Преодоление речевого негативизма у детей раннего возраста с использованием мячей (в рамках парциальной программы "Мой весёлый звонкий мяч")
консультация по развитию речи (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме раннего негативизма у детей раннего врозраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО НЕГАТИВИЗМА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧЕЙ

(В РАМКАХ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»)

Подготовила:

учитель-дефектолог

Жеглова Е.А.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме речевого негативизма у детей раннего возраста. Чтобы ребенок был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, дабы работа, сориентированная на развитие речи ребенка, приносила заметные результаты, применяем в своей работе игры с многообразными мячами.

Ключевые слова. Речевой негативизм, понимание речи, формирование речи, речевые нарушения, речевые функции, речевая активность, эмоциональное внимание и т.д.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Вследствие речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи высказывают свои потребности, говорят о своих чувствах и переживаниях.

Включение речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов ДОУ. Очень важно с раннего возраста приступать к работе по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, своевременно скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

В последнее время заметно увеличилось количество детей раннего возраста, которые не говорят.

Во время проведения диагностики с детьми, выяснилось, что дети отстают в речевом развитии. Родители также постоянно говорят о том, что их ребёнок плохо говорит, и приходят к выводу, что он ленится. И считают, если же он ленится, то необходимо активно обучаться и выгонять эту лень. Сознательные родители начинают прибавлять речевую нагрузку, настойчиво и постоянно просить неговорящего ребёнка повторять за ними слова. А ребёнок в то время дает им совершенно другую реакцию: отворачивается, опускает голову, может убежать или заплакать; делает вид, что не слышит; использует только жесты; когда взрослый читает проявляет агрессию, закрывает уши, закрывает читающему рот, бросает или рвёт книги. Подобные поведения являются признаками речевого негативизма. Детям нельзя говорить: «скажи», «повтори», «неправильно» и т. п., эти слова приводят к обратному результату.

Дабы ребенок был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, чтобы работа, направленная на развитие речи ребенка, приносила ощутимые результаты, используем в своей работе игры с разнообразными мячами. Игры с мячом имеют большое значение в развитии детей с нарушениями речи.

Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Мяч развивает мелкую и общую моторику рук; ориентировку в пространстве, глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ. Движение мяча активирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. Всё это является необходимыми предпосылками для наилучшего функционирования речевых органов и оказывает серьёзное влияние на выработку у детей верных речевых навыков.

Нынешние научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, подходящие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» находящиеся рядом речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Как преодолеваем речевой негативизм и вызываем у детей желание говорить?

 - формирование мотивации к речи, возникновение желания разговаривать с окружающими; развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.

 - обогащение словарного запаса (накопление слов); формирование грамматической стороны речи, то есть правильное.

 - развитие монологической и диалогической речи.

Играем с детьми в несложные игры в непринуждённой форме. Игры должны быть непродолжительными (3-5 минут, т. к. ребёнок не может долго концентрировать внимание. Подбираем игру, опираясь на предпочтения ребёнка. Во время игр с мячами проговариваем всякое свое действие и действие ребёнка. Во время игры употребляем диалог, задаём ребёнку вопросы, делаем паузы, даём ему понять, что он должен отреагировать, что наступила его очередь. Если же малыш, в силу своих речевых возможностей, пока не сможет ответить, выдержав паузу, нужно ответить на свой вопрос самим. Хвалить ребёнка за каждое достижение. Основная наша цель – вызвать у ребёнка желание говорить.

Играем удивляя ребенка необычностью действий, притягиваем эмоциональное внимание. В лексиконе взрослого присутствуют выражения, выражающие всплеск эмоций, например: «Опа!», «Ух ты!», «Ах!», «Ура!», «Мимо» и указательные глаголы «Вези!», «Ищи!», «Тяни!», «Бей!», «Кидай!», «Лови!».

Для большего результата, рекомендуем родителям играть ещё и дома с детьми с мячами.

Для преодоления речевого негативизма у детей раннего возраста используем: маленькие массажные мячики, резиновые (большие и маленькие), пластиковые мячи, меховые, вязаные и в форме куба.

Игры с мячами стали стимулирующим способом для коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста.

В процессе игр с мячами стали примечать изменения у детей в лучшую сторону. Дети сами начали показывать речевую активность, и делают это с удовольствием. При проведении работы по преодолению речевого негативизма у детей раннего возраста, словарный запас дополняется первыми словами, что значительно увеличивает уровень речевого развития.

Игры с мячами являются важными предпосылками для лучшего функционирования речевых органов, проявляют серьезное воздействие на преодоление речевого негативизма у детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей раннего возраста с использованием (ЦОР) «У бабушки в гостях »

Программные задачи:Закрепить представления детей о том, что у курицы есть детеныши; уточнить знания о внешнем виде и поведении курицы и цыплят; ввести в активный словарь слова: петух, курица, цыплята,...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....

РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ ТЕМА: «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Цель:Формирование у детей первоначальных двигательных навыков действий с мячом через совместную деятельность с взрослым.Задачи:ОбразовательныеПознакомить детей с простыми навыками действий с мячом (пр...

Дидактическая игра по речевому развитию для детей раннего возраста с использованием ИКТ «Дикие животные».

Дидактическая игра по речевому развитию для детей раннего возраста с использованием ИКТ «Дикие животные». ...

Игровые ситуации в преодолении речевого негативизма у детей с моторной алалией

   Речевой негативизм - характерная особенность ребенка с моторной алалией. Cтепень его проявления обратно пропорциональна речевым способностям "неговоряшки" и прямо пропорц...

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...

«Нетрадиционные подходы в запуске и развитии речи детей раннего возраста с использованием разнообразных игр с мячом» В рамках реализации парциальной программы Л.Н. Волошиной «Мой веселый звонкий мяч»

  В настоящее время, коррекционная педагогика включает в себе не только формирование речи детей, но и развитие их физического и психического здоровья, нормализацию двигательной активности ...