Картотека хороводных игр
методическая разработка (старшая группа) по теме

НИКИШИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

Картотека хороводных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horovodnye_narodnye_igry.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

       СОСТАВИЛА:   ВОСПИТАТЕЛЬ МДОБУ ДЕТСКИЙ САД № 15

                          НИКИШИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА


                                1. Хороводная игра - Каравай 2, Арина

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

                                          2. Игра Арина

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина.

Ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

                                  3. Хороводная игра - Пузырь

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

Вместе произносят:

 Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

 Оставайся такой

 Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

                                                             4. Хороводная игра - Перелёт птиц

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики.

По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури.

Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.

Правила игры:

По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик.

Указания к проведению игры:

1) лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд.

Варианты игры:

Когда дети усвоят игру можно располагать кирпичики по краям площадки.

5. Хороводная игра - Мыши в кладовой

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

Описание игры: Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-40 см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки  (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 4-5 раз.

Правила игры:

Мыши  могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснёт.

Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснётся и замяукает.

Указания к проведению игры:

В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает верёвку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает её и бежит догонять мышей.

Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку, не задевали её.

6. Хороводная игра - Попади в круг

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из верёвки кружок, концы верёвки связаны; круг может быть также начерчен на земле.

Диаметр круга 1 ½ - 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от этого круга. В руках у детей мешочки с песком. По слову воспитателя «бросай» все дети бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки», - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, и игра продолжается. При повторении игры дети бросают мешочек другой рукой.

Игра повторяется 4-6 раз.

Правила игры:

Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «бросай», поднимать по сигналу «поднимите мешочки».

Указания к проведению игры:

Перед началом игры воспитатель показывает детям, как держать и бросать мешочек в круг.

Вместо мешочков можно бросать шишки.

7. Хороводная игра - Подарки, Ровным кругом

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

8. Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!»

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

9. Хороводная игра - Грушка

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушкка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

10. Огородник и воробей

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

Воробей маленький.

 Серенький, удаленький,

 По двору шныряет,

 Крошки собирает;

 В огороде ночует,

 Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

Уж век воробышку не лётывать,

 В огороде ягод не клёвывать,

 На дубовой тычинке не сиживать.

 А ты, воробышек, садись на лужочек,

 А ты, серенький, садись во кружочек.

 Не пора ли тебе встать и полетать,

 В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и в награду отдают все орехи.

11. Пчёлы

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

 Крылья золотые, Что вы сидите,

В поле не летите?

 Аль вас дождичком сечёт,

 Аль вас солнышком печёт?

 Летите за горы высокие,

 За леса зелёные

 На кругленький лужок,

 На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

12. Перелёт птиц

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы».

На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке).

По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.Правила игры: По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик. Указания к проведению игры: лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд. Варианты игры: Когда дети усвоят игру можно располагать кирпичики по краям площадки.

13. Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

«Раз, два, три, четыре, пять – Ведущий стучит палочкой.

Будет палочка стучать,

Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу.

Скок, скок, скок.

Тот говорит три последних слова

Угадай, чей голосок»

Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

14. Подарки

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

15. Солнышко и дождик

Дети идут по кругу и проговаривают:

«Смотрит солнышко в окошко,

Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!

Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!»

На сигнал

«Дождь идет, скорей домой»

дети бегут к водящему под зонтик. А затем водящий  говорит:

«Дождь прошел. Солнышко светит».

Игра повторяется.

16. Флажок

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:

«Дети стали в кружок,

Выйди, Оля, в кружок,

Увидали флажок.

Возьми, Оля, флажок!

Кому дать, кому дать?

Выйди, выйди, возьми,

Кому флаг поднимать?

Выше флаг подними!»

Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

19. Карусель

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле

Тише, тише, не спешите,

Завертелись карусели.

Карусель остановите!

А потом, потом, потом,

Раз-два, раз-два,

Все бегом, бегом, бегом.

