Консультация для воспитателей "Как разнообразить подвижные игры"
материал по теме

Яновская Наталья Юрьевна

 

Подвижная игра является незаме­нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ­ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_p.i..doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                КАК РАЗНООБРАЗИТЬ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра является незаме нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Ныне все педагоги отмечают сниже ние интереса у детей к подвижным иг рам. Происходит это, на наш взгляд, последующим причинам.

Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соот ветствует имеющейся у детей информа ции о мире. Современному ребенку до ступны различные источники инфор мации, он владеет самыми разнообраз ными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных иг рах.

Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап - совершенствова ние движений в подвижной игре.

В-третьих, педагоги часто рассмат ривают игру лишь как средство для за крепления двигательных умений и на выков, то есть ограничивают принци пом «Движение ради движения».

Количество подвижных игр практи чески во всех программах для ДОУ неве лико, за исключением, пожалуй, Про граммы воспитания и обучения детей (М.: Издательский дом «Воспитание до школьника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разу чить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

   Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные иг ры, но, как правило, варианты их проведе ния отсутствуют. В пособии ВА Шишки ной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на приме ре малоподвижных игр «Найди и про молчи», «Не упади» и т.д.) даны рекоменда ции, как избежать однообразия в игре. Ав торы предлагают каждый раз искать раз ные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д.

Различные варианты проведения по движной игры предусматривают сохра нение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивиду альных особенностей. Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно из менить ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не дер жась друг за друга»), введя роль кондук тора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с зани женной самооценкой. Возможны и дру гие варианты игры «Поезд».

1. Паровоз объезжает препятствия  дети продвигаются змейкой между стуль ями, кубами.

2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.

3. Воспитатель. регулирует движение паровоза с помощью светофора: подни мает красный флажок - дети должны ос тановиться; желтый - идти; зеленый - бе жать.

Целесообразно ввести в игру разно образные движения детей на «станции».

1. Дети изображают, как они собира ют грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по коч кам (приставной шаг) и т.д.

2. Дети имитируют повадки обитате лей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть coгнyтыe в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким под ниманием колен, руки скрещены над

 головой), зайца (прыжки с продвиже нием вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).

3. На поезде дети могут приехать в зоо парк - изображают тигра (ходьба с дви жением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опо рой на кисти и стопы), удава (продвиже ние вперед, сгибая и разгибая ноги в ко ленях, опора сзади на руки) и т.д.; В страну загадок - отгадывают загадку и изобра жают ответ»; в страну любимых сказок  

изображают героев той или иной сказки.

4. Дети двигаются под текст стихотво рения Т. Волгиной «Паровозик».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Чух-чух! Чух-чух!

У-у-у-у-у!

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу!

У-у-у-у-у!

(Увеличивается скорость движения)

   Паровоз, паровоз,

   Что в подарок нам привез?

   - Зверюшек Зайчиков (дети оста навливаются и выполняют имитаци онные движения).

   Загyдел паровоз

   И вагончики повез:

   Чух-чу! Чух-чу!

   Далеко укачу (дети садятся в паро воз).

     Паровоз при возит зайчат, лягyшат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».


«Найди свое место»

Каждый играющий выбирает себе до мик: стул, круг, гимнастическую скамей ку и др. По сигналу воспитателя дети вы 3 бегают на площадку, легко и стараясь не1 шуметь, бегают в разных направлениях

        На сигнал «Найди свое место» возвра щаются на свои места.

Варианты игры (вторая .младшая, средняя группы)

        1. Дети имитируют движения: зимой  мы катаемся на лыжах (ходьба широ ким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туло вище наклонено, руки за спиной), ле пим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - мета ние), согреваемся (бег); летом мы плава ем (бег с движением рук - «брасс»), ны ряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката емся на велосипеде.

        2. Детей можно разделить на две ко манды.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собира ются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком

определенного цвета. По сигналу «Иди те гулять» расходятся по комнате в раз ные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соот ветствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.

        Варианты игры (вторая .младшая, средняя группы)

1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.

2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок

3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.

4. Дети становятся в круг, у всех в ру ках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг - это клумба. На ней цве тут различные цветы» (выкладывает се рединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответ ствующего цвета и выкладывают цветок

5. У детей ленточки красного, желто го цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это сол нышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучи ки солнца».

6. Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цве та должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе парус такой же по цвету лентой.

«Самолеты»

Дети распределяются на три коман ды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (ку бик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выпол няют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлени ях по всей площадке. По команде «На посадку') дети строятся в звенья и опу скаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наи более красиво. .

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

        1. Дети заправляют самолеты бензи ном (движение рук).

