Гимнастика - пятиминутка для детей младшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (младшая группа)

Суркова Лилия Анатольевна

Гимнастика - пятиминутка. Дыхательная и пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatiminut-ka_5_ml._-_srednyaya.docx121.76 КБ

Предварительный просмотр:

             Комплексы пальчиковых и дыхательных гимнастик

                                  для детей  средней группы.

Гимнастика – пятиминутка             Средняя                           Сентябрь

3 неделя                                   Тема: «Овощи и фрукты»

1.Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Как у нашей Зины фрукты в корзине:  

(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!  

(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)

Вкуснее наших фруктов нет!  

(Гладят живот.)

2.Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,  

Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.

(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая,                                                 пальцы на другой руке.)

Запомнил ягоды я наконец

Что это значит?

(Приподнимают плечи, удивляются.)

Я – молодец!    

(Большой палец вытягивают вперед

3. Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),     Крепче ты, дружок, держись.

Качели вниз (выдох),

4..Дыхательная гимнастика “Щука”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра

         Щука в омуте жила,                Щи готовила гостям,

         Воду щеткою мела.                  Угощение лещам.
                                           

                                                                                                                                 

Гимнастика – пятиминутка                Средняя                       Сентябрь

4 неделя        Тема: «Мой любимый детский сад». Игрушки. Игрушки.

1.Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

В нашей группе все друзья.    ( Ритмично стучат кулачками  по столу, 

Самый младший — это я.        Разжимают пальчики поочередно

Это Маша,                                  начиная с  мизинца). 

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

2.Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики»

Наши девочки и мальчики               (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики              (прыгают)

Головой слегка качают                      (качают головой)

И красиво приседают                         (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так     (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так      (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так    (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем                         (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим.                         (Шевелят пальчиками)

3. Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на

пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой

 с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного

сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

4. Дыхательная гимнастика “Часики”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).

                                                                Тик – так, тик – так,
                                                               Ходят часики вот так:
                                                               Наклон влево, наклон вправо,
                                                               Наклон влево, наклон вправо.

Гимнастика – пятиминутка                  Средняя                           Октябрь

1 неделя              

                             Тема: «День добра и уважения к старшим».

1.Пальчиковая гимнастика «Доброта»

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.    

Если пальчики заплачут –       

пальцы плотно прижимаем к ладони

Их обидел кто-то значит.

трясем кистями.

Наши пальцы пожалеем –

«моем» руки

Добротой своей согреем.

дышим на них

2.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе                  

 Девочки и мальчики.

(Хлопают в ладоши.)

Мы с тобой подружим

Мы с тобой подружим

(Стучат кулачками друг об друга.)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем снова мы считать.

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять  

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др.

3.Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

4. Дыхательная гимнастик “Щука”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра

                                                                 Щука в омуте жила,

                                                                 Воду щеткою мела.
                                                                Щи готовила гостям,
                                                                Угощение лещам.

Гимнастика – пятиминутка               Средняя                        Октябрь

2 неделя                                  

                                                 Тема: «Осень золотая»

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Солнышко греет уже еле-еле

Перелетные птицы на юг улетели;      

Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.

(Поочередно соединяют, начиная с больших,
пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре -      

(Руки сжимают в «замок»).

Река покрывается льдом в ноябре -      

(Разводят руками перед собой.)

2.Пальчиковая гимнастика «Осень»

Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля

(Поочередно соединяют, начиная с больших,

пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре -      

Поздняя осень стоит на дворе.             

(Руки сжимают в «замок»).

(Разводят руками перед собой.)

3.Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

4. Дыхательная гимнастика “Листочки”

Как подул холодный ветер —
В воздухе осеннем полетели, 
   закружились осенние листочки.

Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.

5. Дыхательная гимнастика “Ветер”

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. 

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...

Активный выдох.

Гимнастика – пятиминутка                  Средняя                       Октябрь

3 неделя                            

                                                 Тема: «Я вырасту здоровым!»

1.Палчиковая гимнастика «Десять крепких ребят»

Эти два - всему указки            (сжать пальцы в кулак) . 

