Адаптированная рабочая Программа по физической культуре для детей 3 - 7 лет с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Безгачева Виктория Петровна

Содержание

Целевой раздел

1. Пояснительная записка, актуальность….…………………………..…………3

2. Цели и задачи реализации программы……………………………..…………5

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС……………………6

4. Принципы коррекционного обучения……………………………………..….8

5. Планируемые результаты освоения программы………………………..……9

Содержательный раздел

6.  Содержание образовательной деятельности…………….………………….10

7.  Формы, методы и приемы, используемые при реализации программы.…14

8.  Примерное планирование коррекционной работы……….. ……………....15

9.  Взаимодействие с родителями (законными представителями)………..….19

Организационный раздел

10.  Режим деятельности……………………………………………………...…21

11.  Организация предметно-пространственной среды………………….……22

12.  Система мониторинга …………………………………………………...…24

Список использованных источников………………………………………..…27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел

1. Пояснительная записка, актуальность

Содержание современного дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации.

В Конвенции о правах ребенка (1989г., Конвенции ООН о правах инвалидов (2006г.)) закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В ФГОС ДО также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки  адаптированной программы физического развития ребенка всеми специалистами ДОУ, включая инструктора по физической культуре.

При реализации адаптированной программы специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

Программа реализуется с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальной работе определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Универсального рецепта создания Программы и условий для дошкольника с ОВЗ в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант работы с детьми, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т. д.

Реализация адаптированной программы для детей с РАС в ДОУ, дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря адаптированным занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

 

 

 

 

 

2. Цели и задачи реализации программы

Цель Программы:

коррекция нарушений физического развития, социализация и адаптация к окружающему миру и быту детей с ОВЗ.

         Задачи Программы:

- установить эмоциональный контакт с ребенком;

-  укреплять мышечный корсет дошкольников;

- формировать навыки произвольной организации движений (в пространстве своего тела и во внешнем пространстве);

- воспитывать коммуникативные функции и способности устанавливать контакт со своими сверстниками в совместной деятельности;

-  развивать умение подражать;

- развивать внимание;

- развивать эмоциональную устойчивость с помощью игр;

- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Ребенок интенсивно растет и развивается, активные движения для него являются жизненно необходимыми. Поэтому, основной задачей является оздоровление и создание условий для максимально полного удовлетворения физиологической потребности ребенка в движении.

Наш детский сад посещают дети с РАС. Их называют «Дети дождя». Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. В основном все люди, когда хотят побыть наедине - тоже к дождю не равнодушны. Аутисты «наедине» всегда. Аутизм - заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития.

Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям и даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

- дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- приверженность к сохранению неизменности окружающего;

- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

- разнообразные речевые нарушения при РАС;

- у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности. Таким образом, по средствам адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Изучая специальную литературу и практические наблюдения за воспитанниками с расстройством аутистического спектра, помогло мне подобрать различные формы работы по физической культуре. Прививание воспитанникам с РАС необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если дети, к примеру, научились бросать мяч в даль, позже нужно снова и снова повторять этот урок. Регулярное выполнение физических упражнений помогает снять стресс, укрепит физическое развитие воспитанников с ранним аутизмом.

 

4. Принципы коррекционного обучения

1. Принцип принятия ребенка - формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы.

2. Принцип помощи - ребенок с РАС без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития.

3. Принцип индивидуального подхода - возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями.

4. Принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком.

5. Принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований,  предъявляемых ребенку будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

 

 

 

 

 

5. Планируемые результаты освоения программы

В конце учебного года можно наблюдать улучшение психического и физического состояния дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья:

- ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

- ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см;

- может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом;

- может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие;

- ходит и бегает с преодолением препятствий;

- может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его;

- активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности;

- выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением;

- проявляет активность во время бодрствования;

- ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться;

- у ребенка сформированы представления об опасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 439 комбинированного вида»

Принято                                                                           Утверждаю

на педагогическом совете № _____                              заведующий МАДОУ д/с № 439

от «____» ______________ 20___ г.                              ______________ В.М. Волченко

                                                                                          Приказ №______ от _______20___ г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по физической культуре для детей 3 – 7 лет

с ограниченными возможностями здоровья

Автор-составитель программы:

