Использование ЛЕГО ДАКТА как многофункциональной педагогической технологии
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

использование на занятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_lego_dakta_kak_tehnologii.doc85.31 КБ

Предварительный просмотр:

1.        Как организовали игровое пространство с конструктором?

Вначале было задействовано пространство на ковре, где дети свободно стояли, отгадывая слова с незнайкой. Затем игра переместилась за столы, поскольку это было удобным для самостоятельного решения детьми довольно сложной учебной задачи.

2.        В чем заключалась игровая деятельность детей с речевой
патологией с ЛЕГО?

Детям до игры было предложено построить длинные дорожки из конструктора, соединив и:, снизу мелкими деталями, чтобы дорожки оказались выше поверхности стола. У одного из четырех не сразу получилось такая конструкция. Детям было интересно, что же будет дальше. Во время работы за столами дети не тросто работали с конструктором, а выполняли действия для Незнайки.

Зо      Насколько важ! о руководство игрой со стороны педагога?

В этой игре, как и в любой другой, руководство воспитателя необходимо, так как она организует пространство, заинтересовывает, используя сюрпризный момент; с помощью вопросов к детям напоминает о расстановке цветовой гаммы конструктора к зависимости от звуков в словах. Следит за ходом игры, побуждая детей повторять определенные слова, автоматизируя в речи заданные звуки, помогает затрудняющимся детям вопросом, советом. Поддерживает эмоциональный настрой детей в течение всей игры.

1)        Какие педагогические технологии в специальном образовании вы
знаете?

Педагогическая технология развивающего обучения, где ребенок - субъект взаимодействия с окружающей средой. Опирается на познавательные интересы и опыт личности.

Личностно — ориентированные технологии. Ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития ребенка, способствуют реализации природных потенциалов.

Игровые технологии - мощное образовательное средство, работают не только с когнитивным пространством ребенка, но и в целом с его личностью (ценностный, моральный, эмоциональный и мотивационный аспект).

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья, решение образовательных задач в соответствии с учебной нагрузкой и индивидуальными особенностями каждого обучаемого, на оптимизацию учебного процесса с целью укрепления и развития здоровья детей.

2)        Какие инновационные технологии в современном коррекционном
образовании вы знаете?

Инновационные технологии - это единство трех составляющих образовательного процесса: создание, усвоение и применение новшеств в образовательном процессе. В современном коррекционном образовании применяются следующие инновационные технологии:

■        Информационные компьютерные технологии. Их идея состоит в том, чтобы компенсировать за счет использования компьютера имеющийся недостаток в развитии ребенка, облегчить возможность интеграции в обществе.

а Технология дифференциации и индивидуализации обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в группы и использования различных форм группового обучения.

■        ЛЕГО-технологии - технологические наборы, ориентированы на изучение основных механических принципов и элементарных технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. Является и самостоятельным средством развивающего обучения и как наиболее предпочтительным наглядным пособием.

3) ЛЕГО-дакта как иновацконно - образовательная технология.

В настоящее время в образовательном процессе применяются разнообразные игровые и конструктивные технологии, к которым относится и обучающий конструктор «ЛЕГО-дакта», обладающим высокими образовательными возможностями. Его использование педагогом в свободной игровой деятельности, на занятиях, в работе с родителями самими родителями в домашних условиях делают данный конструктор универсальным. ЛЕГО-дакта отличается многофункциональностью (ребенок самостоятельно способен создавать множество   обучающих   и   игровых   ситуаций),   хорошими   техническими показателями (безопасные для детей в игре, прочные, с длительным сроком службы, привлекательны на внешний вид). Играя, ребенок получает быстрый результат в виде красочных моделей, не смотря на недостаточные навыки у детей в работе с конструктором. Все эти возможности ЛЕГО-дакта отвечают высоким образовательным требованиям на современно этапе, комплексно воздействуют на общее развитие детей. Направлены на повышение психологического успеха.

4) Использование игровых приемов с ЛЕГО на коррекционнъпх занятиях.

Педагог может разработать различные дидактические пособия и использовать их для проведения дидактических упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, занятий по ознакомлению с окружающим, формирование элементарных математических представлений.

Вот некоторые варианты использования конструктора педагогом при проведении занятий по подготовительной и обучающей грамоте коррекционных звуков. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего -согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова. Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета. Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по набору кирпичиков воспитателем, а также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т.д.).

Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. В начале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА, в дальнейшем человечков заменяем на сконструированных детьми из ЛЕГО-элементов буквы.

Используя ЛЕГО при постановке звука, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. 11редложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.

На занятиях по ознакомлению с окружающим также можно включить конструктивную игровую деятельность детей, где дети самостоятельно создают объемные изображения, что способствует лучшему запоминанию образа. Например: «Собери и поставь» (дети конструируют домашнее или дикое животное и ставят на соответствующее плато с елкой или домиком; транспорт разного вида ставят к соответствующему знаку - символу; каждый получает задание сконструировать предмет мебели, посуды, игрушки, насекомого, транспорта и т.д. для закрепления классификации предметов. Также можно использовать ЛЕГО и на занятиях по формированию элементарной математических представлений для закрепления количественного, порядкового счета, пространственных характеристик, ориентировки в пространстве.

Таким образом, использование игровых приемов с помощью ЛЕГО приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.

