Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Солдатова Ольга Вячеславовна

« Игра – как искра зажигающая огонёк пытливости  и познавательности». Играя, ребенок познает мир, расширяет и углубляет представления об окружающей действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhigulyovsk.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр.

Своё выступление мне хотелось бы начать со слов известного  педагога Василия Александровича Сухомлинского « Игра – как искра зажигающая огонёк пытливости  и познавательности». Играя, ребенок познает мир, расширяет и углубляет представления об окружающей действительности. Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимают дидактические игры познавательного развития по формированию элементарных математических представлений. Математика сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать , умножать и делить числа человеку не возможно. Поэтому, чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшей жизни. Формирование элементарных математических представлений в нашей дошкольной организации проводится не только путём целенаправленного обучения в ходе непосредственной образовательной деятельности, но и ,  игровой форме , в повседневной жизни детей: на прогулках, в играх (дидактических , подвижных , сюжетно-ролевых) , т.к ведущим видом деятельности в дошкольной организации – является игра. В игре ребёнок быстрее осваивает счёт, запоминает числительные , сравнивает числа, различает и называет геометрические фигуры, определяет пространственное направление. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны ,  дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка , с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей . А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае , если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действием. Педагог Виноградова Надежда Александровна отметила, что в следствии возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно – печатные, игры с предметами (сюжетно – дидактические игры и игры инсценированные) , словесные и игровые приёмы, дидактический материал. Дидактическая игра – явление сложное , но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в её результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и игровые действия, поступки которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности , взаимоотношений.

Дидактическая игра требует усидчивости , серьёзный настрой, использование мыслительного процесса.  Только в игре ребёнок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывать неоценимый  опыт общения. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.В нашей дошкольной организации , имеется картотека дидактических игр для разных возрастных групп изготовленные педагогами.

Приведём примеры:

Для второй младшей группы:

Один – много:

Цель: учить находить разное количество предметов: один или много.

Укрась матрёшку:

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрических фигур (цвет , форма).

Для средней группы:

Что где находится?

Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению к себе : «впереди» , «сзади», «вверху», «внизу» и т.п.

Для старшей группы:

«Живые числа»:

Цель: Упражнять в порядковом и количественном счёте в пределах 10.

Для подготовительной группы:

Помоги ёжику:

Цель: упражнять детей в решении примеров в пределах первого десятка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...

«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»

 Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и лю...

Презентация по математике« Формирование элементарных математических представлений  по средством дидактических игр»

laquo; Формирование элементарных математических представлений  по средством дидактических игр»...