Фитнес-технологии в ДОО
учебно-методическое пособие по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Доклад о роли фитнес-технологий  в физическом развитии детей дошкольного возраста. Даны рекомендации по использованию фитнес-технологий при проведении занятий по физической културе в ДОО. Представлена картотека игр с использованием степ-платформы и фитболлов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фитнес-технологии в ДОО

«Учиться быть здоровым, физически активным, защитить себя и своих детей от опасностей современного цивилизованного мира» — таким должен быть девиз всех взрослых, заботящихся о здоровье детей.

На этот счет врачи предлагают множество полезных советов. Один из них — больше двигаться. Ведь недаром говорится: «Движение — это жизнь!» Иной раз движение называют скульптором тела и гарантом не только физического, но и умственного развития человека.

Усилия работников ДОО в настоящее время как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно на эти задачи делается акцент в программе модернизации российского образования.

Одним из средств их решения становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей». (В.А. Деркунская).

Такая услуга, как детский фитнес, появилась на рынке образовательных услуг сравнительно недавно и за несколько лет снискала себе достаточную известность.

Отличительная особенность фитнес-технологий, разработанных для детей в последнее время, — их доступность, эффективность, эмоциональность.

Фитнес-технологии, по мнению Е.Г. Сайкиной, можно определить как совокупность научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий. Он реализуется определенным образом, в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивает гарантированное достижение результата, на основе свободного, мотивированного выбора занятий физическими упражнениями, с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий, современного инвентаря и оборудования.

Фитнес-технологии в дошкольном образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в укреплении здоровья, формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни, способствуют развитию способностей занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Основная цель их применения состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

На современном этапе развития фитнес-технологии можно представить семью группами (Е.Г. Сайкина).

К первой группе относятся оздоровительные системы, имеющие корни в древневосточной культурной традиции (йога, цигун), а также восточных боевых искусств (каратэ, ушу, айкидо и др.).

Ко второй группе относятся разного рода авторские оздоровительные методики (системы), известные чаще всего по имени их создателей, такие как дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, система пилатес (по имени основателя — Д. Пилатеса), калланетика (автор К. Пинкней) и др.

В третью группу можно объединить разные оздоровительные системы, строящиеся на основе научных достижений и апробации на практике. Они связаны с использованием средств, отличных от традиционных (например: шейпинг, аэрофитнес и др.).

К четвертой группе относятся новые формы двигательной активности, такие как ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол и др.

К пятой группе относятся различные инновационные технологии и авторские программы, апробированные и пользующиеся популярностью. Среди них можно указать такие программы и технологии как танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг» и др.

Шестая группа представлена циклическими видами движений: оздоровительные ходьба и плавание, езда на велосипеде, занятия на тренажерных устройствах и др.

К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры.

Специалисты осознали, что занятия для детей — это не копирование занятий для взрослых, у детского фитнеса своя специфика. Занятия должны обеспечивать целостность педагогического процесса, нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать и оздоравливать занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно обоснованной системы занятий и квалифицированного педагога.

Детский фитнес — это интересные, полезные и доступные для разных возрастных групп физкультурно-оздоровительные мероприятия, укрепляющие физическое и психическое здоровье, формирующие навыки здорового образа жизни. Занятия фитнесом влияют и на характер детей: они становятся раскрепощенными, общительными, более восприимчивыми к информации в различных сферах деятельности.

Во время занятий фитнесом большое внимание уделяется решению следующих задач:

  • повышать сопротивляемость организма;
  • укреплять ОДА, мышцы стопы и голени (с целью предупреждения плоскостопия), все основные мышечные группы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
  • содействовать повышению функциональных возможностей организма, улучшать обменные процессы, оптимизировать пищеварение и теплорегуляцию;
  • улучшать индивидуальные физические способности: координацию движений, силу, выносливость, скорость;
  • формировать основные двигательные умения и навыки, правильную осанку;
  • прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом.

Детский фитнес — это спортивные занятия, которые помогают освоить свое тело, научить координировать свои действия, получать радость от движения!

Важно подготовить интерес к физическим упражнениям еще в то время, когда у малыша закладываются жизненные позиции.

Для перечисленных занятий в качестве звукового оформления подбирается специальная музыка, которая создает благоприятную атмосферу. Музыка — существенная часть занятия. Она не только создает радостное настроение, но и активизирует движения. Музыка вызывает эмоциональный подъем и радостные чувства, способствует эстетическому развитию детей. Эмоционально насыщенная музыка побуждает к действиям даже малоподвижных ребят.

