Как научить ребенка плавать
консультация по физкультуре (младшая группа)

Яншина Кристина Адреевна

Все о первом этапе в плавании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_plavat.docx67.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Как научить ребенка плавать
Сегодня на вопрос: "Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?" - дается однозначный ответ: да, нужно! Свидетельство тому - имеющийся опыт обучения грудных детей в нашей стране и за рубежом, его положительные результаты. Сейчас существует возможность массового обучение плаванию малышей практически в каждой семье - в домашней ванне, причем круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1-2 лет, не говоря уже о грудных детях, "домашнего бассейна" вполне достаточно для того, чтобы он гармонично развивался физически, рос здоровым и закаленным, дисциплинированным и приобрел необходимые навыки для последующего освоения спортивного плавания в бассейне детского сада, общеобразовательной школы или любом другом. 

Но бывает и так, что по каким-то причинам родители не смогли (или не захотели) обучать своего ребенка в грудном возрасте плаванию - в бассейне детской поликлиники или домашней ванне. "Вот исполнится год, начнет ходить, тогда и будем учить плавать" - это суждение довольно распространено среди многих молодых родителей и бабушек. И вот это время настало, малышу исполнился год, и родители, хотя и с опозданием, решили обучать его плаванию. 
Чего же достиг малыш в своем общем и двигательном развитии к годовалому возрасту? Анатомические и физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в воде: его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он, намного легче и лучше (стабильнее) держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму; подвижность суставов и связочного аппарата позволяет успешно осваивать разнообразные движения. Ребенок начинает говорить - его словарный запас к двум годам составляет 220-400 слов, понимает же он намного больше. Он уже свободно ползает, переворачивается со спины на живот и наоборот, лежа на животе.

Приподнимает туловище, опираясь на руки, самостоятельно переходит из положения, лежа в положение, сидя и наоборот, ходит на четвереньках, начинает ходить (сначала в боковом направлении), лазает по лесенке на небольшую высоту, может самостоятельно подползать под скамейку, пролезать в обруч. 
На втором году жизни рост и развитие ребенка очень интенсивны, что выражается, например, в ходьбе: ребенок обходит бугорки, небольшие лужи, другие естественные препятствия малых размеров, лучше понимает речь взрослого и может выполнять различные доступные движения в соответствии с его указаниями. 
Активные движения укрепляют мышечную и сердечнососудистую системы ребенка; более того, развитие движений находится в прямой зависимости от внешней среды. Таким образом, занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления, - важнейший фактор гармоничного развития малыша. Горизонтальное положение, своеобразное состояние водной невесомости, активизирует кровоток к работающим мышцам, что способствует их развитию и укрепляет сердечнососудистую систему. Это рабочая поза пловца, его исходное положение для последующего выполнения плавательных движений. 
Особо следует сказать о дыхании. В этом возрасте дыхание ребенка частое и поверхностное, что объясняется большой потребностью организма в кислороде и в связи с этим напряженной работой аппарата дыхания. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. 
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребенка, трудно переоценить. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечнососудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др. 
Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор. Дело в том, что человек испытывает удовлетворение от купания и плавания лишь в том случае, если температура воды ниже температуры тела.

 Однако, следует помнить, что теплопроводность воды почти в 30 раз выше теплопроводности воздуха,  поэтому даже при купании и обучении плаванию грудных детей температура воды должна быть не выше 35° с..           Постепенно (буквально на 1° в течение 1-2 недель) температуру понижают до 24° и далее, что способствует адаптации организма к охлаждению и его закаливанию. 
В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у пловцов значительно выше, чем у не занимающихся плаванием, и у взрослых достигает 7000 см 3 и более. 
Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. 
При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при значительном сопротивлении воды. Таким образом, систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствует развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает двигательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание. 
Велико и прикладное значение плавания. В первую очередь это оказание помощи терпящему бедствие на водах: умение извлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности освободиться от захватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую доврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умение буксировать различные плавающие предметы, переправляться вплавь с грузом или с полной выкладкой, выполнять различные операции, связанные с работой под водой. 
Какие же навыки прикладного плавания необходимо прививать детям дошкольного и младшего школьного возраста в процессе групповых или индивидуальных занятий? В основном те, которые необходимы для оказания помощи пострадавшему на воде: умение плавать одним из спортивных способов, нырять и ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы. Овладев этими навыками, ребенок в более старшем возрасте сможет в случае необходимости оказать помощь терпящему бедствие на воде. 
Процесс обучения плаванию детей 1-2 лет, если построить его методически правильно (что предусматривает последовательное изучение упражнений на базе естественного роста и развития ребенка, а также его двигательной подготовленности), способствует не только закаливанию, формированию навыков, составляющих основу изучения способов передвижения в воде, но и в связи с этим формированию основных движений. Например, в 12-18 месяцев ребенок начинает самостоятельно и довольно быстро ходить - именно такая ходьба помогает ему сохранять равновесие. Однако ноги малыша пока еще согнуты в коленях, туловище наклонено вперед, - отсюда короткий и неравномерный шаг, лишние движения. Выполняя ходьбу в домашнем бассейне (в облегченных условиях), ребенок развивает эти движения и тем самым совершенствует навык ходьбы. 
Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-5 лет ребенок боится воды и поэтому ему якобы необходим комплекс предварительных упражнений для ликвидации водобоязни. По данным многолетних наблюдений автора, таких детей в указанном возрасте совсем немного; опрос тренеров, работающих с данным контингентом, показал, что их не более 5%, а доктор Г. Левин (ГДР) в своей книге "Плавание для малышей" пишет: "...страх перед водой испытывают не более 2-3 % детей". Мнение о водобоязни детей явно преувеличено. Дело в том, что ребенок иногда боится войти в воду потому, что впервые увидел бассейн, хотя и небольшой, и его пугает не сама вода, а ее обилие. 
Каждый ребенок ежедневно умывается, не правда ли? Тем родителям, чьи дети умываются с нежеланием, побаиваются  брызг, советую проявлять терпение и настойчивость, добиваться того, чтобы малыш охотно умывался, и только потом уже приступал к обучению плаванию в "домашнем бассейне". Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне детского сада. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, "высокое" небо, множество купающихся. Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно, шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер - и произойдет это очень скоро! 
Занимаясь плаванием с раннего возраста, ваши дети будут расти закаленными, гармонично развитыми, совершенствовать свое мастерство. Путь в чемпионы никому не заказан, поэтому автор желает всем малышам СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ!

