Деловая игра «ШАШЕЧНЫЕ БАТАЛИИ»
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Караваева Татьяна Владимировна

План-конспект  деловой игры «Шашечные баталии»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей в процессе обучения игре в русские шашки».

Цель: расширить знания педагогов о влиянии игры русские шашки на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_shashechnye_batalii.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7» Копейского городского округа

Деловая игра

«ШАШЕЧНЫЕ БАТАЛИИ»

Подготовила:

Караваева Т.В.

инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад №7» КГО

Копейск, 2022

План-конспект  деловой игры «Шашечные баталии»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей в процессе обучения игре в русские шашки».

Цель: расширить знания педагогов о влиянии игры русские шашки на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, развивать логику, находчивость, сообразительность.

- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения поставленных задач.

- Повысить интерес педагогов к дальнейшему профессиональному саморазвитию в области интеллектуальной игры русские шашки.

Оснащение:

1. Подставки с обозначением команд на 2 стола.
2. Диаграммы.
3. Большая металлическая шашечная доска и магнитные шашки для неё.

4. Шашки чёрного и белого цвета по количеству заданий.

5. Презентация с вопросами и заданиями.

6. Призы для победителей.

Время проведения: 25 - 30мин.

Участники игры: инструктора по физической культуре.

План - проведения:

  1. Мотивационно – организационный этап.
  2. Содержательный этап.

- «Разминка»,

- «Мозговой штурм»,

- «Шашечная партия»

  1. Заключительный этап.

- «Рефлексия».

Ход деловой игры:

  1. Мотивационно – организационный этап.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. 

Выдающийся французский мыслитель Жан-Жак Руссо считал, что, несмотря на предельно простые правила, шашки существуют, чтобы родить гения!

Игра в русские шашки это не просто настольная игра или спорт, но и часть игровой технологии, которая помогает в воспитании детей и развитии их способностей.

Предлагаю вам по средством деловой игры «Шашечные баталии» понять, какие же способности развиваются у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре русские шашки.

Опустите свою руку в чудо мешочек и возьмите 1 резиночку, наденьте её на запястье или палец. У нас получилось 2 команды: команда белых шашек и команда чёрных шашек. Команда белых шашек (белые резиночки) присаживается за стол с белой шашкой, а команда чёрных шашек за стол с чёрной шашкой.

Правила игры:

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

Вам будут предложены разные задания в виде: «Разминки», «Мозгового штурма» и «Шашечной партии». За каждый правильный ответ вы будете получать шашку, победившая команда получит приз. Игра командная, поэтому работают все игроки. Внимание на экран, первое задание «Разминка».

  1. Содержательный этап:
  1. «Разминка»:

1) Как должна располагаться шашечная доска?

- Как захочется.

- В левом нижнем углу должно быть чёрное поле.

- В левом нижнем углу должно быть белое поле.

2) На каких квадратах располагаются шашки?

- На белых.

- На черных.

- На синих.

3) Сколько клеток на доске русских шашек?

- 54 клетки.

- 64 клетки.

- 62 клетки.

4) Как «ходят» шашки:

- Как захотят или по договорённости.

- По горизонтали, только вперёд.

- По диагонали, только вперёд на 1 клетку.

5) Если соперник не срубил шашку, то …..

- У него берут за «фук» шашку, которая не срубила.

- Игра продолжается.

- Игра начинается сначала.

6) Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?

- Вертикальные линии.

- Горизонтальные линии.

- Квадратные линии.

7) Шашка, которая дошла до восьмого горизонтального ряда превращается…

- В дамку.

- В главную шашку.

- В королеву.

8) Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

- Длиннее вертикальная.

- Линии равны.

- Длиннее горизонтальная.

9) Как называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

- Горизонтальные линии.

- Нет названий.

- Вертикальные линии.

10) Какое количество шашек у каждого игрока в русских шашках?

- 12 шашек.

- 10 шашек.

- 14 шашек.

11) Как зовут человека, который играет в шашки?

- Игрок.

- Участник.

- Шашист.

12) Как располагаются шашки в начале игры?

- На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны.

- На двух горизонтальных линиях с каждой стороны.

- На четырех горизонтальных линиях с каждой стороны.

13) Как определить, какие шашки начинают ход первыми?

- С помощью жребия.

- По согласованию.

- Белые начинают.

14) Когда шашечная партия считается выигрышной?

