Парциальная программа "Школа мяча"
проект по физкультуре

Емельяненко Галина Валентиновна

Парциальная образовательная  программа физкультурно-оздоровительной направленности цикла занятий секции «Школа мяча»

Секция "Школа мяча" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Секция "Школа мяча"53.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей № 6 «Страна детства»

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол № 1

«30» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ д/с  № 6

  __________________ Л.Н. Бекреева

«30» августа 2021 г.

 

               

                                                             

Парциальная образовательная  программа

физкультурно-оздоровительной направленности

цикла занятий секции «Школа мяча»

для детей  5-7лет

на 2021-2022 учебный год

руководитель: Емельяненко Г.В.

инструктор по физической культуре

Содержание

  1. Целевой раздел
  2. Пояснительная записка
  3. Актуальность
  4. Задачи
  5. Принципы и подходы
  6. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,  в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
  7. Планируемые результаты освоения образовательной программы
  8. Содержательный раздел секции «Школа мяча»
  9.  Описание образовательной деятельности по реализации секции «Школа мяча» (Перспективный план)
  10. Специальные условия  
  11. Формы обучения
  12. Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом
  13. Материально - техническое обеспечение

Приложение № 1 Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом 5 – 7 лет

  1. Приложение № 2  Игровые упражнения и задания с мячом для индивидуального выполнения

стр. 2

стр. 2

стр. 2

стр. 3

стр. 3

стр. 4

стр. 4

стр. 5

стр. 5

стр. 8

стр. 9

стр. 9

стр. 9

стр. 10

стр. 10

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии:

- Федеральным законом «№ 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.2013г.);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Конвенцией ООН о правах ребенка (1989);

- Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;

-  АООП ДО МБДОУ д/с № 6.

Парциальная программа секции «Школа мяча» физкультурно-оздоровительной направленности, является адаптированной, ознакомительной.  Разработана на основе программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И.Пензулаевой и элементами программ «Школа мяча» Н.И. Николаевой; "Игры с мячом" Т. А. Воробьева, О И Крупенчук.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Актуальность

Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности и вызывают повышенный интерес к физической культуре у  дошкольников.    Что особенно важно для детей с тяжелым нарушением речи!                               

Секция «Школа мяча» разработана с целью совершенствования и дополнительного развития физических качеств и способностей у воспитанников с ТНР. План секции «Школа мяча»  предусматривает разнообразную деятельность с мячами различного размера и качества в соответствии с интересами и потребностями детей, с учетом возраста, их особенностями, состоянием здоровья.

Работа секции является дополнительным эффективным средством повышения двигательной активности воспитанников. Упражнения с мячами разного размера развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, способствуют развитию  подвижности в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение, тренируют сердечно – сосудистую систему. В действиях с мячом совершенствуются навыки основных видов движений – бега, прыжков, что дает дополнительный стимул к развитию координации, ловкости,  выносливости. А также развивается ориентировка в пространстве и относительно своего тела.

1.1.1 Цель программы

Развитие физических качеств и обогащение двигательного опыта детей с ТНР за счет усвоения разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне.

Задачи

Оздоровительные:

- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

- Способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Образовательные:

- Ознакомить воспитанников с историей возникновения мяча. 

- Ознакомить с историей игр.

- Изучать правила командных игр.

Развивающие:

- Совершенствовать физические качества – ловкость, выносливость, скорость реакции, силовые качества.

- Обучать элементам игры в волейбол, баскетбол, мини-футбол.

- Развивать двигательные способности и возможности детей.

- Закреплять и совершенствовать собственный двигательный опыт воспитанников.

Воспитательные:

- Формировать устойчивый интерес к физическим упражнениям через игры с мячом.

- Воспитывать умение подчинять свою деятельность правилам игры.

- Воспитывать умение действовать коллективно, оказывать помощь товарищам в сложных игровых ситуациях.

- Воспитывать организованность, самостоятельность, элементы самоконтроля, двигательное творчество.