В.П. Безгачева

инструктор по ФК

I квалификационная категория

Новосибирск 2019

Содержание

Целевой раздел

1. Пояснительная записка, актуальность….…………………………..…………3

2. Цели и задачи реализации программы……………………………..…………5

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС……………………6

4. Принципы коррекционного обучения……………………………………..….8

5. Планируемые результаты освоения программы………………………..……9

Содержательный раздел

6.  Содержание образовательной деятельности…………….………………….10

7.  Формы, методы и приемы, используемые при реализации программы.…14

8.  Примерное планирование коррекционной работы……….. ……………....15

9.  Взаимодействие с родителями (законными представителями)………..….19

Организационный раздел

10.  Режим деятельности……………………………………………………...…21

11.  Организация предметно-пространственной среды………………….……22

12.  Система мониторинга …………………………………………………...…24

Список использованных источников………………………………………..…27

Целевой раздел

1. Пояснительная записка, актуальность

Содержание современного дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации.

В Конвенции о правах ребенка (1989г., Конвенции ООН о правах инвалидов (2006г.)) закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В ФГОС ДО также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки  адаптированной программы физического развития ребенка всеми специалистами ДОУ, включая инструктора по физической культуре.

При реализации адаптированной программы специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

Программа реализуется с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальной работе определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Универсального рецепта создания Программы и условий для дошкольника с ОВЗ в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант работы с детьми, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т. д.

Реализация адаптированной программы для детей с РАС в ДОУ, дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря адаптированным занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

2. Цели и задачи реализации программы

Цель Программы:

коррекция нарушений физического развития, социализация и адаптация к окружающему миру и быту детей с ОВЗ.

        Задачи Программы:

- установить эмоциональный контакт с ребенком;

-  укреплять мышечный корсет дошкольников;

- формировать навыки произвольной организации движений (в пространстве своего тела и во внешнем пространстве);

- воспитывать коммуникативные функции и способности устанавливать контакт со своими сверстниками в совместной деятельности;

-  развивать умение подражать;

- развивать внимание;

- развивать эмоциональную устойчивость с помощью игр;

- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Ребенок интенсивно растет и развивается, активные движения для него являются жизненно необходимыми. Поэтому, основной задачей является оздоровление и создание условий для максимально полного удовлетворения физиологической потребности ребенка в движении.

Наш детский сад посещают дети с РАС. Их называют «Дети дождя». Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь - только без грозы, грома и молнии. В основном все люди, когда хотят побыть наедине - тоже к дождю не равнодушны. Аутисты «наедине» всегда. Аутизм - заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития.

Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям и даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

- дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- приверженность к сохранению неизменности окружающего;

- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

- разнообразные речевые нарушения при РАС;

- у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности. Таким образом, по средствам адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Изучая специальную литературу и практические наблюдения за воспитанниками с расстройством аутистического спектра, помогло мне подобрать различные формы работы по физической культуре. Прививание воспитанникам с РАС необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если дети, к примеру, научились бросать мяч в даль, позже нужно снова и снова повторять этот урок. Регулярное выполнение физических упражнений помогает снять стресс, укрепит физическое развитие воспитанников с ранним аутизмом.

4. Принципы коррекционного обучения

1. Принцип принятия ребенка - формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы.

2. Принцип помощи - ребенок с РАС без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития.

3. Принцип индивидуального подхода - возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями.

4. Принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком.

5. Принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований,  предъявляемых ребенку будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

5. Планируемые результаты освоения программы

В конце учебного года можно наблюдать улучшение психического и физического состояния дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья:

- ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

- у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

- ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см;

- может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом;

- может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие;

- ходит и бегает с преодолением препятствий;

- может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его;

- активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности;

- выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением;

- проявляет активность во время бодрствования;

- ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться;

- у ребенка сформированы представления об опасности.

Содержательный раздел

6.  Содержание образовательной деятельности

Необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, а так же мощным «агентом социализации» личности является адаптивная физкультура.

Организация двигательной активности основывается на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н. А. Бернштейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С. В. Маланова (2001), на методах двигательной коррекции нарушений развития Е. В. Максимовой (2008), на принципах организации инклюзивной практики в дошкольном образовании Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.

Основной целью работы инструктора по адаптивной физической культуре в ДОУ, которое посещают воспитанники с расстройствами аутистического спектра, является повышение двигательной активности детей.

