Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет (игровые технологии с использованием мнемотаблиц)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

   Технологическая карта НОД  по развитию речи составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии   использованы игровые технологии.  Дети могут пересказывать художественное произведение, передавая содержание сказки с помощью мнемотаблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

с использованием инновационных педагогических технологий

для детей 5 – 6 лет

 (игровые технологии с использованием мнемотаблиц)

Воспитатель: Попова А.В.

Тема: Пересказ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Культурно-смысловой контекст: рассказывание сказки, используя мнемотаблицу.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: формирование познавательно – речевого развития  в процессе обобщения и закрепления знаний по лексической теме «В гостях у сказки» в игровой и коммуникативной деятельности.

Задачи:  пересказывать художественное произведение, передавая содержание сказки с помощью мнемотаблицы;  подбирать слова – признаки, слова – действия, согласовывать прилагательные с именем существительным; различать жанры художественной литературы: сказки (русские народные, авторские); координировать речь с движениями;

внимательно слушать и выполнять задания в работе с дидактическими играми; проявлять интерес к работе со словесными играми, уметь дополнять ответы товарищей при необходимости.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка, непосредственно образовательная деятельность.                                                                                                                                                                                           

Предполагаемый результат: дети могут  использовать мнемотаблицу при рассказывании сказки, называть слова, отвечающие на вопросы: какие?, какая?, что сделали?, что делали?, узнавать и называть сказки.

Оборудование: шкатулка, картинки (или слайды) по сказкам, предметы из сказок, музыкальное сопровождение.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты              

1.Вводная часть

Мотивационный этап. Организационный момент

Приглашение к деятельности.

-У нас появился этот замечательный сундучок.

Это  чудный сундучок,

А на нем висит замок.

Как же нам открыть его открыть?

Как узнать, что там лежит?

Если в щелку заглянуть,

Посмотреть внимательно,

То узнать об этом мы

Сможем обязательно!

-Хотите узнать, что там? Как можно его открыть?

Коммуникативная

Обнаруживают шкатулку, внимательно слушают стишок, отвечают на вопросы.

Сюрпризный момент

Предлагается отгадать загадку:

Плохой герой наденет маску,

Бывает разная развязка.

Даю последнюю подсказку,

Все дети на ночь любят ...

Сундучок отрывается. Обратить внимание детей, что находится в сундучке. Письмо с заданием.

Игровое упражнение «Вопрос - ответ».

Актуализация знаний с помощью вопросов.

1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка ,мышка)

3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)

4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)

6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)

8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)

11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)

12. Какая избушка была у лисы? (ледяная)

13. Что нашли два медвежонка в лесу? (головку сыра)

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Проявляют интерес с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента.  

Дети рассуждают, высказывают предположения.

Формулируют ответы, погружаются в проблемную ситуацию.

Постановка детской цели.

В сундучке также   книга и мнемотаблица по венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка»

С помощью вопросов выясняется у детей, что предстоит  сделать.

Коммуникативная.

Отвечают на вопросы. Понимают цель занятия.

2. Основной этап

Применение знаний и умений в условиях выполнения игр, упражнений и заданий.

Игровое упражнение: «Угадай сказку».

Первое:

Задание: дети по одному выражению героев определяют и называют сказку.

«Паука-злодея зарубите!» («Муха-Цокотуха», К.Чуковский)

« Ваша мама пришла, молока принесла» (Волк и семеро козлят)

«Не ешь меня, я тебе песенку спою» (Колобок)

«Дёрне за веревочку, дверь и откроется» («Красная Шапочка», Шарль Перро)

 «Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок» (Маша и Медведь)

Второе:

Задание: дети по предмету (или герою) из сказки определяют и называют сказку.

Картинки или слайды:

- золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);

- печка, яблоня, река («Гуси-лебеди»);

- хрустальная туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);

- аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);

- шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);

- головка сыра («Два жадных медвежонка»)

Чтение сказки «Два жадных медвежонка».

Задание: внимательно слушать, запомнить, о чем говорится.

Беседа по содержанию сказки.

Словесная игра: «Какие? Какая?»

Задание: назвать несколько слов – определений, описывающих медвежат и лису, начиная со слов: медвежата какие? лиса какая?

Словесная игра: «Что сделали?»

Задание: подобрать, назвать слова, отвечающие на вопрос: что делали?, что сделали?.

Физминутка.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так, вот так головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали.

Вот так, вот так дружно дерево качали.

А потом они ходили и из речки воду пили.

Вот так, вот так и из речки воду пили.

А потом они плясали, лапы выше поднимали.

Вот так, вот так лапы выше поднимали.

 Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

-Что обозначают изображения на данной таблице. Чем она может помочь?

 Задание: пересказ сказки, используя данную таблицу.

Игровое упражнение «Придумай добрый конец сказки».

Задание: придумать новый конец для данной сказки.

- Сказка о медвежатах окончилась печально. Давайте придумаем счастливый финал к этой сказке.

Варианты концовки:

1. Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр. И мама научила их делиться поровну.

2. Медвежата сказали лисе вежливые, ласковые слова, и она не стала их обманывать.

3. Братья позвали своих друзей и поделились с ними сыром.

- Молодцы, ребята! Теперь сказка получилась доброй. Вы помогли глупеньким медвежатам понять, что жадным быть нехорошо.

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Коммуникативная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Познавательная.

Двигательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Коммуникативная.

.

Называют сказку, определяют, авторская  или народная. Называют отличительные признаки литературных произведений, делают выводы. Строят правильно предложения, дают полные ответы на вопросы.

Уточняют имеющиеся знания о сказках.

Слушают, проявляют интерес.

Отвечают на вопросы по содержанию.

Подбирают слова – признаки к словам: лиса, медвежата, согласовывая существительное и прилагательное в единственном и множественном числе.

Подбирают слова – действия к слову медвежата.

Выполняют движения соответственно текста, проговаривая слова.

Рассматривают таблицу, разбирают то, что изображенное на ней обозначает. Передают содержание сказки, используя схему мнемотаблицы.

Предлагают своё окончание сказки с хорошим концом, правильно строят предложения. Дополняют ответы детей.

3. Заключительный этап. Осмысление.

(рефлексия)

- Что вы делали? Для чего вы это делали? Какое задание вам больше всего понравилось? Чему учит эта сказка?

Молодцы! Вы хорошо поработали и справились с заданием.

Вы рассказали сказку и поняли, что нельзя быть жадными, лучше быть дружными.

Предлагаю выбрать пословицу, которая подходит к этой сказке:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не было бы зла, да жадность подвела.

Коммуникативная.

Радуются проделанной работой.

Рассуждают, объясняют свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта "Использование инновационных педагогических технологий"

Использование пед.технологии "Дифференцированный подход к обучению и воспитанию дошкольников"...

Технологическая карта занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы

Тема: Путешествие в осенний лес.Цель: Обобщить знания по теме «Осень» с использованием здоровьесберегающих технологий.Задачи:Образовательные:- Обобщить знания детей о признаках осени;- Закрепить назва...

Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...

«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возмо...