Многофункциональный спортивный комплекс "Олимпиец"
учебно-методическое пособие по физкультуре (подготовительная группа)

Овсянникова Ирина Анатольевна

Методические рекомендации к нетрадиционному игровому спортивному оборудованию "Олимпиец", как элементу предметно-развивающей среды в группе для увеличения двигательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Спортивный модуль "Олимпиец"998.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Многофункциональный спортивный модуль «Олимпиец» как эффективное средство приобщения дошкольников к физической культуре»

Автор: воспитатель Семенкина Лидия Григорьевна

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Жизнь требует движения.

Аристотель

                         Актуальность

Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни – важная составляющая гармоничного развития ребенка. На такое развитие нацелена одна из задач ФГОС ДО – укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, внимания, пространственных и временных представлений. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема энергии от раскованности и свободы выполнения физических упражнений.

Актуальной задачей является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении. Физкультурные занятия не способны удовлетворить в полной мере эту потребность. Дополнительной мотивацией к физкультурно-оздоровительным процедурам становится необычное спортивное оборудование – многофункциональный спортивный модуль.

                             Описание пособия

Сегодня можно приобрести производственный спортивный инвентарь для занятий физкультурой. Но для решения образовательных задач, которые ставит педагог при планировании совместной деятельности, придется приобретать не одно, а несколько спортивных снарядов. Это дорого, это займет много места в

группе. Именно поэтому появилась идея самостоятельно изготовить интересное спортивное оборудование для дошкольников.

Для повышения двигательной активности детей, физического развития и приобщения к физической культуре и спорту был разработан и изготовлен многофункциональный спортивный модуль «Олимпиец».

C:\2020-2021\Конкурсы\Пчелка-2021\Семенкина\Фото\DSC01792.JPG

Работа с данным модулем осуществляется в соответствии с возрастом воспитанников и учетом уровня физического развития. «Олимпиец» может использоваться педагогами для индивидуальных занятий, самостоятельных играх детей, спортивных досугах, при условии соблюдения основных дидактических принципов:

- доступности (соответствует индивидуальным и возрастным особенностям),

- активности (самостоятельное применение двигательных навыков),

- прочности (закрепление в упражнениях основных движений),

- эмоциональной раскрепощенности.

Новизна

        «Чтобы сделать ребенка умным и радостным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» - слова Жан Жака Руссо наиболее точно характеризуют назначение спортивного модуля «Олимпиец». Во-первых, оборудование яркое и привлекает детское внимание, не создает эмоциональной напряженности. Во-вторых, ребенок (команда детей) может сам выбирать себе упражнение и выстаивать игру по собственному желанию. Модуль привлекает разнообразием действий с ним, что мотивирует дошкольников на двигательную активность.

Основная цель: приобщению дошкольников к физической культуре и спорту через использование систему подвижных игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать повышению двигательной активности,
  • Формировать потребность в ежедневных физических упражнениях.

Развивающие:

  • Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений,
  • Развивать психофизические качества – быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость, глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать волевые качества – решительность, уверенность в своих силах, настойчивость, ловкость, глазомер.

Спортивный модуль «Олимпиец» удобен в использовании:

- участвовать в игре может один ребенок или сразу несколько детей,

- дает педагогу возможность использовать несколько видов спортивных игр и упражнений,

- соблюдается дифференцированный подход к каждому воспитаннику.

Создание спортивного модуля «Олимпиец» основано на следующих принципах:

- содержательно-насыщенный – включает в себя игровое спортивное оборудование, инвентарь для разных видов игр и упражнений;

- трансформируемый – содержит возможность изменений, позволяющих по ситуации применять тот или иной элемент модуля;

 - доступный – модуль находится в свободном доступе для детей;

- мобильный – модуль переносится и может находиться в любом удобном месте группы; можно использовать в теплое время года на прогулках;

- безопасный – оборудование легкое, устойчивое, в обслуживании не вызывает затруднений (легко разобрать и помыть).

При организации физкультурной деятельности использовались методы:

  • Словесные (комментарии, разъяснения).
  • Наглядный (демонстрация).
  • Практический (овладение практическими умениями действовать с нестандартным физкультурным оборудованием).
  • Исследовательский (поиск новых способов действия с нестандартным оборудованием).

Формы работы с детьми: индивидуальная, групповая.

Технология изготовления

Многофункциональный спортивный модуль «Олимпиец» представляет собой каркас в форме стойки из полимерных профилей (пластиковых труб) 180 см х 120 см, скрепленных между собой пластиковыми соединениями. К стойке крепятся горизонтальное и вертикальное кольца, подвижная, съемная рамка. При необходимости оборудование легко разбирается и не занимает много места для хранения.

Спортивные игры и упражнения с многофункциональным модулем «Олимпиец»

Упражнение «Подлезание под дугой»

Цель: развивать крупную моторику, координацию движений.

Вариант 1. Ползание на четвереньках в прямом направлении.

C:\2020-2021\Конкурсы\Пчелка-2021\Семенкина\Фото\DSC01749.JPG

Вариант 2. Ползание на четвереньках в прямом направлении, толкая головой мяч.

Упражнение «Метание»

Цель: развивать глазомер, меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища.

Вариант 1. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

Вариант 2. Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.

