Главные вкладки

    Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Сергеева Татьяна Евгеньевна

    В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неумение планировать речевое высказывание.

    Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_mnemotablits.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

    В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

    По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

    На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

    Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

    Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

    В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

     Актуальность выбранной темы:

    1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
    2. Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
    3. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

    В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.

    Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

    1. помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
    2. обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
      учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
    3. развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
    4. снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
    5. развивать мелкую моторику у детей.

    Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

    Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Этапы использования мнемотаблиц:

    Этап №1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
    Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
    Этап №3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
    Этап №4  - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
    Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

    Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    1. пересказ;
    2. составление рассказов по картине и серии картин;
    3. описательный рассказ;
    4. творческий рассказ.

    Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

    Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они

    выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

    Этапы работы со схемой-моделью:

    1. учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и яв ления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
    2. самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пере сказа;
    3. закреплять изученный материал путем неоднократного по вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

    Опираясь на опыт педагогов, я использую  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Описательные рассказы составляются детьми в начале за нятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирова ния информации.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

    Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Этапы работы над стихотворением:

    1. Выразительное чтение стихотворения.
    2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
    3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
    4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
    5. Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
    6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
    7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

    Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях  экологического содержания.

    Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

    - строение рассказа,

    - последовательность рассказа,

    - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мыш ление.

    Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

    Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

    Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

    Виды коллажей:

    1. Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;
    2. Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

    Таким образом, развиваются самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

    Разработала презентации по составлению описательного рассказа на следующие темы: дикие животные, домашние животные, одежда, игрушки, растения, посуда. Которыми пользуюсь на занятиях как по развитию речи, таки по познавательному развитию.

    Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

    Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

    1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
    2. раскрывать существенное в объекте;
    3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

    Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей уделяется достичь следующих результатов:

    у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    словарный запас выходит на более высокий уровень;

    дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

    Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....

    Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

    Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

    Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"

    Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...

    «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников"

    Константин Дмитриевич Ушинский писал:«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,...

    Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников

    Выступление на тематическом совете «Креативность в работе педагога детского сада по развитию речи дошкольников»...