Консультация "ДВигательная активность дошкольников и проблемы ее активизации"
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность дошкольников и проблемы ее активизации

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной по истине вечной ценностью оставалось «здоровье».

Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.

Большая роль в воспитании здоровой смены принадлежит физической культуре. Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитее.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания.

Для всех детских возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная

деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Любое занятие обще развивающего или оздоровительного характера должно доставлять ребенку радость. Не обходимо соблюдать при этом принцип – «тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». Вялость, сонливость ребенка днем – верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить «Здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм».

Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, соблюдать правила гигиены.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности. В зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей детей, состояния их здоровья определяются формы деятельности детей.

Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка (тип нервной деятельности, состояния здоровья, уровень физической подготовленности, пол ребенка и т.п.) в процессе занятий физическими упражнениями.

Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Такой учет возможен только при тесном взаимодействии педагогов, медицинских работников, физрука. Особое значение придается развитию движений детей. Для решения этой задачи, необходимо:

во-первых, создать для каждого ребенка возможность достаточно и правильно двигаться, заложить основы физической культуры;

во-вторых, обеспечить индивидуальный подход к детям разного возраста, своевременно выявить отклонения в развитии двигательных функций и вести коррекционную работу. Необходимо создать все условия для организации двигательной активности, в том числе и на прогулке.

Недостаток движения вызывает целый комплекс нарушений в функционировании организма. Для малышей потеря в движениях - это потеря в развитии, здоровье, знаниях. Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах движений на прогулке повышает двигателю активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) оказывают разностороннее воздействие на организм человека. В процессе занятий на воздухе, богатом кислородом, усиливается положительное влияние на организм. Природа способствует закаливанию. Она повышает приспособленность организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает закаливающее действие на организм. Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей.

Высокая двигательная активность детей на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Игровая форма проведения занятий по физической культуре на воздухе является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности. Основное воспитательно-развивающие значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний в области физической культуры.

В то же время каждое занятие состоящие из подвижных игр разной интенсивности, позволяют решать важные задачи, направленные на эмоциональное, физическое и психологическое развитие ребенка – дошкольника.

В процессе игр дети совершают множество движений: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, забрасывание мяча в корзину и прочее. При этом они проявляют быструю реакцию, ловкость, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость и самостоятельность. Определена зависимость двигательной активности здоровых детей раннего возраста от сезона.

Для обеспечения закаливания детского организма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечения свободы движений.

Очень важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было черезмерного перегревания, так как при этом снижается теплоотдача, В связи с этим очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Нерациональная одежда, затрудняя испарения, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется.

Большие возможности для физического развития детей предоставляет природа. Поэтому прогулки на воздухе – обязательное условие здорового ребенка. Прогулки необходимы в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя (при наличии веранды прогулки проводятся и в такую погоду).

Бывая на воздухе, дети могут разнообразно двигаться. Они перепрыгивают через ручейки, невысокие кустики, ходят по мостикам, спрыгивают с пеньков и. т. д. Чтобы ребенок охотно гулял, прогулку надо делать интересной. Их обязательной составной частью является подвижная игра с повышенным двигательным режимом. Они не только укрепляют здоровье, но и расширяют и углубляют представление детей об окружающей действительности, развивают внимание, память, наблюдательность.

На выбор игры влияет время года, состояние погоды, температура воздуха. В прохладную погоду следует подбирать игры, в которых дети все одновременно выполняют упражнения, чтобы предупредить возможность охлаждения. В жаркую погоду, во избежание перегревания детей, даются игры более спокойного характера, меньшей подвижности.

Развлечения, спортивные упражнения преимущественно проводят на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и развлечениям с мячом, бегу (умеренному, быстрому, на выносливость), играем в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола, езде на велосипеде, самокате. А зимой – катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, игре в хоккей.

Сделать прогулку веселой помогут игрушки. Малышам нужны игрушки, которые можно бросать, ловить, катать: разнообразные тележки, мячи, скакалки, велосипеды. Детям постарше нужны обручи, самокаты, кегли, бадминтон, настольный теннис- в теплый период года. В зимний - санки, лопатки, клюшки, лыжи.

Следует отметить, что нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболевания, грипп, обострение хронических заболеваний и др., от физкультурных занятий и прогулок. В результате у таких детей резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время болезни. Все это приводит к понижению биологической надежности разных систем, к снижению эмоционального тонуса и тем самым – к более позднему биологическому выздоровлению. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, т. е. восстановлению сниженных под влиянием перенесенного заболевания функциональных возможностей ребенка.

Безусловно, к детям, перенесшим заболевания, на физкультурных занятиях нужен особый подход. Тем не менее, дети должны заниматься физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку следует дозировать: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения: бег, подвижную игру, прыжки, лазанье. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лежа, стоя), так как вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.

В таком же дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом. Величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач.

В процессе физического образования и воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника необходимо создать такие условия для его развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются во всей полноте.

И только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании детей, регламентируемом соответствующей направленностью указанных форм, средств, методов при квалифицированном воздействии персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития. Все это должно сочетаться с их умственным развитием, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. С профессиональной заинтересованностью, выдумкой и фантазией следует подходить к определению тематики и отбору содержания для различных форм физкультурных занятий, спортивных мероприятий. Особое внимание уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль современных технологий оздоровления в активизации двигательной активности дошкольников». Творческая разработка.

Актуальность: Тема здоровья детей особенно актуальна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное сниж...

Активизация двигательной активности дошкольников.

Укрепление здоровья с помощью физической культур. Подробное описание организации форм двигательной деятельности детей разных групп....

Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности дошкольников»

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом по...

«Синквейн, как один из приемов активизации мышления, активности дошкольников в работе по развитию речи».

Что такое синквейн, как его правильно составлять вы узнаете из этой статьи. С помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогае...

Нестандартное оборудование для активизации двигательной активности дошкольников

Что  такое двигательная активность?Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и ...