Все покажут без подсказки    (показать два указательных пальца,

Пальцы - два середнячка       (придержать их большими пальцами)

Два здоровых бодрячка         (показать два средних пальца,)

Ну, а эти безымянны молчуны,  (придерживать их большими пальцами) .

всегда упрямы.                      (Показать безымянные пальцы

Два мизинца-коротышки      остальные придерживать большими пальцами) .

Пальцы главные средь них  (показать мизинцы, остальные придерживать ) .

Два больших и удалых.,       (показать два больших пальца, остальные в кулаки      

2.Пальчиковая гимнастика «Я вырасту здоровым!»

Чтоб болезней не бояться       Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны. 

Надо спортом занимать          Сжимаем и разжимаем кулаки.

Играет в теннис теннисис      Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

3.Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

4. Дыхательная гимнастика “Солнышко и тучки”

                                                              Небо хмурится с утра,
                                                             Надо солнышку помочь.
                                                             Ветерком стану я,
                                                             Уходите, тучи, прочь.

На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи.

Гимнастика – пятиминутка               Средняя                           Октябрь 4неделя        

                               Тема: «Домашние животные и их детеныши».

1.Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами

(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)

2.Пальчиковая гимнастика «Кошечка»

У кошечки нашей есть десять котят, 

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

Сейчас все котята по парам стоят:

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Два толстых, два ловких, 

Два длинных, два хитрых,   

Два маленьких самых
И самых красивых. 

Постукиваем соответствующими
пальцами друг о друга

(от большого к мизинцу).

3.Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох –

опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

4.Дыхательная гимнастика  “Дразнилка”, “Изобрази животное”.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных

звуками и движениями:

                                                            Люблю дразнить я хрюшек,

                                                            Барашков и лягушек
                                                           И разных там зверюшек,
                                                           Весь день за ними я хожу

                                                            И все твержу,

                                                            Твержу, твержу:
                                                           Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
                                                           Бе-бе, ме-ме, ква-ква и т.д.

 

Гимнастика – пятиминутка                  Средняя                    Ноябрь

1 неделя                  

                                                      Тема: «Моя семья»

1.Пальчиковая гимнастика «Семья»

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

(хлопают в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять! 

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

(поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

(хлопают в ладоши)

2.Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,              

 Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,

(загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)

Вместе – дружная семья!

(хлопаем в ладоши)

3.Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

4.Дыхательная гимнастика “Мяч”

                                                              Будем вчетвером играть,
                                                             Мяч по полю мы гонять.
                                                             У кого мячик упал,
                                                             Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит

из игры

Гимнастика – пятиминутка                 Средняя                          Ноябрь

2 неделя                                

                                                    Тема: «Мой город»

1.Пальчиковая гимнастика «Край родной»

Здравствуй, солнце золотое!        Потянуться, растопырив пальцы

Здравствуй, небо голубое!           Помахать «небу»

Здравствуй, вольный ветерок!     Здравствуй, вольный ветерок!   

Здравствуй, маленький дубок!     Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!               «Обнимашки»

2.Пальчиковая гимнастика «Моя страна»

Посмотрю на карту я:        вытягивают вперед прямые  ладони      

Вот российская земля.      по очереди соединяют одноименные пальцы рук

Есть леса тут и озера,                       

Горы, реки и моря.   

Я люблю тебя, Россия,      крепко сжимают  в «замок» 

Ты же Родина моя!            прикладывают руки к груди 

3.Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на

пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над

головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом,

немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

4.Дыхательная гимнастика “Большой – маленький”

Детям показываются парные предметные картинки “большой –

маленький” Объясняется, что большой воздушный шар спускает

воздух со звуком ФФФФ…., а маленький со звуком ФЬФЬФЬ…..,

и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе.

Парные картинки смотрите в папке “Картинки для выработки

длительного выдоха с помощью произнесения отдельных звуков”

Гимнастика – пятиминутка                       Средняя                   Ноябрь

3 неделя                                       Тема: «Дикие животные»

1.Пальчиковая гимнастика «Дикие животный»

На лужок пришли зайчата,           (Сгибание пальцев в кулак в ритме  потешки.)

Медвежата, барсучата,                 (При перечислении животных  считать пальцы

Лягушата и енот:                            на обеих руках  поочерёдно)

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.

