Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий
учебно-методический материал по физкультуре

Федотова Надежда Анатольевна

     В современном дошкольном учреждении все чаще на занятиях физическими упражнениями используются инновационные педагогические технологии. При разработке методических подходов их использования с учетом особенностей занимающихся, а также системы контроля конечного результата педагогические технологии, как правило, становятся программами дополнительного образования, которые способствуют обогащению двигательного опыта ребенка, но тем не менее не могут заменить традиционные занятия физическими упражнениями, обеспечивающие гармоничное развитие дошкольников.

    В последние десятилетия развитие физической культуры в нашей стране характеризуется появлением большого числа новых видов занятий физическими упражнениями. Это обусловлено многими причинами, в частности:

  • формированием личностно-ориентированной парадигмы образования в области физической культуры;
  • необходимостью повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре за счет формирования у занимающихся интереса к физическим упражнениям;
  • поиском (в связи с ухудшением здоровья населения) возможности получения максимального оздоровительного эффекта в процессе занятий физическими упражнениями;
  • появлением новых видов физкультурного инвентаря и оборудования;
  • привлекательностью зарубежных образцов физкультурной деятельности;
  • желанием педагогов самовыразиться в профессиональном творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий

     В современном дошкольном учреждении все чаще на занятиях физическими упражнениями используются инновационные педагогические технологии. При разработке методических подходов их использования с учетом особенностей занимающихся, а также системы контроля конечного результата педагогические технологии, как правило, становятся программами дополнительного образования, которые способствуют обогащению двигательного опыта ребенка, но тем не менее не могут заменить традиционные занятия физическими упражнениями, обеспечивающие гармоничное развитие дошкольников.

    В последние десятилетия развитие физической культуры в нашей стране характеризуется появлением большого числа новых видов занятий физическими упражнениями. Это обусловлено многими причинами, в частности:

  • формированием личностно-ориентированной парадигмы образования в области физической культуры;
  • необходимостью повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре за счет формирования у занимающихся интереса к физическим упражнениям;
  • поиском (в связи с ухудшением здоровья населения) возможности получения максимального оздоровительного эффекта в процессе занятий физическими упражнениями;
  • появлением новых видов физкультурного инвентаря и оборудования;
  • привлекательностью зарубежных образцов физкультурной деятельности;
  • желанием педагогов самовыразиться в профессиональном творчестве.

     В этой связи в лексиконе специалистов по физической культуре все чаще появляются термины «инновационная технология», «авторская программа», «оздоровительная система», «экспериментальная методика», а также различные сочетания этих слов.

    Однако существуют разночтения в определении этих понятий у разных авторов, что в значительной степени затрудняет профессиональное общение специалистов по физической культуре.

    Таким образом, специалисту по физической культуре дошкольников необходимо определиться в дефинициях и установить соотнесенность этих понятий относительно друг друга.

     Термин «технология» используется в производстве и обозначает совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки материалов, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в результате чего происходят качественные изменения обрабатываемых объектов.

     В педагогике первоначально термин «технология» связывался лишь с применением техники (технические средства обучения, программированное обучение, информационные технологии), но постепенно весь образовательный процесс стал технологизироваться.

    В настоящее время понятия «технология» и «педагогическая технология» получают все более широкое распространение, в первую очередь в теории обучения. В педагогической литературе существует множество формулировок понятия «педагогическая технология». Сегодня в педагогике термин «технология» наиболее часто используется для обозначения последовательного (пошагового) применения различных приемов, обеспечивающего решение поставленной педагогической задачи.

     Часто в определениях понятия «технология» акцентируется внимание на гарантированном конечном результате при выполнении определенного набора действий. В то лее время, как известно, одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента занимающихся, их общего настроения и психологического климата в коллективе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. И именно в этом противоречии между требованием стандартизации технологических элементов и реальным воплощением их в педагогической деятельности следует искать отличие понятия «технология» от понятия «методика».

