Картотека хороводных игр по технологии Н. М. Крыловой "Детский сад-Дом радости"
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Пьянкова Оксана Анатольевна

В данной картотеке собраны все ихороводные и игры малой подвижности, которые используются в работе по технологии Н. М. Крыловой "Детский сад-Дом радости". Включено много игр по русским народным песенкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nam_osen_prinesla.docx49.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Что нам Осень принесла»
В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем

Осень и Дождик... Дождик куда-нибудь пока

прячется, а Осень выходит в середину круга. На

ней венок из осенних листьев, рябиновое ожерелье.

Мы начинаем медленно ходить и петь:

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

 Принесла я вам муки!( отвечает Осень).

Значит, будут пирожки!( кричим мы хором).

 Принесла вам гречки!( говорит Осень).

 Каша будет в печке!( радуемся мы).

 Принесла вам овощей! (говорит Осень).

И для каши и для щей!( кричим мы).

 Рады ли вы грушам? (спрашивает Осень).

 Мы их впрок насушим!( отвечаем мы).

 А уж яблоки, что мед!( говорит Осень).

 На варенье, на компот!( радуемся мы).

 Принесла и мёду!( говорит Осень).

 Полную колоду! (удивляемся мы).

(После этого опять кружимся и поём)

 Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

 Дождику вы рады?( хитро улыбается Осень).

 Не хотим, не надо! (кричим мы и бросаемся

Врассыпную).

Но Дождик тут как тут, он гоняется за нами,

звонко приговаривая:

 Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не

поймает. Тот, кого он поймает, становится

Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся

«Мы весёлые ребята»

1. Исходный вариант

Посреди зала или комнаты намечают две параллельные линии на расстоянии 15 шагов друг от друга. Здесь находится водящий. С одной стороны зала за чертой дети – участники игры. Если игра проводится на воздухе, на большой площадке, то её надо ограничить линиями с боков. По сигналу воспитателя дети произносят хором:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

Произнося последние слова, дети перебегают на противоположную сторону, за линию. Водящий старается догнать их в пределах своей зоны и коснуться. Те, кого он сумел коснуться, выбывают временно из игры и отдыхают. После 3-4 перебежек с одной линии на другую назначается другой водящий из числа отдохнувших.

2. Второй вариант

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В ней могут участвовать все дети группы, только воспитатель должен заранее посчитать ребят и решить, сколько человек будет в каждой игровой подгруппе (могут быть «тройки», «четвёрки» или «пятёрки»).

Цель.

Создать условия для активной двигательной деятельности детей и повышения положительного эмоционального состояния детей.

Закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.

Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в действиях с конструктором.

 Оборудование. Детали крупного строительного материала трёх цветов. В нашем случае – красный, жёлтый и синий.

Правила игры.

Играть честно, до окончания слов не выполнять действие.

Детали строительного материала брать только те, цвет которых был назван.

Строить башню только тогда, когда все детали собраны.

Выигрывает команда, у которой дом будет самым высоким.

 «Жил-был у бабушки серенький козлик»

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти.

Напали на козлика серые волки,
Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот, как серые волки,
Вот как, вот, как серые волки.

Остались от козлика рожки да ножки,
Остались от козлика рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.

«УЖ Я СЕЯЛА, СЕЯЛА ЛЕНОК…»

Уж я сеяла, сеяла ленок, 
Уж я, сеяв, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я полола, полола ленок, 
Я, половши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я дергала, дергала ленок, 
Уж я, дергав, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок! 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я стлала, я стлала ленок, 
Уж я, стлавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я мочила, мочила ленок, 
Я, мочивши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я сушила, сушила ленок, 
Я, сушивши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я мяла, я мяла ленок, 
Уж я, мявши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я трепала, трепала ленок, 
Я, трепавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Я чесала, чесала ленок, 
Я, чесавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я пряла, я пряла ленок, 
Уж я, прявши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 
Ты удайся, удайся, ленок, 
Ты удайся, мой беленький ленок!

