Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников
рабочая программа по физкультуре

РЕЧЕВЫЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников

 Речевое развитие по ФГОС – это одна из важнейшей образовательных областей.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

  Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор, народные игры.

Роль игры в развитии речи детей

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

      - формирование мотивации к процессу говорения;       -воспитание  внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

        -развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

- пополнение и активизация словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

 - развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

  -усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

   - воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Виды народных игр

-потешки

-Хороводные

-Словесные

-Игры с диалогом

-Игры-забавы

 -Игры-соревнования

   -Подвижные игры

Методика проведения народных игр

Теперь давайте коснёмся методики проведения народных  игр. Можно выделить общие советы:

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок…

3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

8.Народные  игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

Особенность народных игр

Игры носят соревновательный, творческий, коллективный характер

Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди», «покажи», «назови» и другие

Каждая игра имеет свои правила, необходимо чётко объяснить их.

Очень часто для выбора водящего используются считалки.

Игры для детей младшего возраста

Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения народных игр для каждой возрастной группы.

- Для младшей группы важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси»,  «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Улитка, улитка», «Петушок, петушок».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

 Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Пузырь», «Наседка и цыплята», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Кот и мыши»,  «Лошадки», хоровод «Кто у нас хороший»,  «Колпачок».

Игры для детей среднего возраста

- В среднем дошкольном возрасте дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний.

В средней группе можно использовать игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У Маланьи, у старушки», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Пчёлки и ласточка», «Баба-Яга», «Дедушка Мазай», «Узнай и назови», «Угадай, кто зовёт».

Расширяем активный словарь детей, используя считалки, развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

Игры для детей старшего возраста

 - У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении народных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. (« Путаница», «Придумай небылицу», «Понарошку», «Чепуха»).

В старшем дошкольном возрасте чаще используются игры,  развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание . Это такие игры как, «Испорченный телефон», « Краски»,  «Скажи наоборот», «Ушки», «Аюшки», «Фанты», «Почта», «Молчанка», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коршун», «Клубочек», «Бояре».

В  народной игре неисчерпаемый источник образцов языка самого высокого качества, что, безусловно, необходимо для развития речевой деятельности, в которой происходит гармонизация движений тела, мелкой и крупной моторики, речевого аппарата. Это определяет формирование активной и пассивной речи,с помощью народной игры можно положительно решить все задачи речевого развития, которыми являются:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- освоение разговорной речи;

- развитие монологической и диалогической речи.

Наряду со специфическими речевыми задачами, с помощью народных игр решаются задачи по развитию познавательных интересов, любознательности. Фольклорные игры позволяют ребенку соприкоснуться с историческим прошлым народа. У детей формируется представление о жизни наших предков, их культуре и быте.

Народные игры я стараюсь использоватьна занятиях, потому что именно игровая форма помогает детям освоить как современный, так и фольклорный язык. Применение народных игр не только на занятиях, но и в режимных моментах создают позитивный микроклимат и доброжелательную атмосферу в группе.

Потешки способствуют развитию речевого слуха. Мы с моими воспитанниками подобрали приговорку к каждому режимному моменту: к умыванию, одеванию на прогулку, к пробуждению и т.д.. С помощью потешек можно почувствовать ритмичность и плавность речи.

Малые фольклорные формы помогают уловить интонационную выразительность, повышение и понижение голоса. Для достижения этой цели можно использовать игру «Петух или сон казака».

Ход игры:

Дети встают в круг. Считалкой выбирают казака, который должен закрыть глаза и сесть в середину круга. Дети ходят по кругу, приговаривая:

Кто с утра нам спать мешает?

Песни звонко распевает?

Спать мешает казаку и кричит»…

(Один ребенок из хоровода кричит «Ку-ка-реку!»). Казак просыпается и старается отгадать, кто кричал.

Аналогично второй куплет.

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Непонятно никому…..

(Один ребенок громко кричит… «Му-Му-Му!»)

 

Третий:

Вот казак заснул опять,

Но недолго ему спать!

Уточки утят не зря,

Учат крякать…

«Кря-кря-кря!»

 

И последний куплет:

Надоело казаку,

кря-кря-кря с ку-ка-реку!»

Казак просыпается и говорит:

«Я не лягу больше спать,

вас я буду догонять!».

(Дети разбегаются, а тот, кого поймал казак, становится новым ведущим).