   Теперь рассмотрим понятие «методика», которое используется в широком и узком смысле. В широком смысле «методика» рассматривается как одна из частей научной и учебной дисциплины «теория и методика». Если предметом изучения теории является установление общих закономерностей педагогического процесса, то методика реализует эти общие закономерности и выявляет частные закономерности.         В узком смысле до недавнего времени методика определялась как совокупность методов (обучения, воспитания, тренировки), направленных на решение педагогической задачи (например, методика обучения прыжкам на скакалке). Методика определяла, как выбор средств, так и последовательность их применения на основе учета особенностей решения поставленной задачи.

    Появление термина «технология» внесло путаницу в привычный понятийный аппарат, в связи с тем, что его определение перекликалось с определением термина «методика». В различных научных исследованиях предлагаются различные варианты разделения этих понятий. В некоторых из них смешиваются в одном определении понятия разного уровня, что вносит еще большую путаницу. Например, очень часто встречаются варианты такого определения: «технология

образования шире, чем методика обучения». Но в данном определении вообще нельзя сравнить «технологию» с «методикой», так как понятие «образование» само по себе шире понятия «обучение».

   Следует отметить, что в производственной технологии определено все: материал, из которого изготовляется изделие, его качество, количество и т. п. Поэтому четко разработанный пошаговый технологический процесс (условно говоря: «делай — раз, делай — два...») действительно может гарантированно привести к запланированному результату. Перенос этой идеологии в область педагогики невозможен, потому что «материал», с которым работает педагог, неоднороден по своим характеристикам и в связи с этим непредсказуем по ответным реакциям на стандартное педагогическое воздействие.

      Таким образом, само по себе применение разработанной технологии (например, обучение кувырку вперед: 1-й шаг — обучение правильной группировке; 2-й шаг — обучение постановке рук; 3-й шаг обучение движению ног и т. д.) не гарантирует результат освоение ребенком разучиваемого упражнения.

      Чтобы действительно получить планируемый результат при реализации этой технологии, педагог должен оценить условия проведения занятий (размеры зала, наличие гимнастических матов и т. п.), возможности занимающихся (уровень физической подготовленности, желание выполнять упражнение и т. п.) и выбрать соответствующие формы организации, методические приемы обучения, способы стимулирования деятельности занимающихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. А для этого педагогу недостаточно знать только технологию и недостаточно знать физиологию, психологию, биомеханику и т. п. Ему необходимо уметь соединить эти знания в конкретном педагогическом процессе для решения конкретной педагогической задачи. Именно этим и занимается «методика».

      Технология по сути безлична. Она предполагает описание правил последовательного выполнения действий для достижения результата.

Методика предполагает индивидуализацию и дифференциацию технологии соответствующего уровня образовательного процесса. Таким образом, методика — это технология плюс индивидуально-дифференцированный подход.

       То есть обучение прыжку в длину с места — это технология. Как только к этому названию добавляются слова, конкретизирующие особенности образовательного процесса: возраст занимающихся, условия проведения, сроки обучения и т. п. (например, обучение прыжку в длину с места старших дошкольников), оно становится методикой. Это происходит потому, что к технологической цепочке

упражнений добавляется целый блок знаний, определяющих особенности ее реализации: возрастные особенности восприятия детьми информации (по времени, по содержанию и т. п.), уровень развития у них физических качеств, особенности организации обучения в условиях зала дошкольного учреждения и т. п.

      Обобщая сказанное, можно заключить, что методика представляет собой алгоритм. Особенностью алгоритма является наличие блока (или блоков) выбора, то есть на определенном этапе (или этапах) необходимо сделать выбор в соответствии с имеющимися условиями решения задачи (если да, то., если нет, то...).

       Технология является основной частью методики, описывая определенный набор действий. Методика определяет реализацию этих действий в конкретных условиях.

       Термины «теория», «методика», «технология» освящают разные грани педагогического процесса.

       Теория отвечает на вопрос — зачем делать? Зачем заниматься физическими упражнениями, зачем выполнять это двигательное

действие и т. п.

      Технология отвечает на вопрос — что делать? То есть дает конкретный перечень упражнений в конкретной последовательности.

      Методика отвечает на вопрос — как делать? Сколько раз повторять упражнение, какие использовать методические приемы, какие использовать вспомогательные средства, как учитывать особенности занимающихся и т. п.