Уж я ткала, я ткала ленок, 
Уж я, ткавши, приговаривала, 
Чеботами приколачивала! 

«Мы пойдем, пойдем, пойдем, орешек найдём…»

1. Мы пойдем, пойдем, пойдем.
Землянику мы найдем.
Земляника-ягода.
Как же ты красна
Земляника-ягода,
Как же ты вкусна.
Земляника-ягода,
Руку нам давай!
Земляника-ягода
В хоровод вставай!

2. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Ежевику мы найдем.
Ежевика-ягода,
Синий-синий цвет.
Ежевики-ягоды,
В хороводе нет!
Ежевика-ягода
Руку нам давай.
Ежевика-ягода.
В хоровод вставай!

3. Мы пойдем, пойдем, пойдем,
Подосиновик найдем.
Красный подосиновик,
Где тебя найти?
Красный подосиновик, встретим на пути.
Красный подосиновик
, руку нам давай.
Красный подосиновик, в хоровод вставай.

4. Мы пойдем, пойдем, пойдем, и орешек мы найдем.
Ты орешек кругленький, не сиди в тени.
Ты на нас, на ягодки,
Поскорей взгляни!
Ты. орешек кругленький,
Руку нам давай,
Ты орешек кругленький,
В хоровод вставай!

«Подарки»
Дети берутся за руки и водят хоровод. В середине находится ведущий.
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.

Ведущий выбирает один из названных подарков. Если он называет коня, дети изображают лошадку и говорят:
Скачет конь наш чок, чок, чок,
Слышен топот быстрых ног.

Если названа кукла, дети изображают куклу со словами:
Кукла, кукла попляши,
Красной лентой помаши.

Если волчок — дети кружатся на месте, изображая волчка:
Вот так кружится волчок,
Прожжужал и на бок лег.

Если самолет — подражают самолету:
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в центре ребенок выбирает понравившуюся «игрушку». Тот, кого выбрали становится в круг, и игра начинается сначала.

«Теремок»
Дети заранее договариваются, кто будет мышка, лягушка, зайчик… Все берутся за руки, идут по кругу и поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.

Мышка выбегает в круг и говорит:

Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?

и остается в кругу.
Остальные дети снова идут по кругу и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку.
Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают:

Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?

Им отвечают, стоящие внутри круга:

Я мышка-норушка…
Я лягушка-квакушка… и т.д.
А ты кто?

Услышав ответ, говорят:

Иди к нам жить

Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся животных и когда его спрашивают:

А ты кто? говорит:

А я мишка — всех зверей ловишка.

Дети разбегаются и мишка их ловит. Пойманный становится мишкой.

«Пузырь»
Дети водят хоровод и говорят:
Надуваем пузыри,
Вот какие посмотри!

Постепенно расширяя круг
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Когда ведущий говорит:
Пузырь лопнул,
Разлетелись пузыри.
Дети разбегаются.

«Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

«У медведя во бору»
Одного из детей выбирают «медведем». Очерчивают два круга. Одно место для «медведя», другой — дом для остальных детей. Дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбегает из берлоги, а дети бегут в «дом». Пойманный становится «медведем»

«Горелки»
Играющие становятся парами. «Горельщик» — впереди пар, спиной к играющим, и говорит:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

«Мышеловка»
Дети становятся в круг, взявшись за руки — образовывается мышеловка. Один или двое детей — «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста «мыши» вбегают и выбегают из круга. С последним словом «мышеловка захлопывается» — дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга «мышки» считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие «мышки»

«Передай посылку»
Перед тем как играть, надо приготовить «посылку» — взять конфету или маленькую игрушку и завернуть ее во множество кусочков бумаги или бумажных салфеток.

Дети садятся в круг и ведущий говорит:

— Мы получили посылку, но я не знаю, для кого она. Давайте узнаем!

Дети начинают передавать посылку друг другу по кругу, разворачивая по одному кусочку бумаги. Кто развернет последний, тому и посылка.