Родительское собрание на тему:
                «ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЗАКАЛИВАНИЯ 
                                   ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА»


Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечнососудистой системы, способствует развитию органов дыхания. При плавании быстрее исправляются недостатки осанки.

В плавательном бассейне детского сада мы могли обучать детей плаванию только в летнее время и то в хорошую погоду. Поэтому поставили вопрос о строительстве крытого плавательного бассейна. Нас поддержал горисполком, а также шефы, которые выделили на это 30 тыс. рублей.
Строили бассейн по типовому проекту, который рекомендовал Московский институт физкультуры и спорта. В нем предусмотрены все необходимые условия: душевые кабины, раздевальная, хлораторная, вентиляционная комнаты. Бассейн был открыт в 1976 г. К тому времени был приобретен и инвентарь, необходимый для обучения плаванию — надувные резиновые игрушки, доски из пенопласта, обручи, алюминиевые шесты. Для детей купили резиновые шапочки, ситцевые трусики, махровые халаты и полотенца. Министерство просвещения РСФСР помогло нам решить вопрос с кадрами.

Одновременно организовали разъяснительную работу среди сотрудников детского учреждения и родителей о значении обучения детей плаванию. От их отношения к этому делу во многом зависят результаты любых оздоровительных мероприятий, особенно плавания. Провели производственные и родительские собрания. Затем определили обязанности для всех категорий работников.

Медицинскому персоналу вменялось в обязанность осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием бассейна, за состоянием здоровья и физическим развитием занимающихся детей, за двигательной активностью детей на занятиях по плаванию, сопровождать их в бассейн.
Методисту было поручено составить конспекты занятий по плаванию на два учебных года, индивидуальный план обучения детей с ослабленным здоровьем, обеспечить воспитателей соответствующей методической литературой по плаванию, проконсультироваться по методике организации плавания в городском плавательном бассейне «Дельфин».
Воспитатели должны готовить детей к занятиям, отвечать за точное соблюдение режима.
В нашем детском учреждении охвачено плаванием 200 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Занятия со старшими детьми проходят 2 раза в неделю, с младшими— 1 раз в неделю. Температура воды в бассейне 27—28°С. Группа делится на подгруппы по 6—8 человек.

 Старшие дети плавают 20—24 мин, младшие — 15 мин. 
Всего занимается 8 групп: две подготовительные, две старшие, две средние, две санаторные (младшая и старшая). В дни плавания длительность прогулки для детей младшего возраста сокращается до 30—40 мин, старшего возраста — до 1 ч. В зимний период в тех группах, где занятия по плаванию начинаются с 10 ч, детей на прогулку не выводим. К занятиям в бассейне дети допускаются только с разрешения врача или старшей медицинской сестры, которые ежедневно осматривают их. Мы предусмотрели в режиме, что дети приступают к занятиям только через 1,5 ч после приема пищи. Обязательно перед началом и в конце купания они принимают душ.
При обучении плаванию мы ставим целью укрепить здоровье детей, научить их уверенно и безбоязненно держаться на воде, привить первоначальные навыки и приемы плавания.

При проведении занятий пользуемся рекомендациями Т. И. Осокиной по структуре занятия: 1) упражнения на суше («сухое плавание»); 2) упражнения в воде по овладению техникой плавания; 3) игры в воде; 4) произвольное плавание.

Период обучения плаванию детей дошкольного возраста разделили на 2 этапа: первый этап подготовительный, для детей от 4 до 5 лет; второй — основной, для детей от 5 до 7 лет.
На первом этапе обучения знакомили детей с водой, обучали погружению с головой без выдоха под водой, а также с задержкой дыхания до 6—7 с. и погружение в воду с головой с открыванием глаз.
Обучали детей делать выдох в воду, вырабатывали привычку без страха входить в воду. Для этого использовали различные игры и упражнения, рекомендованные в пособии Т. И. Осокиной «Как научить детей плавать». Часто проводили игры: «Невод», «Лодочка на веслах», «Ледокол», «На парусе», «Задний ход», «Раки», «Крабы».
Для более старших детей увеличивали дозировку игр, темп выполнения движений. Так, игра «Крокодил» для детей 4 лет повторялась до 6—7 раз, а с детьми 5— 7 лет — до 10 раз.
Бег в воде дети осваивали также в играх. Например, в игре «Смельчаки» они бегут, окунаясь в воду, поднимая колени. В игре «Метеор» на сигнал «полный вперед» быстро бегут в воду, на сигнал «тихий ход» бегут тихо и т. д.
Погружению в воду также обучали постепенно. Вначале дети моют руки, плечи, ополаскивают грудь, шею, лицо. Затем поливают воду на спину, медленно приседают в воду по шею. Более смелым без предварительной подготовки предлагали парами, держась за руки, погрузиться в воду до губ, затем до носа, глаз.

