ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Игры – эстафеты как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста»
материал по физкультуре

Охотникова Елена Аркадьевна

Игры-эстафеты – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – это естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Все это показывает важность изучения нашего исследования в социальном плане. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_novoe.docx87.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1.Теоретическая интерпретация опыта

Наименование опыта……………………………………………………

Актуальность……………………………………………………………

Условия возникновения опыта………………………………………...

Теоретическая база……………………………………………………..

Ведущая педагогическая идея…………………………………………

Новизна опыта…………………………………………………………..

2.Технология опыта

Цели и задачи…………………………………………………………..

Принципы работы……………………………………………………..

Методы и приёмы……………………………………………………..

Перспективный план…………………………………………………..

Результативность………………………………………………………

Адресная направленность……………………………………………..

Трудоёмкость…………………………………………………………..

3. Список используемой литературы………………………………

4. Приложение…………………………………………………………

1.Теоретическая интерпретация опыта

Актуальность

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Среди задач физического воспитания в ДОУ основными являются удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение хорошего уровня здоровья и всестороннего двигательного развития с использованием для этого разнообразных форм физкультурно – оздоровительной работы.

Игры-эстафеты – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – это естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Все это показывает важность изучения нашего исследования в социальном плане. 

Играя, двигаясь, ребёнок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обеспечивают новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определённого возрастного этапа. И значительная роль в этом принадлежит эстафетам.

Условия возникновения опыта

Опыт формировался на базе МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 51». Работа по данной проблеме осуществлялась с детьми в течение двух  лет (старшая, подготовительная к школе группа)

Теоретическая база

Быстрота развивается в процессе обучения ребёнка основным движениям. Для развития скоростных качеств  Е.Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередования бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умение прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.  Желобкович Е.Ф. считает, что способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в играх - эстафетах, а так же для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.

        Исследования известных педагогов  Воронова Е.К., Руновой М.А., Полтавцевой Н.В., Гордовой Н.А., Степаненковой Э.Я. подтверждают, что более высокий уровень развития быстроты, достигнутый в ходе эстафет, будет способствовать укреплению здоровья детей, приобретению прочного запаса двигательных умений и навыков.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, многие авторы (О.И. Косарева, Л.М. Коровина, Э.Я. Степаненкова и др.) настоятельно рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств. Существенная роль в этом должна принадлежать играм с включением в них длительных циклических движений небольшой интенсивности

В старшем дошкольном возрасте дети могут выполнять движения в различном темпе, с разной амплитудой демонстрируя  хорошие  скоростно - силовые способности, выносливость. И поэтому для тренировки двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать и особенно желание играть. Как показывает практика, робкие и малоинициативные дети в процессе эстафеты становятся смелыми и активными. Во время эстафет многие дети выполняют игровые действия значительно лучше, чем  в ходе тренировочных занятий.

Ведущая педагогическая идея

Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Учёные считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затрудненно, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

Среди физических качеств особое место занимает быстрота.

Новизна опыта

Разработать систему работы по развитию  быстроты у детей старшего дошкольного возраста через игры – эстафеты.

2.Технология опыта

Цель

Создание условий для развития быстроты через использование игр-эстафет

Задачи

  1. Теоретически обосновать развитие быстроты через игры-эстафеты
  2. Выявить уровень развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
  3. Разработать и внедрить модель перспективного плана по развитию быстроты через игры-эстафеты
  4. Проверить эффективность использования игр-эстафет  для развития быстроты
  5. Воспитывать интерес к физической культуре используя игры – эстафеты как средство совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств.

Принципы работы

В работе использовала следующие принципы:

- занимательности – с целью вовлечь детей в целенаправленную деятельность, формирования у них стремления скорейшего достижения цели

- новизны – вызвать интерес, используя сюжет и различное оборудование  

- постепенности  - заключается в последующем усложнении и повышению требований  к выполнению упражнений

- осмысленности - относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу

- сотрудничества -  формирование взаимоотношений между детьми и их нравственно-волевого поведения

Методы и приёмы

Эффективность формирования быстроты зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Общепедагогические методы включают в себя:

  •  наглядный - показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь.
  •  словесный - упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и т.д.
  •  практический  - повторение упражнения без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой  и соревновательных формах

К специфическим   методам физического воспитания относятся:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

На начальном этапе  работы  был проведён мониторинг развития быстроты.  Для выявления уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста была использована методика  Руновой М.А.

В данную методику входит тест на  выявление быстроты.

Бег на дистанцию 30 метров.

На участке детского сада выбирается прямая асфальтированная или плотно утрамбованная дорожка шириной 2-3метра, длинной не менее 40м. На дорожке стойками или флажками отмечаются линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребёнку. Тестирование проводят 2 воспитателя, 1 с флажком – на линии старта, второй – с секундомером – на линии финиша.

По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и принимают стартовую позу стоя – «высокий старт». Следует команда «Марш!» и даётся отмашка флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.  Дети начинают бег на дистанцию. Во время бега не следует торопить ребёнка, корректировать его бег, подсказывать элементы техники. Отмашка флажком должна даваться воспитателем сбоку от стартующих детей и чётко. Во время пересечения финишной линии секундомер выключается. Время фиксируется воспитателем, стоящим на линии финиша.

