Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР.
статья по математике по теме

Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольные годы, то с её помощью мы и осуществляем коррекцию развития детей с ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_matematike.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр для                  познавательно-речевого развития

                дошкольников с ЗПР.

Пояснительная записка

        В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В последние годы среди воспитанников дошкольных учреждений увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую группу среди них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

         Задержка психического развития характеризует замедление темпов психического, а иногда и психофизического развития ребенка и его способностей .

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Нарушения речи у детей с ЗПР могут затрагивать разные её аспекты – мотивацию, программу высказывания, грамматическое структурирование текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений.

        Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников у дошкольников с ЗПР.

        Обучение математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способностей у детей (А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая и др.). Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

        Нарушения развития речи значительно осложняют обучение математике (А. Гермаковская, Г.С. Гуменная, Н.Л. Крылова, Т.И. Обухова и др.).

Дети с нарушениями речи допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, в целостном восприятии предмета, в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. Речевые патологии влияют на процесс понимания и решения арифметических задач.

Исследования, проведённые А. Гермаковской, Г.С.Гуменной, Л.С. Цветковой, раскрывают влияние речевых патологий на процесс понимания и решения арифметических задач. Дети не могут проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи.

При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего речевой деятельности.  Содержание коррекционной работы (по ФГТ) должно обеспечивать:

  • выполнение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и ( или) психическом  развитии;
  •  осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ( в соответствии с  рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);
  •  Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями и здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

        Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольные годы, то с её помощью мы и осуществляем коррекцию развития детей с ЗПР.

Дидактические игры носят комплексный характер, позволяют развивать у детей не только математические представления, но и творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, словесно-логическое мышление. Включение в работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, - развитие их сложной деятельности – обязательное условие успешности занятий в дошкольном возрасте. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы мы делаем на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формировании и актуализации математического словаря.

Предлагая дидактические задачи в процессе игровой деятельности, мы способствуем вычленению отдельных признаков предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В играх с математическим содержанием моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений.

По мнению У.В. Ульенковой только с помощью дидактических игр можно определить, насколько соответствует уровень развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей определённого возраста. У детей с ЗПР возможность самооценки и самоконтроля значительно снижены поэтому такие игры особенно актуальны для них. В дидактической игре мы создаём такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или определёнными предметами, приобретая собственный опыт.

Дидактические игры способствуют знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, усвоению математической терминологии, использованию специальных математических выражений, а также развитию всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и связной речи в целом.

Предлагаемая  ( методическая разработка, пособие) включает в себя систему коррекционно- развивающей работы по познавательно- речевому развитию дошкольников с ЗПР на основе использования дидактических игр.

  ( дописать для кого пособие  рекомендовано)

Система коррекционных игр

Нами разработана система использования различных групп дидактических игр в зависимости от возрастных особенностей детей:

- игры с цифрами и числами;

- игры – путешествия во времени;

- игры на ориентирование в пространстве;

- игры с геометрическими фигурами;

- игры на словесно - логическое мышление.

Игры, обучающие детей счету.

        В группе детей четвёртого года жизни используется дочисловой метод обучения, задача которого – подвести ребёнка к пониманию количественных отношений. Работа начинается с развития представлений о множестве. Мы предлагаем детям сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов      ,составляющих множество.
Следующая подборка игр направлена на составление групп из отдельных предметов и выделение предметов по одному. Дети учатся различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов. Так же они учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают, поднимают руку или стучат молоточками столько же раз, сколько постучал педагог. Мы приучаем  ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи: столько – сколько, поровну, больше – меньше, по одному – ни одного. Учить согласовывать слова «много», «один», в роде, числе и падеже с существительными; понимать значение вопроса «Сколько»   и правильно на него отвечать. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много». Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.
В играх «Хлопни как я», «Повтори, не ошибись» дети упражняются в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета).

В средней группе важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т.д.
Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. В процессе разнообразных игр  дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений:  много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало; такой же, одинаковый; столько же, поровну, столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все. В играх «Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столько же» и др. дается счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Вводится знакомство с символикой – цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету мы одновременно знакомим с цифрами – соответствующими обозначениями чисел. Название дидактических игр часто соответствует поставленной задаче «Сколько всего?», «Который по счету?», «Возьми столько, какую цифру ты видишь» и т.д.
Порядковый счет дается вместе с количественным в целях их отличия. Количественный счет: «Сколько?» - «один, два, три».Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» - «первый, второй, третий».