«Рыба, птица, зверь»
Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: «Рыба, птица, зверь». На ком остановится, тот должен быстро назвать и изобразить какого-нибудь зверя, птицу или рыбу — в зависимости от того, что предложил ему ведущий.

Повторять названия не разрешается.

Если в течение нескольких секунд ответа не последует или если игрок ошибется, с виновного берут фант, или он заменяет ведущего.

«Рано утром по порядку…»

Рано утром по порядку
Зайчик делает зарядку:
Лапки вверх он поднимает
Ими весело играет 
Лапки вниз он опускает 
Ими весело играет.
Зайка вертит головой 
Вот веселый он какой.
Зайка низко приседает 
Зайка глубоко вздыхает
Зайка встал и пошагал,
А потом запрыгал.

«Угадай, чей голосок?» 
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок — скок — скок! —

Угадай чей голосок?

Слова «Скок — скок — скок!» произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

«Радуга»
Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные «лодочкой». Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга (Как в игре «Колечко»)

Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов.

После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:

«Радуга, появись! Радуга, покажись!»

Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.

Первый из детей показывает свой предмет — красный и спрашивает: «У кого есть такой же?» Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться.

Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.

«Ярмарка»
Дети стоят в кругу. Это — «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он — покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись, Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

— Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
— Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

- На, тебе, грушу, — говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

«Палочка-выручалочка»
Дети выбирают водящего считалочкой:

— Я куплю себе дуду, и на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди, мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку – выручалочку. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:

Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить.

«Мячик»
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик, вверх!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. В кого попал мячик, становится водящим.  (Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего)

«У дядюшки Трифона»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

"Мы на луг ходили"
Любого ребеночка садят в середину зала (спящий зайчик), а остальные детки становятся вокруг него. «Спящий зайчик» садится на корточки и всем своим видом показывает, что он уже полчаса как спит.

Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.)
Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили

Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу)
Мяту собирали
Вот так, на лугу
Мяту собирали

Задремал на кочке (Имитируют «спящего зайчика»)
Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.)
Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево)
Зайка в холодочке

Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке. Обращать особое внимание на работу пальчиков.)
В дудочку дудели
Ду-дуду-ду-ду
В дудочку дудели

Зайку мы будили( Показывают игру на барабане.)
В барабаны били
Бум-бум тра-та-та
В барабаны били

Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в такт музыки.)
Ну-ка одевайся
Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.)
Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.)

Мы с тобой попляшем (Свободный танец, прыжки)
В хороводе нашем
Вот так, мы с тобой
Весело попляшем

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий – четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

Общая игра «Ай, ребята, тара-ра»

(Дети берутся за руки и идут по кругу.)

Ай, ребята,  тара- ра, на дворе стоит гора.

А на той горе дубок. (Дети идут внутрь круга).

А на дубе воронок. (После этого слова оставляете одного ребенка в кругу, а остальные дети расширяют свои круг. Останавливаются).

Ворон в красных сапогах (покатывают ноги), в позолоченных серьгах (покатывают на серы и).

Черный ворон на дубу (обозначают игру на дудочке),

он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная, труба ладная, песня складная.

Да! (И поворачиваются спиной в круг. Ворон к кому-то подходит, дотрагивается до него и встает в круг. Когда он берет детей за руки, все опять начинают говорить слова, перевернувшись. Дети идут по кругу, сужают круг, произнося опять те же слова, а потом неожиданно для себя увидят нового ворона, того ребенка, до которого дотронулся первый ведущий ворон, отмеченный воспитателем.)

Общая игра «Про пальчики»

Этот пальчик дедушка (большой).

Этот пальчик бабушка (указательный)

Этот пальчик папочка (средний)

Этот пальчик мамочка (безымянный)

Этот пальчик наш малыш (мизинчик)

А зовут его…(глядя на малыша, называется его имя)

Общая игра «Ладушки ладошки, звонкие хлопошки»

Ладушки – ладошки, звонкие хлопошки.

Где вы бывали? Много ли работали?

Кубики сложили, домик смастерили,

Стук – стук (имитируют) кулачком о кулачок.