Необходимое оборудование: 2 стойки и 2 флажка, 2 секундомера, размеченная беговая дорожка.

Уровни развития быстроты:

Низкий – 9,9 больше

Средний – 9,8 – 8,00

Высокий – 7,9 – меньше

Работа проводилась с каждым ребёнком индивидуально, результаты протоколировались и оформлялись в таблице. (Приложение А)

Таблица 1. Уровень развития быстроты.

Обследуемые

Уровни в %

Низкий

Средний

Высокий

30

50

20

В результате проведения исследования мы выявили, что низкий

уровень развития быстроты имеют 6 детей (30%).

Средний уровень развития быстроты имеют 10 детей (50%)

Высокий уровень развития быстроты имеют 4 детей (20%)

Рис.1. Уровни развития быстроты у детей старшей группы.

Диагностика показала, что 80% детей имеют средний и низкий уровень развития, что требует целенаправленной работы в данном направлении.

Было выявлено, что у детей при выполнении бега не достаточно развита быстрота одиночного движения и слабая реакция на сигнал к действию.

Для целенаправленной работы по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста был составлен перспективный план.

Перспективный план

1год обучения (старшая группа)

2014-2015 учебный год

Сроки проведения

Задачи физкультурных занятий

Материалы оборудования

Сентябрь

1. Упражнять в беге, упражнять в ходьбе и беге по доске, учить лазить по наклонной лестнице чередующимся шагом, развивать быстроту.

4 доски положить по сторонам площадки. 2 лестницы поставить наклонно у гимнастической стенки.

Эстафета: бег  по доске; лазание по наклонной лестнице, обратно бегом

Октябрь

2. Упражнять в беге, учить бросать мяч вверх и мягко ловить двумя руками, упражнять в ходьбе на носках и беге по доске, развивать быстроту.

Мячи на всех детей, 4 доски по сторонам площадки.

Эстафета: бег  по доске; лазание по наклонной лестнице; подбросить и поймать мяч, обратно бегом

Ноябрь

3. Упражнять в беге, учить подпрыгивать с разбега, стараясь коснуться подвешенного предмета, упражнять в мягкой ловле мяча после бросков о землю и вверх, развивать быстроту.

Мячи на всех детей, 2-3 мяча на разных сторонах площадки, на высоте 160-170 см.

Эстафета: бег   по доске; лазание по наклонной лестнице; с разбега подпрыгнуть коснуться подвешенного предмета, подбросить и поймать мяч , обратно бегом

Декабрь

4. Упражнять в беге, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с различным положением рук, в ползании на животе, развивать быстроту.

3 мяча. 3 скамейки поставить параллельно друг другу

Эстафета: бег по гимнастической скамейке,  отбивание мяча о землю, ползание на животе по скамейке (хват руками по бокам скамейки)

Январь

5. Упражнять в беге, учить передавать мяч в колоннах вперед и назад прямыми руками, упражнять в ходьбе и беге по гимнастической скамейке, развивать быстроту.

3-4 гимнастические скамейки, 3-4 мяча.

Эстафета: передача мяча в колонне вперёд и назад прямыми руками

Февраль

6. Упражнять в беге, учить ходить и бегать по наклонной доске, упражнять в лазанье по наклонной доске на четвереньках, упражнять в точном попадании в горизонтальную, развивать быстроту.

3 доски, гимнастическая стенка, шнур, мешочки по количеству детей

Эстафета: бег по наклонной доске, метание мешочков в горизонтальную цель,  обратно по наклонной доске на четвереньках

Март

7. Упражнять в беге, учить бросать и мягко ловить мяч в парах, упражнять в беге по наклонной доске, развивать быстроту.

мячи на подгруппы детей, 3 доски, разметить дорожки длиной 10-15 м линиями через 1 м (или положить гимнастические палки).

Эстафета: перебрасывание мяча в парах (боковой галоп)

Апрель

8. Упражнять в беге, учить ходить, прямо и боком по скамейке с мешочком на голове, упражнять в пролезании в обруч, не задевая его, развивать быстроту.

мешочки и обручи на всех детей, 6 флажков, 4 скамейки по сторонам площадки.

Эстафета: ходьба  по скамейке с мешочком на голове, метание мешочков в горизонтальную цель, пролезание через обруч, обратно бегом

Май

9. Упражнять в беге, и в умении входить и сходить по наклонной доске боком, в пролезании между рейками гимнастической стенки без задержки, развивать быстроту.

2 доски у гимнастической стенки, 2 лестницы

Эстафета: ходьба боком по наклонной доске, пролазание между рейками гимнастической стенки, обратно бегом

 Проведя подготовительный этап был составлен тематический план для работы с детьми подготовительной группы, в который входили линейные, круговые и встречные эстафеты.

Тематический план.

2год обучения (подготовительная к школе группа)

2015-2016 учебный год

Сроки проведения

Название

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Линейная эстафета

«Поезд»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять навык бега в коллективе.

Флажки, стойка

Круговая эстафета

«Эстафета по кругу»

1.Развивать быстроту.

2.Развивать сознательное и ответственное решение к соблюдению правил.

Флажки

Встречная эстафета

«Я – бросаю, ты – лови!»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять бросок и ловлю мяча

3.Учиться переживать при неуспехах и неудачах.

