«Развитие координационных способностей у детей компенсирующей направленности (ТНР, ОНР) средствами нестандартного оборудования»
статья по физкультуре

Развитие координационных способностей у дошкольников считаю одной из актуальных задач физического развития в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, поскольку дошкольный возраст является благоприятным для развития этих способностей и упущение в этом периоде возможности развития координации едва ли можно наверстать позднее.

Координация – это упорядочная работа мышц тела в связи с необходимостью выполнения определённой задачи, согласованное функционирование мышц станет залогом для нормального роста и гармоничного физического развития.

 Координация – это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве.

Развитие координации у детей подразумевает ряд согласованных процессов, способных создавать условия для эффективной работы ЦНС.

Работа с детьми компенсирующей направленности имеет свои особенности, т.к. помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.

Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитию моторики общей и мелкой, неуверенности в выполнении движений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.

У детей с речевой патологией наблюдается:

- нарушение дыхания и голосообразования

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения

- повышенная утомляемость

- нарушение ритмической структуры движения

- отсутствие плавности и чёткости

- заметное отставание в показателях основных физических качеств:

силы, скорости, выносливости и  ловкости

           - у детей с речевой патологией недостаточный самоконтроль при выполнении заданий, они испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции.

 Поэтому для поддержания интереса и повышения уровня координационных способностей детей, я использую широкий спектр методических приёмов, стараюсь проводить занятия в более интересной и занимательной форме, и в этом мне помогает применение на занятиях нестандартного оборудования.

Нестандартное оборудование позволяет шире использовать знакомые упражнения, а также развивать все основные виды движений и в частности координацию.

В данном случае я использую тактильные мешочки.

Эффективность работы  с тактильными мешочками:

Регуляторная сфера

-обеспечение тренировки концентрации внимания

- наращивание функции контроля  над реализуемой программой

Сенсомоторная сфера

-развитие зрительно-моторной координации

-улучшение вестибулярных возможностей

- автоматизация моторных программ

-развитие устойчивых межполушарных взаимодействий

Слуховая система

- формирование чувства ритма, что служит базой для формирования правильного строя речи

Зрительная система

- укрепление прослеживающих движений глаз

- укрепление мышц глаза

- укрепление пространственных представлений

Примеры упражнений:

  1. перекладывание мешочков за головой, за спиной, под ногой
  2. удержание мешочков на голове одного, двух; на ноге, на ладони вытянутой руке, на тыльной стороне ладони
  3. поднимать мешочек на подъёме стопы и взять мешочек рукой, одноимённой или противоположной, также бросок мешочка ногой и ловля двумя руками или одной
  4. броски  мешочка разными способами: одной рукой, двумя руками, со сменой рук, из-под руки, из-под ноги; одновременные броски двумя руками
  5. ловля мешочка  разными способами: хватом сверху, хватом снизу
  6. броски в парах: двумя руками, одной рукой
  7. ОВД с использованием мешочков

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».

В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....

«Скоростная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Использование "скоростной лестницы" для развития координации движения детей старшего дошкольного возраста....

Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕВозрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2Сенситивные периоды развития координационных спосо...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТЕП-АЭРОБИКИ

Дошкольный возраст по темпу прироста координационных способностей является наиболее важным. Для разнообразия физкультурных занятий и эффективного развития координационных способностей детей старшего д...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...