1.1.2  Принципы и подходы

-поддержка разнообразия детства;

-принцип индивидуально-дифференцированного подхода,  индивидуализации;

-принцип гармоничности образования;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;  

-соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям индивидуального  развития детей с ТНР.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Двигательная сфера детей с ТНР характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования двигательных навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики.

Детям свойственны, в частности, нарушения в основных видах движений:

- неправильная постановка стопы (тяжелая походка) во время ходьбы и бега;

- наклон головы во время ходьбы и бега;

- боковые раскачивания всем телом;

- похлопывания или почесывания;  

-  ходьба на цыпочках или ставя стопу плашмя, хлопая подошвой о пол;

- лишние движения руками, или наоборот – «повисшие» руки, не принимающие участия в двигательной деятельности;

- одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.

У детей  с ТНР движения могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны, с отсутствием пластичности. Из-за нарушения регуляции мышечной деятельности у них сложно формируются двигательные навыки в  упражнениях  с мелкими предметами, и особенно с мячом. Поэтому возникают трудности в становлении целенаправленных движений, элементов самоконтроля за своими двигательными действиями и их оценивания.

1.2 Планируемые результаты освоения образовательной программы

Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) или стремится к правильному выполнению.

 Ребёнок умеет в паре со сверстником перебрасывать мяч двумя руками снизу, из-за головы, от груди (расстояние 3-4 м), через сетку.  

Может  бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами.

Легко  отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные мячи.

  Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из разных положений; метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в движущуюся цель.

  Умеет поочередно подбрасывать и ловить два малых мяча;  одновременно правой и левой рукой с перекладыванием (элемент жонглирования).  

Ребёнок освоил элементы спортивных игр:

Баскетбол:

 -умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча);

-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении;

-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон;

-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча;

-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу.

Волейбол:

 -умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку;

-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху;

-выполняет простейшие правила игры.

Мини-футбол:

 -умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте;

-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Пионербол:

- умеет производить подачу из-за лицевой линии;

-умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки;

-способен выполнять игровые действия в команде;

-правильно реагирует на свисток и жесты судьи.

2. Содержательный раздел секции «Школа мяча»

2.1.Описание образовательной деятельности

Режим занятий   секции «Школа мяча»

- Старшая группа - 25' 1 раз в неделю

Количество детей, посещающих секцию – 14

- Подготовительная  группа - 30' 1 раз в неделю

Количество детей, посещающих секцию – 15.

День проведения секционного занятия – в соответствии с планом.

Место проведения – спортивный зал.

На занятиях и вне занятий:

- проведение бесед об истории и правилах спортивных игр с мячом;

- демонстрация мультимедийных презентаций о видах спорта, правилах игры и т.д., просмотр мультфильмов на спортивную тематику, видеороликов;

- освоение детьми техникой игры в пионербол, баскетбол, мини - футбол, волейбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнёру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения);

- перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами;

- применение мелких предметов для развития мелких мышц рук;

- использование различных видов мячей для ОРУ;

- использование дыхательных упражнений;

- проведение ритмической гимнастики;

- использование упражнений на расслабление.

Обязательное условие – спортивная форма и наличие спортивной обуви типа кроссовок.

Срок реализации программы  2 года. Учебный год длится 9 месяцев - с сентября по май.  

Форма подведения итогов

- Диагностическое обследование  по усвоению программы на начало и конец года.

- Отчет по результатам диагностических тестов на педагогической планерке.

2.1.5 Описание образовательной деятельности по реализации секции «Школа мяча»

Перспективный план (1 год обучения)

Задачи

Содержание

Дата

Диагностика

Выявить уровень физической подготовленности детей.

Сентябрь

Углубить представление детей о спортивных играх с мячом.

Познакомить с историей возникновения мяча.

Развивать ориентировку в пространстве, умение участвовать в командной игре.