Мячи

Октябрь

Линейная эстафета

«Собери пирамидку»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять навыки скоростного бега на расстоянии 10м

2 пирамидки, 2 шнура

Круговая эстафета

«Прыгай и убегай»

1.Развиватьреакцию на сигнал

2.Закреплять навыки индивидуального бега.

3.Закреплять быстроту реакции на сигнал

Встречная эстафета

«Лягушачьи бега»

1.Развивать быстроту.

2.Способствовать укреплению здоровья детей.

3.Закреплять двигательные умения и навыки (прыжки)

Мячи

Ноябрь

Линейная эстафета

«Точный пас»

1.Развивать быстроту

2.Закреплять ведение мяча клюшкой и прокатывание в ворота

2 клюшки, 2 мячика, 6 конусов

Круговая эстафета

«Передай флажок»

1.Развивать быстроту реакции на сигнал

2. Развивать умение координировать свои действия

Встречная эстафета

«На узенькой дорожке»

1.Развивать быстроту.

2.Учиться переживать при неуспехах и неудачах

3.Закреплять двигательные умения и навыки. ( ходьба по уменьшенной площади опоры)

2 скамейки

Декабрь

Линейная эстафета

«Перенести больше предметов»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять двигательные умения и навыки.

3.Способствовать укреплению здоровья детей.

Обручи, мелкие предметы

Эстафета парами

«Дружно в парах»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять движение боковой галоп, умение действовать синхронно

2.Учиться переживать при неуспехах и неудачах.

Поворотные стойки

Встречная эстафета

«Поменяемся местами»

Развивать быстроту.

2.Закреплять двигательные умения и навыки (прыжки с мячом между колен)

3.Способствовать укреплению здоровья детей.)

2 мяча, 4 шнура

Январь

Линейная эстафета

«Гигантские шаги»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять двигательные умения и навыки.(координация движений)

3.Учиться переживать при неуспехах и неудачах

Стойка, пластины из линолеума

Круговая эстафета

«Поймал – садись»

1.Развивать реакцию на сигнал

2.Закреплять двигательные умения (бросок и ловля мяча)

2 мяча

Встречная эстафета

«Из обруча в обруч»

1.Развивать быстроту.

2.Способствовать укреплению здоровья детей.

3.Закреплять двигательные умения и навыки (прыжки)

12 обручей

Февраль

Линейная эстафета

«Тоннель»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять умение пролазить через тоннель

2 тонеля

Встречная эстафета

«Паучки»

1.Развивать быстроту

2.Закреплять умение передвигаться (ползание на четвереньках животом вверх с опорой на ступни и ладони)

4 шнура

Эстафета парами

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять движение боковой галоп, умение действовать синхронно

2.Учиться переживать при неуспехах и неудачах.

Поворотные стойки

Март

Линейная эстафета

«Баскетбол»

1.Развивать быстроту

2.Закреплять умение вести мяч, выполнять бросок в горизонтальную цель

3. Учиться переживать при неуспехах и неудачах.

2 мяча

Круговая эстафета

«Пройди через обруч»

1.Развивать быстроту

2.Закреплять умение двигаться по кругу не задевая обручи

Обручи по количеству детей

Эстафета парами

«Не опоздай»

1.Развивать быстроту

2.Закреплять прокатывание обруча

3.Развитие ловкости

2 обруча, 2 поворотные стойки

Апрель

Линейная эстафета

«Чехарда»

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять двигательные умения и навыки (прыжки)

3.Учиться переживать при неуспехах и неудачах.

Встречная эстафета

«Передай мяч»

1.Развивать реакцию на сигнал

2.Закреплять бег с мячом

3.Развивать умение координировать свои действия

2 мяча

Сложная эстафета

«Чья команда быстрее построит дом»

1 этап. Подлезание под шнур, не касаясь руками.

2 этап. Добежать, взять кубик, поставить на стол.

3этап. Бегом возвращаются к своей команде.

1.Развивать быстроту.

2.Способствовать укреплению здоровья детей.

3.Закреплять двигательные умения и навыки (подлезание )

Шнур, кубики

Май

Линейная эстафета

«Мяч в ложке»

1.Развивать быстроту.

2.Продолжать развивать координацию движений

3.Способствовать укреплению здоровья детей.

2 ложки,

2теннисных мячика

Эстафета парами

«Если с другом вышел в путь»

1.Развивать быстроту

2.Развивать умение координировать свои действия

2 воздушных шарика или мяча, 2 поворотные стойки

Сложная эстафета

«Полоса препятствий»

1.Проползание на животе по скамейке

2.Прыжки двумя ногами через кубики

3.Метание мешочка в горизонтальную цель

1.Развивать быстроту.

2.Закреплять двигательные умения и навыки (ползание, прыжки, метание)

3.Способствовать укреплению здоровья детей.

2 скамейки, 6 кубиков, мешочки по количеству детей, 2 обруча

На завершающем этапе работы проведено повторное  тестирование детей подготовительной к школе группы,  с целью выявить степень влияния игр – эстафет на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Провести повторное тестирование.
  2. Составить рекомендации к проведению игр – эстафет для развития быстроты.

Работа проводилась с каждым ребёнком индивидуально и результаты протоколировались и оформлялись в таблице. Методика проведения исследования  уровня развития быстроты, осталась та же.

Диагностическое исследование показало, что результаты изменились.