Вот и кончилась игра»

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

20. Бабка Ежка

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

 Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

21. Каравай

Дети составляют круг и взявшись за руки поютт:

Шел павлин горою,

Все люди за мною

Одного нет у нас (имя одного из играющих)

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.Дети  поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

22. Жабка

Выбирается Жабка. Остальные рисуют круг и становятся на черту. Жабка выходит на середину круга, и с ней переговариваются:

Зачем тебе, Жабка, четыре лапки?

Чтобы скакать по травке, вытянувши лапки.

Покажи, Жабка, как ты прыгаешь-скачешь.

А я этак и вот так!

И Жабка показывает, как она прыгает, а дети, стоящие на линии круга, поют:

 Бода-бода-болабода,

 Живёт жабка у болота.

 Выпуча глаза, сидит,

 Громко-громко говорит:

Ква-квак, ква-квак,

 А я прыгаю вот так!

Жабка прыгает и пытается «осалить» одного из ребят. А дети, увёртываясь, бегают по линии круга. Кого Жабка коснётся, тот становится новой Жабкой.

Вариант: После слов:"А я прыгаю вот так!" Жабка показывает какое-нибудь движение, которое все остальные должны повторить. Жабка выбирает того, кто лучше всех задание выполнил и тот становиться новой Жабкой.

23. Тополёк

Участники игры берут себе названия деревьев: дуб, берёза, рябина, сосна, клён и г. д. Взявшись за руки, они становятся в круг и двигаются то в одну, то в другую сторону. Каждый играющий исполняет песню про «своё» дерево. Например, о тополе поют:

Стоит тополёк

 Тонок и высок,

 Тонок и высок,

 Листвой широк.

 Его солнышком печёт,

 Частым дождичком сечёт,

 Буйный ветер повевает,

 Тополёчек наклоняет,

 А он маковкой звенит

 И весёленький стоит.

Затем на середину круга выходит выбранный по считалке жмурка. Ему завязывают платком глаза и дают в руки жгут или пояс. Жмурка называет два дерева, и сразу двое ребят бегут и меняются местами. Жмурка их ловит, стараясь обхватить жгутом. Пойманный становится новым жмуркой.

24. Мышеловка

Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

 Ах, как мыши надоели,

 Все погрызли, всё поели!

 Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

 Вот захлопнем мышеловку

 И поймаем сразу вас!

 Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

25.Овес

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:

- Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

Кто хочет знать, как жнут овёс?

Отец мой жинал его так ( показывают)

Потом отдыхал он вот так ( показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят ( при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

26. Иголка, нитка и узелок.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

27. Заря

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница, красная девица,

 По полю ходила, ключи обронила,

 Ключи золотые, ленты голубые,

 Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту,и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

28.Яша и Маша

Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них — «Яша», другая — «Маша». Им завязывают глаза. «Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз.

Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) — и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.

29.Колпачок (паучок)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

 Тоненькие ножки,

 Красные сапожки.

 Мы тебя поили,

 Мы тебя кормили,

 На ноги поставили,

 Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

 Хлопая в ладоши, поют:

 Танцевать заставили.

 Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

 Все поют:

 Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай кого захочешь!

 Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....

Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

Составила картотеку хороводных игр на год для младшего дошкольного возраста....

Картотека хороводных игр

Игры подобраны согласно лексическим темам, задачи игр разработаны согласно ФГТ по образовательным областям. Тематическое планирование оформлено так, чтобы педагоги могли легко оформить картотеку хоров...

Картотека хороводных игр.

Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству , но и инструментом , с помощью которого дети учатся владеть своим телом ,выстраивать совместные действия....

картотека хороводных игр

хороводные игры для детей на улице и в группе...

Картотека хороводных игр

Картотекахороводные игры и хороводы Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)Вот ...

Картотека хороводных и коммуникативных игр

Подборка игр по лексическим темам. Может быть полезной для педагогов и родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста....


 

Комментарии