Как разнообразить подвижные игры.
консультация по физкультуре (старшая группа)

Ткачева Ольга Владимировна

Как разнообразить подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_raznoobrazit_podvizhnye_igry.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

Консультация для родителей

Тема:

«Как разнообразить подвижные игры?»

        Подготовила:  

                                                                   воспитатель            

                                                                   Ткачева Ольга Владимировна

г.о. Красногорск

                                                       2021 г.

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но её воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Но отмечается снижения интереса  у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам:

  1. Желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющийся у детей информации о мире. Современному ребёнку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.
  2. Воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и её закреплением, опуская третий этап – совершенствование движений в подвижной игре.
  3. Педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принципом «ДВИЖЕНИЕ  РАДИ  ДВИЖЕНИЯ»

Количество подвижных игр практически во всех программах  для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй,  ПРОГРАММЫ  ВОСПИТАНИЯ  И  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить её и только затем предложить различные варианты её проведения.

Какими могут быть эти варианты?

  1. ВАРИАНТ: 

Проводятся по типу физкультурных занятий. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Проводятся занятия со всей группой одновременно (дошкольный возраст) или по подгруппам (ранний возраст).

Подбор упражнений подчинён тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы  мышц, подбор упражнений  разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижением её в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность – 80 – 85 %.

Однако ни в коем случае нельзя отождествлять подвижные игры и физические упражнения на воздухе с физкультурными занятиями. Главное их отличие в том, что игры проводятся в более непринуждённой форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов и форм игр.

  1. ВАРИАНТ:

Комплекс игр, состоящих из однотипных упражнений (так называемых тематические игры). Например, игры, состоящие из основных движений (элементов) баскетбола, футбола, хоккея или спортивных упражнений, на лыжах, коньках и т.д.

  1. ВАРИАНТ:

Подвижные игры – 1 или 3 - 4 игры разной подвижности и на разные движения.

  1. ВАРИАНТ:

Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определённой направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, быстроты, упражнение в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании:

  • метание мяча малого размера (8-10 см), назад, в сторону и бег за ним;
  • подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля;
  • бросание мяча вдаль: «Кто дальше?»
  • прокатывание мяча по скамейке (одним толчком), «Чей мяч дальше укатится?»

  1. ВАРИАНТ:

Игры с элементами спортивного ориентирования.

  1. ВАРИАНТ:

Индивидуальная работа с детьми.

  1. ВАРИАНТ:

Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредственном руководстве со стороны воспитателя.

Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение её правил и совершенствование движений детей с учётом их индивидуальных особенностей. Например, при организации игры «ПОЕЗД» (2 младшая группа) можно изменить её традиционное начало («дети строятся в колонне по одному – не держась друг за друга), введя роль кондуктора. который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребёнку с заниженной самооценкой. Возможны и другие варианты игры «Поезд».

  1. Паровоз объезжает препятствия – дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.
  2. Паровоз едет через туннель – дети пролезают под дугами.
  3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок – дети должны остановиться; жёлтый – идти; зелёный – бежать.

Целесообразно ввести в игру разнообразные движения детей на «станции».

  1. Дети изображают, как они собирают грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по кочкам (приставной шаг) и т.д.
  2. Дети имитируют повадки обитателей леса:
  • медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой),
  • лисы (ходьба на носках),
  • оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой),
  • зайца (прыжки с продвижением вперёд),
  • бабочки (бег с плавными движениями рук),
  • гусеницы (ползание).

  1. На поезде дети  могут приехать в зоопарк – изображают:
  • тигра (ходьба с движением рук перед собой),
  • крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой),
  • жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной),
  • слона (ходьба с опорой на кисти и стопы),
  • удава (продвижение вперёд, сгибая и разгибая ноги в коленях, опора сзади на руки) и т.д.;
  • в страну загадок – отгадывают загадку и «изображают ответ»;
  • в страну любимых сказок – изображают героев той или иной сказки.

  1. Дети двигаются под текст стихотворения Т. Волгиной «Паровозик»

Чух – чух! Чух – чух!

Мчится поезд во весь дух.

Чух – чух! Чух – чух!

У-у-у-у-у!

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу!

У-у-у-у-у!

(Увеличивает скорость движения.)

Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привёз?

-  Зверюшек. Зайчиков (дети останавливаются и выполняют имитационные движения).

Загудел паровоз

И вагончики повёз:

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко укачу, (дети садятся в паровоз).

Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьёв и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса»

Предлагается книга Л.И.ПЕНЗУЛАЕВА «ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ  И  ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ  3 – 7 ЛЕТ».

2 младшая группа

Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамейку и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.

Варианты  игры:

  • дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широким шагом с отмашкой),
  • на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туловище наклонено, руки за спиной),
  • лепим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - метание),
  • согреваемся (бег);
  • летом мы плаваем ( бег с движением рук – «брасс»),
  • ныряем (бег с остановкой и приседанием),
  • бегаем за стрекозами и бабочками,
  • катаемся на велосипеде.
  • детей можно разделить на две команды.