Вот лягушки по дорожке по дорожке

Вот лягушки по дорожке по дорожке
Скачут, вытянувши ножки

Ква-ква, ква-ква,
ква-ква, ква-ква.
(дети присели на корточки и прыгают по комнате)

Можно добавить загадку. После того, как музыка и песенка закончились, взрослый говорит:

- Увидали комара - закричали....
- Ква-ква-ква!!! (ответ малышей).

 «Киска, брысь»

 Цели:учить воспринимать ритм потешки. Обучать игровым движениям согласно тексту (прогонять кошку, делать запрещающие движениями указательным пальцем правой руки).

 

  Дети сидят на стуле. Перед ними картинка или игрушка- пушистый котёнок.

Взрослый: кто это? Это котик, киска.

Дети повторяют слова «киска».

Взрослый: (по картинке) киска красивая, зелёные глазки, длинные усы, мягкая пушистая шубка. Киска стоит.

Взрослый спрашивает: кто это? Какая киска? Какая у неё шубка? Какие усы? Что делает киска?

Потешка прочитывается несколько раз.

 

Киска,киска,киска брысь!

На дорожку не садись:

наша деточка пойдёт,

через киску упадёт!

 

чтение сопровождается игровыми действиями: прогоняет котёнка, делает запрещающие движения указательным пальцем правой руки, предлагает детям следовать его игровым движениям, повторять за ним слова: «брысь, садись, пойдёт, упадёт». Затем вместо слова «деточка» взрослый называет имена детей.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко»

 

   Цели: уточнение звукопроизношения. Совершенствование умения повторять слова. Развитие памяти.

  Взрослый читает потешку, воспроизводит игровые движения. Дети повторяют за ним.

 

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать.

А за ней ребятки-

жёлтые цыплятки.

«ко-ко-ко, ко-ко-ко,

не ходите далеко!

Лапками гребите,

зёрнышки ищите».

Съели толстого жука,

дождевого червяка,

выпили водицы

полное корытце.

«Скачет зайка по дорожке»

 Цели: учить воспринимать ритм потешки, произносить отдельные слова, выполнять игровые движения.

Чтение потешки взрослый сопровождает игровыми действиями: прыгает поочерёдно на правой и левой ноге, на обеих ногах. Читая повторно, предлагает детям следовать его игровым движениям и повторять слова «скок, зайчик».

 Скачет зайчик по дорожке,

скок,скок.

Правой ножкой,левой ножкой,

скок,скок.

Прыгай,прыгай,вместе ножки,

скок, скок.

И похлопаем в ладошки,

скок,скок.

              «Солнышко – ведрышко!»      

«Солнышко – ведрышко!       Руки подняты вверх, согнуты в локтях

        Взойди поскорей,                    Поднимаем ручки вверх

        Освети, обогрей –                   Ручки подняты, пальчики растопырены

             Телят, ягнят,

         Еще  маленьких ребят»          Обнимаем сами себя.

«Радуга-дуга»

Ах ты, радуга-дуга, (Поднимите руки над головой и изобразите радугу.) И туга, и высока! (Обе руки поднимите вверх, вытяните пальцы, покрутите кистями.) Не давай нам дождичка, (Делайте движения кистями рук, как будто стряхиваете воду.)

В огороде заинька

В огороде заинька, в огороде маленький, (Дети ставят руки полочкой, делают пружинку.) Он морковку грызет, он капустку берет. Скок, скок, скок - побежал в лесок. (Поворачиваются друг за другом и скачут по кругу, как зайки.)

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

(русская народная игра)

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

-бегать, подпрыгивать на двух ногах;

-игра способствует развитию речи.

Ход игры.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть. 

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

Правила игры: (Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .

«Сова»

(русская народная игра)

Задачи: Знакомить детей с особенностями русской народной игры. Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Развивать быстроту и ловкость движений. Учить подражательным видам движений и звукам.

Ход игры.

Один из играющих – ведущий. Он проходит в середину круга. Рядом с ним стоит хищная птица – «сова». Каждый из игроков выбирает себе птицу, крику которой он сможет подражать. Ведущий рассказывает какую-то интересную историю и, как только он упомянет в ней одну из выбранных детьми птиц, эта птица должна отозваться криком. Если ведущий скажет: «птичник!», - то все птицы одновременно начинают кричать, каждая по-своему. Когда же он скажет: «сова», играющие разбегаются, машут руками, как будто улетают. Сова их ловит и, кого запятнает, с тем меняется ролями.

