Статья." Актуальность проблемы формирования сводов и развития функций стоп у дошкольников "
статья по физкультуре

Коба Вера Геннадьевна

Статья  содержит информацию об основных функциях стопы. Дает общее понятие о прямой взаимосвязи рациональной двигательной активности дошкольника и профилактической работы по предупреждению развития плоскостопия. Будет полезна воспитателю и инструктору по физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Воспитатели\Desktop\коба\оценочный лист\ноябрь\фото\hello_html_m36c20c09.jpg

Деформация стоп- одна из самых распространенных ортопедических патологий, которая влечет за собой неправильную нагрузку на весь ОДА, снижает двигательную активность ребенка. Очень важно в период дошкольного детства обратить на эту проблему особое внимание, ведь дошкольники уже способны осваивать достаточно сложные в координационном плане движения, а двигательный багаж стремительно нарастает.

Стопа человека имеет уникальное сводчатое строение, связанное с прямохождением. Человек не рождается с готовыми, сформированными сводами стоп. Формирование сводов идет на протяжении всего периода детства параллельно с развитием функций стоп и продолжается в подростковом возрасте. Поэтому, развивая функции стоп, можно сформировать их своды и наоборот. Несформированные своды не позволяют стопе полноценно реализовать ее функции. В результате человек оказывается менее координирован. двигательные акты требуют больших энергетических затрат и даже могут сопровождаться травмирующим воздействием на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему.

Стопа в организме человека выполняет

  • опорную,
  • рессорную,
  • балансировочную и
  • толчковую функции.

Рессорная функция

Балансировочная

Толчковая функция

смягчение толчков пи ходьбе, беге, прыжках.

- регуляция позы человека пи движении. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает плоскость, по которой ходит.

это самая сложная функция. Она заключается в сообщении ускорения телу человека при движениях. В ней используются рессорность и способность к балансировке

При плоскостопии толчки не гасятся а , а полностью передаются на суставы нижних конечностей, позвоночник ,голову. Слабая сформированность рессорной функции стоп негативно отражается на всё организме.

В условиях городской жизни дети ходят в обуви по плоской поверхности, поэтому у стоп нет возможности скульптурно охватывать опорную поверхность

Ослабление толчковой функции проявляется в отсутствии гармоничности движений и снижении результатов при беге и прыжках

 В  растущем организме формирование сводов стоп и развитие их функций идет параллельно формированию и расширению общих двигательных координаций, становлению общих двигательных стереотипов  . Дети с плоскостопием  менее координированы, хуже держат равновесие, их походка не столь плавная , как у здоровых детей того же возраста, часто "шлепающая". Такие дети отстают от сверстников в освоении бега и прыжков, упражнения в полной координации даются им с большими усилиями и смотрятся менее эстетично.

Современная жизнь не создает естественных условий для укрепления мышц и формирования сводов стоп у ребенка. Здоровые, правильно сформированные стопы позволяют человеку реализовать физические возможности, предохраняют другие части опорно-двигательного аппарата от травматизации, а ЦНС и внутренние органы от избыточных сотрясений.

Поэтому так важно проводить работу по профилактике плоскостопия и формированию сводов стопы.

 Основной  компонент этой работы - организация и  реализация физической активности детей, направленной на  развитие функций и укрепление сводов стоп .Она может быть представлена в виде самостоятельной деятельности детей, войти как составная часть в занятие физической культурой, утреннюю гимнастику, физкультминутку. Важно, чтобы были решены следующие специальные задачи:

  • развитие рессорной, толчковой, балансировочной функции
  • обучение правильной постановке стоп при ходьбе
  • повышение силовой выносливости мышц, обеспечивающих поддержание сводов стопы,
  • укрепление мышц голени, связочного аппарата, увеличение подвижности в суставах
  • улучшение кровообращения стоп
  • улучшение равновесия общей координации движений.

для повышения интереса детей занятия проводятся в игровой, сюжетно-ролевой форме, Проявляя интерес к занятиям, дети повторяют упражнения в процессе свободной игровой деятельности.

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее заметные происходят в первые 7 лет .

В костях детей относительно много воды, мало белка и минеральных веществ. поэтому кости стопы у детей дошкольного возраста мягче, эластичнее, менее ломкие, чем кости взрослых, но легко изгибаются и деформируются. это создаёт морфологическую основу как для формирования деформаций стоп , так и для их исправления. суставы и связки стопы наиболее интенсивно развиваются в течение первых трех лет. эти процессы связаны со становлением и развитием двигательной активности ребенка и напрямую зависят от последней. амплитуда движений в суставах стоп увеличивается в возрасте от трёх до восьми лет параллельно с ускорением процессов формирования связок и суставов.

Профилактика плоскостопия должна проводиться систематически и комплексно, начиная с самого раннего возраста.

Подбор рациональной обуви. Она должна плотно обхватывать , но не сдавливать ногу, задник должен фиксировать пятку в верном положении. каблук для детей до 3 лет 0,3-,0,5 см, для детей до 7 лет- 1см. подошва и каблук должны давать возможность переката.

Для формирования мышц свода и функций  стопы полезны не только специальные упражнения, но и босохождение по фактурным поверхностям( по песку, по земле, по траве, камешкам), и по искусственно созданным неровностям (по наклонной плоскости вверх и вниз, массажным дорожкам и тд.

Ходьба босиком по гладкому полу сама по себе здоровому ребенку вреда не причиняет, но при наличии минимального мышечного дисбаланса создает возможность для формирования неправильной постановки стоп на опору.

Планируя свою работу , инструктору по физической культуре  необходимо сотрудничать в этом вопросе с другими участниками воспитательно-образовательного процесса: с родителями, воспитателями, музыкальным руководителем, помощником воспитателя и медицинскими работниками. Убедив своих коллег в совершенной необходимости ежедневной профилактической работе в этом направлении, инструктор по физической культуре способен организовать этот процесс, обеспечив системность, регулярность, разнообразие,  и постепенное нарастание физической нагрузки по мере расширения возможностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы

В материале кратко изложены рекомендации по профилактике плоскостопия у дошкольников....

Презентация "Игровые технологии для формирования звукопроизношения и развития мелкой моторики рук дошкольников"

В презентации представлены формы работы с детьми дошкольного  возраста направленные на коррекцию звукопроизношения и развития мелкой моторики рук, используя следующие материалы: песок,крупы, плод...

Развитие функций речи у дошкольников с ТНР средствами музейной педагогики

Коммуникативные способности - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой - либо предмет, что ...

"Развитие функций речи у дошкольников с ТНР средствами музейной педагогики" (из опыта работы)

quot;Развитие функций речи у дошкольников с ТНР средствами музейной педагогики" (из опыта работы)...