Вот какой высокий дом! (Поднимают руки вверх, тянутся)

Общая игра «Ровным кругом»

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом, Стой на месте,

Друг за другом, дружно вместе

Мы идем за шагом шаг. Сделаем... вот так.

По окончании текста круг расширяется, дети становятся на расстоянии вытянутых рук.

После слова «так» все останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается.

Играющие должны делать те движения, которые показывает стоящий в середине круга.

Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Общая игра «Круг - кружочек»

Круг – кружочек, повернись разочек.

Раз, два, три…повернись – ка, Катя ты.

Поворачиваются спиной в круг все девочки по имени «Катя» и далее называются имена. Когда все будут стоять спиной в круг, тогда воспитатель говорит: Раз, два, три повернемся разом мы.

Дети прыжком переворачиваются на 180.

Общая игра «Стираем»

Стираем, стираем, стираем целый день (движения стирки как бы в реке, наклоны по стиральной доске).

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они (демонстрируются театрально руки и ноги).

И снова на работу готовы ли идти (руки на поясе, шагают поворачиваясь на своем месте).

Готовы!

Полощем, полощем, полощем целый день (и далее также вторая и третья фразы).

Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Вешаем, вешаем, вешаем целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Снимаем, снимаем, снимаем целый день.

Смотрите...

Готовы!

Мы гладим, мы гладим, мы гладим целый день.

Смотрите…

Готовы!

Надеваем, надеваем, надеваем целый день!

Смотрите…

Готовы!

Общая игра «Жили у бабуси два веселых гуся»

Жили у бабуси, два веселых гуся.

(Покачивание из стороны в сторону на выпрямленных ногах) Один - серый, другой – белый,

(«Хвостики», приседание, «хвостики», приседание).

Два веселых гуся. (Покачивание из стороны в сторону).

Вытянули шеи – У кого длиннее.

(Вытягивание корпуса вверх с приподниманием на цыпочках) Один - серый, другой – белый,

(«Хвостики», приседание, «хвостики», приседание).

У кого длиннее. (Вытягивание корпуса вверх).

Мыли гуси лапки, в луже у канавки.

(Поочередные наклоны вперед, в стороны с обхватом руками корпуса) Один - серый, другой – белый,

(«Хвостики», приседание, «хвостики», приседание).

Спрятались в канавке.

(Приседание, руки сложены наверху, закрывают голову,

словно прячут ее).

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!

(Руки «рупором» приставлены ко рту, поочередные повороты вправо и влево).

Один - серый, другой – белый,

(«Хвостики», приседание, «хвостики», приседание).

Гуси мои, гуси!»

(Руки подпирают щеки, голова покачивается из стороны в сторону)

Выходили гуси, кланялись бабусе.

(Покачивание из стороны в сторону. Поясной поклон вперед) Один - серый, другой – белый,

(«Хвостики», приседание, «хвостики», приседание).

Кланялись бабусе.

(Поясной поклон вперед).

Общая игра «Заинька»

На одной стороне площадки отмечаются места «зайцев». Каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев становится в середину.

Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст.

1. Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2. Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

3. Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

4. Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

Дети стоят в кругу.

Начиная со слов «вот так» и до конца, шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Со слова «хлоп» и до конца хлопают в ладоши.

Со слова «скок» и до конца прыгают на двух ногах на месте.

Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим домам. Затем игра возобновляется с новым зайцем.

Общая игра «Копаем, копаем, копаем целый день»

Копаем, копаем, копаем целый день (движения копания как бы в огороде, наклоны вперед и вниз).

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они (демонстрируются театрально руки и ноги).

И снова на работу готовы ли идти (руки на поясе, шагают поворачиваясь на своем месте).

Готовы!

Рыхлим, рыхлим мы целый день (и далее также вторая и третья фразы).

Мы садим, садим, садим целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Поливаем, поливаем целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Мы полим, полим целый день.

Смотрите...

Готовы!

Собираем, собираем целый день.