     Особо следует отметить, что нельзя говорить о методике или

технологии «вообще», так как эти понятия имеют как вертикальное, так и горизонтальное структурирование.

    Вертикальная структура этих понятий предполагает наличие разных уровней. Чаще всего выделяют три уровня (хотя их может быть и больше):

  • частнопредметный;
  • общепредметный;
  • общепедагогический.

    Так, образовательный процесс по физической культуре может быть нескольких уровней: освоение физических упражнений, организация занятий физическими упражнениями, организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении.

Соответственно и технологии, и методики на разных уровнях будут

применяться разные Горизонтальная структура предполагает, что в формировании

личности человека выделяют несколько направлений: обучение, воспитание и развитие. Таким образом, имеются разные группы как технологий, так и методик, решающих разные задачи.

    В этой связи сравнивать методики и технологии, не учитывая их уровня и направленности, не совсем корректно.

   В системе физической культуры решается множество задач использования физических упражнений. Существует несколько классификаций видов физической культуры. С точки зрения рассмотрения технологий, целесообразно использование классификации, в которой выделены базовая физическая культура (образовательная и пролонгированная разновидности), профессионально-прикладная физическая культура (специализированная и производственная), оздоровительно-реабилитационная физическая культура, рекреационная физическая культура, спорт.

    В данном случае необходимо отметить, что пролонгированная разновидность базовой физической культуры, в задачи которой входят сохранение ранее достигнутых результатов базовой физической культуры, полученных в образовательном учреждении, пополнение их, стимулирование положительной динамики в развитии двигательных способностей и укрепление здоровья, носит также название фитнес. Популяризация этой разновидности физической культуры в последние годы привела к тому, что наибольшее количество инновационных технологий сегодня разрабатываются именно в фитнесе.

    Следует отметить, что любая классификация условна и обозначенные виды не имеют достаточно четких границ. В то же время это оправдано самим определением понятия «система» (в данном случае система физической культуры), которое предусматривает наличие интегративности, проявляющейся в том, что элементы системы приобретают качества, не свойственное каждому из них, взятому в отдельности, вне поля их взаимодействия.

    При определенной размытости границ и наличии межвидовых связей наблюдается естественная миграция ряда технологий, разработанных для решения частных задач одного вида физической культуры в другой вид. Например, технологии, разработанные в спорте, могут использоваться на физкультурных занятиях (т. е. в образовательной разновидности базовой физической культуры).

     При этом следует отметить, что при миграции в другой вид технология может остаться неизменной, а может модифицироваться с учетом специфики задач занятий физическими упражнениями, особенностями контингента занимающихся, то есть превратиться в методику.

    Для иллюстрации миграции и модификации технологий можно привести следующий пример. Ритмическая гимнастика изначально была разработана для решения задач поддержания высокого уровня физического состояния взрослых (т. е. в фитнесе). Привлечение детей к занятиям ритмической гимнастикой не требовало принципиальных изменений самой технологии произошла ее модификация. Таким образом, появились методики занятий ритмической гимнастикой детей школьного, а затем и дошкольного возраста.

    Использование этой технологии в образовательных учреждениях также не требовало принципиальных изменений, необходим был только учет условий занятий (образовательный процесс). В данном случае можно говорить о миграции фитнес-технологии в другую разновидность физической культуры.

   Следует отметить, что определенная путаница в классификации

технологий происходит оттого, что часто из одного вида в другой мигрируют только атрибуты технологии или ее название, а содержание и принципы подбора упражнений полностью изменяются, что свидетельствует о создании новой технологии. Однако внешние атрибуты технологии (например, фитболы) зачастую воспринимаются как ее индикаторы, что приводит к неправильному определению

технологии и использовании одних и тех же обозначений для суще-

ственно отличающихся технологий.

   Например, фитболы изначально использовались как средство реабилитации, и технологии, предполагающие использование фитболов, были реабилитационными. В дальнейшем, на основе идеи использования больших мячей были разработаны различные фитнестехнологии (фитбол-гимнастика, фитбол-аэробика, фитбол-танец и др.). При использовании одного и того же оборудования (фитбо-лов) — это технологии разных видов и разновидностей физической культуры (реабилитации и фитнеса), строящиеся на разных принципах. Поэтому в данном случае нельзя говорить об использовании реабилитационной технологии «фитбол» на занятиях фитнесом.

