Почему исчезают дворовые игры?
методическая разработка по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье описаны основные принципы, отличающие дворовые игры от проводимых в организованных детских коллективах.  И предлагаются способы адаптации дворовых игр для детских учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_ischezayut_dvorovye_igry.docx274.02 КБ

Предварительный просмотр:

Назад в будущее или новая жизнь Дворовых игр.

Автор: Е.С. Никифорова, инструктор по физической культуре государственного бюджетного образовательного учреждения присмотра и оздоровления детского сада №3 Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга.

Цели и задачи дворовых игр: 

Целю игровой деятельности, включающей в себя использование Дворовых игр является всестороннее и гармоничное воспитание и развитие человека.

Задачи:

1. Систематическое, последовательное и разностороннее развитие всех качеств, навыков и талантов ребенка.

2. Воспитание морально-нравственных и волевых качеств. Развитие и совершенствование коммуникативных и организаторских навыков.

3. Формирование положительных лидерских качеств  на основе индивидуального подхода.

Почему сегодня дети не играют во дворе?    

21-й век круто изменил развитие человечества и продолжает менять его каждый день. Появление в нашей жизни цифровых технологий диктует свои правила, но это не меняет общечеловеческих принципов и правил. Ведь сами люди мало изменились. Мы также ходим на 2-х ногах, также общаемся с помощью устной и письменной речи, у нас не выросли запасные комплекты рук, ног и глаз на затылке. Хотя кое-что за последнее время изменилось. А именно – отношение к детям.  Точнее – к  детству. Всего лишь 100 лет назад такого понятия, как «детство» практически не существовало.  Но уже вводились  такие  понятия, как «гуманистическая педагогика» и «педоцентризм». Сейчас мы наблюдаем апофеоз внедрения этих систем воспитания – так называемый «ДЕТОЦЕНТРИЗМ».   the-silent-tragedy-affecting-todays-children-1000x675.jpeg   Детоцентризм — это стиль воспитания детей, в основе которого лежит культ ребенка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению. Возникновению детоцентризма предшествовало множество факторов. От экономических до идеологических. Зачастую, родители воспринимают ребенка, как очередной проект, требующий огромных вложений: моральных, материальных, временных. И чтобы проект состоялся, нужно обеспечить несколько факторов:  1. Безопасность – ребенок всегда должен быть под контролем, для спокойствия родителей. 2. Герметичность – ребенок должен быть огражден от влияния  чуждой  среды, не соответствующей запросам родителей. 3. Целесообразность – каждое движение, занятие, увлечение  ребенка должно приносить пользу, работать на благо проекта.  Как следствие, появился такой вид родителей как «профессиональные родители». Эти люди посвящают всю свою жизнь воспитанию своих детей. Они уходят на фриланс, или вовсе не работают. Читают специальную педагогическую и психологическую литературу, в курсе всех новых образовательных методик, знают лучшие кружки и клубы для «всестороннего» развития ребенка.  Они воспитывают «проект», в котором нет места для дворовых игр. Выходит так, что игры во дворе – не соответствует вышеперечисленным требованиям современных родителей – дети во дворе практически не гуляют и не играют. Что приводит к проблемам в воспитании детей.

Чему учат дворовые игры?

съедоб.jpg  У дворовых игр нет, как таковых, целей и задач, кроме стремления детей к общению и выброса кипучей детской энергии. Поэтому основной целью прогулок во дворе (для взрослых),  являлось освобождение родителей от постоянного присмотра за детьми. Работа, бытовые заботы (незнакомые современным родителям), различные дела, которые сейчас решаются одним кликом «мышки», не давали родителям возможности пристально следить за детьми, обеспечивая тем полную свободу в их играх и развлечениях. И при этом, детям во дворе было не просто весело и интересно, они развивались и воспитывались! И помогали им в этом дворовые игры. Они развивали    физические качества, такие как: Быстрота, Сила, Ловкость, Координация, Выносливость, Меткость, Память и пр. Воспитывались и  морально-нравственные качества: Доброжелательность, Уступчивость, Терпеливость, Договороспособность, Лидерские качества  и многие другие. Укреплялись морально-волевые качества: Решительность, Целеустремленность, Настойчивость, Смелость, Дисциплинированность, Выдержка, Самостоятельность, а также Терпение и Внимательность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             При этом происходило развитие и коммуникативных навыков, то есть    – способности человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Развивалось умение объединяться с другими детьми для совместной деятельности и достижения общих целей. Дети приобретали навыки  сотрудничества в команде, при этом цивилизованно (или не очень) отстаивая свои интересы и потребности. Воспитывалось умение договариваться, а также устойчивость к неудачам и поражениям. Исходя из этого, можно выделить несколько принципов, отличающих дворовые игры от других видов игровой деятельности детей и обеспечивающие такое всестороннее развитие детей.

Основные принципы Дворовых игр.

детская площадка.jpg

   Каждый принцип произрастает из предыдущего и вместе они  образуют неразрывную цепочку, формирующую  основу для свободной игры.

 1. Автономность – самостоятельная деятельность, в которой взрослые изредка выступают судьей, а чаше  - спонсором  (новые мячи, обручи, скакалки, биты и т.д. приобретаются родителями).  

