Методическая разработка "Пионербол для дошкольников"
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Бугаева Олеся Владимировна

Методическая разработка «Пионербол для дошкольников» направлена на расширение диапазона двигательных возможностей детей, на работу по развитию двигательных качеств, формированию правильных элементов бега, прыжков, подаче мяча, его ловле и т.д., а также на развитие морально-волевых качеств, эмоциональное состояние.

Занятия по пионерболу способствуют формированию здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. Учитывая, что состояние здоровья детей Крайнего Севера является одним из наиболее чувствительных показателей, отражающих качество окружающей среды и адаптационные возможности организма ребенка, необходимо удовлетворить потребность детей в организованной двигательной активности, способствовать укреплению здоровья с помощью игры в пионербол, как одним из средств физкультурно-оздоровительной направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab._pionerbol.docx122.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

Тема методической разработки:

«Пионербол для дошкольников»

Автор: инструктор по физической культуре

Бугаева Олеся Владимировна

Мончегорск, 2021

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до семи лет. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека, осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками т.д.

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.).

Методическая разработка «Пионербол для дошкольников» направлена на расширение диапазона двигательных возможностей детей, на работу по развитию двигательных качеств, формированию правильных элементов бега, прыжков, подаче мяча, его ловле и т.д., а также на развитие морально-волевых качеств, эмоциональное состояние.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем детского организма, и к шести-семи годам, ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития, который называют «школьной зрелостью».

Каждому возрастному периоду жизни ребенка присущи свои особенности, которые необходимо учитывать при физическом воспитании дошкольников. Зная их, можно рационально и оптимально строить процесс обучения и воспитания.

Занятия по пионерболу способствуют формированию здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. Учитывая, что состояние здоровья детей Крайнего Севера является одним из наиболее чувствительных показателей, отражающих качество окружающей среды и адаптационные возможности организма ребенка, необходимо удовлетворить потребность детей в организованной двигательной активности, способствовать укреплению здоровья с помощью игры в пионербол, как одним из средств физкультурно-оздоровительной направленности.

В возрасте 5-6 лет движения детей становятся более координированными, укрепляется мышечная система, увеличивается двигательная активность, но рост костной ткани ещё не завершён, сердечная мышца при физической нагрузке быстро утомляется, сохраняется лёгкая возбудимость при созревании нервных клеток в коре головного мозга. Всё это необходимо учитывать на занятиях пионерболом.

Игра в пионербол командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнёров по игре.

Пионербол – упрощенный вариант волейбола, поэтому правильно подобранный учебный материал, соответствующий возможностям детей и их возрастным особенностям, говорит о педагогической целесообразности занятий.

Цель методической разработки: повышение уровня физической подготовленности детей пяти-семи лет посредством игры в пионербол.

Задачи:

  1. Научить детей играть в пионербол.
  2. Способствовать воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости.
  3. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: перемещение по площадке, передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование.
  4. Содействовать развитию потребности в систематических занятиях пионерболом.
  5. Вырабатывать такие морально-волевые качества как выдержка, самостоятельность, уверенность, дисциплина, умение анализировать ситуацию.
  6. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Ожидаемый результат методической разработки: овладение технико-тактическими приемами игры в пионербол на фоне положительной динамики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Способы проверки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности.

К концу первого года обучения ребёнок умеет:

  1. Действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал.
  2. Играть с мячом, не мешая другим.
  3. Согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах (эстафета или поточный метод).
  4. Бросать и ловить мяч:

- двумя руками снизу вверх не менее 10 раз;

- двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;

- передача мяча в парах двумя руками снизу, от груди, из-за головы;

- передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;

- передача мяча через сетку;

- передача мяча друг другу с помощью ног;

- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо двумя руками;

- перебрасывать набивной мяч друг другу разными способами.

5. Метать мяч:

 - с расстояния 3 м в обруч, в корзину, расположенные на полу;

- в вертикальную цель с 3-4 м;

- вдаль, на расстояние 5-6 метров;

- подавать мяч от края площадки.

6. Отбивать мяч:

- на месте правой, левой рукой не менее 10 раз;

- на месте, с передачей из правой руки в левую;

- правой, левой рукой с продвижением вперед, змейкой;

- двумя руками о стену и ловить его.

7. Играть и соблюдать изученные правила в командной игре в пионербол.

К концу второго года обучения ребенок умеет:

1. Вести мяч:

- с продвижением вперед, змейкой, по кругу;

- приставным шагом, с поворотом, бегом;

- правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке.

2. Бросать мяч:

- одной рукой вверх, вниз и ловить двумя руками не менее 10 раз;

- двумя руками вверх и ловить не менее 20 раз;

- после ведения в баскетбольное кольцо;

- одной рукой от плеча;

- друг другу разными способами, из разных исходных положений, с разными заданиями;

- ловить и перебрасывать через сетку в разных направлениях, разными способами;

- перебрасывать набивной мяч друг другу разными способами из разных исходных положений.