Если ребенок затруднялся выполнить это упражнение, воспитатель первым погружался, объясняя правила поведения: вдохнуть, плотно закрыть рот, погрузиться в воду, в воде не дышать и встать.
Прежде чем перейти к погружению в воду с головой, мы научили детей на берегу правильному вдоху и выдоху, чтобы задерживать дыхание в воде. Воспитатель помогала робкому ребенку наклонить голову в воду, убеждая его: «Видишь, совсем не страшно! Сам сделал, молодец!»
Прежде чем приступить ко второму этапу обучения, мы проанализировали состояние здоровья детей. Результаты пас порадовали. Заболевание пневмонией снизилось на 5,7%, бронхитом — на 6,7%, ОРЗ и гриппом — на 2,4%. На педагогическом совете обсудили эти результаты и утвердили план работы по обучению детей плаванию на втором этапе. Тренер городского бассейна «Дельфин» практически показал воспитателям приемы обучения плаванию.
На втором этап, второй год обучения, мы предусмотрели совершенствование выдоха в воду, обучение скольжению на груди, на спине. Скольжению на груди с правильным движением ног и в сочетании с выдохом в воду, обучение согласованию работы рук и ног при плавании способом кроль на груди и на спине при правильной регулировке дыхания, наконец, обучение плаванию способом кроль на груди и на спине с полной координацией движения и дыхания.
Для совершенствования выдоха при погружении в воду использовали игры «Подуй на одуванчик», «Парус и ветерок» (имитация сдувания). Количество упражнений на выдох в воду постепенно увеличивали от 3 до 12. Затем ввели упражнения на скольжение. Наши дети не умели отталкиваться ногами от дна, как это требуется при скольжении на воде. Воспитатель, выпрямляя ноги ребенка, предлагал сильно оттолкнуться вперед и выполнить упражнения «Ножки плавают», «Покажем пятки» и т. п. Выполняя упражнения, некоторые дети сильно прогибали спину, слишком высоко поднимали голову, сильно напрягали мышцы туловища. В этих случаях им предлагали выполнять скольжение на воде с вытянутыми руками и опущенной головой, задержать дыхание и посмотреть под водой вперед. Если ребенок неправильно выполнял движения ногами, ему предлагали плавать со вспомогательными предметами: доской, игрушкой.
Параллельно с обучением скольжению на груди проводили обучение скольжению на спине. Закрепляли эти виды движений в играх «Медуза» (сделав глубокий вдох, дети приседают на дно и, наклонившись вперед, всплывают на поверхность), «Поезд в туннеле» (двое детей держатся за руки в воде, образуя туннель, остальные поочередно подныривают под опущенные в воду руки).
Много внимания на занятиях уделяли индивидуальной работе с детьми, у которых не получалось то или иное движение. Под особым наблюдением находились дети с хронической пневмонией, часто болеющие бронхитом, отитом. Первые 3—4 занятия мы сокращали время пребывания их в воде. Один раз в неделю у этих ребят обязательно измеряли пульс и температуру тела, записывая показатели в карты учета физического состояния детей. В процессе обучения плаванию здоровье ослабленных детей также улучшилось. Например, Таня П, часто болела отитом, но была допущена врачом к занятиям по плаванию. В начале занятий разница температуры тела у нее до и после купания составляла два градуса, наблюдался слабый озноб, но уже через 3 недели эта разница исчезла. За год девочка окрепла, не болела ни разу.
За весь период занятий плаванием не было зарегистрировано ни одного случая заболевания пневмонией, а заболевания ОРЗ и гриппом снизились почти в 2 раза, бронхитом — в 3 раза. В результате двухгодичного обучения все дети хорошо держатся на воде, умеют плавать кролем, продолжительное время скользят на поверхности воды, самостоятельно регулируют вдох и выдох.
Мы провели анализ состояния здоровья детей по схеме, предложенной Горьковским педиатрическим институтом, сравнили показатели заболеваемости по всем возрастным группам за 2 года. Индекс здоровья в старшей группе, например, увеличился с 45 до 90%. Если перед началом обучения плаванию с асимметрией плечевого пояса было 7 детей, с сутулостью — 2, то через 2 года отклонений в осанке не стало совсем.
Результаты работы мы периодически обсуждали на педагогических советах, производственных совещаниях родительских собраниях. Информацию о здоровье детей и практические рекомендации по закаливанию для родителей постоянно помещали в «Бюллетене здоровья».
Для родителей, был организован просмотр занятий по плаванию, оформлена тематическая выставка «Учимся плавать», разработаны рекомендации по занятиям спортом с ребенком дома, об одежде в зависимости от температуры, сезона. В целях повышения педагогической грамотности родителей в вопросах физического воспитания и закаливания детей были организованы занятия факультета здоровья.
Большое влияние на улучшение физического воспитания детей в семье оказала широкая пропаганда опыта некоторых семей.
Работу по обучению плаванию мы продолжаем. Постоянно анализируя результаты, изыскиваем пути и средства ее совершенствования. Часто встречаемся с бывшими воспитанниками, радуемся, когда узнаем, что все они физически крепкие, многие продолжают заниматься плаванием, хорошо учатся в школе.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
ЦЕЛИ: познакомить детей с бассейном, с правилами личной гигиены в бассейне, с водой; воспитывать безбоязненное отношение к воде.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят к тренеру; их встречают доктор Градусник (кукла) и медсестра Пилюлькина (кукла):
Медсестра: Здравствуйте, ребята, я — медсестра Пилюлькина, а это — доктор Градусник. Можно с вами путешествовать по царству Нептуна? Мы поможем вам расти здоровыми, смелыми, красивыми и дружить с водой. Давайте посмотрим, кто из вас не любит воду; покажите, пожалуйста, свои руки, лицо, шею.
Медсестра бассейна осматривает детей. После осмотра открывает дверь в раздевалку:
Медсестра: А здесь что? Смотрите — это туалет, это раздевалка, это душевые, а там (показывает на бассейн) — царство Нептуна, но сначала надо раздеться и помыться.
Дети с медсестрой возвращаются в раздевалку. Она выбирает ребенка и показывает, как надо раздеваться, складывать вещи и вытираться после душа. Дети выполняют и идут в бассейн. В бассейне их встречает лягушонок Квак:
Квак: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, кто я? Да, я лягушонок, а зовут меня Квак. Я живу в царстве Нептуна, и он послал меня посмотреть, кто там шумит. А это вы, ребята. Хотите купаться? Заходите потихоньку в воду, будем с вами играть.
Медсестра и тренер помогают детям спуститься в воду.
Вот молодцы! Все в воду зашли? Ребята, эта вода волшебная, она превращает вас в водяных жучков. Вставайте на колени. Ставьте руки на дно. Ой, какие жуки хорошие, как они здорово передвигаются по воде! (Упражнение проводится в течение двух минут.)
Кончилось колдовство! И вы опять стали ребятками. А у наших ребят разные ноги — маленькие и большие. А как они умеют шагать?
Игра «Маленькие и большие ноги»*.
Куда это мы с вами пришли? К фонтанам.
Упражнение «Фонтан». 
Дети садятся на дно, делают упор руками сзади, поднимают ноги и работают прямыми ногами вверх-вниз.
Красивые у вас фонтаны. А я умею пускать кораблики. Давайте поиграем с вами вместе.
Матросская шапка 
(дети показывают на резиновые шапочки),
Веревка в руке.… Плывет мой кораблик 
(изображают кораблик руками)
По быстрой реке 
(изображают кораблик руками и «проводят» по воде).
И скачут лягушки 
(изображают лягушат, прыгают на двух ногах)
За мной по пятам. И просят меня: Прокати, капитан!
(Агния Барто)
Игра повторяется 3—4 раза.
Наши кораблики доплыли до моста.
Игровое упражнение «Мост».
Дети принимают положение, сидя, упор сзади, кладут голову на воду и прогибаются в спине, ноги прямые, живот на поверхности воды. Упражнение повторяется 5 раз.
А теперь давайте поиграем с водой. 
Игра «Веселые брызги».
Дети образуют круг и брызгают друг на друга, стараясь не отворачиваться.
Молодцы, ребята, хорошо играли. Понравилось вам у нас? Тогда приходите еще, а сейчас вам пора одеваться и идти в группу.