Исходя их вышеперечисленных особенностей, работа инструктора по адаптивной физической культуре строится поэтапно:

1 этап: «Формирование «Я - концепции»

Т. к. у детей с аутизмом нарушена сенсорная интеграция, то развитие крупной моторики необходимо начинать с выполнения движений в пространстве собственного тела, начиная с головы, рук с переходом на движения туловищем и ногами. В этой работе необходимо заручиться поддержкой тьютора или воспитателя. Чтобы поддержать интерес у ребенка к выполнению упражнений, ощущать их, необходимо:

- подбирать простые упражнения, всегда использовать одинаковую терминологию;

- проговаривать движения с вербальным ребенком. С невербальными детьми использовать пиктограммы или карточки;

- начинать с самого простого (например: хлопки в ладоши, растирание ладоней, движение руками вверх, вниз, растирание ног, наклоны туловища и др.)

- начинать с небольшой группы упражнений постепенно увеличивать сложность и количество упражнений;

- помогать в выполнении движений, поощрять за правильное выполненное упражнение.

2 этап «Обучение движениям во внешнем пространстве»

Постепенно добавляются упражнения на перемещение: ходьба, бег, ползание;  упражнения на преодоление препятствий: перемещение по прямой, по сенсорной дорожке, перемещение с усложнением траектории движения, по кругу, по периметру зала.

3 этап «Обучение движениям в пространстве поля с предметами»

Чтобы поддержать интерес у ребенка к выполнению упражнений необходимо:

- проговаривать инструкцию;

- использовать наглядность;

- использовать предметы со звуками или световыми эффектами;

- поощрять за выполнение.

Наиболее эффективными упражнениями для развития крупной моторики являются:

1. Марширование.

2. Прыжки на батуте, где подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

3. Игры с мячом: «Поймай мяч», «Прокати мяч в ворота», «Передай другому по кругу», «Ударь ногой по мячу», «Отбей мяч».

4. Упражнения на балансирах.

Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия.

5. Упражнения на велотренажерах, помогающие развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка.

6. Танцевальные разминки, формирующие навыки моторной имитации, важные в формировании повседневных жизненных навыков (проведение уборки, чистка зубов, игры с замиранием).

7. Символические игры: «Летаем как бабочки», «Прыгаем как зайчик», «Одеваемся на прогулку»

8. Шаги в обруч

9. Проползи через туннель

10. Полоса препятствий, представляющая собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики: «Пройди по кочкам», «Переступи через палочку», «Проползи по скамье», «Проползи через туннель».  Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия, с изменением дозировки, нагрузки, подбором упражнений и игр с учетом психофизиологических особенностей детей.

Успешному осуществлению процесса развития крупной моторики у детей с РАС способствует установление руководящего контроля в процессе обучения, не позволяя нарушить правила, последовательность в своих действиях, внимательное отношение к потребностям ребенка.

Помимо взаимодействия с аутичными детьми, инструктор по физической культуре проводит совместные мастер-классы с родителями по вопросам коррекции и развития двигательной сферы, психомоторики детей с аутизмом, разрабатывает комплексы коррекционно-развивающих упражнений для выполнения в домашних условиях, дает рекомендации по организации двигательного режима детей.

Нормализация физического тонуса, психофизического состояния, эмоционального настроя ребенка невозможны без создания определенной среды в ДОУ. Материально-техническая база включает наличие физкультурного зала, центров двигательной активности в группах и спортивной площадки на территории образовательной организации.

Адаптивная физическая культура является значимым элементом технологии здоровьесбережения, средством популяризации здорового образа жизни, возможностью совместно заниматься физкультурой и спортом воспитанникам с расстройствами аутистического спектра и нормотипичным детям.

7.  Формы, методы и приемы, используемые при реализации программы

Формы организации занятий являются гибкими и разнообразными:

- фронтальные, подгрупповые, индивидуальные;

- в спортзале, в группе, на воздухе, на спортивной площадке.

Методы, используемые при реализации программы:

Наглядные методы - под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Приемы:

- имитация (подражание);

- демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому следует привлекать самих воспитанников;

- использование наглядных пособий;

- использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов.

Словесные методы.

Приемы

- название инструктором по физической культуре упражнений, комментирование хода их выполнения, объяснения, описание, словесные инструкции, распоряжения, команды, указания, оценка и многое другое.

Практические  методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Приемы: 

- выполнение упражнений без изменения и с изменением, выполнение движений (совместно с педагогом и самостоятельно), проведение упражнений в виде подвижных игр и игровых упражнений.