3. Метать мяч:

- с расстояния 3 м в обруч, в корзину, расположенные на полу;

- в вертикальную цель с 3-4 м;

- вдаль, на расстояние 7-9 метров;

- подавать мяч от края площадки в заданный сектор.

4. Отбивать мяч:

- на месте правой, левой рукой не менее 20 раз;

- на месте, с передачей из правой руки в левую, с движением;

- правой, левой рукой с продвижением вперед, змейкой, по кругу, с поворотами;

- о стену одной, двумя руками, с отскоком о пол, разными заданиями.

5. Играть и соблюдать все изученные правила в командной игре в пионербол, принимать тактические решения в процессе игры.

Обучение игры в пионербол включает в себя следующие разделы:

1.Знакомство с историей игры пионербол. Используя различные методы (игровой, слуховой, игровой) восприятия, повысить интерес и мотивацию к занятиям, повысить начальные теоретические знания образовательной области «Физическая культура»

2.Обучение технико-тактическим приёмам. Теоретическое и практическое изучение техники игры позволяет решать поставленные задачи, освоить не только правила игры, но и индивидуальные, групповые и командные тактические действия.

3.Развитие и совершенствование основных видов движений. В содержание данного раздела входят: строевые упражнения, упражнения для различных групп мышц, акробатические упражнения, подготовительные и специальные упражнения для развития прыгучести, быстроты, ориентации в пространстве, координации; элементы лёгкой атлетики, спортивных и подвижных игр, которые направлены на совершенствование физической подготовки детей.

4.Основные правила техники безопасности. На протяжении всего обучения дети знакомятся и используют основные правила техники безопасности.

5.Подвижные и спортивные игры. Данный раздел направлен на развитие физических качеств занимающихся, для дальнейшего закрепления технических приёмов и тактических действий, избежание однообразия и монотонности содержания занятий, повышение интереса к учебному процессу.

6.Мониторинг физического развития. С помощью контрольных тестовых упражнений выявляется начальный и конечный результаты учебной программы, результаты которых позволяют оценить не только количественные показатели, но и качественные характеристики выполняемых действий. Итоговый контроль служит основным показателем качества деятельности детей и педагога.

Правила игры в пионербол:

  1. Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек в каждой
  2. Подача выполняется броском одной рукой через сетку
  3. С мячом можно делать не более трех шагов по площадке, после чего его необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через сетку.
  4. Разрешается совершать не более одного паса в атаке.
  5. Игра проводится из двух или трех партий до 25 очков. Если счет в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.

Команда теряет право на подачу если:

  1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами ограничительных лент или антенн;
  2. Мяч коснулся пола на своей площадке;
  3. Подача выполняется не с места;
  4. Сделано более трех шагов с мячом в руках;
  5. Сделано более одного паса при атаке.

Немного об игре: игра ведётся любым мячом на любой по размеру площадке. Главное, чтобы она была прямоугольной, не очень маленькой и не очень большой, а посередине была бы закреплена сетка для волейбола, бадминтона, тенниса и др. на высоте, подходящей для роста игроков, то есть выше роста на 20–80 см для удобного перебрасывания мяча. В каждой команде более одного человека (в зависимости от размеров площадки). По команде судьи игрок одной из команд бросает любым способом мяч через сетку, чтобы он попал на территорию другой команды.

Подача считается правильной, если мяч перелетит над сеткой и опустится в пределах площадки команды противника. Принимающая команда старается поймать мяч и перебросить его на противоположную сторону. И так далее, пока не пойманный мяч не опустится на площадку одной из команд. За это подающая команда получает одно очко. Игра ведётся до любого заранее оговорённого счёта. Количество партий тоже может быть произвольным.

Можно на одном занятии сыграть несколько партий до небольшого счёта (например, до 5) и, постоянно меняя игроков, задействовать всех детей группы в игре. Можно даже сыграть мини турнир, где выигравшая команда остается на площадке и играет дальше, пока её не обыграет следующая команда.

С чего начать обучение: обучение детей старших и подготовительных групп дошкольного возраста игре в пионербол не представляет большой сложности, если у инструктора по физкультуре есть необходимый спортивный инвентарь (особенно важно наличие, как минимум, десяти мячей и самая примитивная сетка с ячейками меньше диаметра мяча). После разминки, включающей в себя различные упражнения на координацию, гибкость, выносливость, дети разбиваются на несколько групп. Первая группа получает мячи и становится возле стены спортзала. Инструктор по физкультуре показывает детям, как правильно делать бросок мяча, попав по стене и поймав отлетевший мяч. По команде дети бросают мяч примерно на уровне выше их роста и стараются его поймать.