                               ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ


Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение. 

Однако надо отметить и некоторые отрицательные моменты. Увлекшись процессом игры и стремясь выйти в победители, дети перестают следить за точностью выполнения элементов плавательных движений, выполняют их неверно. Многократное повторение неправильных (с точки зрения техники плавания) движений может привести к тому, что они станут привычными. Поэтому игры, применяющиеся для закрепления какого-либо навыка, должны быть составлены так, чтобы правильное выполнение движения было главным условием. 

Простые бессюжетные игры проводятся в основном с новичками, чтобы они увереннее чувствовали себя в воде и научились передвигаться. Когда эта цель достигнута, можно переходить к сложной игре с сюжетом и элементами состязания. 

Объяснение правил игры должно быть кратким и образным. Если движения сложны, то рассказ сопровождается показом. Сначала нужно проиграть игру на берегу, а уж потом в воде. Нельзя удалять из игры отдельных участников до ее окончания. 

По направленности подвижные игры на воде делятся на следующие группы. 

Игры, помогающие освоиться с водой, используются для обучения плаванию детей младшего возраста и проводятся в водоеме, имеющем глубину до метра. Задача данной группы игр — познакомить детей с сопротивлением воды и обучить их самостоятельно передвигаться на воде в разных направлениях с кратковременным погружением. 

Игры, направленные на изучение и совершенствование отдельных элементов техники плавания, помогают осваивать дыхание, скольжение при различных положениях тела и рук, движения ногами. 

Игры, знакомящие с элементами прикладного плавания, учат нырять, погружаться в воду из о*****го и безо*****го положений, делать прыжки. 

И наконец, группа игр, знакомящих с элементами водного поло. 

Игры, помогающие привыкнуть к воде. 

«Кто первый!». Цель игры — научить быстро и решительно входить в воду. На расстоянии 3—5 метров от воды по берегу проводится черта. Играющие выстраиваются вдоль этой линии в одну шеренгу, лицом к воде, на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого дети вбегают в воду, добегают до заранее отмеченного (шестом или веревкой) места и бегом возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто быстрее всех вернется на свое место. Нельзя допускать, чтобы дети во время бега мешали друг другу. 

«Морской бой». Цель игры — научить не бояться водяных брызг. 

Играющие разбиваются на две команды, которые выстраиваются в воде лицом друг к другу, на расстоянии одного шага. По сигналу взрослого команды наступают друг на друга, стараясь брызгами в лицо оттеснить «противника» на берег или до заранее установленного места. Игрок, повернувшийся спиной, считается выбывшим из строя и получает штрафное очко. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не оттеснит другую к берегу в течение 2—3 минут. Выигрывает та команда, у которой меньше штрафных очков. 

«Пятнашки в кругу». Цель игры — научить ребят самостоятельно погружаться в воду с головой. 

На мелком месте (глубиной до 1 м) играющие становятся в круг, водящий располагается в его центре. 

Он должен запятнать кого-либо, но останавливаться возле игрока не имеет права. Игроки спасаются, окунаясь с головой в воду. Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает его место. 

«Хоровод». Цель игры — обучить занимающихся выдоху в воду во время погружения с головой. 

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу взрослого они начинают двигаться по кругу, повторяя: «Хоровод наш, хоровод, все идет, все идет, но и скоро он придет, он придет!» Затем все останавливаются, приседают и погружаются в воду с головой, выполняя выдох в воду. Затем игроки  поднимаются и повторяют движение в обратную сторону. 

Запрещается отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад. Игру повторяют 4—6 раз. 

«Пятнашки с мячом». Играют как в обычные пятнашки, только салят не руками, а мячом. Своеобразие состоит в том, что водящий не имеет права пятнать (салить) мячом игрока, который окунулся в воду с головой. В игре соблюдается правило, по которому водящий перестает преследовать игрока, погрузившегося в воду, и начинает бегать за кем-нибудь другим, пока тот не окунется с головой. Несомненно, среди играющих найдутся и менее расторопные, кто не успел спрятаться под воду. Настигнутый мячом идет водить, а прежний водящий включается в игру. 

Игры, помогающие освоить правильную технику плавательных движений. 

«Рыбки и рыболова». Игра проводится на мелком месте глубиной 30—40 сантиметров. Содержание игры — рыбки выплыли порезвиться на открытое место, но появился рыболов, и рыбки спасаются от него в камышах. 

Определяется место, где плавают рыбки. Метрах в 10—15 отмечается зона камышей. Играющие становятся в одну шеренгу лицом к «камышам», приседают на корточки и ждут появления «рыбака». Как только «рыбак» дойдет до условленного места, «рыбки» ложатся на воду и начинают работать ногами, как при плавании способом кроль, передвигая руками по дну и стараясь достигнуть зоны «камышей» раньше, чем «рыбак» успеет до них дотронуться. 

При построении участников в шеренгу нужно поставить самых быстрых из них с той стороны, которая ближе к «рыбаку». Пойманные «рыбки» либо выбывают из игры, либо становятся «рыбаками». 

«Акулы и дельфины». Участники разделяются на две неравные команды. На воде отмечаются поплавками две взаимно перпендикулярные линии, одна из которых принадлежит «акулам», другая — «дельфинам». «Дельфины» поочередно по команде взрослого отталкиваются от дна и плывут, вытянув руки вперед и работая ногами, как при плавании кролем. Направление движения должно быть таким, чтобы они проплывали на расстоянии 6—8 метров от «акул». Когда «дельфин» проплывает мимо «акул», один из участников команды последних отталкивается и плывет наперерез, вытянув вперед руки и работая ногами, как при плавании способом кроль, и если преследующему удается коснуться «дельфина», то команда получает очко. «Дельфины» имеют право приподнимать голову над водой и делать вдох. «Акулы» этого права лишены. 

«Плавучие стрелы». Цель игры — научить скользить по воде как можно дальше. 

Игроки  выстраиваются на берегу в одну шеренгу, лицом к воде, на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого дети делают разбег, сильно отталкиваются ногами от дна и скользят по воде. Выигрывает тот, кто дольше проскользит без движения. Игра повторяется 3—4 раза. 