Смотрите…

Готовы!

Общая игра «Строили ладошки домик для матрешки»

Строили ладошки домик для матрешки,

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.

Где вы бывали? Много ли работали?

Кубики сложили, домик смастерили,

Стук-стук (имитируют) кулачком о кулачок.

Вот какой высокий дом!

Общая игра «По малинку в сад пойдем»

По малинку в сад пойдем, в сад пойдем.

Плясовую заведем, заведем, заведем

Солнышко на дворе,

А в лесу тропинка,

Сладкая ты моя,

Ягода малинка

Ты малинка не в роток, не в роток, не в роток.

Насыпайся в кузовок, в кузовок, в кузовок.

Солнышко на дворе,

А в лесу тропинка,

Сладкая ты моя,

Ягода малинка

Как малины наберем, наберем, наберем,

Пирогов мы напечем, напечем, напечем.

Солнышко на дворе,

А в лесу тропинка,

Сладкая ты моя,

Ягода малинка

Пирогов мы напечем, напечем, напечем,

Всех гостей мы позовем, позовем, позовем.

Солнышко на дворе,

А в лесу тропинка,

Сладкая ты моя,

Ягода малинка

Общая игра «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили,

(Дети изображают медвежат)

Нежно, радостно дружили,

Нежно, радостно дружили,

(Дети приветствуют друг друга)

Вот так, вот так,

Медвежата те дружили.

(пожимают друг другу руки, обнимаются)

Мишки фрукты собирали,

Дружно яблоньку качали.

Вот так, вот так,

Дружно яблоньку качали

(Дети делают наклоны вперед с вытянутыми вперед руками).

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

(Дети ходят вперевалку на внешней стороне стопы).

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

(наклоны вперед, руки при этом сложены за спиной).

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так,

К солнцу лапы поднимали.

(Дети делают прыжки с высоким подниманием колен)

Общая игра «Строили ладошки домик для матрешки»

Строили ладошки домик для матрешки,

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.

Где вы бывали? Много ли работали?

Кубики сложили, домик смастерили,

Стук-стук (имитируют) кулачком о кулачок.

Вот какой высокий дом!

(Поднимает руки вверх, тянутся).

Общая игра «С чем пирожок»

(Листья разные)

Дети берут и говорят:

«Зайка, зайка, испеки пирожок».

Зайка: С какой начинкой?

Дети: (дают листочки) с березовой…с дубовой.

Общая игра «Мыли мылом ушки»

Мыли мылом ушки, мыли мылом ножки,

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки.

Напарили кашки, помешали ложкой,

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки.

Курочке-пеструшке покрошили крошки,

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки.

Пожалели птичку, погрозили кошке,

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки.

Строили ладошки домик для матрешки,

Вот какие ладушки, ладушки, ладошки.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Общая игра «Пальчик о пальчик»

Пальчик о пальчик стук-стук-стук

(дети стучат пальчиками).

Пальчик о пальчик стук-стук-стук

(повторяют).

Дружно вместе хлопаем в ладошки (2 раза).

Об пол носочком стук, стук, стук

(дети выставляют носок вперед и стучат 2 раза. Повторяется каждая следующая фраза).

Зашагали ножки дружно вместе

(движения марша)

Как пружинки мы попляшем

(дети приседают)

А потом как мячики попляшем

(подпрыгивают)

Пляшут ручки, пляшут красиво

(движения «фонарики» руками)

Завертелись, закружились, а потом остановились

(кружатся на месте)

Общая игра «Мой веселый звонкий мячик»

Группка играющих детей (5—6 человек) стоит около воспитателя полукругом. Один ребенок, изображающий «мяч», прыгает на месте, а воспитатель, положив на его головку ладонь, приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

После этого мячик убегает, а воспитатель с детьми ловит его.

Игра повторяется с новым мячом.

Общая игра «Трик – трак – это не так»

Воспитатель нарочно будет ошибаться, а дети должны ее исправить.

Воспитатель: Сначала положу каждому салфетку

Дети: Трик – трак, это так!