Не все дети сначала справляются с этим заданием. И лишь немного потренировавшись, начинают правильно двумя руками от груди бросать мяч. Навык ловли мяча приходит чуть позже. Сделав около десяти бросков, первую группа уступает место второй и т. д.

Разделив детей на две или более команд, инструктор рассказывает основные правила игры в пионербол и учит правильной расстановке игроков (например, в шахматном порядке). Инструктор делает первый бросок и предлагает детям принимающей команды поймать мяч. Затем предлагает перебросить мяч на сторону, где он находится, чтобы дети поняли, как ловить мяч и как не мешать ловящему, что очень важно для понимания сути самой игры: обязательно не уронить мяч.

Ну, а теперь пришло время поиграть: начало и конец игры, все броски, изменения счёта и нарушения правил обозначаются сигналом свистка. Дети должны привыкнуть к свистку, который дисциплинирует их поведение и приучает к порядку во время игры. Удачные и неудачные броски можно комментировать для общего понимания игры. Нужно громко вести счёт, чтобы дети впоследствии сами помогали в подсчёте очков. Необходимо подбадривать детей в случае неудач и хвалить за удачные игровые действия. Это хорошо стимулирует всех играющих и создаёт здоровый азартный дух, присущий всем спортивным играм. Проигравшую команду нужно успокоить и рассказать о том, что в играх всегда побеждает дружба и взаимопонимание и любая игра (особенно в детском саду) это повод отдохнуть и весело провести время. После нескольких занятий с элементами игры в пионербол большинство детей уже правильно бросают и ловят мяч и сами ведут счёт в игре. Игра пионербол настолько простая в понимании и изучении, что обязательно должна присутствовать на занятиях по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.

Приложение 1

Беседа на тему:  «История пионербола». Правила игры в пионербол.

Игра появилась в 1930-х годах, во времена СССР. Игра для детей, в которую играли, зачастую не на специальных площадках и порой даже без сетки, просто обозначали чем-либо границы поля. Сейчас же в нее играют в основном на волейбольном поле, с волейбольным или же баскетбольным мячом. Остальные правила остались те же.

Существуют несколько разновидностей пионербола, например пионербол с двумя мячами. В таком варианте, после начала игры, цель игроков - это чтобы оба мяча не оказались на их половине площадки. Так же известен пионербол для слепых. Игра сохранила почти свой первозданный вид с советских времен.

Правила игры

  • Игроки делятся на две равные команды, от 2 до 10 человек в каждой (оптимально 6-7 игроков на команду), и занимают места на площадке по разные стороны сетки.
  • Игроки каждой команды равномерно распределяются на своей половине.
  • Жребием определяется, какой из команд достается мяч.
  • Подающий игрок команды (находится в дальнем правом углу площадки) берет мяч и бросает его на половину команды соперника.
  • Все броски в игре проводятся над сеткой.
  • Задача игроков команды соперника - поймать мяч и не дать ему упасть на землю. Игрок, поймавший мяч, бросает его на половину другой команды или делает пас своему партнеру по команде.
  • Разрешается делать не более трех пасов за один розыгрыш мяча (правила игры можно менять, предварительно договорившись об этом перед началом игры. Можно, например, отменить пасы вообще, сократить их количество до одного или увеличить до пяти и т.д.).
  • Игрок, владеющий мячом, может делать по площадке не более трех шагов.
  • Игрок с мячом не имеет права подбрасывать мяч и сам же его ловить. Обязательным является пас партнеру или подача на половину соперника.
  • После каждой выигранной подачи (заработанного командой очка) игроки этой команды меняются местами, перемещаясь по площадке по часовой стрелке. В том числе меняется и подающий игрок команды.
  • Каждая партия в пионербол проходит до определенного количества набранных одной из команд очков. Обычно это 10, 15 или 25 очков. Причем перевес команды победителя над соперником должен быть не менее двух очков. Если разница в счете меньше, то партия продолжается до тех пор, пока одна из команд не добьется разницы в два очка.
  • Матч в пионербол ведется до одной, двух или трех побед одной из команд в партиях.
  • Результат игры всегда определяется в сторону одной из команд.
  • После каждой выигранной партии команды меняются сторонами, право первой подачи переходит к противоположной команде.

Правила начисления очков:

  • Команде начисляются очки, если мяч коснулся площадки на половине соперника. Причем, неважно не смогли соперники поймать мяч после подачи или уронили его при перепасовке.
  • Если мяч после подачи соперника попал за пределы площадки, не коснувшись игроков принимающей команды. В противном случае очко зарабатывает соперник.
  • Если после подачи соперника мяч пролетел под сеткой или попал в сетку и остался на половине соперника. В случае если мяч коснулся сетки, но перелетел на сторону принимающей команды, по предварительной договоренности между командами могут быть такие варианты: повтор подачи, переход подачи или начисление выигрышного очка принимающей команде.
  • Если команда сделала больше разрешенного правилами количества пасов, то очко начисляется команде соперников.
  • Если игрок, владеющий мячом, сделал более трех шагов по площадке, очко также начисляется соперникам.
  • Помимо этого очки начисляются команде соперников, если: игрок ловит брошенный им же мяч (делает «свечку»), касается мяча ногами, касается сетки.