8.  Примерное планирование коррекционной работы

У родителей и специалистов, работающих над развитием моторики аутичного ребенка, есть широкий выбор различных приемов и техник. Некоторые из таких занятий могут оказаться довольно сложными для аутичных детей, другие же превратятся в настоящее веселье.

1. Марш

Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук.

2. Прыжки на батуте

Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

3. Игры с мячом

Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Можно начать с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды деятельности включают в себя:

• Удары ногой по мячу

• Ведение мяча

• Отбивание мяча от пола

• Отбивание мяча руками и ловлю мяча

4. Равновесие

Тренировка равновесия у ребенка. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.

5. Двухколесные и трехколесные велосипеды

Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.

6. Символические игры

Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

• «Летаем как самолетик»

• «Прыгаем как кролик»

• «Едим как паровозик»

7. Шаги в коробку

Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

8. Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.

Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

9. Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, инструктора (воспитатели) и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

• «Крабовую» походку

• Прыжки лягушкой

• Перекатывания

• Ходьбу по линии

• Лазание по предметам и т. п.

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра. Очень важно оказывать ребенку поддержку и вводить новые виды упражнений постепенно, начиная с наиболее нейтральных заданий, а затем переходить к более сложным. Убедившись в том, что предлагаемые вами виды деятельности соответствуют уровню развития ребенка, цели по развитию моторных навыков у детей с РАС, являются реалистичными.

9.  Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Система взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и физического развития детей разработана в силу особой актуальности проблем сохранения физического и психического здоровья дошкольников.

Согласно ст.18 Закона «Об образовании в РФ» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а мы – педагоги выступаем в роли их профессиональных помощников.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада, определяющихся понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Основные направления этого взаимодействия:

Изучение потребностей родителей на образовательные услуги (анкетирования, социологические исследования) с целью определения перспектив развития взаимодействия ДОУ и семьи, форм и содержания образовательных проектов.

Формирование активной позиции родителей в воспитании детей, повышение их степени участия в педагогическом процессе (привлечение к участию в совместных мероприятиях).

Просвещение родителей с целью повышения психологической и педагогической культуры (собрания и консультации).

Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.

В рамках института семьи приоритетным в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всестороннее формирование личности ребенка, семейные традиции. Содержательную сторону традиций физического воспитания в семье определяют различные его форм:

Организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков).

Физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения).

Физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика).

Организация семейного досуга (туризм, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ)

Способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение литературы, личный пример родителей).

Формы работы детского сада и семьи:

- Родительские собрания.

- Групповые и индивидуальные консультации.

- Беседы.

- Открытые просмотры.

- Наглядная информация.

- Анкетирование.

- Совместное проведение праздников и досугов.

- Дни здоровья, спортивные и здоровьесберегающие акции.

Работа планируется на учебный год с конкретизацией мероприятий на каждый месяц.

Организационный раздел

10.  Режим деятельности

Адаптированная рабочая программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам ДОУ пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанника и его семьи, педагогов и других специалистов ДОУ.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития ребенка.

Планирование деятельности инструктора по ФК направлено на совершенствование физических возможностей детей с ОВЗ. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.

Объем образовательной нагрузки для детей не превышает предельно-допустимую норму в соответствии с СанПиН и требованиями ФГОС дошкольного образования. Образовательный процесс в ДОУ для детей с ОВЗ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В рамках гуманистической концепции дошкольного воспитания предусматривается максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации образовательной деятельности, которая проводится индивидуально и по подгруппам в игровой, занимательной для детей форме в ходе режимных моментов, отвечающей возрастным особенностям дошкольников. Коррекционная работа в учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития детей с ОВЗ.

11.  Организация предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала в нашем детском саду содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

     Пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

             Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)  обеспечивает:

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

- участие в подвижных играх;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

            Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

             Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и физкультурного зала и спортивного участка;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.             

         При реализации программы проводятся занятия по развитию способности к эмоциональному контакту, занятия на повышение эмоционального тонуса, игровые занятия.

Материалы: мячи, магнитофон, аудиоматериалы с релаксационной, классической музыкой, тоннели, обручи, тренажеры, батуты, шведская стенка, скамейки разной высоты, маты и многое другое.

