работы, а также для разучивания речитативов в повседневной жизни.

Основная часть. Комплекс ОРУ:

Речитатив:

1.И.П. - стон лицом другу другу, руки соединены. Повороты головы в стороны

Жили дружно, жили тихо

Еж, ежата и ежиха.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Поочередное сгибание рук. сжимая пальцы.

Еж с ежихой для ежат

Припасали все подряд.

3. И.и. - широкая стойка ноги врозь. Наклоны к правой, левой ноге, вперед; руки вперед.

Вот ежиха у дорожки

Видит гриб на толстой ножке.

Гриб большой ежихе нужен;

Ждут ежата гриб на ужин.

4. И.п. —стоя на коленях, руки внизу в замке. Сед справа и слева с выносом рук в противоположи. Сторону.

Пожелал ежихе ежик: -

Не жалей, ежиха, ножек!

И ежиха убежала.

В лапках гриб она держала.

5. И.п. -лежа на спине, руки шшзу. Имитация беговых шагов.

Ежик дальше побежал...

В луже желтый лист лежал.

6. И.п - упор присев. Перекаты назад в группировке.

Еж на иглы лист нанижет,

Подбежит к норе поближе.

Там положит для ежат.

Пусть зимой в тепле лежат

Данстерапия (танцевальная терапия).

      Данстерапия для дошкольников с нарушениями речи предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей

      Однако следует учитывать, что чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшем запасом движений они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как ты хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например «Зимушка - зима», «Забавные лягушата» ...

      Данную форму физкультурного занятия следует планировать совместно с музработником 1 раз в 2 месяца.

Ритмопластика.

      Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций ребенка.

      На физкультурных занятиях с элементами ритмопластики проводятся комплексы ОРУ, заранее разученные на музыкальных занятиях, выполняемые поточно в соответствии с темпом и ритмом музыки. Для развития у детей интереса и восприятия упражнения как законченного «художественно - смыслового образа», комплексы могут носить сюжетно - игровой характер : «На птичьем дворе», «Страна веселых человечков» ...

       Учитывая тот факт, что детям дошкольного возраста с речевой патологией сложно воспринимать словесные инструкции педагога, целесообразно выполнять комплексы вместе с детьми, осуществляя четкий показ и контроль за качеством движений

        Занятия рекомендуются к проведению 1 раз в 2 месяца.

Релаксация.

       Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников следующим приемам: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением (без мышц лица), напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе...).

       Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, т.е. отработанные на коррекционных занятиях.

Интегрированное физкультурное занятие.

        Такие занятия проводятся по традиционной схеме, но включает в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математика, познавательное, развитие речи, изобразительная деятельность). Данная форма проведения занятий эффективна, так как, развивают координационные и скоростно-силовые способности.

          В содержание интегрированных физкультурных занятий можно вводить дидактические игры с движением ( «Вызов номеров», «Дни недели» -математика; «Раз, два, три, - к дереву беги!», «Вершки и корешки» - экология; «Собери букет» - рисование, экология и т.п.), игровые задания («Измерь, кто дальше прыгнул», «Собери из лучиков такую же картинку» и др.), имитационные действия («Ходим, как медведи, лисы, волки». «Подул ветер, деревья качаются»), загадки (дети мимикой и жестами показывают отгадки).

    Физиологическая нагрузка на этих занятиях строится по принципу постепенности. Проводятся занятия 1 раз в 2 месяца.

        Независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими нарушения речи, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно - моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных систем организма.

       Все физкультурные занятия должны проводиться в сюжетной форме, в начале занятий у детей следует формировать положительный настрой, мотивацию к предстоящей деятельности.

     Для стимуляции развития двигательных функций важное значение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов, в частности зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, упражнения с сопротивлением, упражнения с открытыми и закрытыми глазами).

       Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников, имеющих нарушения речи должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно - игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами релаксации, а также средства и методы данстерапии, ритмопластики и иметь место, распределяя их в структуре недели, месяца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и методика проведения физкультурных занятий

В статье дана характеристика физкультурных затятий, требования к ним, содержание и методика проведения....

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

Консультация для воспитателей:"Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении."

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттрак...

Консультация "Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении"

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения физкультурных занятий»

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми....

Консультация для педагогов "Содержание и методика проведения физкультурного досуга с детьми 3 - 7 лет ДОУ"

Консультация предназначена в помощь педагогам при организации и проведении физкультурных досугов с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Раскрыта методика и особенности при  ...