Знакомство с историей возникновения мяча.

1. Беседа «Спортивные игры с мячом».

2. Д/и «Что это за мяч?»

Обучение правилам игры:

«Горячая картошка», «Круг выжигала»

Октябрь

Познакомить детей со спортивной игрой баскетбол, правилами игры.

Развивать глазомер, ловкость. Обращать внимание на технику броска.

1.Обучение подбрасыванию и ловле «Салютиков»

2.Обучение ведению мяча правой и левой рукой; попеременно.

3. Упражнять в забрасывании мяча в корзину, мягкой ловле кистями рук.

Ноябрь

Развивать мелкую моторику рук; функцию равновесия; периферического зрения.

Закрепление перебрасывания малого мяча в парах различными вариантами.

1.Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз)

2.Перебрасывание мяча снизу (3 – 4 м.)

3. Передача мяча друг другу парами, в тройках

Обучение П/и «Лови – не лови»

4.Ведение мяча по скамейке (высота скамейки –   20см, ширина – 20см).

Декабрь

Упражнять в развитии зрительно-моторной координации; ориентировки; быстроты реакции.

1. Обучение перебрасыванию малого мяча в парах; в тройках.

2. Закрепление бросания большого мяча о стену и ловля его после отскока в парах.

3. Ведение мяча по скамейке (высота скамейки – 20см, ширина -20см)

Январь

Продолжать развивать мелкую моторику рук; зрительно-моторную координацию; ловкость.

1. Обучение ведению мяча:

  -змейкой между предметами;

  -с остановкой по сигналу;

  -с реагированием на другой объект (посмотреть на инструктора, сказать какого цвета флажок у него в руках при этом  мяч не терять).

2. Закрепление забрасыванию мяча в баскетбольную корзину различными способами.

3. Упражнение в перебрасывании мяча через шнур различными способами.

Февраль

Совершенствование всех умений и навыков, мониторинг навыка владения мячом.

Диагностика полученных навыков и умений владения мячом.

1.  Совершенствование ведения мяча с заданиями:

   -по сигналу посмотреть и назвать цвет;

   -змейкой между предметами;

   -боком приставным шагом вправо-влево;

   -по скамейке (высота 40см).

2. Совершенствование перебрасывания малого мяча  в парах с различными заданиями.

3.Совершенствование подбрасывания и ловли «Салютиков».        

Март

1.Совершенствование ведения мяча:

  -приставным шагом вправо и влево,

  -боковым галопом вправо и влево,

  -по скамейке (высота – 40см), правой рукой – левая на

   поясе, левой рукой – правая на поясе.

2.Перебрасывание мяча на присосках в парах.

3.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину

   произвольным способом (соблюдая технику движения).

Апрель-май

Перспективный план (2 год обучения)

Задачи

Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча.

Развивать мелкую моторику рук; зрительно-моторную координацию; ловкость.

1.Обучение подбрасыванию и ловле мяча с различными заданиями:

-с хлопками перед собой, за спиной, с двойными хлопками;

-пропуская мяч в «домик»;        

-с поворотом вокруг себя.

2.Закрепление:

-вращение кисти вправо-влево;

-разминка пальцев рук поочерёдно, одновременно;

-отрабатывание замаха и броска кистью руки (подводящее упражнение).

3.Упражнение  в отбивании мяча различными способами:

в подбрасывании и ловле большого и малого мяча

Сентябрь

Способствовать  развитию зрительно-моторной координации; ориентировки; быстроты реакции.

1.Обучение подбрасыванию и ловле малого мяча (Ø 15 см.):

   -подбрасывание одной рукой и ловля двумя (ловишка «Цветочек»);

   -подбрасывание правой рукой, ловля правой рукой – левая рука

   за спиной;

  - подбрасывание правой рукой, ловля левой рукой;

   -бросание малого мяча о стену и ловля его после отскока от пола.