Правила игры: «Сова» не должна гоняться за одним и тем же играющим. Во время движения все играющие машут руками, имитируя взмах крыльев, опускать их можно только при остановке.

«Зайцы и волк»

(русская народная игра.)

Задачи: Знакомить детей с русскими народными подвижными играми; приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры.

Дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге. 
Взрослый произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок 
На зеленый на лужок, 
Травку щиплют, слушают, 
Не идет ли волк.

Правила игры: В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.

 «Пчёлки и медведи»

(русская народная игра.)

Задачи: Учить детей действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры.

Дети делятся на  две подгруппы: одна группа - пчёлы, другая - медведи. Пчёлы летают по залу, произнося: «Ж-ж-ж». Воспитатель произносит слова:

Ой, медведи идут,

Мёд у пчёлок унесут!

Правила игры: Выходят медведи. Пчёлки машут крыльями, жужжат, прогоняют медведей: «жалят» их, дотрагиваясь до них рукой. Медведи убегают.

«Лохматый пёс»

(русская народная игра.)

Задачи: Учить внимательно слушать текст, бегать по сигналу в разных направлениях.

Ход игры.

В центре зала ставится стул, на него сажают игрушку-собаку. Дети ходят вокруг собаки со словами:

Вот лежит лохматый пёс

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим.

И посмотрим, что же будет?!

Правила игры: Под этот текст дети, приближаются к псу. На последние слова текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса. Воспитатель берёт игрушку и догоняет детей. Дети бегают по залу в разных направлениях. Затем пёс «устаёт», опять ложится спать.

«Вышла курочка гулять»

(русская народная игра.)

Задачи: Учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры.

Дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Правила игры: Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.

«Не боимся мы кота»

(русская народная игра.)

Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Ход игры.

Воспитатель берёт игрушку-кота, сажает его на стульчик - «кот спит».  Ведущий говорит:

              Мышки, мышки, выходите,

              Порезвитесь, попляшите,

              Выходите поскорей,

              Спит усатый кот-злодей.

Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:

              Тра-та-та, тра-та-та

              Не боимся мы кота.

Правила игры: Кот просыпается и ловит мышек (воспитатель с игрушкой догоняет детей). Мыши убегают в норки (садятся на стульчики).

«Медведь и дети»

(русская народная игра.)

Задачи: Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого. Вызывать удовольствие от совместных действий. Поощрять самостоятельность детей.

Ход игры.

Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Взрослый произносит текст:

«Мишка по лесу гулял,          

Мишка деточек искал,            

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал».

Правила игры: Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

«Стали деточки плясать,         

Стали ножками стучать

Мишка, Мишка, вставай,

Наших деток догоняй».

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками

«Карусели»

(русская народная игра.)

Задачи: Развивать функцию равновесия, умение согласовывать свои действия со словами текста. Вызывать положительные эмоции.

Ход игры.

Дети берутся за руки и под слова взрослого двигаются по кругу сначала медленно, затем все быстрее и быстрее, а затем постепенно замедляют движение. Воспитатель:

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра».

«Дед мороз»

(русская народная игра.)

Задачи: Прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры.

 Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки.

Воспитатель говорит грубым голосом:

Я – Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!». Дети разбегаются. Игра повторяется.

Правила игры: Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых зверей (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

Русская народная игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг при помощи считалочки выбирают Птицелова, он встаёт в круг и ему завязывают глаза. Птицы ходят, кружатся, бегают вокруг птицелова и произносят слова нараспев:

- В лесу, во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом или нового птицелова выбирают считалкой.

Правила игры

Играющие не должны разбегаться за очерченную территорию. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

«Родничок»

Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга руками за пояс поют:

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой,

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам.

У-ух!

Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придержиают, стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды — из игры выбывает.

ОГОРОДНИК

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковкой, редиской и др. Все встают в круг. Один из участников игры-«огородник»-выходит на середину круга и стучит палкой по земле.

Его спрашивают:

-Кто там?
-Огородник!
-За чем пришел?
-За репой!

После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,
Посерёдке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихор возьмет.

«Огородник» должен отгадать, кто из ребят назвал себя «репой». Если он угадывает верно, «репа» должна убегать, иначе огородник поймает и оттреплет за вихор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольника

В ФГТ заложено кардинальное изменение подхода к педагогической реальности: от занятий к образовательной деятельности.Ребёнок - дошкольник усваивает только значимую для себя информацию.Сформулированы о...

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...

Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР.

Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лек...