              Игры, знакомящие с элементами прикладного плавания. 

«Салки». Цель игры — обучить занимающихся нырянию с открытыми глазами. 

Участники игры произвольно располагаются в водоеме. «Ловец» -  назначенный взрослым, догоняет играющих и  старается запятнать любого из них. Спасаясь от преследования, дети ныряют под воду. Тот, кто не успел погрузиться под воду и был запятнан, становится ловцом. Ловцу запрещается преследовать одного участника долго или ждать, пока тот вынырнет из воды. Продолжительность игры до 5 минут. 

«Водолазы». Цель игры — научить открывать глаза и ориентироваться под водой. Проводится только в водоеме с чистой, прозрачной водой и ровным дном. 

Каждый игрок берет в руки ярко раскрашенный камень. Дети заходят в воду по грудь, выстраиваются в шеренгу лицом к берегу на расстоянии шага друг от друга. По команде взрослого все бросают камни вперед, затем делают глубокий вдох, ныряют под воду с открытыми глазами, и каждый старается найти свой камень. Выигрывает тот, кто найдет камень. Игра повторяется 2—3 раза. 

«Карась и щука». На глубине, игроки  становятся в круг и берутся за руки. Один из играющих — «щука» должен запятнать другого — «карася». Игроки пропускают «карася» в круг и из круга, опуская до уровня воды или поднимая (не выше чем на 20—30 см) над водой руки, но не разъединяя их, и мешают «щуке» проникнуть в круг или выйти из него. Однако «щуке» предоставляется возможность нырнуть под руками играющих или перепрыгнуть через них головой вперед. При большом количестве игроков назначаются две «щуки». Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает место в круге взамен одного из игроков, который принимает на себя роль «карася». 

                        Игры, знакомящие с элементами водного поло. 

Эти игры проводятся как на мелком, так и на глубоком месте, дно водоема должно быть песчаным и пологим, отгороженным от глубокой части. Знакомство начинается с простых игр, включающих перебрасывание мяча одной и двумя руками, ведение мяча, его ловлю одной рукой и эстафету. Играть могут дети младшего школьного возраста и подростки, степень сложности определяется их плавательной подготовкой. 

«Борьба за мяч». Играющие разбиваются на две команды (участники одной надевают шапочки). По сигналу взрослого игроки команды, которая по жребию начинает игру, перебрасывают друг другу мяч, стремясь, чтобы он все время находился у игроков своей команды. Задача игроков второй команды — завладеть мячом и, перебрасывая его друг другу, удерживать, возможно дольше в своей команде. 

Продолжительность игры 3—10 минут. Нельзя топить соперника, держать мяч в руках более 5 секунд и выбрасывать его за границы игровой площадки.

                                       Развлечения на воде. 

Любая из описанных игр может быть организована в местах массового отдыха детей. Но для развлечения и активного отдыха на воде можно устроить «горки» и другие специальные приспособления. 

«Барабан». На глубине 120—130 сантиметров на двух стойках укрепляется горизонтально вращающийся барабан из металла или дерева диаметром 100—120 сантиметров. Ось вращения барабана параллельна поверхности воды, поверхность его ровная и гладкая, нижняя часть погружена в воду. 

Задача состоит в том, чтобы перелезть через барабан. Взобраться на него только с помощью рук нельзя, так как барабан будет вращаться в сторону пловца и сбросит его. Перебраться через устройство можно, лишь оттолкнувшись от дна или воды (движением ног в брассе). При этом грудь и живот должны лечь на барабан сверху, а руки и голова оказаться на противоположной его стороне. Тогда барабан перевернется, и пловец соскользнет с него вниз головой. 

Высота барабана над уровнем воды регулируется в зависимости от глубины водоема, однако должна быть такой, чтобы большинство играющих могли взобраться на него. 

«Горка». С 3—5-метровой вышки спускается деревянный желоб шириной 50—60 сантиметров, с невысокими, закругленными краями, покрытый линолеумом. Крутизна спуска желоба меняется: сначала она пологая — 80— 70° к вертикали, затем крутая — до 10—30° и снова пологая. Крутизна меняется постепенно. Нижний край желоба на 10—20 сантиметров выше уровня воды. Ребенок садится в желоб и соскальзывает по нему в воду.

Водолазы 
Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.


Карлики – Великаны 
Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.


Мяч за черту 
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.


За мячом в воду.

Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Тот, кто приплыл  первым, получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.


Качели 
Пловцы держатся за руки (лицом друг к другу). Первый играющий, сделав вдох, опускается вертикально вниз под воду с открытыми глазами. В момент погружения он обхватывает руками колени второго играющего и тянет его под воду. Это дает возможность первому играющему подняться над поверхностью воды и сделать вдох. В свою очередь, пловец, которого погрузили в воду, тянет своего партнера за ноги вниз, а сам всплывает на поверхность. Попеременное погружение играющие проделывают 4 - 6 раз.


Пятнашки 
Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя.

Дельфины 
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.


Морской бой 
Инвентарь: надутые тракторные камеры большого размера, например от тракторов "К-700" или "Т-150".
Место проведения: водоем со слабым или отсутствующим течением, например пруд или озеро.
Минимальное количество игроков: 6.
Вид: командная игра.
Развивает: тактические навыки, общефизический эффект.
На каждой камере-корабле размещается по 3-6 игроков. Их задача – перевернуть вражеское "судно" или столкнуть всех членов его команды вводу. Когда играющих много, то можно играть команда на команду, или каждому "кораблю" сражаться саму за себя.
Иногда прямому столкновению предшествовала перестрелка заранее заготовленными снарядами. Например, легкими камушками керамзита. Попадание в такой перестрелке не выводит игрока из игры, а просто разжигает боевой пыл игроков.


Собачки 
Инвентарь: нет.
Место проведения: водоем с обширной отмелью.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: с водящим.
Развивает: выносливость, быстроту, ловкость.
Играют на обширной отмели. Как и в обычных салочках, водящий старается осалить кого-то из остальных игроков. Можно убегать, нырять и плавать, но запрещено перемещаться на место, в котором глубина больше, чем по шею игроку. Нарушивший правила, считается осаленным и меняется местами с водящим.


Рыба в сети.

Выбирают двух ведущих. Игроки заходят по пояс в воду и расплываются недалеко в разные стороны. По сигналу вожатого, ведущие, держась за руки, начинают "ловить рыбу", т.е. пытаться поймать кого-то из игроков. Пойманный игрок присоединяется к ведущим, их становится на 1 больше, размер сети увеличивается. Заканчивается игра тогда, когда вся "рыба" будет поймана.