Правила перехода подачи:

Это правило до недавнего времени существовало в волейболе. Сейчас оно отменено. Смысл правила заключается в том, что подающая команда в случае любой допущенной ошибки теряет только право подачи.

Очки сопернику не начисляются. Т.е. очки могут быть начислены только подающей команде. Нужно иметь в виду, что это правило значительно увеличивает продолжительность каждой партии.

Приложение 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c28/0010fc17-4abb15f2/hello_html_69a2bf46.jpg

Приложение 3

Картотека двигательные упражнений

  1. «Гонка мячей по кругу»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У игроков, оказавшихся в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размера. По свистку все начинают передавать мячи друг другу (в одном направлении, стараясь догнать другой мяч). В финале раздается свисток и показывается жест, означающий окончание игры.

  1. «10 передач»

Дети становятся тройками на расстоянии 2 м друг от друга. У каждой тройки по мячу. По свистку они передают мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его. Побеждает тройка, быстрее сделавшая 10 передач мяча без падения его на землю. Игра останавливается свистком. Победителя игры определяют по жесту судьи - взмах руки в сторону выигравшей тройки.

  1. «Кого назвали, тот и ловит»

Дети становятся в круг, в центре которого стоит ребенок с мячом. Он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч становится в центр круга. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч или, если таковых нет, тот, кто уронил его наименьшее количество раз. В случае если ребенок не смог поймать мяч, раздается свисток и показывается жест - согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу.

  1. «Мяч капитану»

Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее. По свистку судьи капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Выигрывает команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, он должен сбегать за ним, вернуться на свое место и передать мяч капитану. Игра останавливается свистком. Команда-победитель определяется по жесту - взмах руки в сторону выигравшей тройки.

  1. «Мяч через сетку»

Дети становятся парами напротив друг другу и по свистку выполняют передачи через сетку (веревку) разными способами, стараясь не уронить мяч. Побеждает пара, выполнившая наибольшее количество передач мяча без падения его на землю. В финале раздается свисток и показывается жест, означающий окончание игры.

  1. «Горячий мяч»

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По свистку они выполняют быстрые передачи мяча друг другу (кроме соседних игроков) любым способом. Если игрок долго держит мяч (по усмотрению судьи, то он выбывает из игры, раздается свисток, и судья показывает жест - согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу). Игра идет до тех пор, пока не останется один ловкий игрок (жест судьи в сторону победителя). Окончание игры сопровождается продолжительным свисток и жестом скрещение рук над головой.

  1. «Попробуй, отними!»

Дети располагаются по кругу на расстояние вытянутых рук. Выбирают водящего, который выходит в середину круга. Стоящие игроки в кругу начинают перебрасывать между собой волейбольный мяч. Выполнять передачу соседним игрокам запрещается. Водящий старается перехватить мяч, находящийся в воздухе или хотя бы дотронуться до мяча рукой. Если водящему удалось это сделать, на его место идет тот игрок, который последним бросил мяч, а водящий становится в круг (раздается свисток, и судья показывает жест - переход игроков). Победителями становятся те игроки, которые ни разу не оказались на месте водящего.

Список литературы

  1. https://infourok.ru/poyasnitelnaya-zapiska-po-pionerbolu-2708468.html
  2. http://licey395.ru/uploads/files/odod/pionerbol-.pdf
  3. https://infourok.ru/metodika-obucheniya-detey-starshey-i-podgotovitelnoy-grupp-dou-igre-v-pionerbol-1390676.html
  4. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983. – 79 с.
  5. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: - Просвещение. 1992. – 159 с.
  6. Николаева Н.И. Школа Мяча. – СПб: Детство – Пресс. 2008. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

"Здравствуйте, это я!" - методический материал для дошкольников 5 - 7 лет

Материал содержит игры и задания, способствующие развитию у дошкольников коммуникативных навыков сотрудничества, позволяющих приобрести социальный опыт....

Проект тематической выставки в методическом кабинете "Обучение дошкольников предметному рисованию"

И в десять лет, и в семь, и в пять.Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсе, что его интересует.Все  вызывает интерес:Далекий космос, ближний лес,Цветы, машины, сказки, пляски…Все...

Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.

Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...

Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

Целью этой работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности"

Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками о...

методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения"

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности. Потребность детей в движении, котор...