        2. «Парад» - дети бегают в разных на правлениях парами.

«Цветные автомобили»

Дети стоят вдоль стен комнаты - это ав томобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или каpтoнный диск синего, желтого или зеленого цвета Вос питатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соотвeтcтвyющих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цве та, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гyдят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива ются и направляются в гаражи.

        Варианты игры (средняя, старшая группа)

1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.

2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведен ное место.

3. Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответст вующим указателем (синяя кегля).

4. У воспитателя два флажка - зелено го и красного цвета. У детей рули разно го цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противопо ложной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами свето фора: на зеленый цвет - бежать, на красный - остановиться.

5. «Автомобили» преодолевают пре пятствия: объезжают кочки (кегли, ку бики, мягкие модули и т,д.).

6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормо зить, посигналить.

«У медведя во бору»

На одной стороне площадки (зала)  берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

    У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

С последним словом медведь выбега ет из берлоги и ловит (салит) играю щих. Дети убегают в свой дом.

        Варианты игры (средняя, старшая группы)

         1. Изменение места водящего (в цент ре зала, сбоку).

2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).

3. Дети имитируют движения: собира ют грибы и ягоды (наклоняются, вы прямляются), переступают через колю чие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлеза ние боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

4. Перед берлогой препятствие: руче ек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из бер логи (подлезание под дугу).

(Этот вариант приемлем для разновоз растной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)

«Совушка»

     

     На площадке обозначено гнездо со вушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагают ся по всему залу. По сигналу воспитате ля «День» все ходят, бегают по площад ке, передавая характер образа, стараясь не задеть друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Со вушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День» совушка уле тает, а мышки, жучки, бабочки снова на чинают резвиться.

        Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

   Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

   (Муха.)

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышка.)

   Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом, хоть и кроха,

Укусит - будет плохо!

          (Пчела, оса.)

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

            (Бабочка.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

   Любит морковку

                               (Заяц.)

        2. Воспитатель предлагает детям вы полнить логоритмические упражнения.

        

   Насекомые

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за ней шмель-шмеле к

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

   Лягушка

Скачут по опушке

Две веселые лягушки

Прыг-скок, прыг-скок  

Прыгать весело, дружок

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

            «Ловля обезьян»

     Детей делят на две группы: обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на oд ной стороне площадки, ловцов – на противоположной. Они договаривают ся между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы от ходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повто ряют движения ловцов. По сигналу  «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, в стараясь встать на возвышение, а ловцы г пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой  предмет, и уводят к себе. При повторении дети меняются ролями.

        Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Охотник (воспитатель или ребе нок) показывает движения, передаю щие характер обезьяны.

* «Шалунья обезьянка». Ип. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы рены. Наклоны в стороны, вперед, прыж ки (на месте и с продвижением вперед).

* «Обезьянка дразнится». Ип. - стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».

         * «Обезьянка спряталась». Ип. - о.с.Присесть, закрыть лицо руками.

* «Обезьянка умывается». Ип. - сед, руками захватить стопу. Имитация «умывания».

         * «Обезьянка бегает». Бег по кругу.

2. Охотник (воспитатель или ребе нок) под музыку показывает ритмич ные .движения, передающие характер обезьяны.

* «Обезьянка крутит хвостиком». И.п. - левая нога отставлена в сторону, пра вая рука на поясе, левая с зажатым ку лачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки - имита ция кручения хвоста, ритмичные дви жения стопой, не отрывая пятку от пола.

 * «Обезьянка шалит». Ип. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы рены. Поднять и отвести ногу в сторону,

попытаться соединить колено с локтем.

 * «Обезьянка танцует». И.п. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы рены. Выставить ногу вперед в сторону на пятку, ритмичные движения в полу -приседе вокруг себя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей" Как разнообразить подвижные игры"

В консультации указаны причины снижения интереса детей к подвижным играм и предложены варианты, помогающие этого избежать, т.е. сделать игру вновь и вновь интересной детям....

«Как разнообразить подвижные игры?» детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сен­сорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководст...

Консультация для воспитателей по теме "Как разнообразить подвижные игры для детей младшего возраста".

Подвижные игры являются незаменимым средством для развития движений детей, и их сенсорных, позновательных и творческих способностей.  Воспитательная ценность зависит от правильного руководства и ...

Консультация для воспитателей "Как разнообразить подвижные игры"

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, ею,...

Как разнообразить подвижные игры.

Как разнообразить подвижные игры....


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Большое спасибо за творческие находки.Попробуем их и мы!Дальнейших Вам успехов!