Таблица 2. Уровень развития быстроты у детей подготовительной группы (конец года)

Обследуемые

Результаты в %

Низкий

Средний

Высокий

-

40

60

В результате проведения исследования мы выявили, что низкий уровень развития быстроты отсутствует

Средний уровень развития быстроты имеют 8 детей (40%)

Высокий уровень развития быстроты имеют 12 детей (60%)

Рис. 2. Уровень развития быстроты.

Вывод: таким образом, практическая работа показала, что поставленные в начале работы задачи решены по средствам использования игр – эстафет в повседневной работе педагога. В процессе проведения игр – эстафет произошли изменения в развитии быстроты у детей старшего дошкольного возраста. На основе этого были составлены рекомендации.

 на протяжении нескольких месяцев проводилась практическая работа, где игры – эстафеты проводились на физкультурных занятиях, прогулках, развлечениях и т.д. Было проведено 10 игр – эстафет разного вида, включены были линейные, круговые, встречные, а так же сложные и парные. Дети совершенствовали движения, проявляли большую активность и интерес к двигательным действиям. Были разработаны рекомендации для успешного проведению игр – эстафет для развития быстроты.

           На завершающем этапе мы провели повторное тестирование, цель которого была выявить степень влияния игр – эстафет на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста. По результатам заметно увеличение высокого  уровня развития быстроты.

           Таким образом, можно отметить, что по средствам игр – эстафет, можно получить хорошие результаты развития быстроты у детей.

Рекомендации по использованию игр – эстафет для развития быстроты.

Для успешного проведения игр – эстафет нужно учитывать следующие требования:

- подбор эстафет и определение их содержания не должны быть стихийными. Воспитатель обязан знать, с какой целью он даёт то или иное задание и какие педагогические задачи собирается решить. Это могут быть образовательные задачи, способствующие более быстрому освоению, закреплению или совершенствованию в непривычных условиях техники нужных двигательных действий. В таких случаях целесообразно учитывать содержание эстафеты с конкретным учебным материалом.

- при подборе эстафет акцент может быть сделан на развитие определённых двигательных способностей: быстроты реакции и скорости движения, прыгучести и ловкости, силы и выносливости, координации движений и согласованности действий с партнёром. И тогда содержание эстафет определяется с учётом направленности и условий выполнения заданий.

- если на первый план выдвигаются задачи воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, в эстафеты включаются задания, успех выполнения которых будет зависеть от согласованности действий всех участников, их взаимопомощи и взаимостраховки.

- для воспитания таких свойств характера, как смелость и решительность, в эстафеты целесообразно включать задания, связанные с определённым риском, требующие определённых волевых усилий.

- эстафеты на сообразительность и творческое мышление должны иметь относительно свободные правила, позволяющие применять собственную тактику преодоления препятствий, выбирать наиболее рациональные для себя способы выполнения двигательных действий.

При подборе эстафет необходимо учитывать:

  • Форму деятельности, в которую включена эстафета (занятие, утренняя гимнастика, поход, свободная игровая деятельность, прогулка и т.д.);
  • Целевую установку эстафеты и поставленные перед занятием педагогические задачи;
  • Количественный состав группы по возрасту и полу;
  • Уровень физической подготовки детей;
  • Условия и место проведения эстафет – размеры зала, площадки, наличие оборудования;
  • Состояние участников – характер их деятельности перед эстафетой и непосредственно после неё.

Прежде, чем приступить к объяснению правил, необходимо построить команды в то исходное положение, из которого начинается эстафета, подготовив заранее разметку и необходимое оборудование. Объяснение должно быть очень кратким, чётким и ясным. Прежде всего, надо сообщить участникам название и цель эстафеты, затем содержание (перечень заданий в запланированной последовательности их выполнения), перечислить основные правила. Второстепенные замечания, детали и уточнения можно давать по ходу её проведения.

- при проведении большинства эстафет оптимальное количество игроков в каждой команде – 8- 12 человек в команде.

- эстафету следует повторять не менее 2-3 раз для окончательного  выявления победителя. Иногда можно заранее обусловить число повторений с учётом сложности заданий и их целевой установки, что позволит планировать время проведения эстафеты.

- при проведении игры – эстафеты необходимо помнить о способах регулирование нагрузки:

  • Выражение лица напряжённое, ребёнок сильно возбуждён, без толку  суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;
  • Движения выполняются нечётко, неуверенно, появляются лишние движения;
  • Кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;
  • Ребёнок сильно потеет, особенно лицо;
  • Учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25 – 50 %, частота дыхания возрастает больше чем на 4- 6 раз в минуту.

Для снижения нагрузки можно использовать следующие действия:

  • Уменьшение общего времени проведения эстафеты;
  • Уменьшение числа участников игры;
  • Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;
  • Более мягкий, повествовательный, а не командный голос ведущего;
  • Использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

Список используемой литературы:

  1. Алямовская В. Физкультура в детском саду. Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». М., 2005.
  2. Бабенкова Б.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр «Сфера». М.,2009. - 64с.
  3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. «Просвещение» 1991. – 96с.    
  4. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников.

          Учебно – методическое пособие. – М., 2005. – 108с.

  1. Волошина Л.Н. Играй на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М., 2004. – 144с.
  2. Голомидова С.Е. Игровая деятельность на занятиях по физической культуре старшая группа. Волгоград «Корифей» 2010. – 112с.
  3. ГорьковаЛ.Г., Обухова Х.А., Занятие физической культурой  в ДОУ.