2. Закрепление отбивания мяча (большого):

    -правой рукой с продвижением вперёд;

    -левой рукой с продвижением вперёд;

    -попеременно правой, левой рукой.

3. Совершенствование умения передавать мяч без потерь:

- передача мяча в кругу по сигналу вправо- влево И.М.П. «Мой веселый звонкий мяч». (Дети с  мячами стоят через одного).  

Октябрь

Познакомить с историей возникновения игры в волейбол.

Развивать крупную и мелкую моторику; коммуникационные навыки; межполушарные связи.

1.Обучение подбрасыванию и ловле «Салютиков»

2.Закрепление ведения мяча правой – левая на поясе; левой – правая на

поясе;  попеременно.                

3.Упражнение в перебрасывании мяча через шнур в парах различными вариантами

Ноябрь

Развивать мелкую моторику рук; функцию равновесия; периферического зрения.

Познакомить с правилами игры в «Пионербол»

1.Обучение метанию малого мяча вдаль кистью;

-метание малого мяча в вертикальную цель, в горизонтальную, дальнюю, близкую);

-передача малого мяча впереди, позади, под коленом, за ногой, при ходьбе по повышенной площади опоры;

2.Закрепление перебрасывания малого мяча в парах через сетку различными вариантами.

Игра с элементами волейбола «Пионербол»

3.Ведение мяча в ходьбе по скамейке (высота скамейки –   20см, ширина – 20см).

Декабрь

Упражнять в развитии зрительно-моторной координации; ориентировки; быстроты реакции.

Познакомить с историей возникновения игры в баскетбол.

1.Обучение перебрасыванию малого мяча в парах:

    -с ударом о пол (обращать внимание на работу кисти);

    -с хлопком после броска;

    -с хлопком перед ловлей;

    -перебрасывать левой рукой - правая за спиной;

    перебрасывать левой рукой – правая за спиной.

2.Закрепление бросания большого мяча о стену и ловля его после отскока:

    -с хлопком;

    -с поворотом.

3.Ведение мяча в ходьбе по скамейке (высота скамейки – 20см, ширина -20см):

    -с ударом о скамейку;

    -с ударом о пол сбоку от скамейки;

    -боком приставным шагом вправо-влево.

Январь

Продолжать развивать мелкую моторику рук; зрительно-моторную координацию; ловкость.

1. Обучение ведению мяча:

  -змейкой между предметами;

  -с остановкой по сигналу;

  -с реагированием на другой объект (посмотреть на инструктора, сказать какого цвета флажок у него в руках при этом  мяч не терять).

2. Закрепление забрасыванию мяча в баскетбольную корзину различными способами.

3. Упражнение в перебрасывании мяча через шнур различными способами.

Февраль

Учить ловко принимать и точно передавать мяч друг другу во время ходьбы.

Упражнять в быстрой смене движений.

Упражнять в умении передачи мяча в движении.

1.Совершенствование ведения мяча с заданиями:

   -по сигналу посмотреть и назвать цвет;

   -змейкой между предметами;

   -боком приставным шагом вправо-влево;

   -по скамейке (высота 40см).

2.Совершенствование перебрасывания малого мяча  в парах с различными заданиями.

3.Совершенствование подбрасывания и ловли «Салютиков».        

Март

Диагностика полученных навыков и умений владения мячом.

1.Совершенствование ведения мяча:

  -приставным шагом вправо и влево,

  -боковым галопом вправо и влево,

  -по скамейке (высота – 40см), правой рукой – левая на

   поясе, левой рукой – правая на поясе.

2.Перебрасывание мяча на присосках в парах.

3.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину

   произвольным способом (соблюдая технику движения).

Апрель-май

2.3.1 Специальные условия  

Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школа мяча» рассчитана на два года: первый – для детей 5-6 лет, второй – для детей 6-7 лет.

Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением необходимых действий с мячом, любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом инструктора  и многократным повторением упражнений.

Обучение в «Школе мяча» состоит из трёх этапов: начального, углубленного разучивания и совершенствования двигательных умений и навыков.

