Проект "История мяча"
проект по физкультуре (старшая группа)

 Светлана Куртыгина

Мяч - это удобная динамическая игрушка, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, ловкость, смекалку, способствуют развитию общей активности. Случаем возникновения и развития мяча, стало появление различных интересных и захватывающих видов спорта. Трудно представить, если бы в современном мире не было бы футбола, баскетбола, волейбола, тенниса, гандбола, регби, водного поло, да и просто подвижных игр с мячом. Какой бы скучной и однообразной была бы физическая культура без мяча.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «История мяча».

Руководитель: инструктор

                                                                                    по физической культуре

                                                                       Куртыгина С.В.

                                                                         Участник: Ионычева

                                                                                     Ксения (старшая гр.)

                                                                                         

                                                                           

Вид. Физкультурно-оздоровительный, познавательный. 

 

Цель. Формирование представлений о многообразии мира мячей, создание условий для двигательной активности, через проведение подвижных игр с

мячом.

Задачи:

- Познакомить детей с историей мяча

- Познакомить детей с народными играми с мячом

- Расширять представления детей о многообразии игр с мячом

- Способствовать совершенствованию общей двигательной активности

- Способствовать созданию положительных эмоций от игр с мячом

- Воспитывать любознательность, желание узнавать новое

Сроки реализации проекта: февраль

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги,

Предполагаемые результаты:

- Обогащение знаний об истории возникновения мяча

- Освоение элементов спортивных игр с мячом

- Увлечённое использование мячей детьми в группе в самостоятельной деятельности, на занятиях по физической культуре.

Актуальность.

   Мяч - это удобная динамическая игрушка, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, ловкость, смекалку, способствуют развитию общей активности. Игры развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ. Случаем возникновения и развития мяча, стало появление различных интересных и захватывающих видов спорта. Трудно представить, если бы в современном мире не было бы футбола, баскетбола, волейбола, тенниса, гандбола, регби, водного поло, да и просто подвижных игр с мячом. Какой бы скучной и однообразной была бы физическая культура без мяча.

Содержание проекта.

 1.Подготовительный этап.

 - Изучение материала по данной теме

 2.Основной этап.

- Разработка конспекта беседы с детьми на тему «История мяча».

- Подготовка презентации на тему «Виды мячей»

- Подбор игр, упражнений с детьми.

- Знакомство детей с приёмами, применяемых в народных играх-забавах.

- Привлечение родителей к выполнению домашнего задания с детьми.

- Изготовление памятки.

3. Итоговый

- Конкурс чтецов «Мой весёлый звонкий мяч».

Формы работы с детьми.

- Экскурсия с детьми в музей спорта.

- Беседа на тему «История мяча».

- Рассматривание альбома «История мяча, Виды мячей».

- Просмотр презентация на тему: «Виды мячей».

- Чтение художественной литературы о мяче.                    

- Подвижные игры с мячом на физкультурных занятиях.

- Игры и игровые упражнения по обучению детей элементам спортивных игр.

- Игра «Назови вид спорта».

- Знакомство с правилами безопасности в играх с мячом.

- Выполнение домашнего задания.

- Опыты и эксперименты с мячом.

Формы работы с родителями.

- Предложить родителям выучить дома с детьми стихотворение или загадку о мяче или спортивной игре.

Продукты проектной деятельности

- Создание условий для ознакомления детей с историей мяча, видами мячей.

- Использование детьми выученных стихотворений в качестве речёвок на физкультурных занятиях и утренней гимнастики.

- Картотека загадок, стихотворений о мяче.

- Картотека подвижных игр с использованием мяча.

- Картотека опытов и экспериментов с мячом.

- Картотека русских народных игр с использованием мяча.

- Памятка приёмов, используемых в народных играх.



Предварительный просмотр:

                                   Наш помощник – это мяч,

Он нам спутник для удач!

   Мы почти каждый день играем и занимаемся с мячом, и мне стало интересно, где и когда появился первый мяч?

1 слайд.  В нашем детском саду есть музей спорта, вот туда мы и отправились на экскурсию, чтобы узнать историю мяча.

2 слайд. В группе мы рассматривали альбом «История мяча»,смотрели презентацию «Виды мячей», играли с макетом спортивной игры футбол, читали сказку про мяч. Ещё мы выполняли домашнее задание – выучить дома стихотворение или загадку про мяч или игру с мячом, а потом в группе рассказывали на конкурсе чтецов.

3 слайд. На физкультурном занятии мы делали упражнения с мячом, играли в игры, узнали приёмы народных игр - забав с мячом, знакомились с правилами безопасности в играх с мячом. И всё, что мы узнали, я расскажу вам.

Оказывается,история не знает точного места и времени где появился мяч, известно лишь, что возник он в глубокой древности.

4слайд.  Сначала мячи делали из камней, глины, шерсти животных, плели из травы, шили из шкур животных и набивали опилками, травой, вырезали из дерева.