2.Пальчиковая гимнастика «Хитрая лиса»

Разминаем пальчики: раз, два, три!            Сжимать и разжимать пальчики. Разминаем пальчики, ну-ка посмотри!       «Бегут» по стол. Выражение лица

Вот бежит лисичка, раз, два, три!                 очень хитрое)

Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!

Лепим, лепим личико, раз, два, три!           (Движения по тексту)

Что же получилось? Ну-ка посмотри!

Хитрая лисичка-вот она!

Рыжая сестричка хороша!

Вот лисичка злая, ой-ой-ой!                           (Движения по тексту)

От нее скорее убегу домой.

У лисички нашей грустный вид,

Сидит одна лисичка и грустит.

Улыбнись лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час!

3.Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком

и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые

руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах".

 Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

4.Дыхательная гимнастика “Горох”

                                                               Что-то спряталось на дне, 
                                                              Но пока не видно мне.
                                                              На горох подую я
                                                              И скажу, что там, друзья

На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох.

Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку.

Гимнастика – пятиминутка                Средняя                          Ноябрь

4 неделя                    

                                        Тема: «Мама – словно солнышко»

1.Пальчиковая гимнастика: «Мамочка моя»

Мамочка, мамочка

Любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка,

Поочерёдно загибаем пальчики

правой руки, начиная с большого,

затем то же на левой руке

Как я люблю тебя

Правую руку сжать в кулак,

ладошкой левой крепко его обхватить

2.Пальчиковая гимнастика: «Маме помогаем»

      «Дружно маме помогаем –        Двери настежь открываем,
     Пыль повсюду вытираем.          И бегом за молоком.

      Мы белье теперь стираем          Маму вечером встречаем, 
     Полощем, отжимаем.                 Двери настежь открываем,

                              Маму крепко обнимаем». 

Движения по тексту

3.Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки

в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик,

из которого выпустили воздух.

4.Дыхательная гимнастика “Задуй свечи”

                                                                     Свечи я задуть хочу,
                                                                    Всех сейчас я научу.
                                                                    Полной грудью вдохну,
                                                                    Свечи все я потушу.

Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”.

Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.

5.Дыхательное упражнение “Аромат цветов”

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание, и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.

Гимнастика – пятиминутка                 Средняя                          Декабрь

1 неделя                    

                                              Тема: «Зима». Одежда, обувь.

1.Пальчиковая гимнастики «Стирка

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

(Последовательно соединяют пальцы

одной руки с пальцами другой руки.)

Их стирать мы тоже будем.     

(Кулачки имитируют стирку.)

2.Пальчиковая гимнастика «

Маша варежку надела:      

«Ой, куда я пальчик дела?

 (Сжать пальцы в кулачок)

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

(Все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:   

«Поглядите-ка, нашла!

(Разогнуть большой палец).

Ищешь, ищешь и найдёшь,    

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

( Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

3.Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

4.Дыхательная гимнастика “Пузырьки”

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго

5.Дыхательная гимнастика “Гудит пароход”, “Медведь ревет”

Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:

 “Ы –Ы –Ы – Ы- Ы”

Гимнастика – пятиминутка                   Средняя                             Декабрь

2 неделя        

                         Тема: «Человек среди людей» Мы такие разные.

1.Пальчикова гимнастика «Помощники»

Помощники

Раз, два, три, четыре,                     (Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:                   (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку    (Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                   (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,           (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                          (Удар кулачками друг о друга.)

2.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому   
(выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому            (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,            (названные пальцы соединяют с большим пальцем

Безымянный и последний,                на обеих руках одновременно)
С ним мизинчик-малышок  
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог.                     (кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.              
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

3.Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

4.Дыхательная гимнастика “Снегопад”

                                                                Снежинок много я собрал,
                                                               Ветерком легким стал.
                                                               Если очень постараться, 
                                                               Снежинки дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

Гимнастика – пятиминутка                      Средняя                        Декабрь

3 неделя            

                              Тема: «Птицы». Поможем птицам перезимовать

1.Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке  нашей

Прилетело? Мы расскажем

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,  

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)

Всем хватило зернышек.     

(Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки

2.Пальчиковая гимнастика «Пять воробьев»

 Пять воробьёв на заборе сидели,        Сидели втроём и немного устали,

 Пять воробьёв на заборе сидели,        Один улетел, а двое остались.