Этап начального обучения  

На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают умение следить за траекторией полёта мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.

Этап углубленного разучивания  

На этом этапе дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения.

Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков

Это этап закрепления полученных знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования упражнений можно считать завершённым, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

 3.1 Формы обучения:

- Специально организованные занятия.

- Образовательная деятельность игрового характера.

- Групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.

- Физкультурные досуги и развлечения.

Для обучения детей действиям с мячом организуются секционные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей:  

1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.

2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для кистей рук с мелкими предметами,  ОВД с мячами, подвижных игр и дыхательных упражнений.

3 Часть (заключительная) включает в себя игры малой подвижности, релаксацию.

        Специально организованные занятия проводятся в виде эстафет; круговой тренировки; тематические; занятия – встречи «Игра со спортсменом» и т.д.

3.1.1 Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом

- Показ упражнения с  объяснением техники его выполнения.

- Повторение упражнения, закрепление полученного двигательного опыта.

- Использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений.

- Использование видеороликов (в карантинные дни).

- Творческие двигательные задания.

- Задания игрового и соревновательного характера.

Материально - техническое обеспечение

Для полноценных занятий и проведения мероприятий имеется:

  1. Спортивный зал с хорошим освещением, и необходимым для занятий инвентарём.
  2. На окнах - сетки, лампы защищены.
  3. Помещение для хранения спортивного инвентаря и другого имущества необходимого для занятий, спортивных досугов.
  4. Мячи разного веса и диаметра (теннисные, резиновые, волейбольные, футбольные).
  5. Баскетбольная стойка.

Приложение № 1

Уровни усвоения двигательных умений и навыков

движений с мячом 5 – 7 лет

Низкий

Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.

Средний 

Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом.

Высокий

Технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые варианты упражнений с мячом.

Диагностика уровня владения мячом детей старшего дошкольного возраста

таблица № 1

Ф.И. ребенка

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

Тест № 4

Тест № 5

Тест № 6

Тест № 7

Тест № 8

Уровни

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

п

л

с

с

м

м

с

с

м

м

с

с

м

м

с

с

м

м

с

м

с

с

м

м

с

м

с

м

с

м

Примечания

Тест № 1 –  отбивание мяча правой, левой рукой на месте (не менее 5 раз)

Тест № 2 –  ведение мяча правой, левой рукой (не менее 3 м.)

Тест № 3 – бросание мяча о стену   и ловля его правой, левой рукой (не менее 5 раз)

Тест № 4 – подбрасывание и ловля малого мяча правой, левой рукой (не менее 8 раз)

Тест № 5 – перебрасывание мяча в парах (элемент волейбола)

Тест № 6 – метание мяча правой, левой рукой в даль (6-12м.)

Тест № 7 – забрасывание мяча в баскетбольную корзину (элемент баскетбола)

Тест № 8 – перебрасывание мяча через сетку (элемент пионербола)

с – сентябрь

м – май

п – тест правой рукой

л – тест левой рукой

Табель посещаемости секции «Школа мяча»

таблица № 2

Ф.И.

ребенка

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

уровни

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

Приложение № 2

таблица № 3

Игровые упражнения и задания с мячом для индивидуального выполнения

(Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева)

«Дотронься до мяча»

Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребёнку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками.

«Прокати мяч в ворота»

Прокатить мяч в одном направлении на расстояние 1-1.5 м в ворота шириной 50 см. Прокатив, ребёнок сам догоняет мяч.

«Прокати мяч»

Ребенку  предлагают прокатить большой мяч взрослому, находящемуся от него на расстоянии 1,5-2 м. Взрослый возвращает мяч ребёнку. Сначала ребёнок играет сидя на полу, затем стоя, наклоняясь для того, чтобы оттолкнуть мяч. Расстояние от взрослого до ребёнка постепенно увеличивают до 3-4 м.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Подражая мячу, дети подпрыгивают на двух ногах, а взрослый произносит слова из стихотворения С.Маршака «Мяч»:

             Мой весёлый, звонкий мяч,

             Ты куда помчался вскачь?

