«Утренняя гимнастика для ребенка с ОВЗ: значение, примерный комплекс упражнений»
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Шматкова Е. Н.

Ожидаемые результаты использования утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики:

- утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является составной частью коррекционной работы детского сада (проводится ежедневно с детьми логопедических групп ДОУ);

- у детей улучшается настрой на образовательную деятельность;

- т.к. утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика проводится в форме игры, то привлекает детей своей живостью, эмоциональностью и без специальных установок настраивает детей на выполнение упражнений;

- увеличение посещаемости УГ

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, а специально подобранные упражнения способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи. Таким образом, утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является весомым звеном коррекционной работы ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennyaya_gimnastika_dlya_detey_s_ovz.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Утренняя гимнастика  для ребенка с ОВЗ: значение, примерный комплекс упражнений»

Составитель:

Шматкова Е.Н. – инструктор по ФК

Цель утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики – создать условия для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, которое является основой для развития психических процессов, активной познавательной детской деятельности в течение дня и успешной коррекционной работы.

Комплексы утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики разработаны на 2 возрастные группы (старшая, подготовительная), рассчитаны на неделю. Утренняя зарядка проводится в форме игры, имеет единый сюжет, который основывается на лексической теме недели.

Комплекс утренней гимнастики рассчитан на 10 минут и, как любое физкультурно-оздоровительное мероприятие, имеет 3 части (вводная, основная и заключительная).

  1. Цель вводной части коррекционной гимнастики – мотивация к предстоящей деятельности.

Например, тема недели «Зоопарк». Старшей группе рекомендовано загадать загадку по теме, а в подготовительной группе - проблемный вопрос: «Могут ли дикие животные жить в городе?».

  1. В основную часть гимнастики входят:

- различные виды ходьбы и бега, которые предназначены не только для тренировки всех функциональных систем организма, но и для согласования движений рук и ног, для формирования пространственной ориентации, для развития ритма движений. Усиливает ритмический эффект звуковое сопровождение ходьбы и бега. Это может быть стихотворная форма, счёт, музыкальное сопровождение, звуки ударных инструментов (бубен).

- дыхательные упражнения – выполняются с целью восстановления дыхания после нагрузки;

- элементы психогимнастики – проводятся с цель восстановления и сохранения эмоционального благополучия (игровые задания, элементы психологических этюдов, пантомима, пластические упражнения);

- элементы логоритмики, т.е. движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.).

В практике использования приёма «речь с движением» могут быть использованы различные тексты, но для повышения мотивации у детей, а также более чёткой ритмической организации удобнее и продуктивнее использовать стихотворные тексты, так как здесь решаются непосредственно логопедические задачи.

Приём «речь с движением» проводится в игровой форме, эмоционально и бодро. В таких условиях процесс овладения речью происходит быстрее, а проговаривая текст вместе со своими друзьями, дети раскрепощаются и не стесняются своего голоса. 

Речевой материал предварительно не выучивается. Упражнения проводятся или по подражанию, или предлагается творческое осмысление речевого материала.

- подвижная игра – для увеличения двигательной активности, эмоциональной окрашенности гимнастики, формирования активности и умения взаимодействовать с участниками игры.

Чтобы дети не перевозбуждались, целесообразнее проводить игры средней подвижности. Если проводится игра высокой подвижности, то сокращается время игры и ограничивается игровое пространство. Для развития произвольных процессов обязательно обращается внимание на соблюдение правил игры.

  1. В заключительную часть утренней гимнастики включены:

- упражнения для кистей рук – это активные упражнения и игры для пальцев рук, с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, малых мячей и др.

- дыхательные упражнения – выполняются для отработки правильного речевого дыхания. Дыхательные упражнения могут сопровождаться звуком, движением, может использоваться инвентарь и пособия.

Содержание утренней гимнастики не является статичным и зависит от коллектива детей, их физических, речевых возможностей и их эмоционального состояния на данный момент.

Новый комплекс утренней гимнастики целесообразно вводить на следующий день после запуска лексической темы.

Комплексы утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики разработаны в виде таблиц, в которых отображен непосредственно сам комплекс утренней гимнастики, общие методические указания, используемые игры и пособия, распределено примерное время на каждое упражнение.

Ожидаемые результаты использования утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики:

- утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является составной частью коррекционной работы детского сада (проводится ежедневно с детьми логопедических групп ДОУ);

- у детей улучшается настрой на образовательную деятельность;

- т.к. утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика проводится в форме игры, то привлекает детей своей живостью, эмоциональностью и без специальных установок настраивает детей на выполнение упражнений;

- увеличение посещаемости УГ

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, а специально подобранные упражнения способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи. Таким образом, утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика является весомым звеном коррекционной работы ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста. Амплеева Т.Н....

Примерный комплекс упражнений для занятий с детьми по развитию фонематического восприятия

Данный материал поможет специалистам и родителям организовать занятия с детьми в саду и дома....

Примерный комплекс упражнений для глаз.

Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими разработками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, доступны детям. Однако для повышения интереса к упражнениям и качественного выполнения их...

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

Примерный комплекс упражнений для физических занятий и утреней гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для физических занятий и утреней гимнастики....

Консультация для воспитателей "Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков"

Предлагаемые логопедические задания для постановки и закрепления в речи ребенка звуков помогут добиться лучших результатов....