    Сохранение названия вида или разновидности физической культуры, где была разработана технология, должно сохраняться (например, «реабилитационные технологии», «рекреационные технологии», «спортивные технологии», «фитнес-технологии» и т. п.), так как это позволяет контролировать процесс необходимой модификации технологии при использовании ее в формате другого вида физической культуры.

     К сожалению, очень часто технологии одного вида физической культуры (например, фитнес-технологии), но используемые в других видах (например, в реабилитационном процессе), путают непосредственно с самим видом физической культуры или его разновидностью (в данном случае с фитнесом). Чтобы избежать путаницы, необходимо выделить основную задачу занятий физическими упражнениями. Если в первую очередь решается задача восстановления нарушенных

функций систем организма ребенка, то это — реабилитация. В данном случае фитнес-технологии используются с целью повышения интереса занимающихся к двигательной деятельности, обусловленного привлекательностью упражнений, их высокой эмоциональностью.

    Наряду с понятиями «теория», «методика», «технология» педагогами используется понятие «программа».

    Программа — это документ, в котором изложены цель, задачи и содержание деятельности, представлен ее конкретный план. В программе находят свое отражение теория (обоснование деятельности, цель и задачи, представленные в пояснительной записке или концепции), технология (этапы решения поставленных задач, содержание деятельности, описание прогнозируемых результатов) и

методика (выбор организационных форм и методов реализации содержания). Программа определяет временные рамки всей деятельности, ее отдельных этапов.

    Следует отметить, что относительно деятельности, по которой представляется программа, отдельно существуют полные описания теории, технологии и методики. Поэтому они раскрываются в программе лишь тезисно, а сама программа представляет собой документ небольшого объема. В связи с тем, что программа представляет собой документ, описывающий конкретную деятельность для

решения конкретных задач в конкретных условиях, она разрабатывается на основе методики (а не теории и технологии). Как правило, программа деятельности и полное описание методики ее реализации (включающей технологию) используются вместе и объединяются в понятие «программно-методическое обеспечение».

   Сегодня наблюдается повышение интереса специалистов по физической культуре к разработке новых вариантов педагогического процесса, в описании и распространении своего опыта. Подобные материалы называются авторами программами, хотя на самом деле часто являются методическими рекомендациями. Написание программы требует от автора не только высокого уровня профессионализма, способности к анализу и синтезу, но также навыков оформления документов такого рода.

   Как уже говорилось, помимо того, что авторы называют свои труды «технологиями», «методиками» или «программами», эти термины часто усиливаются прилагательными «авторская» или «инновационная». Прилагательное «авторская», как правило, используется с термином «программа». Авторская программа должна быть действительно новой, то есть строиться на принципиально других позициях, а не предлагать использовать в рамках старой программы

новое (модное) содержание. Принято условно считать, что привнесение в программу изменений менее 50% является ее модификацией, то есть видоизменением в зависимости от существующих условий. Если изменения охватывают от 50 до 75% материала экспериментальной и лишь более 75% (то есть, по сути, совершенно новое видение деятельности) — авторской. Рассмотрение с этих позиций программ по физической культуре дошкольников, появляющихся в печати, показывает, что большинство из них вариации известных программ, а приписка «авторская» — лишь

дань моде.

    Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация».

    Новшество — это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности в образовании.

    Новация — это первая реализация новшества в естественных условиях, т. е. новация — это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной работы.

   Инновация — это внедренное, распространенное в практике образования новшество.

    Особенности распространения новшества заключаются в следующем:

  • новшество адекватно осознается не сразу;
  • готовность новшества к распространению связана с наличием

образца;

  • новшество в процессе распространения меняется, превращаясь в

семейство схожих инноваций, воспринимаемых специалистами первоначально как одно и то же, и только затем дифференцируемых;

  • общественные настроения и общественное мнение выступают

катализаторами распространения новшества.