5 слайд. Однажды, 2 тысячи лет назад в Риме случилось вот что! Учитель гимнастики, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на большой бычий пузырь. Он был надут воздухом и перевязан верёвкой. Пузырь висел над входной дверью для красоты. Ветер трепал его и стукал о стену, а он отскакивал. Тут учителя осенило. Он купил пузырь, принёс домой, обшил кожей и получился мяч – лёгкий и прыгучий. Вот таким было открытие.

6 слайд. Мяч из резины «прискакал» к нам из Америки. Индейцы делали его из смолы деревьев, которую называли «каучу». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Он удивился, что большой и тяжёлый мяч высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему миру.

7 слайд. На Руси мячи были разные. Дети играли мячами из бересты, тряпок, кожи.

8 слайд. В наше время даже есть города, где установлены памятники мячу.

9 слайд. Современные мячи очень разнообразны, и у каждого из них своя история, но об этом мы поговорим потом, а сейчас немного поиграем. (Показ слайдов с видами спортивных игр с мячом, зрители отгадывают).

   А когда вам станет скучно, вы можете поиграть (раздаёт памятки).



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми на тему: «История появления мяча»

Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сегодня вы узнаете историю появления мяча и о особенности мячей для различных видов спорта

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не только любили, но и уважали.

Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа футбола.

А древние индейцы вообще не касались мяча руками, а только ракетками, потому, что у них он читался символом Солнца и Луны.

Древние Римляне играли стеклянными мячами.

Японские дети в древности забавлялись мячиками кемари (мальчики пинали его ногами) и темари (обшитыми шелковыми нитями мячами девочки бережно играли только руками) (рассматриваем фото мячей темари).

Как вы думаете, какими в старые времена на Руси были мячи? (ответы детей).

В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились  даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка.

А вы догадались, почему эту игрушку называют  «МЯЧ»(ответы детей)

Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». Мяч — это мягкий шар. У девушек была любимая песенка-частушка:

Пущу мякчик по дорожке,

Пущай мякчик катится.

Физкультминутка «Волшебный сундучок»

Ребята, а что «умеет делать» мяч (прыгать, летать, катиться, кувыркаться, лопаться и т. д.). В нашей игре вы будете придумывать, угадывать и изображать персонажей, которые тоже обладают этими качествами.

Дети стоят по кругу, водящий «сундучок» в центре садится на корточки, кладет голову на колени. В нем находится сюрприз. Дети выполняют движения в кругу и произносят слова

В сундуке секреты есть

И подарков в нем не счесть,

Чтоб секреты разгадать

Будем дружно открывать!

Дети подходят к «сундучку» и тихонько его задевают. Внезапно он поднимает руки вверх – «сундук» открыт. Он называет кто или что в сундуке, а дети изображают движениями названный предмет.

С тех пор люди изобрели много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые мячи.

Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал! "Идея!" - должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!

Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надувают мячи специальным приспособлением. Вот, взгляните (показывает насос) Это насос. Запомните это слово, ведь насос очень необходим для накачивания воздухом мячей для разных видов спорта.

А вы заметили, что насос состоит из нескольких частей? Самая главная часть-цилиндр с поршнем, поршень толкает воздух из цилиндра в шланг (практический показ с объяснением). К шлангу присоединяется игла, она вставляется в мяч через отверстие с клапаном и проводит воздух внутрь мяча. После надувания клапан закрывает отверстие внутри мяча, и воздух не выходит обратно.

Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.

Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда одинаковая. Какой формы мяч? (Круглый.) С одним только исключением. Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы? Овальной формы (как дыня).

Давайте рассмотрим картинки с разными видами спортивных игр, сравним разные виды мячей и ответим на вопросы:

Почему мячи такие разные?

Чем гандбольный мяч отличается от волейбольного и почему?

Почему мы метаем набивной тяжелый мяч, а отбиваем от пола резиновый?

Почему прыгаем на больших резиновых мячах, а садиться на маленькие резиновые мячи нельзя?

Что кроме мяча необходимо для игры в волейбол? (баскетбол, теннис настольный, большой, футбол, водное поло и т. д. по картинкам) и т. д.

Кроме современных спортивных существуют еще и особенные мячи –массажные, ортопедические, фитболы, используемые для укрепления здоровья и укрепления мышц (рассматриваем фотографии, обсуждаем).

Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности.

1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? (Мяч может их разбить).

2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? (Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию).

3. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

Почему? (Водитель может не успеть остановиться)

4. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? (Это испортит мяч).

А в заключение нашей экскурсии по мини-музею мяча я хотела бы подарить вам мяч для жонглирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Конспект физкультурного занятия "В стране веселых мячей" в рамках проекта "Для чего нужны мячи?"

Интересное занятие с использоаанием разнообразных методов и приемов....

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных  видах спорта с мячами в рамках проекта «...