Одной из важных задач в этот период является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. В играх «Сколько?», «Сколько всего?», «Возьми столько же», «Отсчитай и раздай» мы закрепляем эти умения.

Задачи в старшей группе направлены на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Мы создаём условия для овладения детьми счётом первого десятка, для знакомства с цифрами первого десятка.
В течение всего учебного года предлагаем дошкольникам упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений учим детей внимательно слушать задания педагога, запоминать их, а затем выполнять.
Важной задачей в старшей группе остается установление связей между смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого проводим игры «Назови большее (меньшее)», «Продолжи ряд» и т.д. Знания закрепляются на разных группах предметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.
Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление об отвлеченности числа, покажет независимость числа от направления счета. Мы учим детей считать, начиная с любого указанного  предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в пределах десяти. В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Мы учим детей различать порядковый и количественный счет.
Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать, как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. На занятиях мы стараемся использовать разнообразный наглядный материал.

Дети с общим недоразвитием речи имеют практические  навыки счета, могут выполнять сравнение  численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако их знания о  множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление  знаний о зависимостях между величинами. Мы комментируем математические операции для щадящего перехода к умственной форме выполнения действий. 
Дошкольники испытывают трудности  в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить  в речевое высказывание  известные им математические  фразы. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются  на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное  задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти  вербальную организацию практического задания.

Играя в такие дидактические игры как  «Сколько?»,  «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Скажем вместе», «Назови соседей», «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее (последующее, пропущенное) число», «Кто знает, пусть дальше считает» дети учатся оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Скажи число меньшее (большее) на один",   "Заколдованный мячик ", "Живые цифры", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используем на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Большое внимание мы уделяем решению арифметических задач, так как это имеет огромное значение для развития речи. Решая задачи учим составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значение слов, устанавливать связи между ними, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный словарный запас, умение грамматически правильно употреблять слова, строить распространённые предложения. По структуре любая задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Наиболее важной является разбор условия задачи, поэтому мы в своей работе стараемся использовать элементы драматизации, картинки и иллюстрации. Задачи-картинки существенно облегчают построение условия задачи, так как словарный запас детей ограничен и им трудно без опоры на наглядность подобрать нужные слова.

Игры на развитие восприятия  времени.

В этом разделе в основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, вечер, день и ночь. Этими понятиями ребята овладевают в повседневной жизни, при проведении режимных моментов. Ознакомление со временем начинаем с контрастных частей суток: день – ночь, утро – вечер.

        Характеристику временного отрезка мы даём конкретной и убедительной для каждого ребенка, поэтому при объяснении используем многообразные признаки. Например: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день». Важную роль в формировании временных представлений играет использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время, чтобы слова, обозначающие временные отрезки суток, наполнялись для детей конкретным содержанием.

В средней группе мы закрепляем у детей умения называть части суток, углубляем и расширяем их представления об этих отрезках времени, обращаем внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью мы используем картинки с более широким содержанием: дети утром идут в детский сад, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание мы сосредоточиваем на объективных показателях, символизирующих время – положение солнца, цвет неба, степень освещенности земли и т.д. Для этого используются игры «Когда это бывает», «А что потом», «Так бывает или нет» и т.д. 

В старшей группе эти временные представления закрепляем и углубляем в течение учебного года. Новым является усвоение последовательности дней недели. Детей знакомят с тем, что семь дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Такая последовательность дней недели неизменна. Для этого к детям мы обращаемся с вопросами: какой сегодня день недели, какой день будет завтра и какой был вчера. Такие вопросы можно задавать как на занятиях по математике, так и в повседневной жизни.
Можно сказать, что в целом дети понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представления о времени у них бедные, поверхностные, поскольку не сформировано умение строить  связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для  регулирования  своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не всегда понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

С целью закрепления названий дней недели и их последовательности мы предлагаем игры  «Живая неделя», «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».

Игры на ориентирование в пространстве.