    Следует отметить, что появление и распространение новых технологий, методик, программ в физической культуре носит преимущественно стихийный характер и часто сопровождается созданием вокруг некоторых из них искусственной атмосферы ажиотажа и сенсационности.

    Как уже отмечалось, наибольшей популярностью на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками пользуются технологии, мигрирующие из фитнеса. Это происходит за счет их широкой рекламы в средствах массовой информации.

Несколько меньшее внимание педагогов, организующих двигательную деятельность дошкольников, привлекают реабилитационные технологии, хотя и они достаточно часто включаются в физкультурные занятия.

     К сожалению, непосредственно инновационные образовательные технологии (например, технологии обучения прыжкам, метанию, лазанию и т. п.) очень редко используются в дошкольном учреждении, хотя достаточно часто они являются предметом научных исследований. Однако после защиты диссертации автор не всегда имеет возможность их продвижения на рынке образовательных услуг. Эти технологии не обсуждаются на страницах популярных изданий, не рекламируются методическими службами, обеспечивающими повышение квалификации педагогов. В то же время именно этитехнологии, как правило, научно обоснованы, экспериментально проверены в дошкольных учреждениях и эффективность их доказана.

      В этой связи специалист по физической культуре дошкольников должен четко осознавать, насколько предлагаемая инновационная технология решает задачи образовательного процесса и может быть использована на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.

     В практике физкультурно-оздоровительной работы современного дошкольного учреждения наиболее часто используются фитнестехнологии: ритмическая гимнастика, игровой стретчинг и фитбол .

     Комплексы ритмической гимнастики могут включаться в утреннюю гигиеническую гимнастику, в физкультминутки.

     На физкультурных занятиях комплексы ритмической гимнастики используются во всех частях:

  • в подготовительной части они используются как общеразвивающие упражнения;
  • в основной части решают задачи развития чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и т. п.;
  • в заключительной части способствуют релаксации, снятию

утомления от занятия.

      Комплексы ритмической гимнастики часто используются на физкультурных праздниках. Педагог может подготовить показательные выступления с участием отдельно девочек и отдельно мальчиков. В этом случае характер подбираемых упражнений и музыкального сопровождения решает задачу формирования у детей соответствующего полу ролевого поведения.

     Стретчинг используется в дошкольном учреждении, как правило, на физкультурных занятиях. В зависимости от задач занятия упражнения стретчинга могут включаться в подготовительную часть для разогревания отдельных групп мышц, в основную часть для развития гибкости и как релаксирующая процедура в заключительной части занятия. В дошкольных учреждениях используется, как правило, методика игрового стретчинга, где каждому упражнению соответствует

образ животного или сказочного героя.

     Фитболы большие мячи сегодня можно встретить почти в каждом дошкольном учреждении. Современные надувные мячи имеют разные размеры и формы. Одна из модификаций мяч с ручками (хоп), предназначен в большей степени для выполнения

прыжков. На физкультурном занятии фитбол может использоваться как предмет, как опора, как тренажер и т. п. Хопы широко применяются в эстафетах и играх. Из упражнений на мячах педагог может составить танцевальные комплексы для выступлений детей на физкультурных праздниках.

     Отдельные упражнения стретчинга и фитбола используются на занятиях лечебной физкультурной.

     Инновационные педагогические технологии вносят разнообразие в физкультурные занятия. Однако специалисту по физической культуре следует помнить, что неправильное применение новых технологий может нарушить процесс нормального развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике.

Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике....

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...

«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возмо...

Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет (игровые технологии с использованием мнемотаблиц)

 Технологическая карта НОД  по развитию речи составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии   использов...

Использование на физкультурных занятиях инновационных педагогических технологий

В современном дошкольном учреждении все чаще на занятиях физическими упражнениями используются инновационные педагогические технологии. При разработке методических подходов их использования с учетом о...

Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 3 – 4 лет (игровые технологии). Тема: "Дикие животные зимой"

Тема: Дикие животные зимой.Культурная практика: познавательная деятельность. Культурно-смысловой контекст: познавательные игры.Образовательная область: познавательное развитие. Цель: формиро...