- Когда у соперника не осталось ни одной шашки.

- Когда сопернику некуда ходить, и он признал своё поражение.

- Все ответы верны.

15) Какой царь издал указ о проведении ассамблей и включил шашки в обязательную программу мероприятия?

- Петр I.

- Николай I.

- Николай II.

16) Свод правил игры и соревнований в русские и международные шашки прописан …..

- В Уставе шашечной игры.

- В Шашечном кодексе России.

- В Своде шашечных правил.

  1.  «Мозговой штурм»:

1) Каждой команде раздаётся по 3 диаграммы с комбинацией: 1 отдай, 5 забери.

(представитель от каждой команды выходит к доске с диаграммой и показывает, как они выполнили задание)

2) Каждой команде раздаётся по 3 диаграммы: белые начинают и выигрывают в 3 хода.

(представитель от каждой команды выходит к доске с диаграммой и показывает, как они выполнили задание)

3) Общее задание для всех на доске: какие шашки выиграют, если начнут ход белые? (комбинация оппозиция)

4) Каждой команде раздаётся по 3 диаграммы: «дамочные комбинации» (белая дамка начинает и выигрывает в 2 хода).

 (представитель от каждой команды выходит к доске с диаграммой и показывает, как они выполнили задание)

5) Каждой команде раздаётся по 3 диаграммы: «дамочные комбинации» (белые начинают и выигрывают).

 (представитель от каждой команды выходит к доске с одной из диаграмм и показывает, как они выполнили задание)

  1. «Шашечная партия»

Прошу выйти к шашечной доске по 5 человек от команды и построиться в шеренги. Начинает игру команда белых шашек, на обдумывание хода даётся 5 сек. Игроки команд по очереди подходят к доске и делают ход шашкой.

3. Заключительный этап

Поводятся итоги игры «Рефлексия».

 Какие психические процессы и способности развиваются у детей в процессе обучения игре в русские шашки?

Правильно, в процессе игры в шашки у детей старшего дошкольного возраста развиваются социально-коммуникативные и  познавательные способности, формируется логическое и критическое мышление, развивается память, внимание и целеустремлённость, которые способствуют самоопределению личности ребёнка, обеспечивают возможности эффективного саморазвития на протяжении всей последующей жизни.

Команды, подсчитайте количество заработанных шашек. Команда, набравшая большее количество шашек, считается победительницей и получает приз.

Коллеги, благодарю за работу, желаю успехов в работе с детьми по обучение игре русские шашки.

Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно. 

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1) Волкова, М. Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха: НИИ пробл. высш. шк., Межшк. учеб.-произв. комб. Калинин. РУНО г. Москвы. / М. Г. Волкова – М.: НИИВШ, 1989. – 120 с.

2) Городецкий, В. Б. «Неисчерпаемая простота» [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://table-games.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st003.shtml

3) Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. Пособие – М.: Рос. пед. агентство, 1996. – 269 с.  

4) Платонов, К. К. Проблема способностей: К.К. Платонов – М.: Наука, 1972. – 312с.

5) Погрибной В.К., Юзук В.Я.  «Шашки для детей» – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 137.

6) Сидорычев, В. Н. Русские шашки для дошкольников: В. Н. Сидорычев. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 88с.

7) Федорова Н.Ю., Федоров М.Г. «Основы шашечной игры» Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 35с [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.fks.unn.ru/wp-content/uploads/sites/13/2019/01/Uch.-metod.-posobie-Fedorovoj-N.YU_..pdf

8) Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. [Текст]: Д. Б. Эльконин. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Интеллектуальная игра "Шашечный турнир"

"Шашечный турнир" проводится с целью укрепления связей и взаимодействия по преемственности между детским садом и школами города. ...

Конспект дидактической игры «Шашечный турнир».

Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию конспект шашечного турнира. Шашки - это очень старая, но тем не менее забавная игра. Шашки - игра настолько древняя, что ученые до сих пор не знают где она по...

Сценарий интеллектуальной игры "Шашечный эрудит"

Вашему вниманию предлагается сценарий проведения олимпиады по шашкам ввиде ителлектуальной игры, которая проходит в 3 этапа: викторина, знание комбинаций игры в шашки, умение ориентироваться на шашечн...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Конспект. Интеллектуальная игра "Шашечный турнир"

Конспект. Интеллектуальная игра "Шашечный турнир" среди воспитанников старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...