Воспитатель кладет салфетку.

Воспитатель: Посмотрите, все ли салфетки красиво разложены.

Дети: Трик – трак, это так!

Воспитатель: Теперь возьму ножи

Дети: Трик – трак, это не так!

Воспитатель: А как?

Дети говорят и ставят картинку и кружок и т.д.

Общая игра «Пузырь»

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки.

Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся, пузырь.

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.

Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снопа образуют маленький круг, и игра возобновляется.

2 Вариант игры

После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»

В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.

Общая игра «Заинька пойдем в лес»

Заинька, пойдем в лес (ведут хоровод). Серенький, пойдем в лес.

Вот как, вот как, пойдем в лес, вот как, вот как пойдем и

лес.

Заинька, рви цветочки, серенький, рви цветочки.

Вот как. Вот как рви цветочки (движения).

Заинька, вей веночки, серенький, вей веночки.

Вот как, вот как, вен веночки (движения).

Заинька, надевай, серенький, надевай (движения).

Вот так, вот так, надевай, вот так, вот так надевай.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот как, вот как топни ножкой, вот как, вот как топни ножкой (движения).

Заинька повернись, серенький, повернись.

Вот как. Вот как повернись, вот как. Вот как повернись (руки на поясе, повороты туловища в разные стороны).

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так. Вот так попляши, вот так, вот так попляши.

Заинька поклонись, серенький, поклонись.

Вот так. Вот так поклонись, вот так. Вот так поклонись (движения)

Общая игра «Ветерок тучи пригнал»

Воспитатель: Ветерок…Шшш…тучи пригнал…дождик закапал…кап – кап…и лужа широкая большая…вышла гулять уточка – поплавать…кря – кря…курочка…ко – ко, кого зовет…цып – цыплят…как пищат…пи – пи пить хотим…Пришла коровушка – му – у. пришла лошадка – иго – го, прибежала собачка, залаяла…ав – ав…Все испугались и разбежались.

Общая игра «Ветерок»

В.: Ветерок дует теплый, холодный. Проверьте, ладошки подставьте. Налетел ветерок, зашелестели листочки — ш... ш... ш... Засвистел ветер, закачал деревья — с... с... с. Нагнал тучи, закапал. Дождь — кап-кап... Загремел гром —р... р... р. А дождик все пуще — кап-кап-кап. Большая лужа, вот такая... Перестал ветер дуть, выглянуло солнышко. Пришла к луже уточка — кря-кря-кря. Пришла птичка — кого, а цыплятки за ней — пи-пи-пить хотим. Увидела кошка — мягонькие лапки, стала подкрадываться. Увидела собачка, залаяла — ав-ав... Всех напугаю, убежала уточка, убежала курочка, а за ней цыплятки, кошка на дерево забралась, на собаку сердится — фр... фр

Общая игра «Я пеку, пеку, пеку»

Я пеку, пеку, пеку.

Деткам всем по пирогу.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

(дети хлопают в ладоши)

Кушай, кушай, мамочка

Вкусные два пряничка.

(дети показывают ладони)

Я всех ребяток позову

И пирожками угощу.

(дети руками зовут других детей)

Общая игра «Мы лепим, лепим, лепим целый день»

Мы лепим, лепим, лепим целый день (движения как бы лепки).

Смотрите, ручки, ножки, устали ли он (демонстрируются театрально руки и ноги).

И снова на работу готовы ли идти (руки на поясе, шагают поворачиваясь на своем месте).

Готовы!

Раскатываем, раскатываем мы целый день (и далее также вторая и третья фразы).

Вытягиваем, вытягиваем, вытягиваем мы целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Скатываем мы, скатываем целый день (движения).

Смотрите...

Готовы!

Общая игра «По ровненькой дорожке»

Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве.

Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.

Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»— прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» — присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотворение.

После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки.

Устали наши ножки.

Вот наш дом —

Там мы живем.

По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.

Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.

Вначале воспитатель сам идет впереди колонны. Потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.