     М. «Знания», 2005 – 115с.

  1. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет – М.:ВАКО, 2007. – 304с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Желобкович Е.Ф. 150 эстафет для детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 120с.
  3. Занозина А.Е., Гриманина С.Е. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. «Линка – пресс». М., 2008.
  4. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М., Воспитатель по физической культуре в дошкольных  учереждениях. М.: - Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.
  5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М.,Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.,2003. – 192с.
  6. Кудрявцев В.Т. Физическая культура и здоровье ребёнка. «Дошкольное воспитание» № 1. 2001. – 93с.
  7. Кенеман А.В.,Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2110 «Дошкольная педагогика и психология (дошк).» - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985 – 271с.
  8. Кулик Г.И., Сергиевико Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 112с.
  9. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Учебно – методическое пособие. – Волгоград: Учитель. 2007. – 238с.
  10. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Учебно – методическое пособие. – М., 2004. – 176с.
  11.  Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Учебно – методическое пособие. – М., 2005. – 176с.
  12.  Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М.,200. – 256с.
  13.  Стародубцева И. Слушай – действуй. Физическое воспитание: инновационные  технологии 2008. № 6.
  14.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. Учебно – методическое пособие – М., 2001. – 368с.
  15.  Филиппова С.О., Пономарёва Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. Учебно – методическое пособие – М., 2008. – 656с.
  16. Фисенко М.А. Физкультура, подготовительная группа. Волгоград «Корифей» 2007. – 96с.
  17. Физическая культура и развитие  здоровья ребёнка. «Дошкольное воспитание» 2004. № 3.
  18.  Физическая культура и развитие  здоровья ребёнка. «Дошкольное воспитание» 2005. № 5.
  19. Шебеко В.Н. Занятие по физической культуре в детском саду. Минск  «Университетское» 2001.
  20. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику.  М. «Просвещение» 2000. -79с.

Приложение А.

Протокол 1

Показатели уровня развития быстроты

(На начало учебного года старшая группа)

Фамилия, имя

Результат

Уровни

1. Настя А.

9,9

Низкий

2. София Б.

7,7

Высокий

3. Дима Б.

7,9

Высокий

4. Арсения В.

8,6

Средний

5. Вова Г.

9,6

Средний

6. Настя Д.

9,9

Низкий

7. Артем Д.

8,9

Средний

8. Стас Е.

7,6

Высокий

9. Миша К.

8,6

Средний

10. Алиса М.

9,8

Средний

11. Лена М.

8,9

Средний

12. Маша Н.

8,9

Средний

13. Ваня О.

9,9

Низкий

14. Аня Р.

8,2

Средний

15. Егор Т.

10,0

Низкий

16. Алеша Т.

8,4

Средний

17. Яна У.

9,9

Низкий

18. Антон Ц.

9,9

Низкий

19. Вероника Ш.

7,9

Высокий

20. Данил Я.

9,3

Средний

Протокол 2

Показатели уровня развития быстроты

(На конец года подготовительная к школе группа)

Фамилия, имя

Результат

Уровни

1. Настя А.

9,2

Средний

2. София Б.

7,2

Высокий

3. Дима Б.

6,9

Высокий

4. Арсения В.

7,2

Высокий

5. Вова Г.

7,7

Высокий

6. Настя Д.

9,3

Средний

7. Артем Д.

7,4

Высокий

8. Стас Е.

7,1

Высокий

9. Миша К.

7,5

Высокий

10. Алиса М.

7,2

Высокий

11. Лена М.

7,4

Высокий

12. Маша Н.

8,2

Средний

13. Ваня О.

8,6

Средний

14. Аня Р.

8,2

Средний

15. Егор Т.

8,8

Средний

16. Алеша Т.

7,6

Высокий

17. Яна У.

8,5

Средний

18. Антон Ц.

9,0

Средний

19. Вероника Ш.

7,1

Высокий

20. Данил Я.

7, 9

Высокий

Приложение Б

«Поезд»

Описание

            Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. Перед каждой колонной в 8 – 9м. от стартовой черты установлена поворотная стойка. Первые участники команды(капитаны) – «локомотивы», все остальные вагоны.

Первые участники бегут до поворотной стойки и обратно сначала один, а затем к ним «прицепляется» другой по одному «вагону», с которыми первые участники снова бегут до поворотной стойки и обратно. В третий раз первые участники – «локомотивы» - бегут уже с двумя вагонами и т.д., пока вся команда не вернётся к стартовой черте. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.      

Методическое указание        Инструктор напоминает, что «вагоны» должны крепко держаться друг за друга.

   

«Собери пирамидку»

Описание

           Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. Перед каждой колонной в 8 – 9м. от стартовой черты  в положенных обручах (диаметр 75см) в разобранном виде положено по пирамидке. Одна собранная пирамидка, в качестве образца, устанавливается на уровне глаз детей. В обруче находится ось, на которую первый участник насаживает первое нужное кольцо двумя руками. Затем бегом возвращается в команду и, коснувшись ладонью следующего участника, встает в конец колонны. Следующие участники выполняют те же действия с пирамидкой, подбирая нужное кольцо.

           Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету и не допустившая ошибок в сборе пирамидки.