        Пространственные представления для детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия. Дети учатся четко различать пространственные направления от себя: вперед, назад (сзади), направо, справа, налево, слева, вниз, снизу, а также части своего тела, их названия. Особое значение приобретает различение правой и левой рук, правой и левой частей своего тела. Мы упражняем детей в соотнесении пространственных направлений с определёнными частями собственного тела (вверху – там, где голова; внизу – где ноги; спереди – лицо, глаза; сзади – спина; слева – левая рука; справа – правая рука. Полученные знания детей закрепляем в играх и в игровых упражнениях: «Помашем Мишке правой (левой) рукой», «Топни правой (левой)ножкой», «Куда пошла кукла», «Куда поехала машина», «Игра с флажками» (вверх, вниз, перед собой, за спину), и т.д. Кроме того мы проводим игры на определение источника и места нахождения звука: «Что и где слышно?», Узнай, в какой стороне играет рожок», «Где бьёт барабан» и т.д.                                                  

В средней группе усложняются задачи ориентировки в пространстве: дети не только должны определить направление «от себя», но и двигаться в этом направлении. Упражнения на ориентировку в пространстве носят игровой характер: «Узнай, где что спрятано», «Что изменилось?», «Дойди до флажка», «Найди игрушку по описанию» и т.д. С помощью этих игр мы учим детей определять положение того или иного предмета по отношению к себе «Впереди меня стол», «Справа от меня шкаф» и т.д. Дети учатся видеть что близко и что далеко от них; правильно пользоваться понятиями «близко» и «далеко». В средней группе на занятиях по математике большое внимание мы уделяем развитию у детей ориентировки на листе бумаги.
        В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Кроме этого, детей учим определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Учим выполнять задания типа: «Расставьте предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий». После того как дети расставят, следуют вопросы: «Посмотрите и скажите, кто стоит рядом с коровой? Слева от кошки? Между какими животными находится овца?». Затем можно переместить игрушки так, чтобы они стояли друг за другом: «Кто теперь стоит первым? За кем кошка? Перед кем овца? Кто за овцой?» и т.д...
В этой группе дети овладевают таким умением, как определять свое положение среди окружающих предметов: за стулом, около стула, среди игрушек, перед Машей, сзади Коли. Также большое внимание уделяем закреплению и совершенствованию умений изменять направление движения во время ходьбы, бега, передвигаться в указанном направлении. С этой целью мы проводим игры и игровые задания, как: «Куда пойдёшь – то и найдёшь», «Дойди до флажка», «Улица и пешеход», «Прядки». А также настольные и словесные дидактические игры на определение направления движения: «Наоборот», «Назови, что изменилось», «Подбери нужное слово», «Выбери правильный ответ» и т.д. Учим детей ориентироваться на ограниченной плоскости то есть на листе бумаги, раскладывать определённое количество предметов в указанном направлении, в верхней, нижней части листа (по краям), слева, справа и др. И словами обозначать расположение предметов на плоскости (листе бумаги, на столе, на полу): слева от, справа от, выше – ниже, ближе – дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом и т.д.                                                                                                                                             К приходу в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве: в направлении движения, в определении расположения предметов в помещении, в пространственных отношениях между собой и предметами, а также между самими предметами, отражать в речи их взаимное положение. Дети должны знать домашний адрес и адрес детского дошкольного учреждения, дорогу из дома в детский сад. Большое значение мы уделяем развитию умения ориентироваться на плоскости: на листе бумаги, на столе, на доске, с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем. Дети находят левую, правую, верхнюю, нижнюю стороны листа, его середину, правый нижний угол стола. Для умения располагать предметы в разных пространственных направлениях, полезно проводить зрительные диктанты  с последующим вербальным обозначением пространственных отношений элементов. Проводим игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличается?», «Путешествия по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.

        Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий. Однако, затруднено активное использование  этих частей речи в произвольном высказывании, что осложняет осмысление и оценивание  расположения объектов  и отношений между ними.

Игры с геометрическими фигурами.

