Игровая технология
учебно-методический материал по физкультуре

Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx85.46 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 13

 "Золотая рыбка"

«Игровая технология»

                       

                                   Инструктор по плаванию

                                   Арсентьева Ю.А.        

                                 Г.о Подольск 2021

Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать поставленные задачи. 

Игровая активность способствует достижению целевых ориентиров, позволяет быстрее налаживать отношения с другими детьми и взрослыми, стимулирует  развитие психических процессов, личностное развитие

Успешно в этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами. Важным является использование приёмов педагогического воздействия (мотивация, похвала, одобрение, поддержка взрослым ребёнка), выполнение упражнения на оценку: “Кто лучше?”, “Кто дальше?” (продвинет игрушку, проскользит), “Кто точнее?” (поднырнет под плавающий круг) и т.д.

Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. Только в ней дети осваивают правила человеческого общения, накапливают опыт применения своих возможностей. Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники и развлечения на воде, которые способствуют всестороннему развитию. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Игровой метод в обучении детей дошкольного возраста плаванию способствует повышению желания обучаться, формирует устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде и, основной показатель – это сформированность.

 Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплин.

Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием.

Игровой метод в обучении плаванию

Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.

При проведении игр необходимо обязательно соблюдать следующие требования:

  • объясняя игру, необходимо чётко рассказать её содержание правила, выбрать водящего и разделить игроков на группы, равные по силам;
  • в каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;
  • если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной,
    проводиться в быстром темпе;
  • во  время  игры, необходимо тщательно следить за  выполнением правил;                                  
  • после окончания игры, необходимо обязательно объявить результаты, назвать победителей, особенно поощрять взаимную помощь;
  • каждую игру нужно вовремя закончить, пока дети не устали.

Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.

К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.

Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений. Наиболее успешно эти игры применяются при начальном обучении плаванию, когда урок проводится в игровой форме.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:

1) возраст занимающихся;

2) уровень плавательной и общефизической подготовки;

3) эмоциональное воздействие на играющих;

4) условия проведения;

5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом не обижая других.

Применение игрового метода и влияние игры

на процесс обучения плаванию


Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно не только решить специально поставленные задачи, но и избежать известного в плавании негативного явления — монотонии.

Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств.

Также, игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей этого возраста. Поэтому занятия с детьми дошкольного возраста лучше проводить в форме игры, используя для примера сказочных персонажей, животных и птиц.

Методика обучению плаванию посредством игрового метода

1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.

2. В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.

3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.

4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

5. Игры должны служить средством эмоционального воздействия.

6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.

7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.

8. В каждой игре участники должны получать достаточную физическую нагрузку.

9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль руководителя, учет индивидуальных особенностей ребят и, в зависимости от этого, осуществлять деление на команды, назначений водящих, судей и т.д.

10. Коррекция игр во время их проведения.

11. Игры необходимо проводить систематически, постепенно усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.


План объяснения игры:

1. Название игры

2. Правила игры

3. Название команд и место их расположения

4. Подведения итогов

Успешному проведению игр помогает непосредственное участие помощников и инструкторов. Желательно, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует сознательное отношение к игре и активность детей.

Все игры имеют определенную направленность и в соответствии с нею ниже предложена мною методика на основании проработанного материала и литературы.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:

1. Этап начального разучивания - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.

2. Этап углубленного разучивания - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.

3. Этап отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) различаются три фазы:

а) игры для начального обучения

б) игры для закрепления пройденного материала

в) игры для повторения изученного материала.


Игры, направленные на ознакомление со свойствами воды

«Морской бой», «Кто выше» , «Буря в море» , «Морские волны » , «Поймай рыбку» , «Умывание» , «Футбол» , «До пяти», «Лягушата» , «Будь внимательным», «Пролезь в круг» , «Сомбреро» , «Спутник» например как эта игра «Хождение по дну» Дети стоят по росту, впереди самый маленький. Уровень воды по пояс или по грудь.

— «ходьба по скале»: дети идут друг за другом, перебирая руками по борту;

— «ледокол»: то же, выставив одну руку вперед;

— «лодочка на веслах»: то же, помогая гребковыми движениями руками;

— «на парусе»: то же, идя на носочках и бесшумно.