Для коррекции психических процессов используем изготовление построек по памяти, по образцу, по картинке.

5) Формирование детско-родительскиж отношений в нроцееее игровой деятельности с ЛЕГО.

Игра - самая серьезная, ведущая деятельность дошкольника. Уже в раннем возрасте родители приобретают красивые игры и игрушки для своих малышей, в том числе и конструктор ЛЕГО. Но как бы те не были хороши, они не могут принести такой пользы, которую от них можно получить, если рядом будут мама или папа. Взрослые, в силу большой занятости, не знания психофизических особенностей дошкольника, а порой и не умения и нежелания играть, часто ограничивается тем, что радуют ребенка новой игрушкой, считая, что на этом их «родительская миссия» закончена. Дефицит общения с родителями приводят к ощущению чувства одиночества, речевым нарушениям. А ведь даже такой эффектный конструктор, как ЛЕГО, не может ребенку заменить родителей. Получая красивую игрушку, ребенок больше всего будет рад общению с близкими ему взрослыми, поэтому родителям следует не просто порадовать ребенка конструктором ЛЕГО, а включиться в игру: удобно расположиться рядом с ребенком, рассмотреть все детали (форма, цвет, размер), выяснить с ребенком способы крепления, поиграть, придумать разные веселые истории с персонажами из ЛЕГО. Во время совместной с родителями игры с ЛЕГО, ребенок не чувствует себя одиноким, формируются и укрепляются взаимоотношения, развивается чувство уверенности в себе.

Педагогу со своей стороны следует привлекать родителей к сотрудничеству, выражать желание совместно заботиться о развитии ребенка, и коррекции речи. Эти задачи можно реализовать в совместных вечерних играх в детском саду, проведение досугов, игр-соревнований. Педагогу следует продумать место проведения совместных игр (на ковре, на столе). От взрослых должен исходить положительный настрой на игру, не раздражаться, если у ребенка что-то не получается. Дети с родителями вместе обговаривают действия, ищут оптимальные варианты конструирования, радуются успехам, возникает тесный дружественный контакт, в игровой форме, легче усваивается материал, расширяется словарный запас, легче происходит автоматизация звуков. В результате таких встреч, многие родители становятся более квалифицированными помощниками педагога.

6)        Особенности конструвсгивно - игровой деятельности с ЛЕГО детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ЛЕГО-конструктор - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С ним трудные учебные задачи можно решить с помощью увлекательной, созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог может справиться.

Диапазон использования ЛЕГО как конструктивно игрового средства для детей с речевой патологией и умственно отсталых детей достаточно широк.

3 своей работе педагог должен, прежде всего, создать условия для самостоятельного детского экспериментирования с ЛЕГО, решения задач, направленных на развитие воображения и способов конструирования.

Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира, а значит, чем эмоциональнее, целостнее будут их впечатления о нем, тем интереснее и разнообразнее будут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что тоже способствует развитию ребенка.

Одно из проявлений творческих способностей - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Это стимулирует и развивает творческие способности каждого ребенка, учит и созидать и разрушать, по разрушать неагрессивно, а для постройки нового.

Самостоятельная конструктивная деятельность у детей с отклонениями в развитии отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Конструкции, смоделированные из ЛЕГО, могут быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей (поделки, украшения, игрушки и другие). Созданные постройки можно использовать в иi рах-театрализациях, где чаще всего используется русские народные сказки. Здесь у ребенка появляется возможность создать собственных персонажей и наделить их теми качествами, которыми он хочет. Для детей с отклонениями в развитии речи необходимы также квалифицированная помощь педагога не только в овладении игрой-театрализацией, но и в создании ЛЕГО-персонажей. Здесь используется методы показа игрушки (картинки), оказания целенаправленной помощи, беседа, совет. Дети выбирают различные ЛЕГО-элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая тем самым их индивидуальные качества. Такие игры-тетрализации, с созданными детьми персонажами, создают условия для развития речи детей, творчества, благоприятно влияют на эмоциональную сферу, ребенку легче раскрыть индивидуальные особенности и способности.

7)        Психотерапевтические возможности игры ЛЕГО,

Игра с ЛЕГО у дошкольников сочетает логопедическое, психологическое и психо-коррекционное воздействие. Она способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете, форме, размере, ориентировке в пространстве. Все это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...

"Собачки из ЛЕГО Дакта"

Презентация "Собачки из ЛЕГО Дакта" разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста по конструированию разных моделей собачек из деталей конструктора LEGO DACTA и ко...

Домик из Лего Дакта

Презентация "Домик из Лего Дакта" разработана для детей среднего дошкольного возраста по конструированию из деталей Лего Дакта....

«Использование инновационных видов здоровье - сберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ»

Здоровье - сберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников  об...

Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.

Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование  современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий....

Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий

   В современном дошкольном учреждении все чаще на занятиях физическими упражнениями используются инновационные педагогические технологии. При разработке методических подходов их испо...

Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий

В современном дошкольном учреждении все чаще на занятиях физическими упражнениями используются инновационные педагогические технологии. При разработке методических подходов их использования с учетом о...


 

Комментарии

Спасибо за материал,успехов!
Кирилова Людмила

Здравствуйте! Ваш материале обрывается,хотелось бы продолжения о психологическом применении Лего.