             Красный, жёлтый, голубой,

             Не угнаться за тобой!

 «Брось дальше»

Ребёнок бросает мяч, стоя на линии, начерченной на земле. На месте падения взрослый делает метку и предлагает бросить ещё дальше.

«Подбрось – поймай»

Ребёнок бросает мяч вверх и ловит его. Взрослый считает, сколько раз малыш поймает мяч.

«Поймай мяч»

Взрослый, стоя напротив ребёнка (1,5 -2 м), бросает ему мяч. Ребёнок возвращает мяч. взрослый сопровождает действия словами: «Лови, бросай, упасть не давай». Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно.

«Перебрось через верёвку»

Ребёнок становится напротив верёвки, натянутой на высоте поднятой руки малыша. Расстояние от ребёнка до верёвки – не более 1,5 м. Ребёнок бросает мяч из-за головы двумя руками, стараясь перебросить его через верёвку, затем бежит за ним и снова бросает.

таблица № 4

Коллективные подвижные игры  и эстафеты с мячом

«Мяч водящему»

Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к исходной линии подходит следующий играющий.

«Передай мяч»

Играющие распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой (за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу не уронили мяч.

«Мяч в стену»

Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.

 «Ловишка с мячом»

На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три -лови!» -дети бегут, а ловишка «осаливает» мячом убегающих детей.

«Школа мяча»

Играющие строятся в колонны, в руках у первых игроков по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.

«Проведи мяч»

Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший задание встаёт в конец своей колонны.

«Охотники и утки»

Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.

«Не давай мяч водящему»

В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.

«Поймай мяч»

В игре  трое играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.

«Сбей кеглю»

Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать, бросать или ударять ногой.

«Мяч через сетку»

(элементы волейбола).

«Мяч в сетку» (элементы баскетбола).

Приложение № 3

Мяч и речь        Материал из книги: "Игры с мячом"

 Т. А. Воробьева, О И Крупенчук

 

КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

Сжимать мячик право рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т.д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным  и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони

КОМПЛЕКС «ФОКУСНИК»

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.

Прижать мяч большим пальцем правой руки к ладони. Затем правую руку повернуть ладонью вниз и удерживать мяч указательным и большим пальцем.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Правую руку держат ладонью вверх, мяч удерживать мизинцем и большим пальцами левой руки. И кружить мяч над ладонью правой руки. Затем двигать мяч по руке к локтю

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Удерживать мяч между пальцами правой и левой руки. Положить на ладошку.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Левую руку держать ладонью вниз, указательным и большим пальцем правой руки держать мяч  с правой стороны, затем с левой стороны ладони.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Движения по тексту.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Отбивать мяч попеременно правой и левой рукой.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу

Движения по тексту.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Левую руку держать ладошкой вверх. Мяч, держа большим и безымянным пальцем правой руки, медленно вращать по ладони и  вдоль запястья левой руки

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Расположить ладошки одна под другой. Мяч с одной ладони перепрыгивает на другую.

Дружит мяч с моей рукой —

Вот я фокусник какой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных  видах спорта с мячами в рамках проекта «...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...

«Нетрадиционные подходы в запуске и развитии речи детей раннего возраста с использованием разнообразных игр с мячом» В рамках реализации парциальной программы Л.Н. Волошиной «Мой веселый звонкий мяч»

  В настоящее время, коррекционная педагогика включает в себе не только формирование речи детей, но и развитие их физического и психического здоровья, нормализацию двигательной активности ...

Конспект по физической культуре с использованием фитболов, мячей, массажными мячами. в подготовительной группе: «Путешествие в страну веселых мячей»

Конспект по физической культуре с использованием фитболов, мячей, массажными мячами.в подготовительной группе: «Путешествие в страну веселых мячей»...