Консультация для педагогов «Организация физкультурных праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста»
консультация по физкультуре

Павлова Екатерина Сергеевна

 «Организация физкультурных праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация физкультурных праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. 

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Физкультурные праздники и досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности. 

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников.

Содержание спортивных мероприятий

Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один раз в месяц. В младшей и средней группах в течении 20-30 минут, в старшей – 30-35 минут, в подготовительной к школе – 35-40 минут. Организуются они во второй половине дня .

Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения, а также в помещении. При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. Физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы, однако, к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

Классификация физкультурных праздников 

1. По доминирующей задаче:

Формировать здоровый образ жизни. Это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «День здоровья» , «Путешествие в страну здоровья», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита» и т.п.

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту: Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материала, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском движении, российских спортсменах и т.п. Тематика таких праздников разнообразна: «Малые Зимние олимпийские игры», «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты».

Шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов и т.п.

Демонстрировать спортивные достижения. Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») - или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник русалок»).

Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем («Рождество», «Масленица», «Пасха»). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.

Воспитывать нравственные качества. Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллективов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников.

2. По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом:

Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.

На основе спортивных игр  (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также включить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.

На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).

На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п.

Разработка сценария: одним из важнейших разделов работы при подготовке к физкультурному празднику.

При составлении сценария физкультурного праздника, независимо от того, где и в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его содержание было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех групп детей, доставляло радость и удовольствие не только детям-участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым, приглашенными на праздник гостями. При разработке сценария физкультурного праздника необходимо придерживаться определенного материала.  

 

Примерная схема построения праздника: 

1.Открытие праздника, парад участников.

2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения.

 3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх, эстафетах.

 4. Окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.

 Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление Зимы, Деда Мороза, Снегурочки, веселых скоморохов, Бабы Яги, Карлосона, доктора Айболита и др. сказочных героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости.

Разрабатывая программу физкультурного развлечения, учитываются следующие моменты:

– содержание программы согласовывается с пройденным учебным материалом;

– используются игры и упражнения разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;

– размещение игр и упражнений в досуговой деятельности отвечает правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается;

– после игр-эстафет или других заданий, возбуждающих детей, планируются загадки, стихи, игры малой подвижности, игры хороводного типа, обеспечивающие смену деятельности, но не снижающие эмоциональный подъем;

после фронтальных игр большой подвижности следуют задания, в которых действуют более выносливые дети;

обязательное музыкальное сопровождение;

создание игровых ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно принять решение.

Подготовка детей.

Вся подготовительная работа с детьми в группах должна вестись постепенно. Инструктор по физической культуре систематически проводит с детьми все предусмотренные программой формы работы, и виды занятий по физической культуре: определенные виды физических упражнений и игр, включенные в содержание праздника, усваиваются детьми постепенно, на физкультурных занятиях, повторяются на утренней гимнастике, прогулке, путем организации подвижных и спортивных игр. В группах воспитатели вместе с логопедами разучивают стихотворения, сценки, девизы. Музыкальный руководитель работает по разучиванию песен, частушек.

Следует особенно внимательно относится к отбору музыкальных произведений. Музыкальное сопровождение разных выступлений должно соответствовать их характеру: выполнение общеразвивающих упражнений сопровождается ритмичной, плавной музыкой, игры-аттракционы - веселой, бодрой.

Проведение праздника.

В день проведения праздника все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике праздника оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимает весь коллектив дошкольного учреждения.

Важная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. От ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений всех участников, уметь кратко и ясно объяснит задания для команд и отдельных выступающих, быть активным, находчивым, быстро разрешать непредвиденные ситуации. Ведущий должен хорошо знать особенности детей дошкольного возраста, уметь распределять внимание, видеть реакцию детей на победу и поражение в играх, эстафетах, аттракционах. На протяжении всего праздника необходимо максимально активизировать каждого его участника, в том числе не оставляя без внимания детей, присутствующих на празднике в качестве зрителей, использую для этого игры с залом (конкурс для зрителей, загадки).

 Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потери у них интереса к происходящему и, как следствие этого, нарушение дисциплины.

Подведение итогов и награждение. Хорошее впечатление от праздника создается при его организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все - не проигрывает никто», «Главное - не победа, а участие », «Побеждает дружба». Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, дипломы, эмблемы. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды (всей команде, группе). Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма. 

При проведении досугов все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и это раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.


Литература:

1. Ермак, А. А. Организация физкультурного досуга / А.А. Ермак. – М: Просвещение 1995.–130 с.

2. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста /  А. В. Кенеман, Д. В,  Хухлаева. – М.: Просвещение, 1972. – 271 с.

3.  Шебеко, В. Н. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду /В.Н. Шебко .– М.: 1996.

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/08/07/fizkulturnye-prazdniki-i-dosugi-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование сюрпризных моментов в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста"

В статье говорится о сюрпризном моменте  как об одном из приемов активизации детей на занятиях, праздниках и досугах....

Консультация для педагогов "Использование квест - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Квест - игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности, стре...

Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 158»города Магнитогорска УтверждаюЗаведующийМДОУ «Ц.р.р. – д/с № 158»...

Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте».

Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»....

Консультация для педагогов "Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте".

Расширение знаний педагогов, связанных с оснащением уголка ряженья и организацией театрализованной деятельности  с детьми....

Консультация для педагогов Вариативность применения музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Вариативность применения музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Пояснительная записка В последние десятилетия в нашем государстве возникла проблема обучения и воспитан...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИИ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИИ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...