Воздействие музыки многогранно. Ведь она содействует эстетическому воспитанию детей и формированию положительных эмоций, воспитывает чувство ритма и музыкальный слух. При использовании музыкальных композиций повышается плотность занятия, инструктор освобождается от ведения счета и больше внимания уделяет детям и качеству выполнения ими движений. Дошкольники, в свою очередь, стремятся выполнять движения синхронно музыкальному ритму, что повышает работоспособность организма.

Содержание занятий фитнесом в ДОО

Основное содержание занятий по фитнесу включает в себя соединение доступных упражнений с танцами, бегом, прыжками, элементами аэробики, выполняемыми под музыку. В детском саду занятия по фитнесу могут проводиться в различных вариантах:

  • в форме дополнительного образования продолжительностью 50 мин;
  • в виде «ритмических блоков» по 10—20 мин, используемых как часть физкультурного занятия, предлагаемая детям среднего и старшего дошкольного возраста;
  • в показательных выступлениях детей.

Занятия по фитнесу решают, прежде всего, задачи, связанные с повышением физической работоспособности детского и взрослого организма, сохранением естественной гибкости, воспитанием общей выносливости, предупреждением дефектов осанки.

Содержание занятий фитнесом с детьми дошкольного возраста включает:

  • различные виды ходьбы и бега;
  • упражнения на ориентировку в пространстве;
  • упражнения на осанку;
  • общеразвивающие упражнения;
  • разнообразные виды аэробных упражнений;
  • упражнения в партере для укрепления мышц брюшного пресса, туловища и ног;
  • упражнения на гибкость, расслабление, дыхательные упражнения.

Рассмотрим примерную структуру и содержание занятия по фитнесу с детьми дошкольного возраста.

Подготовительная часть — применяются несложные упражнения, характерные для фитнеса. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большой амплитудой, четко и с хорошим настроением. Подготовительная часть составляет 10— 15% от общей продолжительности занятия.

Основная часть — упражнения, используемые с целью развития всех основных физических качеств: силы, гибкости, быстроты и координации движений, общей и скоростной выносливости. В этой же части для переключения внимания и повышения эмоционального подъема применяют комплексы танцевальной направленности. Основная часть составляет 75— 80% от общей продолжительности занятия.

Заключительная часть — упражнения на расслабление, дыхательные упражнения. Цель данных упражнений — обеспечить максимальное восстановление всех функций организма к исходному уровню, а также организовать отдых детей после физической нагрузки за достаточно короткий промежуток времени. Используются дыхательные упражнения, которые могут сочетаться со спокойной игрой или ходьбой, релаксационные. В эту часть включаются также упражнения для мелкой моторики пальцев, различные потряхивания рук, ног. Заключительная часть составляет 5—15% от общей продолжительности занятия.

Каждому упражнению в комплексе целесообразно придать ассоциативный или имитационный характер.

Фантазия и творчество инструктора по физкультуре при составлении комплексов не ограничивается. С учетом индивидуальных особенностей детей группы в комплексы можно вносить различные изменения, но при этом нужно предоставлять возможность самостоятельно создавать образы, характеры и настроения на основе зрительного, слухового, тактильного восприятия команды взрослого.

Каждый комплекс упражнений предлагается начинать с предварительного разучивания. На первом этапе это может быть разучивание на счет, без музыкального сопровождения, сопровождающееся зрительным показом.

С учетом того что музыка достаточно сильное средство эстетического и эмоционального воздействия, подбор музыкального сопровождения должен происходить с особой тщательностью.

Критериями оценки занятий по фитнесу могут быть следующие:

  • формирование эстетической восприимчивости (восприятие и наблюдение за выполнением движений, их сравнение и сопоставление);
  • положительные высказывания детей в процессе занятия, осознание ими эстетических средств и оценка создаваемого художественного образа;
  • эмоциональная отзывчивость (проявление положительных эмоций, позитивное отношение детей к занятиям);
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения со сверстниками и взрослыми;
  • использование эстетических средств на занятиях фитнесом (создание благоприятной развивающей среды, изготовление атрибутов, использование ярких, выразительных костюмов для создания художественных образов);
  • обучение умению двигаться легко и пластично, согласовывать движения с характером музыки, построением музыкального произведения;
  • самостоятельное использование запаса движений в разных видах упражнений, играх, варьирование их в процессе занятия;

Таким образом, одним из важных критериев оценки является технически правильное выполнение двигательного действия в разных условиях.

Следовательно, чем раньше мы дадим ребенку гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будут его дальнейшее развитие и становление личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

Методические рекомендации

Занятия фитнесом в системе физического воспитания дошкольников в современных условиях представляются довольно актуальными и востребованными. Эти занятия при адекватной нагрузке позволяют развивать все остальные физические качества (силу и скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость, координацию движений, ловкость). Занятия фитнесом имеют неоценимое значение - как для детей, так и для взрослых.