Общая игра «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками»

Дети и воспитатель становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движениях не задеть соседей.

Воспитатель произносит медленно, с расстановкой, предоставляя детям возможность проделать то, что он говорит:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем,

И бегаем кругом.

И бегаем кругом.

Играя с детьми в начале года, воспитатель опережает движения детей: они делают то или иное движение, подражая взрослому. В дальнейшем воспитатель ждет, чтобы дети воспроизвели движение сами, руководствуясь словесным указанием.

Игра повторяется 3 – 4 раза.

Общая игра «Я люблю свою лошадку»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

(дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Общая игра «Пальчик, пальчик где ты был?»

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песню пел.

«Общая математическая игра»

В.: Вот сделайте так, чтобы я про вас могла сказать «два». Если просто парами встанете, то неинтересно: два мальчика, две девочки... А вот идите ко мне Женя и Костя. Держитесь за уши. Вот про вас я могу сказать: «Двое держатся за уши„.» А про кого я ещё могу сказать: два или двое... кто придумал?

Подскажите варианты, если не получается у детей.

В.: Вот! Возьмитесь за свои носы Алеша и Витя. Двое держатся за носы! Двое закрыли глаза (собственные). Двое подпрыгнули и т.д. Надо сговориться. Договоритесь, за что вы будете держаться или, что будете делать одинакового. Можно за плечо держаться, за левую или правую щеку, за обе щеки...

Кто-то сообразит. Один будет держаться за правое ухо, а другой — за левое.

В.: Как я про них могу сказать «два»? Оба держатся за ухо. А могу сказать, что оба держатся за правое ухо? Нет, они держатся заразные уши. А что надо сделать, чтобы можно было сказать, что оба держатся за правое УХО?» (Они должны взяться одинаково).

ИГРА «В ПОВАРА»

Весь процесс идет в виде игры— весело, ошибка, замена.

В.: Ну, кто из вас хочет быть поваром? (Я... я...) А это еще надо посмотреть (игриво), кто сумеет быть поваром... Что мы закажем повару? Давайте борщ. Что в борщ кладут?

Отберите предметы, похожие на овощи: камешки, бросовый материал или папье-маше, но не глина.

В.: Вот то, что кладут в борщ. (Морковка),

А Вы кладете заменитель в коробку, так чтобы дети могли видеть.

В.: Что ещё кладут в борщ? (Свеклу)

Так же показываете заменитель и кладете.

В: Что еще повару нужно? (Кастрюля)

Показываете кастрюлю средней величины, чтобы туда можно было все положить.

Дети: Поварешка —разливать... (называют) Всё это подготовьте и поставьте так, чтобы ребенку было удобно брать, чтобы он подбирал, а не брал. Дети: Еще нужна плита, кран, чтобы руки мыть. Условное изображение, кран — стул и крючок.

В: Ставьте стулья. Первый повар будешь ты? (Да) Сейчас ты будешь. Смотрите, как он будет готовить. Что тебе надо? (Мне надо нож, плиту). Бери. Ребенок берет в руку инструменты, а в руках у него еще и коробка с овощами, которые Вы ему дали, как только он назвался поваром. В результате руки его переполнены: (шутливо) Все так? Ну, на своем животе будет повар готовить борщ? Садись. Ставь на место.

Все по прежним местам. Берете опять коробку, вручаете следующему и опять спрашиваете.

В: Что тебе надо, чтобы приготовить борщ?

Второй ребенок: Мне нужна плита.

Воспитатель: Пожалуйста, поставим плиту.

Молча, берет кастрюлю и ставит на плиту, туда кладет овощи из коробочки.

В: Ну как, борщ получился? (Сгорели, не мыл, грязные, не резал). Убирай все, кроме плиты (Которая правильно поставлена).

Садитесь, кто следующий повар?

Готовите весело, в темпе. Берете овощи и опять вручаете новому повару.

