Методическая разработка "Пчелы"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Макарцов Константин Викторович

методическая разработка для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_pchely.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Народная казачья игра

«Пчёлы»

 

Пояснительная записка к игре

Игра была спутником человека с незапамятных времён. Люди всегда зависели от природы, поэтому предметом изображения в играх был животный и растительный мир. В нашем современном мире подвижные игры не потеряли актуальности. Поэтому подвижные игры являются одним из важнейших условий всестороннего развития ребёнка. В процессе насыщенной, эмоциональной игры происходит формирование качеств личности, умственное и физическое развитие ребёнка.

В образовательном процессе  педагоги нашего  ДОУ   широко используют в своей деятельности народные подвижные игры.  Одной из особенностей народных подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Описание   исходного варианта игры

Источник игры:

  • Громова О. Е. Спортивные игры для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.
  • http://vospitateljam.ru/veselye-pchelki/

Цель: Развивать двигательную активность детей, ловкость, координацию движений, умение действовать по сигналу, развивать творческие способности, формировать интерес к подвижным играм, развивать умения выполнять движения в соответствии с  текстом, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу, интерес к родной природе.

Количество игроков:  вся группа детей

Ход игры:

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчѐл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчѐлки яровые,

Крылья золотые,

Что же вы сидите,

В поле не летите?

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок?

Аль вас дождичком сечѐт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелѐные!
Пчѐлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчѐл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, бегают в разных направлениях по площадке (залу). Пчѐлы бегут за ними, стараясь «ужалить». Ужаленные Сторожа отходят в сторону. Игра заканчивается по сигналу Цветка.

Методические указания:

  •  Сторожа не размыкают руки
  •   Пчёлы долго не стоят за кругом
  •   Сторожа не продолжают  игру, после того как их «ужалили» Пчёлы

Описание модифицированных вариантов игры

Вариант 1 (упрощённый)

Возраст детей: 3-4 года

Цель: формировать интерес к подвижным играм, поддерживать стремление играть со сверстниками, развивать ориентировку в пространстве, ловкость, умение действовать по сигналу, развивать творческие способности.

Материалы и оборудование: ободки-Пчёлки, браслеты – Цветы на руки, шляпа для Сторожа, обручи по количеству детей.

Ход игры

Дети – Пчёлки встают в обручи («ульи»), разложенные на одной из сторон площадки. Воспитатель – Цветок стоит в центре площадки, инструктор по физической культуре – Сторож стоит на противоположной стороне площадки.

Цветок произносит слова:

Пчѐлки яровые,

Крылья золотые,

Что же вы сидите,

В поле не летите?

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок?

Аль вас дождичком сечѐт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелѐные!

 После произнесённых слов Пчёлки вылетают на лужок, под музыку танцуют с Цветком. Музыка заканчивает играть  появляется Сторож и   ловит Пчёлок. Пчёлки залетают в любой «улей».

Методические указания

Пчёлки вылетают только после  произнесённых слов Цветком

Пчёлки не танцуют рядом с «ульями»

Инструктор и воспитатель следят за тем, чтобы дети не наталкивались друг на друга, при необходимости помогают ребёнку найти свободный домик

Усложнения

Пчёлки залетают в свой  «улей»

Вариант 2

Возраст детей: 4-5 лет.

Цели: Развивать у детей выносливость, активность, творческое мышление, сообразительность. Воспитывать смелость и ловкость. Научить двигаться в соответствии с текстом; бегать, не попадаясь ловящему и не толкаясь, делать глубокий вдох носом и медленный плавный выдох через рот, укреплять дыхательную мускулатуру. Развивать навыки лазанья.

Материалы и оборудование: Ободки-пчёлки, браслеты – цветы на руки, банданы.

Ход игры

Игра проводится в зале или на спортивной площадке. В игре участвует вся группа детей. Дети делятся на Пчёл и Сторожей. На полянке разложены цветы. «Улей» находится на одной из сторон площадки – там живут Пчёлы. В другом конце «дом» - там обитают Сторожа. В середине «луг» - на нем цветы.  

Сторожа, взявшись за руки, заводят хоровод и говорят слова (текст песни см. в исходном варианте игры). С первыми словами пчелы  подлезают под натянутый шнур на высоте (вылетают из летка). Каждая Пчела танцует свой танец на лугу (вокруг цветов). По окончании текста Сторожа ловят Пчёл. Пчёлы проползают под шнуром (влетают в «улей»).

Методические указания

Подлезания выполняются любым способом по выбору детей

Дети танцуют до конца текста

Воспитатель и инструктор следят за правильным выполнением действий детьми

Усложнение: прыжки через верёвку

Вариант 3.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цели:  Развивать    выносливость,    активность,    творческое   мышление, сообразительность. Воспитывать смелость и ловкость. Научить двигаться в соответствии с текстом; бегать, не попадаясь ловящему и не толкаясь; видеть  своего партнера, быть внимательными.

Материалы и оборудование: Ободки-пчёлки, браслеты – цветы на руки, банданы.

Ход игры

Игра проводится в зале или на спортивной площадке. Участвует вся группа.

Дети делятся на три равные группы: Сторожа, Пчёлы, Цветы (при необходимости участвуют воспитатель и инструктор).   На одной стороне зала (площадки) шеренгой стоят Сторожа. Впереди, на расстоянии 1-1,5 м спиной к ним выстраиваются Пчелы (у каждого Сторожа своя Пчела). На противоположном конце зала стоят соответственно Цветы.

Сторожа, прихлопывая в ладоши, проговаривают нараспев текст песни (см. в исходном варианте).

После речевки Пчелы бегут к цветкам, а Сторожа стараются их поймать - до тех пор, пока Пчелы не дотронулись до Цветков. Во время первой пробежки каждый Сторож ловит «свою» Пчелу.  Затем   игроки меняются ролями.

Методические указания:

  • Инструктор по физической культуре и воспитатель следят, чтобы Сторожа до конца проговаривали текст.  
  • Пчелы начинают бег только после последнего слова.  
  • Чтобы пойманные пчёлы вернулись в игру дети придумывают задания (прыжки, приседания и т.д.)

Усложнение:

Пчёлы и Сторожа передвигаются на четвереньках

Вариант 4

Возраст детей: 5-7лет.

Цели: Развивать у детей выносливость, активность, творческое мышление, сообразительность. Воспитывать смелость и ловкость.  

Материалы и оборудование: ободки-пчёлки, браслеты – цветы на руки, банданы.

Ход игры

Дети делятся на две группы. Одна группа – Цветы, вторая – Пчёлы. Пчёл должно быть на одну больше, чем Цветов. Под лёгкую музыку Пчёлы резвятся в центре зала (площадки). По окончании музыки Пчёлки разбегаются к   Цветочкам (встают за ребёнком). Пчёлка, оставшаяся лишней, произносит слова «Раз, два, три – беги!» После произнесённых слов Пчёлки меняются Цветочками, а лишняя спешит занять себе место.

Методические указания

  • Инструктор по физической культуре и воспитатель следят, чтобы Сторожа до конца проговаривали текст.  
  • Пчелы начинают бег только после последнего слова.  
  • При движении дети не наталкиваются друг на друга.

Усложнения

Пчёлки могут самостоятельно договориться о движении, которое будут выполнять (прыжки, ползание определённое движение)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...