Проявление самостоятельности и инициативности детей через подготовку и проведения спортивного праздника здоровья
статья по физкультуре (подготовительная группа)

В статье расказывается о том, как через подготовку к спортивному празднику развивать самостоятельность и инициативность детей в двигательной активности. Даются рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_avgustovskaya_koferentsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 24»

Проявление самостоятельности и инициативности детей через подготовку и проведения праздника здоровья

Подготовила: инструктор по физической культуре

 I квалификационной категории  Волощук Н.В.

Начать свое выступление хочу со слов древних индийцев, которые говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо  «побуждать детей к  инициативности и самостоятельности».

           Самостоятельность  –  это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

         Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Обучение детей основным видам  движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки, приобретенные на занятиях физической культуры, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение, самостоятельно выбрать способ движения, быстро ориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно – вот основы двигательной самостоятельности.

Совершенствование двигательной активности и самостоятельности осуществляется путем организации различных форм работы по физическому воспитанию детей. Это и физкультурные занятия, и подвижные игры, и физкультурные паузы, и самостоятельные физические упражнения-игры в повседневной жизни, вечера физкультурных развлечений или физкультурные досуги и праздники. Каждая из этих форм выступает самостоятельно, и вместе с тем все они тесно связаны между собой и составляют единую систему мероприятий, дающих возможность судить по усвоению детьми учебного материала и об умении его использовать.

Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

Праздник – это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настройка на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу. Важнейший итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, формирует у  дошкольников самостоятельность и инициативность.   

Сегодня мне хочется поделиться  мероприятием, которые я провожу ежегодно 7 апреля – это всемирный день здоровья. Спортивный праздник «Веселый стадион», в котором принимают участия все желающие дети старшего дошкольного возраста.

В нашем саду уже 5 лет проводится этот замечательный спортивный праздник, который стал нашей традицией.

С чего мы начинаем?

После окончания физкультурного занятия во всех старших и подготовительных группах,  я объявляю о предстоящем празднике на весенней недели здоровья, и предлагаю детям участие в нем. Когда все желающие определились, тогда я собираю их в спортивном зале, где объясняю, чем мы будем заниматься и что необходимо для подготовки к празднику.

Шаг первый - ВЫБОР оборудования и музыкального сопровождения.

Начинаем подготовку к празднику с выбора спортивного оборудования.

Перед детьми раскладываю несколько видов спортивного оборудования: палки, ленты, обручи, скакалки, а также нестандартное спортивное оборудование, которое изготавливаю сама или родители детей.

После того как ребята выбрали, с чем они хотят работать, образуется несколько групп, каждая группа, выбирает  музыкального сопровождения. Если в группе мнения расходятся, то с помощью голосования выбирается музыкальная композиция и совместно с детьми, начинаем придумывать движения под музыку.

Шаг второй: НАБРОСОК ТАНЦА

На этом этапе каждый ребенок может проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе того или иного движения, все это обсуждается совместно с партнерами по спортивно – танцевальной композиции и приходим к единому мнению. Когда танец построен, остается его только отрепетировать.

Шаг третий. ОТРАБОТКА ДВИЖЕНИЙ И СИНХРОНОСТИ.

На этом этапе выбираются лидеры, которые показывают движения, придуманные детьми. Иногда бывает, что во время репетиций дети дополняют или изменяют движения по своей инициативе.

Шаг четвёртый. ПОДБОР  И ПОДГОТОВКА КОСТЮМОВ.

Раскладываем  на столе имеющиеся костюмы, чтоб видели все. Смотрим, обсуждаем. Приходим к единому мнению, иногда это просто одинаковые футболки, иногда это определенные цвета юбок  и т.д. Иногда приходится обращаться к нашим любимым родителям за помощью в приобретении каких либо вещей, а также приготовлении костюма к выступлению (постирать, отутюжить).

Шаг пятый – ИТОГ (праздник).

Приглашаем зрителей (родители, дети, педагоги).

О времени проведения и программе предстоящего Дня Здоровья, дети и родители извещаются заранее.

Хочется подчеркнуть, что День Здоровья  в виде cпортивно-физкультурного праздника способствуют не только физическому развитию детей, но и их нравственному воспитанию, формируют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей общими целями.

В заключении хочется подчеркнуть, что вся работа по проведению спортивно-физкультурного  праздника  в детском саду направлена на решение задачи воспитания у детей интереса к физической культуре, а также побуждению дошкольников к самостоятельности и инициативности.

 При этом мы учитываем, что наибольшие успехи в ней могут быть достигнуты только при условии сотрудничества детского сада и семьи.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности.

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления[1] (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
  2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  8. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Организация и проведение спортивных праздников в ДОУ: Седьмое апреля - всемирный день здоровья"

Методическая разработка: "Организация и проведение спортивных праздников в ДОУ: Седьмое апреля - всемирный день здоровья"...

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...

Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»

Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста....

Презентация "Игра – как средство самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста"

laquo;Игра – как средство самостоятельности  и инициативности детей дошкольного возраста»...

План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников

План совместной деятельности воспитателей и детей по подготовке и проведению экологических праздников...