  И пели, пока не сморила усталость,   Сидели вдвоём и снова скучали

 Один улетел, а четверо осталось.        Один улетел и остался один.

 Один улетел, а трое остались.              Один посидел, да и взял, улетел.

(Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному).

3.Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

4.Дыхательная гимнастика “Берлога”

                                                                   Как на горке снег, снег
                                                                 И под горкой снег, снег.
                                                                 А в берлоге спит медведь.
                                                                Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя.

5.Дыхательная гимнастика “Кораблики” (с трубочками)

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги.

Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на

“кораблик”, подгоняя его другому “берегу”.

   

Гимнастика – пятиминутка                Средняя                        Декабрь

4 неделя                    

                                   Тема: «К нам приходит Новый год!»

Пальчиковая гимнастика «Зима»

  Пришла зима,                      трем ладошки друг о друга
 Принесла мороз.                 
пальцами массажируем плечи, предплечья
  Пришла зима,                      трем ладошки друг о друга
  Замерзает нос.                     ладошкой массажируем кончик носа 
 Снег,                                     
плавные движения ладонями
 Сугробы,                              
кулаки стучат по коленям попеременно
 Гололед.                               
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
 Все на улицу — вперед!     
обе руки протянуть вперед

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                       (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили           (лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий. 
(показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим,                               ("подбросить", посмотреть вверх) 
Два – поймаем.                                  
(" ловят", приседают) 
Три – уроним                                    (встают, "роняют") 
И … сломаем!                                   
(топают)

3.Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-

чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность –

до 30 секунд.

4.Дыхательная гимнастика “Снежинки”

                                                                   Как подул Дед Мороз —
                                                                  В воздухе морозном полетели, 
                                                                  И закружились ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

5.Дыхательнач гимнастика “Фасолевые гонки”

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до

Гимнастика – пятиминутка                Средняя                                Январь

2 неделя                          

                                                 Тема: «Зимние забавы»

1.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,               (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.           (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят  

                                                                    ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,            (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить             (Соединяют руки в «замок»)

2.Пальчиковая гимнастика «

Давай, дружок, смелей, дружок (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.           (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!              (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...  (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью

                                                                  – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –      (Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!                 (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем  

                                                                     садятся на корточки, закрывая голову руками)

3. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

4. Дыхательная гимнастика “Раздуй сугроб

                                                                 Как на горке снег, снег
                                                                И под горкой снег, снег.
                                                                А под снегом спит подснежник.
Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают “снег” из ваты .

5.Дыхательнач гимнастика “Прожорливые фрукты”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

Гимнастика – пятиминутка                 Средняя                     Январь

3 неделя          

                                  Тема: «День рождения детского сада»

1.Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

В нашей группе все друзья       (Ритмично стучат по столу 

Самый младший — это я           Разжимают пальчики поочередно 

Это Маша,                                   начиная с  мизинца).   

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Этот пальчик хочет спать               (поочередно загибать пальцы к ладошке

Этот пальчик – прыг в кровать!      начиная с мизинца. Затем большим пальцем 

 Этот пальчик прикорнул.              Касаться всех остальных - «будить»);

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише не шуми,

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики. Ура!                   (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,

В детский сад идти пора.               Широко расставив пальцы.)

3.Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки"

с ладони.

4.Дыхательная гимнастика “Паровоз” (с трубочками)

                                                                   Рельсы – рельсы,
                                                                  Шпалы – шпалы,
                                                                  Ехал поезд запоздалый.
                                                                  Вдруг опасность на пути,
                                                                  Стоп! Нельзя дальше идти.
                                                                  Преграду убери,
                                                                  Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду

Гимнастика – пятиминутка              Средняя                            Январь

4 неделя    

                          Тема: «Кто нам помогает?». Техника в детском саду.

1.Пальчиковая гимнастика «Катины игрушки»

На большом диване в ряд      (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино:           Загибают поочередно все пальцы.

И веселый Чиполино,  

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.   Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане          
Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать.         стучат кулаками.)