Методическое указание. В начале эстафеты инструктор обращает внимание на образец пирамидки, согласно которому нужно выполнять сборку своей

«Перенеси больше предметов»

Описание

                    Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. Перед каждой колонной в 9 – 10м. от стартовой черты  в положенных обручах (диаметр 75см) в произвольном порядке положены мелкие предметы. Количество предметов в 5-6 раз превышает количество участников команды.

Первые участники (капитаны) бегут к своему обручу и переносят предметы  двумя руками в обруч, находящийся у стартовой черты своей команды. Передав эстафету следующему участнику, они встают в конец колонны. Следующие участники выполняют те же действия.            Побеждает команда, в обруче которой осталось меньше мелких предметов.

Методические указания            Инструктор напоминает детям, что нужно взять такое количество предметов, чтобы не ронять их во время бега обратно. Примеры мелких предметов: кубики (сторона 5см), теннисные мячи, желуди или каштаны.

«Гигантские шаги»

Описание

      Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. Перед каждой колонной в 9м от стартовой черту установлено поворотная стойка. У первых участников (капитанов) в руках 2 квадратные пластины из линолеума или дощечки.

Первые участники кладут одну дощечку на пол и встают на неё по ходу движения в шаге от первой кладут вторую дощечку и встают на неё. Потом они снова берут первую дощечку и кладут её в шаге от второй  и т.д. до поворотной стойки. Оббежав поворотную стойку с дощечками в руках, первые участники бегом возвращаются к своим командами, предав инвентарь следующим участникам, встают в конец колонны. Следующие участники выполняют те же движения. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

Методические указания

          Инструктор напоминает о том, чем дальше положить дощечку, тем больше будет шаг.

«Эстафета по кругу»

Описание

Играющие делятся на 4 отряда. На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, т.к. отряды выстраиваются по четырем радиусам.

Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу воспитателя (удар в бубен) дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие. Когда отряд закончит бег и выстраивается в первоначальном порядке  ребёнок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх. Выигравшим считается тот отряд, который сделал это первым.

Методические указания    При повторении игры можно предложить детям перегруппироваться, разделиться путём жеребьёвки.

 «Прыгай и убегай»

Описание

На полу для каждой команды начерчены 2 круга: внешний и внутренний. Между кругами расстояние  80-120см.   Участники свободно встают у черты внутреннего круга со стороны его центра.

Капитаны выполняют прыжок из внутреннего круга до внешнего, затем бегут вдоль черты  внешнего круга, оббегая его в правую сторону, и встают на своё место, передав эстафету касанием плеча игрока стоящего справа. Следующие участники выполняют те же действия. Прыжок за пределы внешнего круга оценивается в 2 очка; на черту – в 1 очко; межкруговое пространство – 0 очков. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Методические указания     Инструктор напоминает участникам о правильном исходном положении для прыжка в длину с места, об отталкивании и приземлении на обе ноги. Выполнять движения только после передачи эстафеты предыдущим участником.

«Я – бросаю, ты – лови!»

Описание

Команда делится пополам и её половины становятся друг напротив друга на расстоянии 4м. У первых игроков колонн, построенных с одной стороны зала, в руках по мячу.

Первые игроки бросают мяч двумя руками снизу первым участникам команды стоящей напротив и бегут в конец своей колонны. Участник, получивший мяч, так же бросает его второму игроку команды, стоящей напротив, и бежит в конец своей колонны. Следующие участники выполняют те же действия. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

      Методические указания  Инструктор напоминает, что нельзя выходить за стартовую черту во время бросания мяча.

«Лягушачьи бега»

Описание

Команда делится пополам, и её половины становятся в колоннах друг против друга на расстоянии 8метров.

Первые участники в каждой колонне принимают положение глубокого приседа и захватив руками щиколотки, прыгают прямо к колонне, стоящей напротив. Передав эстафету следующим участникам, стоящим в этой колонне, встают в её конец. Следующие участники выполняют те же действия.

Методические указания

           Расстояние между колоннами можно сократить до 5-6м.

«На узенькой дорожке»

Описание

Команда делится пополам, и её половины становятся в колоннах друг против друга на расстоянии 10м. между колоннами, в 1м. от каждой стартовой черты, положена дорожка из верёвок.

Первые участники каждой колонны бегут по дорожке навстречу друг другу. На середине дорожки они должны разминуться, не выходя за её пределы. За выход за пределы дорожки команде начисляется штрафное очко. Разминувшиеся на середине участники продолжают бег в заданном направлении и, добежав к команде, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец колонны. Следующие участники выполняют те же действия. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету с наименьшим количеством штрафных очков.

Методические указания Инструктор напоминает, что участники могут разминуться на середине дорожки, придерживая друг друга за пояс.

«Эстафета парами»

Описание

Дети распределяются на команды и становятся параллельными колоннами. Перед каждой колонной в 9-10м от стартовой черты установлена поворотная стойка. Участники каждой команды выстраиваются парами, встают спиной друг к другу и сцепляют руки в локтях.

Первые пары бегут боковым галопом до поворотной стойки, оббегают её и таким же способом возвращаются обратно. Затем передают эстафету вторым парам и встают в конец колонны. Вторые пары выполняют те же движения и т.д. Побеждает команда быстрее закончившая эстафету.

 

Методические указания

Инструктор напоминает, что пары не должны расцеплять руки до момента передачи эстафеты.