Бой на воде. 
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.


Эстафета вплавь 
В 10 - 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.


Попади в круг 
Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу. В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2 – 3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.


Кто быстрее?
По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.


Парное плавание 
Один из играющих плывет на груди работая руками, другой, держась за его вытянутые ноги, плывет с помощью одних ног. Между несколькими парами можно провести состязание по плаванию на скорость.


Караси и карпы 
Две команды с одинаковым количеством участников. Водящий командует: «Караси», названная команда убегает. Осаленные пересчитываются. Самыми ловкими объявляются не осаленные и команда , поймавшая большее количество рыбешек.


Бой всадников 
Глубина по грудь.
В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих "кони", вторая половина - "всадники". "Всадники" взбираются на "коней" и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают "сражение". Каждый "всадник" старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше "всадников" удержится на "коне".


Рыбаки 
Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.


На берегу 
Эту игру проводят там, где берег покатый, ровное песчаное дно. На берегу выстраиваются в шеренгу команды на расстоянии 6-8 шагов. Не нарушая строя, игроки заходят в воду по пояс и поворачиваются лицом к берегу. Ведущий отмечает между командами интервал 2-мя палками. Напротив этих палок, на берегу, тоже ставят две палки. Расстояние между игроками и ведущим должно быть не более 20 шагов. Ведущий бросает 2 мяча игрокам, которые стоят около меток в воде. По сигналу каждый из них выбегает на берег к ведущему, бросает мяч игроку своей команды, который стоял рядом с ним, а сам отходит в сторону. Следующий игрок ловит мяч и тоже выбегает на берег. Игроки каждой команды передвигаются к метке, заполняя место ушедшего игрока. Побеждает команда, которая быстрее выйдет на берег.


Собачки 
Инвентарь: мяч.
Место проведения: водоем с обширной отмелью.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: с водящим.
Развивает: тактические навыки, координацию.
Водящий ("собачка"), старается отнять мяч у остальных игроков или перехватить их передачи. Если собачка завладела мячом, то она меняется местами с тем, у кого мяч отобран. Если игроков больше 6-7 человек, то собачке может быть несколько. Идеальное сочетание: 1 собачка на 3-4 игрока.

Про воду(загадки)


Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
(Берега)


Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)


Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)


В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).


Кругом вода, а с питьем беда. (Море).



Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не выбежит. (Река) 


Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
(Река) 


Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
(Болото)


Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)


По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа)

                 Праздники в подготовительных группах по сказкам

                           «Марья Искусница» и «Дюймовочка».

