«Развитие координационных способностей у детей компенсирующей направленности (ТНР, ОНР) средствами нестандартного оборудования»
статья по физкультуре
Развитие координационных способностей у дошкольников считаю одной из актуальных задач физического развития в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, поскольку дошкольный возраст является благоприятным для развития этих способностей и упущение в этом периоде возможности развития координации едва ли можно наверстать позднее.
Координация – это упорядочная работа мышц тела в связи с необходимостью выполнения определённой задачи, согласованное функционирование мышц станет залогом для нормального роста и гармоничного физического развития.
Координация – это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве.
Развитие координации у детей подразумевает ряд согласованных процессов, способных создавать условия для эффективной работы ЦНС.
Работа с детьми компенсирующей направленности имеет свои особенности, т.к. помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.
Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитию моторики общей и мелкой, неуверенности в выполнении движений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.
У детей с речевой патологией наблюдается:
- нарушение дыхания и голосообразования
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
- повышенная утомляемость
- нарушение ритмической структуры движения
- отсутствие плавности и чёткости
- заметное отставание в показателях основных физических качеств:
силы, скорости, выносливости и ловкости
- у детей с речевой патологией недостаточный самоконтроль при выполнении заданий, они испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции.
Поэтому для поддержания интереса и повышения уровня координационных способностей детей, я использую широкий спектр методических приёмов, стараюсь проводить занятия в более интересной и занимательной форме, и в этом мне помогает применение на занятиях нестандартного оборудования.
Нестандартное оборудование позволяет шире использовать знакомые упражнения, а также развивать все основные виды движений и в частности координацию.
В данном случае я использую тактильные мешочки.
Эффективность работы с тактильными мешочками:
Регуляторная сфера
-обеспечение тренировки концентрации внимания
- наращивание функции контроля над реализуемой программой
Сенсомоторная сфера
-развитие зрительно-моторной координации
-улучшение вестибулярных возможностей
- автоматизация моторных программ
-развитие устойчивых межполушарных взаимодействий
Слуховая система
- формирование чувства ритма, что служит базой для формирования правильного строя речи
Зрительная система
- укрепление прослеживающих движений глаз
- укрепление мышц глаза
- укрепление пространственных представлений
Примеры упражнений:
- перекладывание мешочков за головой, за спиной, под ногой
- удержание мешочков на голове одного, двух; на ноге, на ладони вытянутой руке, на тыльной стороне ладони
- поднимать мешочек на подъёме стопы и взять мешочек рукой, одноимённой или противоположной, также бросок мешочка ногой и ловля двумя руками или одной
- броски мешочка разными способами: одной рукой, двумя руками, со сменой рук, из-под руки, из-под ноги; одновременные броски двумя руками
- ловля мешочка разными способами: хватом сверху, хватом снизу
- броски в парах: двумя руками, одной рукой
- ОВД с использованием мешочков
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/02/09/rzlwhnxbgti.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».
В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....
«Степ-аэробика как средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию...
«Скоростная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Использование "скоростной лестницы" для развития координации движения детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-1014992-1519326691.jpg)
Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕВозрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2Сенситивные периоды развития координационных спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/21/picture-1032857-1524320333.jpg)
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СТЕП-АЭРОБИКИ
Дошкольный возраст по темпу прироста координационных способностей является наиболее важным. Для разнообразия физкультурных занятий и эффективного развития координационных способностей детей старшего д...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/08/picture-1356333-1646745434.jpg)
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/09/picture-1462468-1678334928.jpg)
Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования
Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...