Правила: внимательно слушать и четко выполнять указания преподавателя.

Варианты: по мере освоения указанных заданий можно добавлять более сложные элементы — с опусканием лица в воду, передвижения прыжками, ходьба спиной вперед.

Игры, направленные на обучение дыханию

«Горячий чай» , «Эстафета с бегущей игрушкой»,

«Пузыри» Дети стоят на дне, уровень воды по пояс. По команде наклониться, руки упираются о колени, губы сложить трубочкой, опустить их в воду и сильно выдохнуть в воду, так, чтобы было вокруг много пузырьков.

Для дальнейшего усложнения игры надо опускать в воду лицо целиком, при этом можно выдыхать по-разному:

— сложить губы трубочкой и выдыхать очень тоненькой струйкой быстро или медленно;

— сложить губы трубочкой и выдыхать обычно;

— выдыхать через рот медленно или быстро, губы в любом положении;

— погрузиться с закрытым ртом, открыть рот, как буква «о», выдох быстрый и сильный, сразу после выдоха рот в воде закрыть;

— прерывистый выдох с различной частотой. Приоткрыть рот, сделать небольшой выдох, закрыть рот, затем опять немного выдохнуть и т. д. За одно погружение сделать 4–8 выдохов.

Правила: глаза должны быть открыты. Дети должны видеть и слышать свои пузыри. Выигрывает тот, у кого больше пузырей.

«Общее дыхание» Игроки располагаются двумя шеренгами около борта (две команды).

По команде, начиная с первых номеров, игроки в обеих командах поочередно погружаются в воду, делают продолжительный выдох и возвращаются в исходное положение. Каждый последующий игрок погружается в воду сразу же после выхода из неё своего соседа по шеренге. Игроки стараются делать выдох как можно медленнее.

Правила: на поверхности должен появляться непрерывный ряд пузырьков (т.е. сидеть под водой на задержанном вдохе нельзя). Победившей считается команда, которая позже закончила игру.

Игры, направленные на обучение погружению и всплытию

«Кто быстрее спрячется под воду», «Пройди под мостом» , « Конкурс поплавков» , «Водолазы» , «Сядь на дно» , «Кораллы» , «Буксир» , «Охотники и утки» , например: «Поплавок» Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Надо сделать глубокий вдох и выполнять упражнение на задержанном вдохе. Одну ногу оторвать от дна и подтянуть колено к груди, руки обхватывают голени, голова убрана в колени — положение группировки. Оторвать вторую ногу от дна и прижать к груди, руки обхватывают обе ноги, нос убран в колени. При отрывании от дна второй ноги ребенок сначала может погрузиться ко дну, но если вдох сделан глубокий, то через 1–2 секунды он всплывет так, что округлая спина будет плавать на поверхности воды. Не изменяя положения, ребята считают до 5-10 (в зависимости от подготовки), а затем встают на дно. Правила: в воде открывать глаза. Не отпускать колени раньше времени.

Игры, направленные на выработку навыка лежания на воде

«Буксировка», «Медуза», «Осьминог» , «Кто сделает?» , «Перевертыши» например: «Морская звездочка» Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс. Для выполнения упражнения надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание, наклониться вперед так, чтобы живот и плечи легли на воду, руки в стороны, голова погружена в воду. Оторвать одну ногу от дна и поднять к поверхности воды, плавно поднять вторую ногу, ноги разведены в стороны. Лежать в таком положении от 5 до 15 счетов (секунд). Правила: открывать под водой глаза; выигрывает тот, кто дольше пролежит на воде.

Игры, направленные на выработку навыка скольжения

«Торпеды» , « Винт», «Торпеды и корабли» , «Кто дальше?» например: «Стрела» Дети стоят на дне бассейна друг за другом. Первый игрок принимает положение «стрелочка» (прямые руки подняты вверх, на ладошке одной руки лежит тыльная сторона кисти другой руки, пальцы вместе и вытянуты, локти обеих рук соединены и находятся за головой; ноги вместе, носочки оттянуты) и ложится на воду на спину или на живот (на задержанном вдохе). Руководитель входит в воду, одной рукой берет игрока за ноги, другой поддерживает под живот (или под спину) и сильно толкает вперед.