В спортивном зале стоят деревья, кустарники (лес). Идет солдат по лесу, поет песню. Натыкается на спящего мальчика.
Солдат: Здравия желаю.- Мальчик просыпается. - Испугался? Ты меня не бойся.
Ваня: Я тебя не боюсь.
Солдат: Для чего ты забрался в эту глушь лесную?
Ваня: Маму ищу.
Солдат: А где она?
Ваня: Ее водяной украл. Она шить, вышивать да ткать мастерица. Прощай дядя Солдат, некогда мне с тобой разговаривать. - Берет с пола рюкзак. 
Солдат: Подожди. Пойдем вместе выручим из неволи твою матушку. В беде надо помогать.
Ваня: И то, правда. Одному иногда даже страшновато бывает. 
Ваня: А мы маму найдем?
Солдат: Надо найти!
Ваня: А мы маму спасем?
Солдат: Надо спасти!
Раздается голос
Водяной: Ха-ха-ха! Никого вам не найти, никого вам не спасти. Да и самим живым не уйти! Ха-ха- ха!
Солдат: Это кто ж такой с нами в прятки играет?
Водяной: Я пляшу шлеп- шлеп,
Я скачу топ-топ,
Я и грозен, я и крут
Я мокрейший Водокрут 13. (потихоньку входит)
Я морской, я речной, я колодезный.
Я подводный владыка.
Чего вам надобно? - садится на пенек.
Солдат: Ванюша, чего нам надобно?
Ваня: Ты мою маму украл!? - кричит.
Водяной: Солдат, не вели мальчишке шуметь. Для меня это хуже засухи. 
Обращается к мальчику.
- Брось палку, не мигай, подтяни штаны, одерни рубаху и не веселись. Терпеть не могу, когда ребятам весело.
Ваня: Мне, царь, сейчас не до веселья. - Опустив голову, говорит мальчик.
Водяной: Вот это хорошо. Умный мальчик, ну чего тебе?
Ваня: Ты мою маму украл?
Водяной: Какую маму?
Ваня: Мою маму, Марью Искусницу.
Водяной: Ах, эту. Да да-да. Нет нет-нет. Эту, эту не крал. - сгибает правую руку в кулак, мизинец и указательный палец разгибает. - Вот честное злодейское, не крал.
Ваня: А я без нее такой несчастный, хуже и быть не может. (Плачет)
Водяной: Это мне очень даже приятно. Ну, поплачь, поплачь. Люблю, когда сырость разводят.
Солдат: Величество, верни ребенку мать и делу конец. Не то я такой шум устою (начинает стучать в барабан). 
Водяной: Я шуму не терплю. - Солдат прекращает барабанить.
Солдат: Не крути, величество, веди нас в свою подводную хату!
Водяной: У меня не хата, а дворец. Так вот слушайте мое решение. Отведу я вас в мой подводный дворец, покажу всех моих слуг и служанок. Выбирайте кого не жалко. А взамен вы отдадите мне барабан. Согласны? 
Солдат (подумав): Да, согласны.
Водяной: Скорей, скорей его давай. - Протягивает руки к барабану.
Солдат: Извините, Ваше Мокрейшество, но я его отдам только, когда мы увидим Марью Искусницу.
Водяной: Абракадабра. Прошу вас. - Водяной пропускает их вперед. Солдат идет оглядывается, мальчик испуганно прижимается к Солдату.- Ну что, ромашки мои сухопутные, давайте слуг моих смотреть. Покажу я тебе моих охотников. Все они иноземные. Я их вырастил, выходил, лелеял. 
Появляются пираты. Танцуют танец ( Приложение 1). Садятся на скамейку.
Водяной: Ну, как хороши?
Солдат: Хороши.
Водяной: Давай барабан, забирай их всех сразу.
Солдат: Ваше Величество, сколько можно толковать, нам нужна Марья Искусница.
Водяной: Да нет у меня ни какой Марьи Искусницы.
Солдат: Есть.
Вбегает Настенька с Марьей Искусницей.
Настенька: Дедушка за чем ты обманываешь? Смотри, что случилось с Марьей Искусницей. Она ни кого не узнает! 
Водяной: Ну и что? 
Солдат: Надобно расколдовать ее! 
Водяной: А я не могу. Ее заколдовала тетушек Непогодушка, вот пусть она и расколдовывает. 
Солдат: Если сейчас же нам не поможешь, я здесь такой шум устрою, все твое подводное царство перебаламучу, (берется за барабанные палочки).
Водяной: Нет, нет, не надо. Я, кажется, вспомнил, что надо делать. Надо, чтобы мои
русалочки-недомерочки посоревновались с моими пиратами. Ну а моя внучка Настенька и ты Ваня, должны им помочь. 
Солдат: А где найти русалочек?
Настенька: Они, как всегда танцуют. Пойдемте, я покажу.
Все заходят в бассейн. Девочки танцуют танец (Приложение 2).
Настя: Милые русалочки, помогите, пожалуйста. Расколдовать Марью Искусницу!
Русалочки: Конечно, поможем! А что надо делать?
Настя: Надо устроить соревнования с пиратами и от веселья и шума Марья Искусница проснется!
Проводятся соревнования.
1. Торпеда на груди, обратно на спине 
2. Кроль на груди 
3. Достань игрушку 
4. Кроль на спине 
5. Брасс. 
6. Дельфин. 
7. Перетягивание каната. 
Марья Искусница: Ванечка, мальчик мой, как ты здесь оказался?
Ваня: Мама, ты меня узнала? Спасибо тебе, дядя Солдат, и вам, милые пираты и русалочки, за то, что вы мне помогли мою маму выручить. В моем рюкзаке есть для вас подарки.
«Дюймовочка»
1 сцена: Цветок, в цветке находится девочка. Мама ходит, “поливает” цветок, постепенно цветок раскрывается и выходит из него девочка. Она танцует.
Мама: Я назову тебя Дюймовочкой.
Дюймовочка: Мама, почитай мне книжку.
Мама: Эта история про отважного пса, который спас короля от волшебника. Когда-то давным-давно…
Дюймовочка: Мама, а есть ли истории про маленьких людей?
Мама: Есть, смотри (показывает на картинку в книжке)
Дюймовочка: Они действительно маленькие, как я. А что это такое?
Мама: Это крылышки. Дюймовочка, это волшебные эльфы и феи, у них есть крылья, поэтому они могут летать.
Дюймовочка: А ты когда-нибудь видела эльфа?
Мама: Да, но его заколдовала злая колдунья в лягушку.
Дюймовочка: А где он?
Мама: Где-то на болоте. Ну, ладно, уже поздно, ложись спать. День был долгий. Пора спать, дорогая.
(Мама уходит, Дюймовочка укладывается спать в цветок)
Дюймовочка: Его мама, наверное, скучает о нем. Надо найти его и расколдовать.
(уходит в бассейн).
2 сцена: зал бассейна превращен в болото. Дюймовочка тихонько ходит, осматривается. Появляется Водяной.
Водяной: Это кто к нам пожаловал?
Дюймовочка: А я Дюймовочка. 
Водяной: Что ты здесь ищешь?
Дюймовочка: Заколдованного принца.
Водяной: Я не знаю никакого эльфа. У меня здесь одни лягушата. Вот смотри.
Танец лягушат (Приложение 3)
После танца они уходят и приводят «лягушонка».
Водяной: Вот видишь. Нет здесь никакого заколдованного эльфа
Лягушонок: Водяной, неужели ты забыл, что эльфа заколдовала злая колдунья и превратила его вот в этого лягушонка?
Дюймовочка: А как его расколдовать?
Лягушонок: Надо поискать в книге Водяного.
(лягушонок уходит и приносит книгу Водяного)
Водяной (читает): Как вырвать зуб у акулы и остаться в живых, как превратить заколдованного лягушонка в эльфа. Надо устроить соревнования между лягушатами и рыбками.
Дюймовочка: А где найти рыбок?
Лягушонок: Они как обычно резвятся в своем пруду. Пойдемте, я вам покажу.
(Все уходят в чашу бассейна.)
3 сцена: пруд. Девочки-рыбки стоят в пруду. Танец рыбок (Приложение 4).
Дюймовочка: Милые рыбки, помогите, пожалуйста, расколдовать эльфа.
Рыбки: Конечно, поможем. А что надо делать?
Лягушонок: Надо устроить соревнования с лягушатами и от шума и веселья колдовство исчезнет.
Соревнования:
1. Торпеда на груди, обратно на спине 
2. кроль на груди 
3. Проплыви через канаты и достань игрушку 
4. Кроль на спине 
5. Брасс 
6. Гонки на матрацах 
Дюймовочка: Лягушата, рыбки, смотрите, колдовство исчезло. Лягушонок превратился в эльфа.
Эльф: Спасибо вам большое, что расколдовали меня. Я полетел к маме, но сначала примите от меня подарки.

                               

Сценарий спортивного праздника на воде

 для детей 4-7 лет


Действующие лица:
Нептун
Младшая дочь
Старшая дочь
Русалочки
Дельфинята
Рыбки
Черти.
Под музыку входит царь Нептун, совершает круг почета и садится на трон.

Нептун. 
Гордый я морей властитель, 
Рыб, дельфинов повелитель. 
Мой дворец на дне морском. 
Весь усыпан янтарем. 
Поздравляю вас с праздником Нептуна! 
Желаю вам попутного ветра, 
Семь футов под килем, и, 
Обойти все морские рифы! 

Под музыку входит дочь царя с русалками. Становятся рядом с Нептуном.

Нептун. 
Что ты невесела, дочь моя младшая, любимая? Не обидел ли тебя кто? Не причинил ли тебе вреда? Только скажи. Я все царство морское переверну вверх дном. Найду обидчика, и наказать его велю. 

Младшая дочь. 
Не надо, батюшка, никого искать и царство морское вверх дном переворачивать. Не обижал меня никто и вреда никто мне не причинял. 

Нептун. 
Поделись же, девица-красавица, со мной своим горем. Отчего грустишь? Расскажи, может я смогу тебе помочь. 