2.Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки:                   (Хлопки)

Пластмассовые погремушки,   (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,             (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,          (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,               (Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной,         (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой            (Хлопают в ладоши)

3.Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

4.Дыхательная гимнастика “Пузырьки”

Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго

Гимнастика – пятиминутка            Средняя                             Февраль

1 неделя                  

                                            Тема: «День доброты»

1.Пальчиковая гимнастика «Матрёшка»

Мы - веселые матрешки -            Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки                       Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,               Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки                        Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,       Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки,                      Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,        Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.                       Ладушки, ладушки.

(Дети выполняют движения по тексту)

2.Пальчиковая гимнастика «Мы рисуем»

Держим кисточку вот так:     (большой и указательный пальцы вместе)

Это трудно?                             (указательный палец вверх)

Нет, пустяк!                            (встряхиваем руками)

Вправо-влево, вверх и вниз   (движения рук в соответствии с текстом)

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.        (руками очерчиваем круг)

  Закрутилась, как волчок

За тычком идет тычок!                  (Сделать несколько тычков)

3.Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

4.Дыхательная гимнастика “Кто спрятался?”

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахром-

кой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бах-ромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку

Гимнастика – пятиминутка                     Средняя                       Февраль

2 неделя              

                                         Тема: «Профессии наших родителей»

1.Пальчиковая гимнастика: «Повар»

Повар готовил обед,               Ребром ладони стучат по столу.

А тут отключили свет.           Загибают большой палец на левой  руке.

Повар леща берет

И опускает в компот.             Загибают указательный палец

Бросает в котел поленья       - средний

В печку кладет варенье,         - безымянный

Мешает суп кочерыжкой,    - мизинец

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он!      Разводят руками

2.Пальчиковая гимнастика: «Почтальон»

Что принес нам почтальон?         Сжимать и разжимать кулаки.

С толстой сумкой ходит он.        Шагать пальчиками по столу.

Перевод, журнал, газету,             Загибать пальцы, начиная с большого.

   В бандероли 2 кассеты.

   И письмо от тети Вали,

   Чтоб ее приезда ждали.

3.Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

4.Дыхательная гимнастика “Колобок”

                                                                    Колобок – колобок
                                                                   Ты румяненький бочок,
                                                                   По дорожке ты катись,
                                                                  Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк,

заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке

Гимнастика – пятиминутка                Средняя                       Февраль

3 неделя                    

                                               Тема: «Наши папы»

1.Пальчиковая гимнастика «Будем в армии служить»

Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы.  сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых   Приподнять два больших пальца,

И солдат в боях бывалых.  другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы,

Два сметливых молодца!    другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,  Приподнять средние пальцы,   

Но в работе очень рьяных!     другие крепко прижать к столу.

Два мизинца – коротышки Приподнять безымянные пальцы,

– Очень славные мальчишки!  Хлопнуть в ладоши.

2.Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Для солдата строго норма:     Показать два пальца в "рогатке"

Всегда выглаженная форма.  Сжать руки в кулак оттопырив большой палец "класс"

В руки взял Арсений пультик, "Прошагать" пальцами по коленям

Посмотреть хотел он мультик   Хлопнуть в ладоши

У пограничников есть пост,      Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам

Под охраной у них мост.    Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост

3.Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во

время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5–6 раз.

4.Дыхательная гимнастика “Перекати поле” (с трубочками)

                                                             По полю, всем на удивление, 
                                                            Катится растение.
                                                            Ветер громко завывает,
                                                            В догонялки с ним играет.

Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле.

Гимнастика – пятиминутка                        Средняя                         Февраль

4 неделя                    

                                              Тема: «Мой дом». Мебель.

1.Пальчиковая гимнастика «Мебель»

        Мебель я начну считать:              Шкаф, комод и табурет.   

        Кресло, стол, диван, кровать,       Много мебели назвал -
       Полка, тумбочка, буфет
                 Десять пальчиков зажал!
                             Поднимают зажатые кулачки вверх. 

                      (Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

2. Пальчиковая гимнастика «

  Вышивает, шьет иголка,                  В правой руке воображаемая иголка

  Пальцу больно,   пальцу колко        пальчик на левой руке.

  А наперсток  в тот же миг

  К девочке на пальчик прыг!           Надевают наперсток.