В последние годы расширился спектр фитнес-технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях, которые могут использоваться в рамках физкультурных занятий или в качестве дополнительных. Большой популярностью пользуются занятия фитбол-гимнастикой, степ-аэробикой, каратэ-до и т.д.

К одной из новых форм оздоровления детей относится фитбол-гимнастика. Упражнения на фитболах несут оздоровительный эффект, что подтверждено опытом врачей многочисленных специализированных медицинских центров. За счет вибрации (при выполнении упражнений) и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия дошкольников, оказывают стимулирующее влияние на растущий организм и активизируют моторно-висцеральные рефлексы.

Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Практически это единственный вид гимнастики, в который включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.

Гимнастический мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в фитбол-гимнастике как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений в зависимости от поставленных задач и подбора средств могут иметь различную направленность и способствовать:

  • укреплению мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, спины и таза, ног и свода стопы;
  • увеличению гибкости и подвижности суставов;
  • развитию функции равновесия, вестибулярного аппарата, ловкости и координации движений;
  • формированию осанки;
  • для расслабления и релаксации как средство профилактики различных заболеваний.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют развитию правильной осанки, чувство равновесия, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, а также являются прекрасным средством развития такого физического качества, как ловкость.

При выполнении упражнений с фитболами используют мячи различного диаметра в зависимости от роста и возраста занимающихся:

  • для детей 3—5 лет диаметр фитбола 45 см,
  • для детей 6—7 лет диаметр фитбола 55 см,
  • фитбол подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть более 90°,
  • сидя на фитболе, необходимо правильно ставить стопы (они должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу),
  • занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга;

Другой фитнес-технологией является степ-аэробика (анг. stер — шаг) — это, по сути, танцевальная аэробика, в которой используются специальные невысокие платформы — так называемые «степы» (высота —10 см, длина — 40 см, ширина — 20 см; высота ножки — 7 см, ее ширина — 4 см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4—7 лет, способствует: формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия; развитию координации движений и дыхательной системы; укреплению сердечнососудистой системы, усилению обмена веществ в организме; умению ритмически согласованно выполнять простые движения; развитию уверенности и ориентировки в пространстве, совершенствованию точности движений. Занятия степ-аэробикой развивают у дошкольников эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшают психологическое и эмоциональное состояние.

Степ-платформу можно использовать на занятиях физической культурой, утренней гимнастики, для индивидуальной работы, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Так, например, на занятиях физической культурой степ-платформу можно применять во вводной части: ходьба по и между степами для формирования правильной осанки; при выполнении общеразвивающих упражнений под музыку с целью укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развития координации движений; в основных видах движений (прыжки, бег и т.д.); в подвижных играх («Аист и лягушка», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички»). Применяют также ее на утренней гимнастике, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. В индивидуальной работе степ-платформу используют специалисты по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели для закрепления двигательных навыков детей. В самостоятельной двигательной деятельности дети используют ее как в помещении группы, так и на прогулке.

Для занятий степ-аэробикой необходимо приобрести устойчивые кроссовки, которые крепко держатся на ноге. Обязательным условием считается:

  • правильный подбор носков из хлопчатобумажной ткани, которые помогают избежать микротравм связок, поддерживают необходимую температуру тела,
  • нельзя заниматься на степе босиком или в обуви с мягкой подошвой, так как это ведет к повреждению ступни или вывиху лодыжки;

♦        при выполнении упражнений степ-аэробики нужно обращать внимание на следующее:

  • при постановке ноги на платформу угол сгибания в коленном суставе не должен быть менее 90°,
  • нога ставится в центр платформы без удара,
  • пятка «не зависает» на краю платформы, как и носок,
  • при выполнении скачков, подскоков пятка не касается пола или платформы,
  • не рекомендуется сходить с платформы спиной к ней, а также спрыгивать с нее,
  • повороты на платформе рекомендуется выполнять на подскоках,
  • нужно сохранять правильную осанку, не прогибаться в поясничном отделе, допускается лишь легкий естественный наклон вперед;


Предварительный просмотр:

Подвижные игры с использованием

степ-платформ и фитболлов

E:\Загрузки\83d4b5cb22d5b5d55655ffb4af1c0fae_big.png

1. Никонориха»

Дети стоят в кругу. Между двумя детьми кладётся степ. Дети поют, выполняя движения в соответствии с текстом.

Никонориха коров пасла (руки на поясе, пружинистые движения ногами).

Запустила в огород козла (разводят руки в стороны).