        Во второй младшей группе знакомство детей с формой осуществляется с целью более глубокого познания предметов окружающей действительности и более правильного их восприятия. Дети знакомятся с кругом, квадратом и треугольником. Учатся выделять, различать и называть эти фигуры. Важно, чтобы ребята обследовали эти фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Дошкольники обводят контур, проводят рукой по поверхностям моделей. Таким образом происходит общее восприятие формы. Для детей, как и для взрослых, геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми они определяют форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами нужно рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов. Для развития представлений о круге, квадрате и треугольнике мы используюм такие задания, как: «Назови, что это», «Возьми круг (квадрат) в левую (правую) руку», «Покажи Мишке красный (зелёный) круг», «Выбери все большие (маленькие) квадраты», «Положи все круги на верхнюю (нижнюю) полоску» и т.п., а также игры: «Найди пару», «Узнай, что спрятано в мешочке», «Найди свой домик», «Найди, что попрошу», «У кого есть такой же», «Чей домик?» и др.
         В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они учатся различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Эту работу мы стараемся проводить одновременно с упражнениями на сравнение групп по количественному признаку и обучению счёту (отсчёту) предметов. Предлагаем такие задания и вопросы, как: «Сколько здесь квадратов», «Чего больше квадратов или кругов?», «Назови лишнюю фигуру» и т.п.
В целях закрепления представлений о форме проводим дидактические игры: «Что у вас?», «Найди такую же фигуру, но другого цвета»,                                              «Подбери нужную фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Назови что спрятано», «Предмет и форма», «Разложи по форме», «Выкладывание узора»; игровые упражнения: «Подбери крышу к домику», «Подбери колёса к автомобилю», «Сложи ёлочку из треугольников (паровоз из квадратов и кругов)». Кроме этого мы используем упражнения на группировку и классификацию фигур: «Отбери все круги», «Отбери все фигуры красного цвета и назови их», «Выбери большие квадраты (треугольники, прямоугольники) и сосчитай их». В данной возрастной группе мы предлагаем детям узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг (тарелка, блюдце); прямоугольник (крышка стола, дверь, окно); треугольник (косынка); шар (арбуз, мяч); цилиндр (банка, стакан) и т.д. Проводим игровое упражнение «На что это похоже».

         В старшей группе формируется представление о четырехугольнике.
Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (4 стороны и 4 угла). Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления ее с другими, выделения существенных признаков данной фигуры. Дети должны уметь объединять в группу четырехугольника знакомые: квадрат, прямоугольник. Знать, почему они называются четырехугольниками. Так же дети знакомятся с овалом. Знание детьми геометрических фигур позволяет проводить дидактические игры разной степени сложности, например: «Найди по описанию», «Кто больше увидит?», «Найди такой же узор», «Найди каждой фигуре своё место», «Подбери по форме», «Назови лишние фигуры», «Выложи форму из фигур и палочек», «Дострой фигуру» и др. В этой возрастной группе мы продолжаем развивать у детей геометрическую зоркость, учим распознавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, закрепляем умения детей выкладывать разные фигуры из палочек. Предлагается примерный перечень занимательных задач: 1. Сложить 2 квадрата из 7 палочек. 2.Сложить 3 треугольника из 7 палочек. 3. Сложить прямоугольник из 6 палочек. 4. Из 5 палочек сложить 2 разных треугольника 5. Из 6 палочек сложить домик, затем 2 палочки убрать и переложить, чтобы получился флажок. 6. Можно ли из 2 палочек сложить на столе квадрат? 7. Можно ли из 5 палочек сложить 2 треугольника и один четырехугольник? Эти упражнения мы используем для развития сообразительности, памяти, мышления детей.

Представления о форме у данной категории детей сформированы. Они выполняют классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат.
Особое внимание мы уделяем формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум и трём (цвет, форма и размер). С этой целью мы используем игры с одним, двумя и тремя обручами, в зависимости от количества признаков. А также упражнения с разнообразными таблицами. Эти игры и упражнения направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Должное внимание уделяем развитию речи.

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Она интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

        Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. Для усложнения данной игры мы подбирали речевой материал к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Играя в “Танграм”, дети заучивали этот материал, закрепляли и автоматизировали звуки в чистоговорках и скороговорках. Таким образом обогащалась речь, тренировалась память.

        После выкладывания картинки животного для закрепления материала по лексической теме детям предлагали  следующие речевые игры и задания:

  • “Назови других животных”
  • “Назови ласково” (предмет или его части – лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик)
  • “Сосчитай до 5” (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)
  • “Назови слова-действия” (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит)
  • “1 и много” (лиса – лисы, медвежонок – медвежата, ухо – уши)
  • “Кого нет?” (Медведей, зайчат, кенгуру, волчат)
  • “Назови слова-признаки” (Какой щенок? – добрый, ласковый, доверчивый)
  • “Из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги - быстроногий)
  • “Скажи наоборот” (подбор слов-антонимов: смелый – трусливый, добрый - злой)
  • “Назови чей, чья, чье?” (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, медвежье ухо, заячья губа, волчьи следы)

Дети упражнялись в составлении предложений простых и сложных, составляли рассказ о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.