  Говорит иголке: -Шей,  

  А колоться ты не смей!                  Грозят пальчиком.

3.Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

4.Дыхательная гимнастика “Дятел”

Дети на выдохе произносят как можно дольше “д-д-д...”, ударяя кулачком

 о кулачек.

“Греем руки” Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются.

4.Дыхательная гимнастика “Произнеси чистоговорку”

Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу”

Гимнастика – пятиминутка                     Средняя                         Март

1 неделя                     Тема: «Поздравляем нашим мам»

1.Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»

Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

2.Пальчиковая гимнастика «Мама пекарь»

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.               Выполняем круговые движения ладонями

Да сушки — Ванюшке,           Имитируем скатывание колобка.

Да баранки – Танюшке,          Поочередно соединяем большие пальцы

Да бублики – Мишке,             обеих рук с остальными пальцами

Да калачи – Маришке.            – упражнение «колечки».

3.Дыхательная гимнастика «Повтори за мной»

Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”. “Разговор

 игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу,

пу – ба – по – бо. “Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву , ва – фа

 ва– фа. “Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку”

Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка:“Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку”

Позовем голубей” (гули – гули – гули). Несли тяжелую вещь,

поставили на место: “Ух! Ух! Ух!” “Дровосеки”

4.Дыхательная гимнастика «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе,

 раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят

звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук

“п”,делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз

 (“листья опадают”).

Гимнастика – пятиминутка                         Средняя                          Март

2 неделя              

                                             Тема: «Весна идет, радость несет»

1.Пальчиковая гимнастика «Весна»

К нам Весна лишь заглянула –  Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула            Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный,              Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник            Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

2. Пальчиковая гимнастика «Грачи».

   Мы лепили куличи.                   «Лепить пирожок»

   Прилетели к нам грачи.            «Помахать крыльями»

   Первый грач испек пирог,        Загибать пальчики  по очереди

    А второй ему помог.                      на одной руке.

   Третий грач накрыл на стол,

   А четвертый вымыл пол,

   Пятый долго не зевал

   И пирог у них склевал. 

   Раз, два, три, четыре, пять          Загибать пальчики на другой руке.

   Выходи грачей считать.

3.Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

4.Дыхательная гимнастика “Каша”

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "

роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

                                                                          Раз, два, три,
                                                                         Горшочек, вари!

(“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох,

опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

                                                                                Раз, два, три,
                                                                         Горшочек, не вари!

Гимнастика – пятиминутка                    Средняя                           Март

3 неделя    

                           Тема: «У бабушки в деревне». Домашние птицы.

1.Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка,         Показывают, как доят корову 

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,                  Делают «мордочки» из пальчиков 

Малые ребятки.                        Загибают по одному пальчику на обеих уках

Творогу немножечко    

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки            

Всем даёт здоровье                  Снова «доят» Молоко коровье.

2.Пальчиковая гимнастика «Бабушкины блины»

  Положи блинок в ладошку:         прочертить пальцем круг на ладошке

  Угости мурлыку- кошку,             загибать поочередно пальцы

  Угости щенка Трезорку,            с проговариванием слов по тексту

  Потом мальчика Егорку,

  Дай блиночек мамочке,

  Дай блиночек папочке.             развести ладони в сторону "угощая всех"

3.Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Из кусочка ваты

скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч",

пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним

ватным шариком по принципу игры в футбол.

4.Дыхательная гимнастика “Самолетики”

                                                               Самолет построил я,
                                                              Поиграть зову вас я.
                                                             Чей, дальше, улетит,
                                                              Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе.

Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель,

 Чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

Гимнастика – пятиминутка                    Средняя                                Март

4 неделя                  

                                                     Тема: «Наш театр».

1.Пальчиковая гимнастика: «Я рисую лето»

Я рисую лето:                       (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – солнце, (рисуют в воздухе солнце)

На газонах розы,                  (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо         (рисуют в воздухе облака)

И ручей певучей.                 (на столе рисуют «ручей»)

2.Пальчиковая гимнастика: «Колокольчики»

В прятки пальчики играют        (сжимают и разжимают пальцы)

И головки убирают,                    (открывают и закрывают ладонями лицо)

Словно синие цветки                  (сводят и разводят пальцы веером)

Распускают лепестки.