«Чья команда быстрее построит дом»

Описание

1 этап – полоса препятствий: натягивают 2 шнура на высоту 40 см, которые детям надо преодолеть, подлезая и перелезая через них.

2 этап – добежать до стола, возле которого стоит ящик с кубиками, взять кубик и поставить его на стол (каждый последующий кладёт кубик так, что бы получился дом или башня).

3 этап – ребёнок бегом возвращается к своей команде и касанием руки по плечу, передаёт эстафету следующему участнику.

Методические рекомендации Инструктор напоминает, что при подлезании нельзя задевать шнур. Во время постройки  кубик ставить устойчиво, что бы дом не сломался. Предложить варианты постройки дома.

"Встречная эстафета"

Каждая команда делится пополам. Играющие выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющие команды на одной стороне площадки, даётся по эстафетной палочке (теннисному мячу). По команде они начинают бег. Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящим команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперёд и передаёт  её следующему игроку, стоящему напротив, и т.д. Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

Методические рекомендации   Напомнить детям, что нужно соблюдать очерёдность и не выходить за линию старта

«Баскетбол»

Играющие строятся в две колонны, в руках у первых игроков по одному баскетбольному мячу. По сигналу воспитателя первые игроки продвигаются вперед, отбивая мяч об пол одной рукой, огибая ориентир, возвращается обратно, передает мяч следующему и встает в конец колонны и т.д. Побеждает колонна, первая выполнившая задание.

Методические рекомендации  Следить  за правильностью  ведения мяча

«Точный мяч»

Две команды. Напротив каждой команды на расстоянии 3м лежит обруч среднего диаметра. Направляющие с мячом встают в обручи напротив своих команд. По сигналу они бросают первым в командах, а сами бегут в конец колонн. Поймавший мяч бежит к обручу  и, встав в него, бросает мяч следующему в команде и т.д. Выигрывает команда, направляющей которой быстрее вернулся в обруч.

Методические рекомендации  Инструктор напоминает, что нельзя выходить за стартовую черту во время бросания мяча.

"Паучки"

Первые в колоннах перемещаются до ориентира ползанием на четвереньках животом вверх с опорой на ступни и ладони, огибают ориентир, бегом возвращаются назад и передают эстафету следующим в колоннах, касаясь их рукой

Методические рекомендации  Следить за правильным чередованием рук и ног

"Тоннель"

Дети разделены на команды. Бегут по одному пролезают в тоннель, обратно возвращаются по прямой передают эстафету. Выигрывает команда первая, закончившая эстафету.

Методические рекомендации  Инструктор напоминает, что стойку нужно оббегать справа

"Мяч в ложке"

Команды становятся на линии старта. Первому дают ложку с лежащим в ней теннисным шариком. По сигналу первые участники бегут к финишу и обратно, следя за тем, чтобы шарик не упал, и передают ложку следующему игроку. И так вся команда. Побеждает команда, закончившая первой.

Методические рекомендации  Инструктор напоминает, что нельзя выходить за линию старта и придерживать мячик

«Передал – садись»

Играющие, стоят в двух колоннах. Расстояние между игроками - длина рук. За черту, проведённую в пяти-шести шагах перед командами, выходят капитаны. По сигналу, стоящие за чертой передают мяч (двумя руками от груди, двумя руками из-за головы, двумя руками снизу) первому игроку колонны, который ловит его, возвращает обратно и сразу же принимает положение упор присев и т.д. Команда считается победительницей, если закончила передачу мяча раньше и без нарушений.

Методические рекомендации  Инструктор следит за правильностью броска и  согласованности  движений

«Чехарда»

Команда выстраивается парами, один садится на корточки, другой перепрыгивает через него и сам садится на корточки и т.д. до ориентира, бегут обратно, взявшись за руки и также следующие пары.

Методические рекомендации   Соблюдать дистанцию между играющими, напомнить  что присев, нужно сгруппироваться

«Передай мяч»

Игроки  в командах построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1-2 шага (в зависимости от способа передачи мяча). Исходное положение участников - широкая стойка ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передаётся из рук в руки обособленным способом и так же возвращает назад. Способ передачи мяча:1) двумя руками сверху с наклоном назад, последний игрок, получив мяч, перекатывает его по полу направляющему между ног участников; 2) так же, обратно мяч передается из рук в руки внизу, между ногами; 3) двумя руками сбоку (слева и справа) с поворотами туловища. Выигрывает команда, первой закончившая передачу

Методические рекомендации  Помочь детям координировать  свои действия друг с другом

«Не опоздай»

Команды построены парами. Один катит обруч, другой пролазит в него. Обратно возвращаются, взявшись за обруч. Передают эстафету следующей паре и т.д. Выигрывает команда первая, закончившая эстафету.

Методические рекомендации  Инструктор напоминает, что нужно действовать согласованно

«Из обруча в обруч»

Напротив каждой команды раскладывают 8-10 обручей малого диаметра на расстоянии 60-70см от линии старта и друг от друга. По сигналу, первые, прыжками на двух ногах перемещаются из обруча в обруч, обегают финишную кеглю и обычным бегом возвращаются назад, где передают эстафету следующему.

Методические рекомендации   Инструктор подсказывает, что прыжки надо выполнять двумя ногами, следит за правильностью выполнения

«Не задень»

Напротив каждой команды на расстоянии 10 метров стоит ребёнок, придерживая вертикально стоящий обруч. По сигналу первые бегут к финишу, пролезая через обруч, обегают финишную кеглю, возвращаясь назад, снова пролезают через обруч и передают эстафету следующему.