Вариант 3. Бросание двумя руками мяча (набивного мяча) от груди и из-за головы.

Упражнение «Прыжки»

Цель: способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развивать прыгучесть, подвижность, чувство равновесия.

Вариант 1. В прыжке достать рукой до висящей игрушки.

Вариант 2. Перепрыгивание через перекладину (высота перекладины варьируется).

Упражнение на координацию

Цель: развивать мышцы рук, координацию движений, настойчивость.

Вариант 1. Гимнастической палкой передвинуть кольца справа налево.

Дыхательное упражнение

Цель: укреплять дыхательную мускулатуру, профилактика респираторных заболеваний.

Вариант 1. Используя элемент модуля «Солнышко», ребенок дует на ленты-лучики, регулируя силу потока воздуха.

Спортивная игра «Волейбол»

Цель: освоить приемы владения мячом в спортивной игре мини-волейбол в доступной форме.

Задачи: - способствовать освоению основных движений – прыжки вверх с места, бросание мяча вверх, ловля его двумя руками, перебрасывание мяча друг другу;

- развивать ловкость, координацию движений;

- воспитывать умение играть в команде.

Ход игры: по желанию дети делятся на 2 команды. С детьми дошкольного возраста проводится упрощённый вариант спортивной игры. Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования. Воспитатель может сам оговорить некоторые правила. Основное отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берётся в руки, соответственно подача и пас партнёру, перевод мяча соперникам осуществляется не ударом, а броском.

В мини-волейбол играют на прямоугольной площадке, разделённой пополам сеткой, резиновым мячом.

Каждая команда состоит из 6 игроков. 3 игрока располагаются под сеткой (передняя линия), и 3 сзади (задняя линия). Матч состоит из 3 партий до 10  очков.

Если мяч задел сетку, потолок, стену, упал за линию поля, как при подаче, так и при переводе мяча соперникам – считается потеря подачи, и мяч отдаётся другой команде.

Игра начинается с подачи мяча через сетку. Мяч получает ребенок, стоящий во втором ряду справа. Тот, кто принял мяч, перебрасывает его товарищу по команде, тот другому, а третий перебрасывает через сетку. (Выполнение паса). Можно выполнять три шага к сетке и бросать мяч на сторону соперника. Команде, не удержавшей мяч, засчитывается гол. Мяч передается другой команде, при этом её игроки выполняют переход хода по часовой стрелке. После окончания партии, команды меняются полями.

Игра «Цветочная поляна»

Цель: Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры:

Вариант 1. Участвуют 2 детей. «Цветочная поляна» закреплена на рамки к стойке. Участники игры двигают рамку вверх и вниз, пытаясь закатить мяч в лунку противника. Побеждает тот, кто большее число раз попадет в лунку.

Вариант 2. Участвуют от 2 до 4 детей. «Цветочная поляна» снята со стойки. Участники игры располагаются друг напротив друга. Наклоняя «поляну», дети пытаются закатить мяч в лунку. Побеждает участник, закативший большее число мячей.

C:\2020-2021\Конкурсы\Пчелка-2021\Семенкина\Фото\DSC01802.JPG

Игра «Паутинка»

Цель: развивать координацию движений, ловкость, гибкость.

Ход игры: На рамку натягивается резинка в виде паутинки. Участники игры перебираются через «паутинку», стараясь не запутаться.

C:\2020-2021\Конкурсы\Пчелка-2021\Семенкина\Фото\DSC01821.JPG

Результативность

В результате использования многофункционального спортивного модуля «Олимпиец» получены следующие результаты:

  • Повысилась двигательная активность детей старшей группы.
  • Уменьшился уровень заболеваемости.
  • Активизировался интерес дошкольников к занятиям физической культуры.
  • Методика департамента образования Владимирской области «Определение физической подготовленности дошкольников» для оценки физической подготовленности детей в соответствии с возрастными нормами:

Информационные ресурсы

  1. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: «Скрипторий 2003», 2008.
  2. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера,  2002.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера,  2005.
  5. Кириллова Ю.А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2012.
  6. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2008.
  7. Полтавцев Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2007.

  1. Картотека подвижных игр с мячом в детском саду | Картотека по физкультуре на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  2. Перечень физкультурного оборудования в центрах физического развития в группах. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное учебно -игровое пособие "Муха -Цокотуха"

Все знают сказку "Муха -цокотуха".На материале сказки создано пособие. все герои сказки выполнены из картона.С обратной стороны -магнит, поэтому фигурки можно использовать не только на столе. на полу ...

Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)

Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....

Многофункциональные панно в работе с дошкольниками с ЗПР

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  ПАННО В РАБОТЕ С ДЕТМИ С  ЗПР Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Но если речь идет...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Многофункциональное пособие для физического развития и игр детей от 3 до 6 лет "ДОРОЖКА"

Аннотация.Данное пособие разработано для детей от3 до 6 лет, развивает творческую и двигательную активность детей."Дорожка" может использоваться для индивидуальных и групповых упражнений в помещении и...

Многофункциональный маркер развивающей предметно-пространственной среды ДОО «Многофункциональный дом»

laquo;Многофункциональный дом» рассчитан на все возрастные категории детей от 3 до 7 лет, занимает мало места при хранении, легко трансформируется, многофункционален, вариативен, что позволяет ...