Общая игра «Ручеек»

Дети стоят парой, делают высокие воротики, под которыми проходит лишний и берет себе пару, встает пара впереди, а тот, кто лишний, ищет себе новую пару.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Общая игра «Сколько игрушек, столько будем хлопать»

Воспитатель: (ставит в круг две игрушки). Хлопнули два раза. Поставлю еще одну – столько прыгнем: один, два, три. Наклонитесь до пола столько раз, сколько игрушек. (Быстро убирает одну игрушку). Поднимаем правую руку столько раз, сколько игрушек.

Общая игра «Песенка про лошадку»

«Скачут, скачут две лошадки, но..., но..., но...,

Скачут, скачут без оглядки, но..., но..., но...,

Скачут, скачут в город новый, гоп..., гоп..., гоп..

Звонко цокают подковы, цок..., цок..., цок...

Вы, лошадки, нас возьмите, да..., да..., да...,

Быстро в город нас домчите, да..., да..., да....

Ей, лошадки, на пригорок, гоп..., гоп..., гоп....

Вот он город, новый город, стоп..., стол..., тпру.

Дети выполняют движения по тексту.

«Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается.

 Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. 

«Просим ягненка (Токту сурамай)»

Играющие делятся на две группы и садятся друг против друга на расстоянии 3 - 4 м. Обе группы выбирают себе водящего. Водящие каждой группы подбирают своим ягнятам секретные названия. Например, мальчикам: Сокол, Беркут, Ястреб и т. д.; девочкам: Звезда, Роза, Сирень и т. д. В середине игрового участка протягивают шнур или чертят линию. Эта черта называется озон (речка).

Водящий первой группы обращается ко второй группе со следующими словами: «Пришел просить ягненка». Водящий второй группы отвечает: «Выбирай кого хочешь, только учти, между нами течет большая речка, если ты толстый - плыви, если худой - прыгай!» Игроки второй группы хором произносят: «Пусть проплывет!», «Пусть пройдет» и т. д. После этих слов просивший ягненка подходит ко второй группе играющих сзади и выбирает себе толстого ягненка. Осторожно двумя руками закрывает ему глаза. После этого он вызывает из своей группы Сокола, чтобы он помог увести ягненка к себе. Сокол, проходя через речку, должен выполнять разные движения, которые требуют играющие из второй группы, т. е. перепрыгивает через речку, переползает и т. д. Затем Сокол, подходя к ягненку, трогает его за плечи руками, быстро возвращается в свою группу и садится. Теперь ягненок должен найти того, кто приходил и трогал его. Если он отгадает, то ведет его в свою группу, если нет, то сам остается в группе соперников. Затем вторая группа посылает своего ведущего. Игра продолжается в том же порядке. Выигрывает та команда, в которой остается больше игроков. Правила игры. Движения для ягненка называет водящий. Игроки должны их четко выполнять.

«Подними ладошки выше»

Дети стоят в кругу, произносят слова, при этом имитируя движения:

«Подними ладошки выше, и сомкни над головой,

Что же вышло? Домик вышел, а под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше, и сложи перед собой,

Что же вышло? Мостик вышел, мостик ровный и прямой.

А по мостику ходит козлик, мостик ровный и прямой.

Подними ладошки выше, и сложи ты их в кружки

Что же вышло? Бинокль вышел. Мы теперь, как моряки.

Подними ладошки выше, сделай длинные рога,

Что же вышло? Корова вышла. Она даст нам молока» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека хороводных игр

Картотека хороводных игр...

Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....

Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

Составила картотеку хороводных игр на год для младшего дошкольного возраста....

Картотека хороводных игр

Игры подобраны согласно лексическим темам, задачи игр разработаны согласно ФГТ по образовательным областям. Тематическое планирование оформлено так, чтобы педагоги могли легко оформить картотеку хоров...

Картотека хороводных игр.

Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству , но и инструментом , с помощью которого дети учатся владеть своим телом ,выстраивать совместные действия....

картотека хороводных игр

хороводные игры для детей на улице и в группе...

Картотека хороводных игр

Картотекахороводные игры и хороводы Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)Вот ...