Никонориха ругается  (сердито грозят пальцем),

А козёл-то улыбается (улыбаясь, изображают рожки).

Раз, два, три – беги!

Дети, между которыми стоял степ, бегут в разные стороны по кругу наперегонки. Кто первый займёт степ, тот и победил.

2. Игра малой подвижности «Маланья».

Дети стоят по кругу на степ-платформах. В центре круга водящий тоже на степе.

Дети поют слова игры, выполняя движения в соответствии с текстом.

У Маланьи, у старушки (разводят руки в стороны)

Жили в маленькой избушке (изображают руками крышу над головой)

Семь сыновей, все без бровей, (проводят пальцами по бровям)

Вот с такими ушами, (рисуют большие уши)

Вот с такими глазами, (рисуют большие глаза)

Вот с такой бородой, (показывают длинную бороду, наклоняясь до земли)

Ой-ой-ой,ой-ой-ой. (качают головой)

Они не пили, не ели

На Маланью всё смотрели, (показывают на водящего)

И все делали вот так. Как?

Водящий показывает движение на степе, все повторяют.

3. «Белый медведь и моржи»

Дети – «моржи», степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу.  Водящий ребенок – «белый медведь» с обручем в руках. Моржи находятся на льдинах. По сигналу «Белый медведь!» водящий делает два шага вперёд и показывает любое движение. По второму сигналу «Моржи!» дети спускаются со степов и повторяют движение водящего. По сигналу «Ловля» водящий  пытается поймать «моржей» и надеть на них обруч. Если «морж» забрался на льдину, то есть встал на степ, ловить его не разрешается. Долго задерживаться на «льдине» нельзя. 

4. «Атомы»

Степы расположены по залу в хаотичном порядке.

 Под музыку дети бегают по залу, с окончанием музыки по сигналу «Атомы по три (два, одному)!», дети забегают на степ по три (два, одному) человека, стараясь не упасть и удержать равновесие.

5. «Паук»

В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). В другой стороне зала расположены степы. Остальные дети изображают мошек, степы – домики мошек.

Мошки стоят напротив паука и читают стихотворение:

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире,

К ним повадился сам друг,

Крестовик-большой паук,

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы все попросим,

Ты, паук, к нам не ходи,

Лучше всех нас догони.

По сигналу мошки бегут к степам, стараясь занять домик, паук догоняет.

6. «Дед Мазай»

Степы расположены на одной стороне зала, за степами находится водящий – «Дед Мазай». Остальные дети – «зайцы». Зайцы договариваются, какое упражнение они будут показывать на степе и идут к водящему со словами:

- Здравствуй, Дедушка Мазай! Ты из лодки вылезай!

- Зайцы, зайцы, заходите, обо всём мне расскажите!

- Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.

Дед Мазай должен сказать название упражнения, которое выполняют зайцы (например, «галочка», «петушок», «шаг принцессы» и т.д.). Если он угадал, по сигналу начинает ловить зайцев. Пойманные зайцы встают на степ.

E:\Загрузки\800px_COLOURBOX5822885.jpg

1. «Пятнашки сидя».

Сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.

2.«Бусины».

В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.

3.«Тоннель».

Игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.

4. «Играй, играй мяч не теряй»

Дети располагаются по залу. Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх и замереть. Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры, идет отдыхать на «скамью штрафников».

5. «Веселый мяч»

Ребята сидят по-турецки по кругу. Говорят стихи про шарик и перекатывают его от одного к другому в произвольном направлении. На ком закончится стихотворение, тот из детей выполняет какое-то задание.

Ты катись, веселый шарик,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик,

Тот исполнит песню (танец) нам.

6. «Цапля и лягушки»

Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:

Мы веселые лягушки,

Мы зеленые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква, Да ква, ква, ква!

«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова «цапли», которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю.

Целиком я их глотаю.

Вот они, лягушки,

Зеленые квакушки.

Берегитесь, я иду,

Я вас всех переловлю.

После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек.

https://docviewer.yandex.ru/view/259048299 ,  https://docviewer.yandex.ru/view/259048299


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитнес-технологий в ДОУ.

В статье дается характеристика основным фитнес-технологиям, которые могут использованы в работе с детьми дошкольного возраста. Для инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей, родителей....

Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)

Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких  снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)

Особенностью данного  курса является применение оздоровительных фитнес технологий.   Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

Статья "Использование фитнес - технологий в ДОУ"

Статья предназначена для воспитателей и инстьрукторов Ф. К. работающих с детьми дошкольного возраста....

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Фитнес технологии в ДОУ

Презентация о детском фитнесе.  Виды фитнеса используемые в  детском саду. Из опыта работы...