Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры
статья по физкультуре

Бухтарова Елена Владимировна

Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры>>.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_3.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этом возрастном периоде закладываются основные черты личности, основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Интерес к занятиям физической культуры при формировании сознательного отношения к здоровому образу жизни будет проходить наиболее эффективно, если воспитание и обучение дошкольников рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты.

Самое первое правило, никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины. Влияя на двигательную активность и эмоциональный настрой, нужно вызвать у детей радость и оживление на физкультурных занятиях, разрешить им общаться между собой, но быть при этом внимательными и не мешать товарищам слушать и выполнять указания.

Одним из средств повышения интереса на занятии, является музыкальное сопровождение. Характер музыки подсказывает детям образ упражнений под музыку, они выполняют задания более чётко, ритмично-координированно, выразительно, дети больше следят за своей осанкой.

Утренняя гимнастика - это заряд бодрости на весь день. Детям нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость в движении, через различные виды утренней гимнастики, что способствует формированию интереса детей к ней:

оздоровительный (дозированный) бег;

упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры; гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; оздоровительная аэробика и упражнения йоги; гимнастика по интересам и игры по желанию детей. В конце утренней гимнастики можно собрать детей в кружок для межличностного общения: высказать  добрые пожелания или просто говорить  приветливые, хорошие слова своей подруге (другу); поздравить  друг друга с каким - нибудь событием.

Очень важно обеспечить непринуждённость такого общения, раскованность, эмоциональный комфорт.

Большое значение в обучении детей разнообразным видам движений и игровых упражнений имеют приёмы имитации и подражательные движения. При помощи подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяют свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.

Эффективность заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую нагрузку на все группы мышц.

Развитию движений способствует частая смена обстановки, это заставляет детей по-разному приспосабливаться к новому, применять различные варианты в каждом конкретном случае. Чем чаще меняется обстановка физкультурного оборудования, тем больший опыт (двигательный) приобретают дети. Нужно  разнообразить использование физкультурных пособий, что вызывает у детей интерес к движениям, предупреждает развитие двигательных стереотипов, активизирует творческие способности. Чаще всего это нестандартное оборудование: поролоновые многофункциональные модули и использование карт-схем.

Нельзя представить жизнь ребенка без движения. А как предупредить травмы и несчастные случаи?! Как объяснить детям технику безопасности в доступной и понятной форме?! Лучше всего дети воспринимают стихи, картинки и сказки.

Для того,чтобы сохранить и поддержать интерес детей к занятиям по физической культуре. Можно использовать разные виды проведения физкультурных занятий:

  1. Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе.
  2. Тренировочные занятия на закрепление основных видов движений
  3. Построенные на подвижных играх и на музыкально-ритмических движениях
  4. Занятия по карточкам.
  5. Диагностические во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению ОД на время, скорость, расстояние;
  6. Занятия на тренажерах
  7. Круговой тренировки или «Уголки»
  1. Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
  2. Занятия серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказание первой помощи.
  3. Интегрированные занятия.

Для укрепления здоровья детей и развития их воображения, фантазии использую комплексы «Гимнастика маленьких волшебников», которая включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем, дети осваивают упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.

Для увеличения самостоятельности двигательной деятельности, интереса к занятиям физической культуры в старших группах можно создать  спортивный уголок с различным физкультурным инвентарём, где дети могут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движениями, повторять, сравнивать, избирать.

Формирование    интереса    к    занятиям    физической    культуры   способствует целесообразный двигательный режим, основу которого составляет и активный отдых, куда входят физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья.

При организации активного отдыха, для повышения эмоционального фона, можно красочно оформить  места его проведения (физкультурный зал, спортивная площадка)использовать  музыкальное сопровождение.

Содержание физкультурного досуга, составляют в основном, все знакомые детям подвижные игры и физкультурные упражнения, обновляемые путём введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции,  приглашать сказочных героев. В конце каждого праздника дети награждаются медалями, спортивными дипломами.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении интереса можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.

В начале года провести  анкетирование родителей, которое позволяет определить, как
они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом,
создать для этого условия, выявить интересы детей.        

В группе можно создать библиотеку по физическому воспитанию для семьи:

рассказы, статьи по физкультуре для семейного чтения. Родителям предложить просмотр видеокассет с рекомендациями как организовать ЗОЖ в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является, забота о здоровье подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста. Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую, целостную сист...

Доклад из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды ДОУ"

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровь...

Презентация, дополнение к докладу из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды в ДОУ

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровь...

Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры в дошкольном возрасте

Формирование интереса к физической культуре является актуальной проблемой современности...

Статья «Формирование интереса и ценного отношения к занятиям физической культуры».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двига...