2 младшая группа

Воспитатель раздаёт красные, синие, жёлтые, зелёные флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определённого цвета. По сигналу «идите гулять» расходятся по комнате в разные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соответствующего цвета. Побеждает  группа, которая быстрее всех собралась.

 Варианты игры:

  1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.
  2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.
  3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные – отбегают от него.
  4. Дети становятся в круг, у всех в руках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг – это клумба. На ней цветут различные цветы» (выкладывает серединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответствующего цвета и выкладывают цветок.
  5. У детей  ленточки красного, желтого цвета. Дети становятся около колец жёлтого и красного цвета – это солнышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки – «лучики солнца».
  6. Воспитатель повязывает ленточку каждому ребёнку. Ленточек одного цвета должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.

средняя группа

Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полёту приготовиться» дети выполняют круговые движения согнутыми руками – заводят моторы. На сигнал «Летите» - поднимают прямые руки в стороны и бегут в разные направлениях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опускаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолёты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наиболее красиво.

Варианты игры:

  1. Дети заправляют самолёты бензином (движение рук).
  2. «Парад» - дети бегают в разных направлениях парами.

   

средняя группа

Дети стоят вдоль стен комнаты – это автомобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, жёлтого или зелёного цвета. Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соответствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются и направляются в гаражи.

Варианты игры:

  1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.
  2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведённое место.
  3. Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля, возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).
  4. У воспитателя два флажка – зелёного и красного цвета. У детей рули разного цвета, но не зелёного и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами светофора: на зелёный – бежать, на красный – остановиться.
  5. «Автомобили» преодолевают препятствия: объезжают кочки (кегли, кубики, мягкие модули и т.д.).
  6. Воспитатель даёт указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормозить, посигналить.

        средняя группа       

На одной стороне площадки (зала) – берлога медведя (круг), на другой (за чертой) – дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

С последними словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети убегают в свой дом.

Варианты игры:

  1. Изменение места водящего (в центре зала, сбоку).
  2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).
  3. Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлезание боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руки вверх).
  4. Перед берлогой препятствие: ручеёк (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из берлоги (подлезание под дугу). Этот вариант приемлем для разновозрастной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребёнок.

подготовительная группа       

На площадке обозначено гнездо совушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки – располагаются по всему залу. По сигналу воспитателя «День» все ходят, бегают по площадке, передавая характер образа, стараясь не задеть, друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в своё  гнездо. По сигналу «День» совушка улетает, а мыщки, жучки, бабочки снова начинают резвиться.

Варианты игры:

  1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.  

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

                                (Улитка)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

                    (Муха)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

                (Мышка)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом, хоть и кроха,

Укусит – будет плохо!

                (Пчела, оса)

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

                         (Бабочка)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

                     (Заяц)

  1. Воспитатель предлагает детям выполнить логоритмические упражнения.

Насекомые

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчла.

А за ней шмель – шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали.

От усталости упали.

Лягушка

Скачут по опушке

Две весёлые лягушки

Прыг – скок, прыг – скок –

Прыгать весело, дружок.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

подготовительная группа       

Детей делят на две группы: Обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на одной стороне площадки, ловцов – на противоположной. Они договариваются между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, стараясь встать на возвышение, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево  или какой-либо другой предмет, и уводят к себе. при повторении дети меняются ролями.

Варианты игры:

1.  Охотник (воспитатель или ребёнок) показывает движения, передающие  характер обезьяны.

  • «Шалунья обезьянка». И.П. – ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны пальцы растопырены. Наклоны в стороны, вперёд, прыжки (на месте и с продвижением вперёд).
  • «Обезьянка дразнится». И.п. – стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».
  • «Обезьянка умывается». И.п. – сед, руками захватить стопу. Имитация «умывания».
  • «Обезьянка бегает». Бег по кругу.

2.  Охотник (воспитатель или ребёнок) под музыку показывает ритмичные движения, передающий характер обезьяны.

  • «Обезьянка крутит хвостиком». И.п. – левая нога отставлена в сторону, правая рука на поясе, левая с зажатым кулачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки – имитация кручения хвоста, ритмичные движения стопой, не отрывая пятку от пола.
  • «Обезьянка шалит». И.п. – ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены. Поднять и отвести ногу в сторону, попытаться соединить  колено с локтём.
  • «Обезьянка танцует». И.п. – ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны. пальцы растопырены. выставить ногу вперёд в сторону на пятку, ритмичные движения в полуприседе вокруг себя.

старшая группа       

Играющие строятся в две – три колонны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между  ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в конец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своём месте, он поднимает руки вверх.

Варианты игры:

  1. Использовать мячи разных размеров (малые – диаметр 100 – 120 мм, большие – диаметр 200 – 250 мм).
  2. Водящий, бросая мяч игроку, называет какое – нибудь обобщающее слово, например луг (река, лес, транспорт, игрушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные  дети, принимая мяч, должны произнести слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например растение – это цветок, трава, ромашка и т.д.

