Содержание и методика проведения физкультурных занятий
статья по физкультуре по теме

Шабуневич Татьяна Николаевна

В статье дана характеристика физкультурных затятий, требования к ним, содержание и методика проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_i_metodika_provedeniya_zanyatiy_1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ»

Инструктор по физкультуре

Шабуневич Т.Н.

п. Росляково

2015 г.

Консультация для воспитателей:

«Содержание и методика проведения физкультурных занятий»

Цель и задачи

  • Формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества;
  • удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;
  • обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;
  • создать условия для разностороннего развития детей.        

Характеристика

     Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю. Начиная со 2-й младшей группы до подготовительной группы включительно — 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом — все занятия на воздухе.

Характерные черты занятия

  • Ярко выраженная дидактическая направленность;
  • руководящая роль воспитателя;
  • строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
  • постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям

  • Каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей;
  • соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей;
  • следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Виды физкультурных занятий

Учебно-тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.

Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т. д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.

Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т. д.

Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т. д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

Контрольное занятие: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.

Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатха-йоги: Повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки.

Содержание и методика проведения физкультурных занятий

Задачи

Содержание частей

занятия

Методика проведения

Длительность частей

занятия, мин.

Вводная часть

Повышение Эмоционального состояния ребенка, активизация внимания подготовка организма к физической нагрузке в основной части.

Строевые упражнения, разные виды ходьбы и бега,

Упражнения на внимание, упражнения на формирование стопы и осанки, танцевальные упражнения, подскоки, упражнения в равновесии. Завершается перестроением на выполнение комплекса ОРУ.

Давать четкие, краткие организационно методические указания, распоряжения,

команды; продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение). Не допускать бесцельных длительных упражнений.

1-я младшая группа — 1,5

2-я младшая группа –

1,5 – 2 мин.

Средняя группа —

2 – 3мин.

Старшая группа —

4 – 5мин.

Подготов. группа

4 – 5 мин.

Основная часть

Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, совершенствование всех физиологических

функций

• Комплекс общеразвивающих упражнений. Для комплекса важно, чтобы в одном занятии были охвачены все группы мышц. При подборе упражнений не рекомендуется воздействовать на одну и ту же группу мышц двумя упражнениями подряд.

Необходимо   предусмотреть названия упражнений, смену исходным положением для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т. д.), различное ритмичное сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе).

выполнение в

свободном темпе

свободном темпе).

1-я Младшая группа:

ОРУ – 3 – 4 упр.

ОВД – 1 – 2 вида (7)

Игра – 1 – 2 раза

2 - я Младшая группа:

ОРУ – 3 -4 упр.

ОВД – 2 – 3 вида (6 – 7)

Игра 1 – 2 раза

ОРУ – 5 – 6 egh

функций организма ребенка.

• Основные виды движений должны быть новыми или знакомыми. Сначала надо давать упражнения, требующие большой четкости, сосредоточенности, внимания, а затем – упражнения с большой физической нагрузкой.

• Подвижная игра должна быть большой активности. В ней не должен повторяться тот вид движений, в котором только что упражнялись дети.

Надо поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызвать желание к выполнению движения.

Необходимо объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь;

Добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку.

Средняя

группа

ОРУ – 3 – 5

упр.

ОВД – 3 – 4 вида (12 – 13)

Игра – 2 – 3 раза

Старшая группа:

ОРУ – 6  - 7 упр.

ОВД – 4 вида (12 – 13)

Игра – 3 раза

Подготовительная группа

ОРУ – 7 – 8 упр.

ОВД – 3 – 5 вида (13 – 14)

Игра – 4 раза

Заключительная часть

Снижение эмоциональной и физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.

Ходьба в спокойном

Темпе с дыхательными упражнением. Ходьба может быть заменена игрой малой подвижности.

Подведение итогов занятия. Упражнения на расслабление.

Не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; надо постепенно восстанавливать дыхание.

1-я мл. гр. — 1мин.

2 мл. гр. –

2 мин.

Средняя группа –

2 – 3  

Старшая группа –

3 – 4 мин.

Подготовительная группа – 3 – 4 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ....

консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эс...

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

Консультация для воспитателей:"Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении."

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттрак...

Консультация "Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении"

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Коучинг – сессия для педагогов «Содержание и методика проведения физкультурных мероприятий в ДОУ»

Коучинг-сессия может проходить в разных форматах. Это могут быть индивидуальные или групповые встречи. Главная задача коуча - сделать все, чтобы общая атмосфера позволила клиенту максимально раскрытьс...

Консультация для педагогов "Содержание и методика проведения физкультурного досуга с детьми 3 - 7 лет ДОУ"

Консультация предназначена в помощь педагогам при организации и проведении физкультурных досугов с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Раскрыта методика и особенности при  ...