Речевой материал к картинкам для игры “Танграм” подбирали так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.

        Интересна и любима детьми игра «Обручи».   Играя, они учатся классифицировать предметы по одному, двум и трём признакам (цвет, форма, величина), удерживать в памяти речевую инструкцию и действовать в соответствии с ней, у детей формируется зрительное восприятие, умение подводить итог своей деятельности.

Игры для развития основ словесно-логического мышления.

        Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определённые приёмы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). В развитии мышления неоценимую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, дети учатся вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам. Они учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируют своё внимание, память, развивают произвольное восприятие. В играх с математическим содержанием моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями, учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Для детей младшего возраста мы используем такие игры «Придумай сам», «Что сначала, что потом», «Составь рассказ по картинкам», «Сложи из геометрических фигур», «Какая фигура лишняя», «Разрезные картинки». Для детей старшего дошкольного возраста: «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Узнай по описанию», «Найди на что похоже», «Придумай сам», «Загадки и отгадки», «Сочиняем сказку», «Скажи, какое слово не подходит по смыслу», «Дополни слово», игровые упражнения со счётными палочками

В словесных играх ставится задача не только развития мыслительных процессов, но и для расширения и пополнения активного словаря ребенка, дифференциации слов, обозначающих пространственно-временные представления. С этой целью используем лексические игры («Наоборот», «Цепочка слов», «Запомни изученное слово» и др.). Для правильного построения предложений и совершенствования логико-грамматических конструкций – грамматические игры (“Дополни предложение”, “Концовка” и др.). Для развития устной речи  –  дидактические игры и упражнения («Когда это бывает?», «Опиши, не видя», «Чудесный мешочек», «Составь загадку», «Где мы побывали, что мы повидали», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь» и др.).

        Умственное развитие у детей дошкольного возраста должно сопровождаться процессом моделирования как формы продуктивного мышления. Под моделями, позволяющими перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному, понимаются рисунки, схематические рисунки, простейшие схемы. Эти модели, с одной стороны, позволяют демонстрировать детям операции классификации, сравнения, аналогии, логического следования и, с другой стороны, являются наиболее доступными для работы в условиях детского сада формами моделирования.

        Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Разложи по порядку» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это так же задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаем продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаем выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

        Особое место в обучении детей с ЗПР мы отводим словесным дидактическим играм. Например, для расширения и пополнения активного словаря ребенка, дифференциации слов, обозначающих пространственно-временные представления используем лексические игры («Наоборот», «Цепочка слов», «Запомни изученное слово» и др.). Для правильного построения предложений и совершенствования логико-грамматических конструкций – грамматические игры (“Дополни предложение”, “Концовка” и др.). Для развития устной речи  –  дидактические игры и упражнения («Когда это бывает?», «Опиши, не видя», «Чудесный мешочек», «Составь загадку», «Где мы побывали, что мы повидали», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь» и др.).

         Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.
Количественные отношения ребенок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и  т.   д.,   которые  осознаются   в  результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова-числительные наполняются   смыслом   и   используются   с   определенной   целью — узнать сколько предметов. При счете ребенок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и ее способы. От ребенка требуют рассказать, что он сделал и что получилось. Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.
        Детей учим не только на чувственном уровне распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове, например: шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше и т. д., отличая эти изменения от изменений общего объема (больше— меньше, большой — маленький). Такая дифференциация вполне доступна дошкольникам.
Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения, становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщенное значение в процессе обучения и способствуют совершенствованию пространственной ориентации.
Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев, сезонов. Овладение значением этих слов помогает осмыслить «текучесть», длительность, периодичность времени, развивает «чувство времени».
С помощью слова не только отражаются, но глубже осознаются  и обобщаются количественные, пространственные и временные представления. Происходит обогащение речи и за счет овладения некоторыми специальными терминами (названия арифметических действий, общепринятых единиц измерения, геометрических фигур и т. д.). Их объем крайне незначителен, так как основное содержание речи детей составляет «чисто» бытовой словарь.
При   формировании   математических   представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

        Подводя итог вышесказанного, мы убеждаемся в том, что использование речевых игр по формированию элементарных математических представлений находятся в прямой взаимосвязи развития мышления и речи. Дети усваивают учебный материал в интересной для себя форме и постепенно вовлекаются в оречевление своих действий. А это очень сложный процесс и возможен только при наличии достаточного объёма знаний, умений и навыков.

