Главные вкладки

    Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических и развивающих игр на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"
    материал по математике (подготовительная группа) на тему

    Использование дидактических игр в ОД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx17.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    к педагогическому совету

    "Формирование элементарных математических представлений

    дошкольников средствами дидактических и развивающих игр"

    на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"

    МДОУ детский сад комбинированного вида №218

    29.11.2016

    воспитатель

    Одуева Ирина Дмитриевна

            «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

            Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: Не каждый будет математиком, безнадежно устарела. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

            Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

            Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение дидактической игры обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

            Основополагающими принципами являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если: -учитываются особенности психики ребенка; -учитываются общие особенности детей; - воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника; - используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми. Сроки работы: 1 этап - подготовительный (июль - август); 2 этап - основной (сентябрь - май); 3 этап - аналитический (май). Содержание каждого этапа: На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс образовательной деятельности, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей с использованием дидактических игр. Основной этап предполагает проведение образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года. На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.

            В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра". - Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

                    Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. Под дидактической игрой подразумевают такую деятельность, смысл и цель, которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения. Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера. Поскольку в дидактических играх задачи умственного воспитания сочетаются с деятельностью, наиболее естественной и подходящей для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Дидактическую игру можно использовать в дошкольном обучении довольно широко. Поскольку дидактическая игра помогает в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала, она становится очень целесообразным дополнением, а также специальным видом знаний детей в детском саду. Дидактическую игру можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Дидактическая игра это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять, когда это нужно.

            При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. С её помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Дидактические игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей. Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей во время образовательной деятельности. Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников

    Представленная  картотека представляет собой подборку дидактических игр по ФЭМП для детей разных возрастных групп. Будет полезна воспитателям ДОУ при проведении ООД, режимных моментов....

    Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры"

    Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры...

    Мастер-класс на тему«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников своими руками»

    Здесь представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр, созданных своими руками, в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников....

    Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр.

    laquo; Игра – как искра зажигающая огонёк пытливости  и познавательности». Играя, ребенок познает мир, расширяет и углубляет представления об окружающей действительности....

    Презентация по математике« Формирование элементарных математических представлений  по средством дидактических игр»

    laquo; Формирование элементарных математических представлений  по средством дидактических игр»...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

    Определить взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС.2. Познакомить родителей с задачами по развитию у детей элементарных математических предста...

    Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

    В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....