Мастер- класс по теме: "Фитбол - в физическом воспитании дошкольников"
методическая разработка по физкультуре

Татьяна Валерьевна Тиунова

В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнесс технологий. Использование фитбол мяча на занятиях и в кружновой деятельности способствует укреплению здоровья детей, профилактике нарушения осанки, развитию двигательных способностей, музыкальности и  ритмичности. Целью мастер-класса является познакомить родителей с инновационной  техникой оздоровления детей  - фитбол гимнастикой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_fitbol_v_fv_doshkolnikov.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для родителей старшей группы по теме:

«Фитбол - в физическом воспитании дошкольников»

Цель: Познакомить родителей с инновационной техникой оздоровления детей дошкольного возраста  – фитбол гимнастикой

Задачи мастер- класса:

  • Дать представление о фитболах, как средства укрепления здоровья детей;
  • Познакомить родителей с основными требованиями к занятию и этапами обучения дошкольников фитбол - гимнастикой;
  • Выполнить музыкально - ритмическую композицию «Буратино»  с использованием фитбол мячей;
  • Показать основные упражнения с фитболами
  • Выполнить релаксирующую гимнастику под музыку «Аленький цветочек»

Ход мастер - класса

Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Сидящему на мяче ребенку необходимо постоянно удерживать равновесие, и в этом процессе задействовано множество мышц. Колебания мяча стимулируют работу внутренних органов. Так же импульсы получает и головной мозг, в результате чего ускоряется выработка новых условно — рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей.

Фитбол -  гимнастика позволяет осуществлять профилактическую работу по коррекции отклонений в здоровье детей в игровой и занимательной форме.

 Преимущества фитбол мяча:

Легкость — имеет незначительный вес (в сравнении с гантелями, однако рассчитан на статические нагрузки до 300 кг;

Мобильность – можно легко перемещать по залу/квартире без посторонней помощи;

Безопасность – легко сдувается и надувается и снабжен антиразрывной системой ABS (при порезе не взрывается);

Функциональность – позволяет выполнять огромное количество упражнений;

Многозадачность – позволяет развить много функциональных качеств: силу, гибкость, стройность и т. д. ;

Нет возрастных ограничений – подходит как пожилым (реабилитация после травм, детям (в т. ч. грудничкам, так и беременным женщинам;

Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств, могут иметь различную направленность:

• для укрепления мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса,

• для укрепления мышц спины и таза, мышц ног и свода стопы,

• для увеличения гибкости и подвижности суставов,

• для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата,

• для развития ловкости и координации движений,

• для развития пластики и музыкальности,

• для расслабления и релаксации и др.

Основные требования к занятию по фитбол - гимнастике:

1.Правильно подобранный размер мяча:

3-5 лет – 45 см;

6-7-10 лет – 55 см;

При росте 150-165 см подходит мяч 65 см

2. Мяч должен быть упругим (на этапе начального обучения не перекачивать)

3. Следить за осанкой

4. Одежда должна быть удобной

5.Знать приемы самостраховки

Этапы обучения фитбол – гимнастикой:

1. Этап начального обучения упражнения;

2. Этап углубленного разучивания упражнения:

3. Этап закрепления и совершенствования упражнения.

На начальном этапе создается предварительное представление об упражнении. На этом этапе рассказывают, объясняют и показывают упражнение,  дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение. Название упражнения создает его образ, поэтому стараюсь под ритм выполнения упражнения разучивать четверостишья, потешки. Показ должен быть ярким, выразительным и понятным, в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, что ребенок получил при просмотре, в дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка термина сразу же воссоздает образ движения.

Положительные эмоции при игровом методе обучения, похвала активизируют работу сердца и нервную систему ребенка. Нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. На данном этапе дают детям представления о форме и физических свойствах футбола, обучают правильной посадке на мяче, знакомлю с правилами работы с большим мячом. Учу основным исходным положениям фитбол-гимнастики. Для решения этих задач применяют упражнения:

 - поглаживание, похлопывание, отбивание мяча на месте и с различными видами ходьбы и бега, с прокатыванием мяча по полу. С подбрасыванием и ловлей мяча. В работе используют стихи, потешки, простейшие музыкальные композиции «Облака», «Буратино», «Кошки - мышки»…

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.

На данном этапе обучают детей сидя на мяче самостоятельно проверять правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу). Упражняют в прыжках на месте с мячом в руках на одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучают свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах, с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола. Более сложным упражнениям с исходными положениями: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, руки крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу… Дети выполняют общеразвивающие упражнения в едином для всей группы темпе.

Этап закрепления и совершенствования - характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяются все предыдущие методы, однако ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой. Совершенствуется качество, техника выполнения упражнений из различных исходных положений.  

Занятие по фитбол гимнастике составлено из трех частей: подготовительная, основная и заключительная. Наличие этих частей и расположение их в этой последовательности обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособность и логикой развертывания учебно – воспитательного процесса в двигательной деятельности.

• Ожидаемые результаты:

Воспитанники приобретают знания:

• о разных комплексах упражнений на мячах;

• о правилах работы на больших мячах.