Приложение

Перспективный план развития математического словаря (математической терминологии)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество и счёт.

Много; мало; один; по одному; ни одного; поровну; сколько; столько …, сколько …; больше; меньше; одинаково.

Величина.

Величина; размер; длина; длинный; короткий; длиннее, чем…; короче, чем…; ширина; широкий; узкий; шире, чем…; уже, чем…; высота; высокий; низкий; выше, чем…; ниже, чем…; одинаковые; равные по длине, по высоте, по ширине.

Форма.

Куб; шар; квадрат; треугольник; круг; угол; вершина; сторона.

Пространство.

На; под; у; рядом; перед; за; вверху; внизу; впереди; сзади; слева; справа.

Время.

Утро; день; вечер; ночь; сутки; год; осень; зима; весна; лето.

Количество и счёт.

Два; три; четыре; пять; больше на один; меньше на один; увеличить на один; уменьшить на один; больше, чем…; меньше, чем…; поровну, по …

Величина.

Самая длинная; длиннее; ещё длиннее; короче; ещё короче; самая короткая; самая высокая; выше; ниже; ещё ниже; ещё выше; самая низкая; самая широкая; шире; ещё шире; уже; ещё уже; самая узкая; одинаковые по длине, но разные по ширине.

Форма

Брус; прямоугольник.

Пространство.

Вверх; вниз; вперёд; назад; налево; направо; далеко; близко; внутри; снаружи; к; от; по; до; из; в; около; тут; здесь; там; везде; всюду; повсюду; туда; сюда.

Время.

Быстро; медленно; быстрее; медленнее; вчера; сегодня; завтра; время года; январь; февраль; март; апрель; май; июнь; июль; август; сентябрь; октябрь; ноябрь; декабрь.

Количество и счёт.

Шесть; семь; восемь; девять; десять; первый; второй; третий; четвёртый; пятый; шестой; седьмой; восьмой; девятый; десятый; количество; порядковый счёт; предыдущий; последующий; половина; целое; равные части; какой; который; какой по счёту; всего; парами.  

Величина.

Толщина; толстый; тонкий; полный; худой; толще, чем…; тоньше, чем….

Форма

Цилиндр; конус; пирамида; овал; трапеция; ромб; четырёхугольник.

Пространство

Сверху; снизу; наверх; с; среди; между; вокруг; напротив; над; ближе; дальше.

Время.

Неделя; понедельник; вторник; среда; четверг; пятница; суббота; воскресенье; минута; сутки; день; ночь.

Количество и счёт.

Прибавить; сложить; плюс; отнять; вычесть; минус; равно; состав числа; состоит из …; вопрос; ответ; равно; сколько стало; множество; равенство; неравенство; часть; целое; пополам.

Величина.

Измерить; мерка; объём; полный; пустой; тяжёлый; лёгкий; тяжелее; легче; весы.

Форма

Точка; линия; отрезок; многоугольник.

Пространство.

Из-за; из-под; через; вдоль; поперёк; правее – левее; в середине; вокруг;

Время.

Сезон; месяц; час; часы; циферблат; сначала, потом; раньше; позже; в одно и тоже время

Игры на развитие счётных операций

«Медведь и пчёлы» - упражнять в составлении множества из отдельных предметов, согласовывать числительные с существительными. Дети сидят на стульчиках – пчёлы сидят в своих домиках-ульях. Педагог говорит: «Даша – пчёлка, Таня – пчёлка, Оля – пчёлка. Сколько у нас пчёлок?» «Много пчёлок», - отвечают дети. «Серёжа будет медведем» «Сколько медведей» «Один медведь» Пчёлки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчёлки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчёлки вылетели на полянку: одна пчёлка, ещё одна пчёлка, ещё одна пчёлка – много пчёлок. Было много пчёлок, пришёл медведь – пчёлки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчёлка и в этом домике одна пчёлка. Сколько в каждом домике пчёлок?» - «Одна», - «Не поймал медведь пчёлок и пошёл спать».

«Поезд» - закреплять умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд, пользоваться словами «столько», «сколько». Из стульев, поставленных в ряд, сооружают поезд. Играющих может быть и столько же, сколько стульев-вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздаётся гудок. Пассажиры занимают свои места. Педагог вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка – пассажиры выходят. Игра начинается вновь. В качестве усложнения можно убирать, добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз при сравнении была новая для детей ситуация.