Методические рекомендации  Напомнить детям как нужно правильно пролазить через обруч, выполнение группировки

«Если с другом вышел в путь»

Дети в колонне встают парами, первая пара  зажимает мяч головой и двигается  до поворотной стойки приставным шагом, стараясь не уронить мяч. Выполнив упражнение, передают мяч следующей паре.

Методические рекомендации  подсказать детям, что с приставного шага можно перейти в боковой галоп

Приложение В

     

Оборудование для игр – эстафет.

Заинтересовать дошкольников позволит использование нестандартного оборудования наряду со стандартным. Проведение эстафет с нестандартным оборудованием, изготовленным своими руками из природного и подручного материала, способствует:

- активизации двигательной деятельности дошкольников, поскольку они проявляют повышенный интерес к различным новшествам;

- развитию глазомера, органов дыхания, профилактике плоскостопия, укреплению силы рук, ног, туловища;

- развитию синхронности движений.

            Все упражнения с разного вида пособиями в той или иной степени задействуют мышцы пальцев рук. А тренировка мелкой моторики рук способствует активизации деятельности анализаторных систем, влияет на развитие речи, а так же на интеллектуальное развитие в целом. Дошкольникам очень важно улучшать координацию движений пальцев для учёбной деятельности. Как в детском саду, так и в школе. Заметим, что развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее.

            При выполнении разнообразных упражнений с нестандартным оборудованием у детей преодолевается стереотип действий, создаются условия для творчества, усиливается интерес к физкультуре в целом.

Помимо традиционных предметов – мячей, гимнастических палок, кеглей и т.д. – при проведении эстафет используют следующее:

- оборудование для спортивных игр и упражнений (самокаты, ракетки для бадминтона, велосипеды);

- тренажёры (гимнастические роллеры, диски здоровья);

- вёдра-ходули (перевернутые вверх дном пластмассовые вёдра с отверстиями по краям, через которые продеты шнуры. Ребёнок, стоя на таких вёдрах, удерживает натянутые шнуры на уровне пояса);

- квадратные пластины из линолеума;

- картонные конусы со срезанной верхней частью;

- фланелеграф и картинки с изображением сказочных героев;

- косички;

- рисованные мишени;

- природный материал (картофель, шишки, жёлуди);

- пластиковые бутылки, наполненные песком или крупой, как заменители кеглей или поворотных стоек;

- скейтборды;

- игрушки (ведёрки, воздушные шарики, бумажные шарики, мягкие игрушки);

- коврики;

- туристический инвентарь;

- пластмассовые санки;

- маски (шапочки);

- бумажные звёзды, цветы;

- тканевые тоннели;

- ласты;

- бинокли;

- бумажные салфетки;

- резиновые калоши;

- шляпы;

- пластмассовые «летающие тарелки»;

- обруч – паутинка (по периметру которого через сделанные отверстия продет эластичный шнур так, чтобы получилась сетка, и можно было бы свободно пролезть в неё, раздвинув руками в стороны).

Важно что бы всё оборудование было безопасным в применении, эстетически привлекательным.

Правила профилактики травматизма во время проведения игр – эстафет.

         

            Современная и хорошо продуманная подготовка мест соревнований и необходимого оборудования – непременное условие чёткой их организации. С учётом поставленных задач, вида и содержания эстафеты делается разметка на полу (на площадке), устанавливаются различные ориентиры и ограничители, заранее готовится необходимое спортивное и игровое оборудование, которое непосредственно перед игрой устанавливается и раскладывается в определённых местах.

             При разметке и расстановке оборудования нужно соблюдать ряд правил с целью профилактики травматизма и для удобства участников:

  • Если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним следует оставлять свободное пространство до 4-5м.;
  • В местах соскоков с высоких  препятствий укладывать маты (в зале) или предусмотреть ямы с песком или опилками (на площадке); в турпоходе (на лужайке) это может быть и мягкий грунт, покрытый травой или листьями;
  • Высоту препятствий для перелезания, прыжков, соскоков в глубину, бега по узкой опоре и прочего, регулировать с учётом возраста и уровня подготовки занимающихся;
  • Маты для кувырков расположить так, чтобы игроки вынуждены были выполнить их не более чем с 2-3 шагов;
  • Путь движения участника должен быть свободным от посторонних предметов, о которые участник может споткнуться;
  • Планировать расстановку команд, интервал между участниками и пути передвижения так, что бы полностью исключить возможность столкновения;
  • У сложного препятствия целесообразно обеспечить страховку;
  • При занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в эстафеты не рекомендуется  включать:
  • - кувырки вперёд (можно боком);
  • - бег по узкому бревну или перевёрнутой гимнастической скамейке (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
  • -  лазание по канату (дети часто соскальзывают и обжигают ладони);
  • - бег до стены и её касание ( при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).
  • Немаловажным является так же и аспект создания условий для предупреждения физических, умственных и эмоциональных перегрузок. Имеют огромное значение  при выполнении эстафет и благоприятные санитарно – гигиенические условия в зале или  на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на педагогическая конференции: "Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы".Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н. А.: «Окружающий мир как сре...

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Актуальный педагогический опыт "Игры-эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица          Изменившаяся ситуация...