Наверху качаются,                      (наклоны кистей вправо-влево)

Низко накланяются.

Колокольчик голубой                 (круговые движения кистями)

Поклонился нам с тобой.           (наклоны кистей вниз, вверх)

Колокольчики-цветы                  (повороты кистями)

Очень вежливы, а ты?

3.Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх.

Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

4.Дыхательная гимнастика “Лодочки”

                                                                Берег – левый,
                                                               Берег – правый
                                                               Лодка – это переправа.
                                                               Груз любой мы переправим.
                                                               Куда надо все доставим.

В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют

 на лодке груз с одного берега на другой.

Гимнастика – пятиминутка                   Средняя                           Апрель

1неделя                    

                                              Тема: «Веселое настроение»

1.Пальчиковая гимнастика «Веселые игрушки»

У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

2.Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча»

Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый,

Смешной поросенок!

(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)

3.Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги

и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох).

 Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

4.Дыхательная гимнастика “Ледоход”

У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.

В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта).

Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

5.Дыхательная гимнастика «Зайчонок принюхивается»

Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки “х”,

 “ш”, “с”, энергично работая мышцами живота. Во время упражнения

руки кладут ладонями на живот.

Гимнастика – пятиминутка                     Средняя                            Апрель

2неделя                  

                             Тема: «Книжкина неделя»

1.Пальчиковая гимнастика «Книга»

Много книжек есть на свете,


Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:

(Ладошки соединяют вместе

«книжкой».

Раскрывают и закрывают «книгу».)

Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

2.Пальчиковая гимнастика «Чуда – книга»

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

3.Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

4.Дыхательная гимнастика “Ледоход”

У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.

В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

5.Дыхательная гимнастика “Ветерок” (с вертушками)

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку,

стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее.

Гимнастика – пятиминутка                  Средняя                             Апрель

  1. неделя  

                  Тема: «Питание человека». Продукты питания. Посуда.

1.Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.             (Показывают большой палец.)

Девочка Иринка кукле говорила:                 (Поочередно соединяют большой «Салфетки должны быть в салфетнице,      палец с остальными.)
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

2.Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Муку в тесто замесили,       (Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:        (Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,            (Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Сдобные ватрушки,              Обе ладошки разворачивают вверх.)
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                        (Гладят живот.)

3.Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать

самимиз ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

4.Дыхательная гимнастика “Черепашки”

                                                                   Черепашки

                                                                   Черепашки – малыши
                                                                  Еще очень слабы.
                                                                  Нужно очень постараться
                                                                  Помочь до воды добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует

их в “море”, тот победитель.

5.Дыхательная гимнастика “Разгони ветерок”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.

Гимнастика – пятиминутка                    Средняя                         Апрель

  1. неделя          

                   Тема: «Транспорт». Наш друг – светофор.

1.Пальчиковая гимнастика «Машины»

По шоссе идут машины,   

(Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. 

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,

(Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».  

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

2.Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай

О них ты на улице не забывай.                         («Пересчет» пальчиков)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

2.Пальчиковая гимнастика «Постовой»»

Постовой стоит упрямый        (пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи!         («грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо     (руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди!             («грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся         (хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти             (пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите       (хлопки руками)

Пешеходов пропустите!        (прыжки на месте

4.Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

5.Дыхательная гимнастика “Цветные ленточки”

                                                              Ленту цветную я раскручу,
                                                             Длинную дорожку вам покажу.
                                                             Мы посмотрим, кто быстрей:
                                                             Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку

 

Гимнастика – пятиминутка                     Средняя                             Май

1 неделя                  

                                              Тема: «Зеленая неделя». Цветы

1.Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Здравствуй, полянка большая!     Пальцы правой руки здороваются 

Здравствуй, трава – мурава!          с пальцами левой, похлопывая

Здравствуй, ягодка лесная!                друг друга кончиками.
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём – 
Всю тебя мы соберём.

2.Пальчиковая гимнастика «Скворушка»

Прилетел к нам скворушка-       Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,

Серенькое перышко.                   начиная с мизинца левой руки.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-                Снова, скрестив большие пальцы, помахать

Все вернулись, прилетели,             ладошками.