Безопасность предметно-пространственной среды физкультурного зала предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

12.  Система мониторинга

Важным условием успешного физического воспитания дошкольников с ОВЗ является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с психологом, воспитателями и медицинским работником ДОУ. Диагностика физического воспитания рассматривается как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы педагогу для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических нагрузок в двигательно-игровой деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию.

Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют два направления:

- оценка физического развития;

- оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Для определения индивидуальных способностей детей, оценки начального уровня физического развития, с целью оптимизировать нагрузки при формировании двигательных навыков, инструктор по физкультуре, при участии медицинских работников, два раза в год проводит диагностику, или, как теперь принято называть, мониторинг физического развития дошкольников.

Мониторинг физического развития дошкольников позволяет инструктору по физкультуре:

- определить уровень физического развития детей на начало и конец года;

- выявить динамику изменения уровня физического развития;

- оценить технику владения основными движениями;

- спланировать индивидуальную работу по формированию физических качеств;

- скорректировать план физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия (дополнительные оздоровительные занятия для ослабленных и часто болеющих детей);

- определить интерес детей к занятиям физической культурой;

- определить упущения в работе по физическому воспитанию.

Дать характеристику физического состояния организма в процессе физического воспитания можно проследив динамику физического развития, физической активности и физической подготовленности ребенка.

Перед проведением мониторинга инструктору по физкультуре необходимо знать:

- группу здоровья ребенка (определяет врач по результатам обследования):

I группа - основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой.

II группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.

III группа - риска с ограниченной физической и психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни).

- общую оценку физического развития детей и функционального состояния (сведения предоставляет медицинская сестра).

Инструктор по физкультуре оценивая физическую подготовленность определяет качественные (усвоение детьми техники выполнения движений в соответствии с возрастом) и количественные (гибкость, выносливость, быстрота) показатели.

Диагностика физической подготовленности проводится на учетно-контрольных занятиях и может быть организована как в спортивном зале, так и на спортивной площадке ДОУ. Для проведения диагностики необходимо иметь беговую дорожку, разметку для прыжков в длину с места и метания.

При проведении диагностики ведется протокол обследования, где фиксируются количественные показатели (указываются цифрами). Уровень сформированности двигательных качеств определяется, как высокий, средний, ниже среднего. Цифровые показатели после сопоставления со средними количественными показателями развития психофизических качеств для каждого возраста детей, позволяют оценить уровень физической подготовленности детей, а сопоставление результатов на начало и конец года наглядно показывает динамику их физической подготовленность.

Список использованных источников

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.— ООН 1990.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: — Режим доступа: pravo.gov.ru..
  3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - 19.07(№ 157).
  2. Причины раннего детского аутизма

Общее понятие и основные проявления синдрома раннего детского аутизма. Классификация состояний по степени тяжести раннего детского аутизма. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы, игровой и учебной деятельности детей с аутизмом. реферат [29,4 K], добавлена 08.09.2010

  1. Ранний детский аутизм

Роль наследственного фактора в происхождении синдрома детского аутизма. Роль органической патологии мозга в происхождении раннего детского аутизма. Механизм возникновения синдрома Каннера. Патогенез клинических проявлений синдрома детского аутизма. реферат [18,8 K], добавлена 03.02.2010

  1. Тревожность. Агрессия. Аутизм

Формирование синдрома раннего детского аутизма. Проблема формирования привязанности как основная проблема раннего возраста. Возникновение первых конкретных страхов и состояний тревоги. Основные причины агрессивных проявлений и формы их выражения. реферат [405,4 K], добавлена 07.09.2011

  1. Практический психолог в детском саду А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника А.Н. Веракса М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа образовательной области «Физическая культура» составлена в соответствии с программой под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» Мозаика – Синтез, ...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре в средней группе

Адаптированная рабочая программапо физической культурев средней компенсирующей группедля детей с ТНР №3 «АБВГДейка»на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре для детей 3-7лет.

Рабочая программа составлена на основе книг Л.И. Пензулаевой "Физическая культура" 2016г. ФГОС...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...

Рабочая программа по физической культуре для детей 3 - 7 лет на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» ПРИНЯТО              ...

Рабочая программа по физической культуре для детей младшего дошкольного возраста

Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Программа помогает созданию целостной и четкой системы планирован...

Рабочая программа по физической культуре для детей 3 – 7 лет

Рабочая программа инструктора по физической культуреОбразовательная область «Физическое развитие» для детей 3 – 7 летна 2017 – 2018 учебный год...