«Что изменилось?», «Исправь ошибку?» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети, обнаружив ошибку, исправляют её разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают

«Чудесный мешочек» - упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов, закреплять представления о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся счётный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружочков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой ребёнок. Игра повторяется.

«Считай – не ошибись» - помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счёте. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

«Скажем вместе» - дети встают в круг, каждый держит в руке флажок или другой предмет. Первый ребёнок говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т.д.

«Заколдованный мячик» - можно «заколдовать» мячик на «+1», «-1», «+2» и т.д. Первый игрок бросает мяч и называет число в пределах первого десятка, поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить один, и бросить мяч следующему игроку, также назвав своё число.

«Продолжи ряд» - дети встают в круг, бросают друг другу мячик и называют числа в прямом или обратном порядке.

Игры с геометрическими фигурами

«Найди своё место» - учить различать геометрические фигуры и соотносить их. Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся по группе, свободно передвигаясь, бегая под бубен. По условленному сигналу дети находят своё место, т.е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры. В качестве усложнения, изображённая фигура может быть больше или меньше по размеру, или карточки, разложенные на стульях, перекладываются.

«Четвёртый лишний» - каждому ребёнку даётся карточка, на которой изображено несколько предметов, один из которых отличается по какому-либо признаку (цвет, форма, размер и т.д.). Ребёнок показывает свою карточку и рассказывает, какой предмет лишний и почему. При этом могут рассматриваться случаи, когда лишний предмет выделяется по двум признакам.

«Геометрическое лото» - педагог размещает на фланелеграфе геометрические фигуры. Сначала они могут быть одного цвета и размера, но разной формы. Педагог считает до трёх и закрывает их. Дети должны вспомнить, каких фигур и сколько было на фланелеграфе. Задачу можно усложнить, если фигуры: одного цвета, но разного размера и формы; одного размера, но разного цвета и формы; разного цвета размера и формы.

«В стране геометрических фигур» - наигрались геометрические фигуры,  и домой собрались. Педагог выставляет картинку с «домиком» - таблицей, на столе у него соответствующий набор геометрических фигур. Такие же таблицы с фишками, но меньшего размера, раздаются детям:

- Сосчитайте число этажей в доме. (5) Этажи в этом домике называются строками. Повторим все вместе, как они называются.

- Какие фигуры живут на 1-м этаже, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м? (Овалы, прямоугольники, треугольники, круги, квадраты.)

- Сколько квартир на каждом этаже? (4) Какие фигуры в них живут? (В 1-х квартирах – красные, во 2-х – жёлтые, в 3-х – зелёные, в 4-х – синие.)

- Квартиры с одним номером расположены по столбцам. Сколько столбцов? (4) Покажите их.

- Пришёл домой красный треугольник. (Педагог его показывает.) Где его квартира?

Один ребёнок ставит фигуру на демонстрационную таблицу, а остальные дети – каждый в своей таблице. Затем решения сравниваются и объясняются. Таким образом, расселяются 5-6 жильцов.

- Закрыли фигуры двери своих квартир. (Фигуры убираются.) Кто живёт на 5-м этаже в 3-ей квартире, на 4-м этаже во 2-й квартире и т.д.?

«Символы» - педагог даёт каждому ребёнку набор карточек:

На фланелеграфе помещается какая – нибудь фигура, например, большой синий квадрат. Педагог просит с помощью карточек рассказать всё об этой фигуре. Дети выбирают из набора необходимые карточки:

«Убери лишнее» - на столе у каждого ребёнка – карта:

В середину педагог кладёт какую-нибудь геометрическую фигуру, например, большой красный круг. Дети должны закрыть квадратиками те обозначения, которые не относятся к данной фигуре. В результате на карте остаются три обозначения, характеризующие данную фигуру. Дети должны не только  найти подходящие свойства, но и объяснить решение, доказать правильность.  

«Кто где живёт?» - с помощью обручей город делится на несколько секторов. Жители – игрушки: куклы, матрёшки, зверушки, отличающиеся по величине, цвету, форме. В каждый обруч кладётся знак – символ, обозначающий один из характерных признаков предметов. Дети помещают в обручи игрушки, обладающие теми же признаками. Например, в первом обруче – все круглые, во втором – все синие, в третьем обруче – все маленькие. Вне обручей остаются игрушки не круглые, не синие, не маленькие.