Правила: нельзя отталкиваться от руки руководящего самому; лучшей оказывается «стрела», которая проскользит дальше всех. Варианты: дети сами смогут выталкивать друг друга в положении «стрелочка», также можно отталкиваться ногами от борта и скользить без движений.

Игры, направленные на выработку и закрепление плавательных движений

«Гонка катеров», «Мотор» , «Самый внимательный» , «Мельница» , «Кувырок» , «Пароход» , «Удержи доску» , «Хрустальные шары» , «Кто дольше?» , «Борьба за мяч» , «Гусеница» например: «Фонтан» Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть ниже борта). По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и начинают выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для чего руководитель дает команды: «больше брызг!», «меньше брызг», «без брызг». Ноги почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного разведены, а большие пальцы ног рядом друг с другом. Если выполняются движения ногами на спине — колени высовываться на поверхность воды не должны, в то время как стопы работают под самой поверхностью воды и иногда даже пальцы ног могут появиться над водой.

Правила: нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо, закрывать глаза. Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к. дети смогут видеть свой фонтан. Продолжительность игры — полторы–две минуты. Рекомендуется следить за техникой выполняемых движений и вносить своевременные исправления.

Игры, направленные на овладение простейшими прыжками

«Скатывание в воду», «Каскад», «Кто дальше» «Поймай мяч» , «Клоунада» , например: «Каскад из спадов» Играющие сидят на борту, ноги опущены и стоят на сливном канале, руки подняты вверх в положении стрелочка. По команде первый игрок выполняет спад, за ним делает следующий, и так далее один за другим, каскадом. Следить, чтобы дети не мешали друг другу.

Варианты: так же можно выполнить спады из упора присев, стоя согнувшись, а также стартовый прыжок.

Опыт работы показывает, что обучение плаванию как умению держаться на воде и передвигаться на ней  недостаточно. Дети, овладевшие техникой плавания в бассейне, не всегда способны использовать свой навык, попадая в реку, море или океан с их течением или волнами. Я считаю, что задача педагога – не просто научить технике плавания, а сделать так, чтобы ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, и мог свободно использовать водное пространство для эмоционального и физического развития и психической разгрузки. Перечисленные мною приемы были успешно апробированы с этими целями и показали свою эффективность.

Выводы: в своей практике при обучении плаванию я применяю игровой метод т. к. он оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей.

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.

Применяя игровой метод в обучении детей дошкольного возраста плаванию, он способствует повышению желания обучаться, формирует устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде и основной показатель – это сформированность плавательных навыков.

Литература:

Андрианов П.И. (ред). Плавание: пер.с англ. – М: Астрель; АСТ, 2010
Васильев В.С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. – М, ФиС, 1973
Викулов А.Д. Плавание. – М.: Владос Пресс, 2004
Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.
Карпенко Е.Н, Коротнова Т.П, Кошкодан Е.Н., Плавание: игровой метод обучения.  – М: ЧЕЛОВЕК, Донецк: Пространство, 2009
Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. – М:, ФиС, 1974
Осокина Т.И., Как научить детей плавать. М: АПН РСФСР, 1962
Осокина Т.И., Как научить детей плавать: пособие для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1985
Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. – М.: ФАИР, 2008


Диагностическая карта. Игровая технология.

Подготовительная группа

Возраст 6-7 лет

Интерес к физическим упражнениям

Активизация мышления, внимания, восприятия

Развитие коммуникативных навыков

Адаптация к упражнениям и играм на воде

Начало учебного года(октябрь)

26 %

31%

18%

22%

Конец учебного года (апрель)

89%

95%

91%

78%


Старшая группа

Возраст 5-6 лет

Интерес к физическим упражнениям

Активизация мышления, внимания, восприятия

Развитие коммуникативных навыков

Адаптация к упражнениям и играм на воде

Начало учебного года(октябрь)

34%

27%

13%

23%

Конец учебного года (апрель)

85%

78%

89%

96%

Средняя группа

Возраст 4-5 лет

Интерес к физическим упражнениям

Активизация мышления, внимания, восприятия

Развитие коммуникативных навыков

Адаптация к упражнениям и играм на воде

Начало учебного года(октябрь)

24%

34%

19%

21%

Конец учебного года (апрель)

79%

97%

86%

88%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...