2. Наставничество и преемственность - более взрослые дети  обучают младших не только правилам игры, но и различным приемам, хитростям и уловкам. А на начальном этапе – элементарным действиям,  способствующим включению в игру.                                                                                                                                       3. Исполнительность  («диктатура демократии»)- соблюдение правил игры  всеми участниками.  Отсутствие поблажек из-за возраста, роста, комплекции, особенностей фигуры и т.д и т.п.                                                                                           4. Соборность - совместное, не единоличное  решение об изменениях правил игры.                                                            

      5. Свобода выбора – участие в игре с помощью любых способов, не противоречащих правилам игры. Или, просто отказ от участия.

     Также как и организованные игры, использующиеся в образовательной деятельности, Дворовые игры бывают разной степени подвижности и интуитивно меняют друг друга на протяжении всей игровой деятельности, последовательно развивая и воспитывая все вышеперечисленные умения и навыки. «Колечко», «Кис-Кис-Мяу», «Садовник», «Краски» и др. – игры малой подвижности, направленные на развитие терпения, усидчивости, внимания, памяти.  «Цепи», «Круговые (хороводные игры)», «Светофор», «Тише едешь – дальше будешь», «Классики», «Резиночки», «Отбивалы с мячом» , «Прятки» и пр.  – игры средней подвижности,  воспитывают не только все  вышеперечисленные качества, но и ловкость, координацию, силу  и т.д. и т.п.   Различные «Догонялки»,  «Казаки- разбойники», «Вышибалы»,  интерпретации различных спортивных игр – это игры высокой подвижности, развивающие еще и физические качества детей.

Адаптация Дворовых игр к условиям образовательных учреждений.

Так как в современной действительности очень сложно соблюсти все пять основополагающих  принципов «Дворовых игр», старые дворовые игры можно назвать вымирающим видом детского досуга. Как когда-то русские народные игры, они требуют  вдумчивого и внимательного подхода  к внедрению в игровую деятельность  детей  в условиях образовательных учреждений.  Следовательно, возникает необходимость адаптации   Дворовых игр  к условиям  ДОУ, школы и других образовательных учреждений. Так как некоторые принципы невозможно применить на практике, они отмирают или видоизменяются, при этом дополняясь новыми принципами.  Например,  принцип Автономности невозможен в условиях ДОУ.  Дети всегда находятся под пристальным вниманием педагогов.  Следовательно,  на первое место выходят принципы  Наставничества и Преемственности,   направленные на  проявление заинтересованности детей,  объяснение правил  с показом  основных игровых приемов  и помощь в овладении  требуемых умений и навыков.

Исполнительность – подразумевает не только обязательное выполнение правил всеми участниками игры, но и вовлеченность педагога в качестве рядового игрока в процессе игры.

Соборность – мало возможна для детей  дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому педагог должен совмещать две роли в игре -  и рядового игрока и беспристрастного судьи. Внимательно наблюдая за детьми и уровнем их морального и физического развития, педагог может  тактично и оперативно скорректировать правила игры так, чтобы она приносила максимум удовольствия и пользы для всех участников  процесса.

Свобода выбора также практически отсутствует в  ходе игровой деятельности. Так как,  целью педагога является вовлечение  всех детей  в совместную деятельность (при достаточно плотном наполнении групп), будет более целесообразно разделение детей на небольшие подгруппы, для более индивидуального подхода к способностям и потребностям  детей.

Из всего этого рождается 5-й принцип: Индивидуализация развития.  Так как каждый ребенок созревает и развивается в своем темпе, основной задачей педагога становится  последовательное и своевременное развитие всех качеств ,навыков, способностей и талантов ребенка  посредством игровой деятельности. Кто-то из детей  сильнее развит физически, кто – то обладает хорошей памятью и внимательностью, кто-то  очень находчив или умеет быстро сосредоточиться  во время игры.  Педагог, подмечая различные особенности детей, может поступательно и планомерно развивать эти и другие качества, являющиеся основой для развития лидерских качеств, которые включают умение не только увлекать и вести за собой детский коллектив, но и предполагают наличие ответственности, справедливости и рассудительности в различных игровых ситуациях. При соблюдении всех этих требований возможно возвращение и двух принципов  – Автономности и Соборности, то есть способности самостоятельно организовать игру и соблюдать, совместно корректируя, все правила игры.

Я надеюсь, что при соблюдении всех этих принципов и правил адаптации, мы сохраним игры нашего детства и бережно передадим их нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Почему исчезают животные"

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир...

Конспект занятия по теме «Почему исчезают животные?»

Конспект занятияпо теме «Почему исчезают животные?». средняя группа...

Сказкотерапевтическое занятие по теме «Почему исчезают животные?»в старшей группе

: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащат...

Почему исчезают животные?

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир,...

Тема: "Почему исчезают животные?"

       Тема:Почему исчезают животные ? Цель: дать детям представление о разнообразии природы ,перечислить основные причины вымирания некоторых животных ,назвать охраняе...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Почему исчезают животные"

Конспект является частью проекта по экологическомувоспитанию  "Природа - наш чистый дом". Содержит информацию познавательного характера о многообразии животного мира и причинах его вымирания, о н...

Почему исчезают животные?

Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Нельзя собирать коллекции жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести о...