• о форме и физических свойствах футбола.

• у воспитанников формируются представления:

 - о занятиях на футболе, как одним из видов гимнастики на мячах;

- об истории развития футбола;

У воспитанников развиваются умения:

• выполнять упражнения из разных исходных положений и в паре со сверстниками;

• проверять результаты собственных действий;

• управлять своей деятельностью.

• тренировать способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику;

• поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами.

• Танцы  на фитболах

 

Практическая часть

Звучит музыка родители встают друг за другом и выполняют разновидности ходьбы с мячом по кругу:

Мяч вверх, на носочках

Мяч перед собой, ритмичная работа рук на каждый счет

Мяч в прямых руках перед собой, на пяточках

Разновидности бега

Прокатывание мяча двум руками

Прокатывание мяча левой, правой рукой

Подскоки, по сигналу сесть на мяч и выполнять «пружинку»

Ходьба, восстанавливающая дыхание. Родители распределяются свободно по спортивному залу.

 Выполняют комплекс музыкально - ритмической гимнастики:

«Буратино»

На проигрыше: И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Подпрыгивать на месте. -8раз

И. п. -то же, руки в стороны. Сжимать и разжимать пальцы. -8раз.

Кто доброй сказкой входит в дом, - И. п. -то же, руки внизу. Поднять плечи и опустить.

Кто с детства каждому знаком, - И. п. -то же, руки внизу. Поднять плечо правое (левое) с поворотом головы.

Кто не ученый, не поэт, - И. п. -то же, руки внизу. Круговые движения плеч вперед (назад)

А покорил весь белый свет. И. п. -то же, руки внизу. Круговые движения плеч вперед (назад)

Кого повсюду узнают, И. п. -то же, руки внизу. Круговые движения плеч вперед (назад)

Скажите, как его зовут? И. п. - то же, руки внизу. Круговые движения плеч вперед (назад)

Бу-ра-ти-но, - И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Правую (левую) руки в стороны, сгибая в предплечье, поставить правую (левую) ногу в сторону на пятку.

Бу-ра-ти-но. И. п. - сидя на мяч. Шагаем на месте.

На проигрыше: И. п. - встать и обойти вокруг мяча, сесть и подпрыгивать, руки на поясе.

На голове его колпак, И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Бедрами вправо (влево).

Но околпачен будет враг, И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Бедрами вперед (назад).

Злодеям он покажет нос, И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Круговые движения бедрами.

И рассмешит друзей до слез. И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Круговые движения бедрами.

Он очень скоро будет тут, И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Круговые движения бедрами.

Скажите, как его зовут? И. п. - сидя на мяче, руки на поясе. Круговые движения бедрами.

Бу-ра-ти-но, И. п. - сидя на мяче, руки на мяче. Ноги врозь вперед, руки через стороны вверх с хлопком, и. п.

Бу-ра-ти-но. И. п. - сидя на мяч. Шагаем на месте.

Он окружен людской молвой, И. п. - встать на четвереньки, руки на мяче. Поднять правую (левую) ноги назад.

Он не игрушка, он живой, И. п. - .- встать на четвереньки, руки на мяче. Поднять правую (левую) ноги назад, рука правая (левая) вперед.

В его руках от счастья ключ, И. п. - лежа на животе, на мяче, руки на мяче, Перекаты вперед, упор рук на пол, назад, упор ног.

И потому он так везуч. И. п. - лежа на животе, на мяче, руки на мяче, Перекаты вперед, упор рук на пол, назад, упор ног.

Все песенки о нем поют, И. п. - лежа на животе, на мяче, руки на мяче, Перекаты вперед, упор рук на пол, назад, упор ног.

Скажите, как его зовут? И. п. - лежа на животе, на мяче, руки на мяче, Перекаты вперед, упор рук на пол, назад, упор ног.

Бу-ра-ти-но, И. п.- стоя, мяч внизу в руках. Полуприсед, мяч вверх.

Бу-ра-ти-но, И. п.- стоя, мяч внизу в руках. Полуприсед, мяч вверх.

Бу-ра-ти-но, И. п.- стоя, мяч впереди, руки вытянуты. Волнообразные движения мячем вправо (влево).

Бу-ра-ти-но. И. п- стоя, мяч впереди, руки вытянуты. Волнообразные движения мячем вправо, влево).

Берут коврики выполняют комплекс корригирующих упражнений (см. карточку)

Релакс под музыкальное сопровождение «Аленький цветочек». Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Использование степ – аэробики в физическом воспитании дошкольников»

На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых яв...

Мастер класс "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой....

мастер класс дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников

Спортивные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой. Применение дидактических спортивных игр как на физкультурных занятиях, так и во...

Мастер-класс для родителей на тему: «Физическое воспитание дошкольников»

Мастер-класс для родителейТема: «Физическое воспитание дошкольников»...

Презентация на тему "Фитбол - гимнастика как форма занятия по физическому воспитанию дошкольников"

Фитбол -гимнастика решает многие задачи: учиться выполнять упражнения в разных исходных положениях; укреплять различные группы мышц;Формировать правильную осанку...