Песни звонкие запели!              Указательным и большим пальцами сделать « клюв»

                                                                —«птицы поют».

3.Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

4.Дыхательная гимнастика “Ветерок”

Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе:

 “Ф-ф-ф...”

                                                                     Помоги мне, ветерок, 
                                                                    Паруса надуй, дружок, 
                                                                    Пусть плывет кораблик мой
                                                                    К папе с мамочкой домой.

Гимнастика – пятиминутка                        Средняя                             Май

2 неделя                    

                                                         Тема: «День дружбы»

1.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

  Если пальчики грустят –

  Доброты они хотят.               пальцы плотно прижимаем к ладони

  Если пальчики заплачут –

  Их обидел кто-то значит.      трясем кистями.

  Если пальчики заплачут –

  Их обидел кто-то значит.        трясем кистями.

  Наши пальцы пожалеем –       «моем» руки

  Добротой своей согреем.        дышим на них

2.Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

  Этот пальчик – дедушка,          загибаем поочередно пальцы,

  Этот пальчик – бабушка,
 Этот пальчик – папочка,
 Этот пальчик – мамочка,
 А вот этот пальчик – я,
 Вместе – дружная семья!          
(хлопаем в ладоши)

3.Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

4.Дыхательная гимнастика “Ветерок”

Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе:

 “Ф-ф-ф...”

                                                                     Помоги мне, ветерок, 
                                                                    Паруса надуй, дружок, 
                                                                    Пусть плывет кораблик мой
                                                                    К папе с мамочкой домой.

4.Дыхательная гимнастика “Дудочка”, “Язычки”, “Свистульки”

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

Гимнастика – пятиминутка                     Средняя                              Май

3 неделя          

                                      Тема: «Наши маленькие друзья – насекомые».

1.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!

(Прячут руки за спину.)

2.Пальчиковая гимнастика «Жук»

Я веселый Майский жук.              Сжать кулачок.

Знаю все сады вокруг,                   Указательный палец и мизинец развести в              

                                                         стороны («усы»).                                                   
Над лужайками кружу,                  Шевелить «усами».

 А зовут меня Жу-жу…

3.Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

4.Дыхательная гимнастика “Бабочки”

                                                             Бабочка – красавица
                                                            На ладошку села.
                                                            Ветерок подул 
                                                            – Она и полетела.
                                                            Летела – летела
                                                            И на цветочек села.

Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый

дальний цветок

Гимнастика – пятиминутка                        Средняя                          Май

4 неделя              

                                                    Тема: «Здравствуй, лето!»

1.Пальчковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по

Здравствуй, небо голубое! По очереди «здороваться» с 

Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю - кончиками.

Всех я вас приветствую!

2.Пальчиковая гимнастика «Пчела»

Прилетела к нам вчера              Машут ладошками.

Полосатая пчела.                        На каждое название насекомого

А за нею шмель-шмелек            загибают пальчик.

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.                 Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам

Пожужжали, полетали,  

От устали упали.                         Роняют ладони на стол.

3.Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

4.Дыхательная гимнастика “Пчела”

                                                                          Пчелка, гуди,
                                                                         В поле лети.
                                                                         С поля лети —
                                                                         Медок неси.

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”.

 В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические пятиминутки для детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс упражнений + чистоговоркию.Координация речи с движением.Пальчиковая гимнастика....

гимнастика пробуждения для детей младшего дошкольного возраста

гимнастика пробуждения для детей младшего дошкольного возраста...

Сюжетный комплекс утренней гимнастики "Репка" для детей младшего дошкольного возраста

Комплекс выполняется в игровой форме с использованием сюжета сказки "Репка"...

Оздоровительная гимнастика после сна детей младшего дошкольного возраста

ГИМНАСТИКА  ПРОБУЖДЕНИЯПОСЛЕ  ДНЕВНОГО  СНА  ВТОРАЯ  МЛАДШАЯ  ГРУППА Цели: 1. Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью    контрас...

Картотека пальчиковой гимнастики «Зима» для детей младшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковой гимнастики «Зима»для детей младшего дошкольного возраста...

Гимнастика пробуждения для детей младшего дошкольного возраста

Гимнастика пробуждения  для детей младшего дошкольного возраста...