подготовительная, старшая  группы       

Дети, разделившись на две группы, строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. По сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задаются ударами в бубен) по всей площадке. Прекратив ударять в бубен, воспитатель командует: «Построй шеренгу (круг, колонну)!» - и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быстрее и правильнее построившаяся.

Варианты игры:

  1. Воспитатель до начала игры сообщает: под бубен надо ходить, под колокольчик – бегать медленно, под звуки погремушки – быстро бегать.
  2. После сигнала нужно встать точно на своё место.
  3. Каждая группа строится у кегли определённого цвета.
  4. Воспитатель подаёт сигнал, показывая карточку с изображением колонны (шеренги, круга).
  5. Воспитатель подаёт сигнал, показывая карточку с изображением шеренги, колонны (по росту, в обратном порядке).

подготовительная группа       

Дети делятся на две команды с равным количеством участвующих. Участники каждой команды берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем ведущий даёт задание обеим командам. Пол команде «Тропинка» участники каждой команды становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя  голову. По команде «Копна» все участники игры направляются к центру своего круга и соединяют руки. По команде «Кочки» приседают, положив руки на голову. Эти задания чередуются. Кто быстрее их выполнит, тот получает очко.

Варианты игры:

  1. Дети образуют один или три круга.
  2. Дети могут идти в колонне по одному, парами.
  3. «ЯБЛОНЕВЫЙ  САД» - участники игры встают в круг. И.п. – ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, разведены в стороны, пальцы соединены. «ДУБРАВА» - участники встают врассыпную. И.п. – ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх и разведены в стороны. «ЕЛЬНИК» - участники встают в колонну. И.п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены, но не прижаты к туловищу, ладони отведены в стороны, пальцы вместе.
  4. Дети идут в колонне парами. «СОСНА» - встать спиной друг к другу. И.п. – пятки вместе, носки врозь, руки опущены, но не прижаты к туловищу. Ладони отведены в стороны, пальцы вместе. «ИВА» - встать боком друг к другу. И.п. – ноги вместе, одна рука  (у одного ребёнка левая, у другого правая) отведена в сторону и согнута в локте, пальцы опущены. «БЕРЁЗА» - встать лицом друг к другу. И.п. – ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, разведены в стороны, пальцы соединены. «ДОМ» - встать в круг и взяться за руки. «ЗАБОР!» - встать в шеренгу. «ВОРОТА!» - встать парами напротив друг друга.

подготовительная группа       

Площадка разделена на три зоны – земля, воздух, вода. Ведущий называет предмет: «самолёт» – играющий бегут в зону, обозначенную «воздух»; «пароход» - в зону «вода»; «дерево» - в зону «земля». Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.

Варианты игры:

  1. Стихии могут быть разные: «РЕКА,  БОЛОТО, МОРЕ», «РЫБЫ,  ПТИЦЫ,  ЗВЕРИ» и т.д.
  2. Ведущий не даёт команду, а показывает карточку с изображением представителя той или иной стихии.
  3. Ведущий загадывает загадки о представителях каждой стихии.

Колюч, де не ёж.

Кто это?

       (Ёрш)

Весной за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

                                (Грач)

  1. Заняв место в той или иной стихии, детям следует изобразить то, что было названо.

Разнообразить можно и игры-эстафеты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений детей, но и развитие познавательных, сенсорных, творческих способностей. Поэтому в содержание игр-соревнований желательно включить проблемные задания, которые активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение).

Варианты игр-эстафет:

  1. Выложить фигуру из физкультурного инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).
  2. Выложить физкультурный инвентарь в соответствии с образцом.
  3. Выбрать один кубик (с буквой) в соответствии со словом на карточке.
  4. Выбрать из множества геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру – не квадратную и не треугольную.
  5. Выбрать из множества кубиков (жёлтого, красного, синего цвета) кубик не жёлтого и не синего цвета.
  6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением животного Африки.

Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на неё, снять психоэмоциональное  напряжение. Если воспитатель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует развитию у детей инициативы и творчества.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как разнообразить подвижные игры"

Подвижная игра является незаме­нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ­ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководс...

Консультация для воспитателей" Как разнообразить подвижные игры"

В консультации указаны причины снижения интереса детей к подвижным играм и предложены варианты, помогающие этого избежать, т.е. сделать игру вновь и вновь интересной детям....

«Как разнообразить подвижные игры?» детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сен­сорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководст...

Консультация для воспитателей по теме "Как разнообразить подвижные игры для детей младшего возраста".

Подвижные игры являются незаменимым средством для развития движений детей, и их сенсорных, позновательных и творческих способностей.  Воспитательная ценность зависит от правильного руководства и ...

Консультация для воспитателей "Как разнообразить подвижные игры"

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, ею,...