«Обручи» - игра проводится с одним, двумя, тремя обручами в зависимости от возможностей детей. Педагог предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например геометрические фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные, внутри синего – все треугольники, а внутри жёлтого – все большие.

Каждый из играющих поочерёдно берёт один из блоков и кладёт его на место. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь набор фигур. В случае затруднения, необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна лежать в соответствии с правилами игры. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

Игры – путешествия во времени

«Раньше – позже» - на фланелеграфе в беспорядке выставляются несколько картинок, которые можно упорядочить по времени, например: дети несут саженец, копают землю, сажают дерево и поливают, дерево с маленькими листочками. Дети должны разложить картинки в нужном порядке и составить небольшой рассказ.

«Живая неделя» - семь детей построились и пересчитались по порядку. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребёнок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?» и т.д.

«Назови правильно» - педагог называет какое-либо время года и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и называет признак этого времени года. Затем подаёт мяч другому ребёнку, который тоже называет признак этого же времени года. Дети, не назвавшие никакого признака, выбывают из игры.

«Который час» - педагог выставляет стрелки на циферблате часов. Дети определяют, сколько времени показывают часы, и рассказывают, что они обычно делают в это время.

Игры на ориентирование в пространстве

«Найди игрушку» - педагог читает письмо от персонажа и предлагает детям найти игрушку, следуя заданиям в конверте.                                    

«Будь внимательным» - педагог предлагает детям взяться правой рукой за левое ухо, левой рукой за правое ухо, положить левую руку на левую ногу и т.д.

«Хоровод» - один ребёнок – ведущий стоит в центре хоровода. Он поворачивается вокруг себя. По команде останавливается и называет, кто стоит справа, слева, впереди, сзади и т.д.

«Лабиринт» - ребёнок с закрытыми глазами должен точно выполнять инструкции: «Иди вперёд. Поверни направо. Вернись назад. Поверни влево и т.д.» Прийти к выходу из лабиринта сможет тот, кто правильно ориентируется в пространстве.

«Графический диктант» - проведение линий по клеточкам в соответствии с инструкцией. Основная задача – добиться, чтобы ребёнок видел клетку, научился обводить её контур и определял направления движения ручки при письме.

Игры на словесно – логическое мышление

«Закончи предложение» - педагог начинает предложение, а дети заканчивают его. «Спим ночью, а зарядку делаем… Завтракаем мы утром, а обедаем… и т.д.»

«Чего не стало» - на столе под салфеткой несколько предметов или картинок. Педагог поднимает салфетку и просит назвать, что было под салфеткой. Затем предметы вновь накрываются салфеткой и незаметно убирается один предмет. Когда салфетка поднимается в очередной раз, дети должны определить, чего не хватает. Так можно убирать по одному предмету несколько раз. Можно, ничего не убирая, поменять один предмет на другой. В этом случае педагог спрашивает: «Что изменилось?»  

«Узнай по описанию» - у этой фигуры нет углов, но это не круг. У этой фигуры четыре угла, четыре стороны, пары сторон разной длинны. У этой фигуры четыре угла, четыре стороны одинаковой длины и т.д.

«Назови предмет» - у каких предметов по четыре одинаковых части: в группе, в природе и т.д.

«Наоборот» - педагог произносит слово, а дети говорят слово противоположное по смыслу: длинный – короткий, толстый – тонкий, высокий – низкий, большой – маленький, холодный – горячий, твёрдый – мягкий, мокрый – сухой, светлый – тёмный и т.д.

Список литературы.

Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 1984.

Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007.

Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. – СПб.: КАРО, 2007.

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

Давайте поиграем. Под ред. Столяра А. А. – М.: Просвещение, 1991.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др. – СПб.: Акцидент, 1996.

Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.

Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005.

Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб.: КАРО, 2004.

Кондратьева С. Ю. О профилактике нарушений счётной деятельности (дискалькулии) у дошкольников с ЗПР // Логопед в детском саду. – 2007. - №2(17).

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Математика от 3-х до 7-ми лет / Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Метлина Л. С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2010.

Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

Сербина Е. В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992.

Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: ВЛАДОС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Методическая разработка "Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи"

Цель данной работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.- подготовка детей к усвоению чтения; - обучение детей умению подбирать слова с за...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...