Младшая дочь. 
Ах, батюшка. И сказать-то совестно. Да и простишь ли ты меня? Не сдержала я слово свое - хранить твой подарок, ожерелье жемчужное. Порвалась тонкая ниточка и рассыпались по дну морскому жемчужины. Как мне их искать-собирать? 

Нептун. 
Не печалься, дочка. Чем смогу – помогу я тебе в твоем горе. Эй, русалки, ну-ка, покажите мне, что вы умеете. Не поможете ли вы найти ожерелье дочери моей? 

Танец русалок в бассейне. 

Младшая дочь. 
Русалочки, не нашли ли вы мое ожерелье? 

Русалочки. 
Нет. 

Младшая дочь. 
Ах, вы только плясать да веселиться умеете! Что мне от вас толку! Уходите с глаз долой! 

Нептун. 
Постой, дочка, не гневись. Может быть, они нам все-таки помогут. 
(Обращается к русалкам.) А умеете ли вы плавать по просторам морским? Вот вам раковины морские. Перенесите их с одного берега на другой. 

Эстафета с русалками: чья команда быстрее перенесет раковины (игрушки) с одного бортика на другой. 
Русалки уходят. Под музыку входит старшая дочь Нептуна. 

Старшая дочь. 
Здравствуй, батюшка! Здравствуй, сестрица родимая. Здравствуйте, гости дорогие. Что вы так загрустили? (Обращаясь к Нептуну и дочери.) Может, что-то случилось? 

Нептун. 
Ах, дочь моя старшая, никак не можем мы найти то ожерелье, что я подарил сестре твоей меньшей. 

Старшая дочь. 
Не печалься, батюшка. Есть у меня друзья – Дельфинята. Может, они помогут нам? 

Хлопает в ладоши 3 раза. Появляются Дельфинята – мальчики. Заходят в воду. 

Старшая дочь. 
Дельфинята, друзья мои, помогите сестре моей найти ожерелье жемчужное! 

Проводится игра с нырянием в обруч. Дельфины должны как можно быстрее добраться от одного бортика к другому. У них на пути препятствие – обручи, вертикально стоящие в воде, которые держат помощники. На каждую команду - по 2 обруча. 

Старшая дочь. 
Нырять вы умеете. А как вы плаваете? 

Эстафета: плавание на кругах. 
Дельфинята уходят. 

Старшая дочь. 
Ах, батюшка, сестрица, и Дельфинята нам не помогли. Но есть у меня подружки – рыбки золотые. 

Появляются рыбки (дети младшей группы). Рыбки входят в воду, прыгают, резвятся. 

Старшая дочь. 
Здравствуйте, рыбки золотые. Давайте с вами поиграем: 
Поднимем волны на море (движения руками вперед - назад) 
А теперь волны идут в стороны (вправо - влево) 
Умоем личико и глазки. 
Спрячемся под воду, чтоб нас никто не увидел. 
Пускаем в воду пузыри, как бегемотики. 
Поиграем в игру “Чей кораблик быстрее приплывет к берегу”. 
Спускаются на воду кораблики. Дети дуют на них и гонят их к противоположному бортику. И назад – то же. 

А теперь, рыбки, поиграем в игру “Сердитая рыбка”. 
Проводится игра. Ведущая – старшая дочь Нептуна.
Ведущий - "сердитая рыбка" - стоит у одного бортика бассейна. Остальные дети находятся у противоположного. Со словами
"Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем, ее разбудим,
И посмотрим - что же будет?"
дети подходят к сердитой рыбке, которая по окончании стишка "просыпается" и ловит детей. А те, в свою очередь, бегут к своему бортику. Далее выбирается новая "рыбка".

Рыбки уходят. 

Младшая дочь: 
Да неужели мы так и не найдем жемчужины из моего ожерелья! 

Выбегают черти (дети подготовительной группы) и танцуют под музыку “Чунга-Чанга”. 

Нептун. 
Ага, вот вы где, чертенята! Ну-ка, признавайтесь, не вы ли украли ожерелье моей дочери? 

Черти: 
Нет! 

Нептун. 
Что-то мне не верится. Сейчас я своих спортсменов позову. Вот тогда правда и откроется. Если они победят - вы отдаете ожерелье. 

Стучит посохом 3 раза. Входят остальные дети подготовительной группы. 

1 эстафета. “Бег с мячом”. Пробежать по дну бассейна к противоположному бортику, ведя перед собой мяч. 
2 эстафета. “Буксирование в парах”. На противоположном бортике дети меняются. 
3 эстафета. “Кто быстрее соберет кораллы”. Дети собирают разбросанные в воде кегли двух цветов. 

Нептун. 
Ну что ж, верю я вам, черти, не крали вы ожерелье. Но тогда помогите моей дочери найти его. 

Игра “Ловля жемчуга”. 
По дну разбрасываются "Киндер-сюрпризы" с грузами внутри. Дети собирают их в ведерки. Побеждает команда, у которой в ведре больше "Киндеров". 
Дочери высыпают добычу из ведер и находят там бусы. 

Младшая дочь: 
Вот мое ожерелье! 

Старшая дочь. 
И у меня есть ожерелье! 

Нептун. 
Да, вот, сколько смогли собрать жемчуга наши спортсмены. Даже на два ожерелья хватило. Спасибо вам, дети! Давайте закончим наш праздник веселым танцем!


спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»


Цели: 

Создать условия для дружеских отношений в детском коллективе, творческого проявления физических качеств, плавательных умений и навыков.      

 Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств.                    

  Приучать активно, участвовать в развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях; создать хорошее настроение.


Инструктор:

 Сегодня у нас необыкновенный день — веселый водный праздник семьи. Я приглашаю наших участников спуститься в воду и поприветствовать друг друга. Самые ловкие и быстрые померятся силами, а победит сильнейший.
Участники праздника выстраиваются в две колонны — дети и взрослые.
Дети.
Рано утром на зарядку.
Выбегает вся семья:
Дед и бабушка, и мама, Папа, дочка, сыновья. И всегда на стадионе Мы проводим вечера: Кто пловец, а кто мечтатель, А кого влечет игра.
Взрослые.
Не пропустим воскресенья — Все идем на стадион, Нет ни у кого сомнения: Каждый в спорт у нас
влюблен! Если было бы на больше Внуков, братьев и сестер, Мы б на играх олимпийских. Повели командный спор!
Инструктор.
А теперь все выходите,
Свою ловкость покажите!
    Первое задание для детей «Собери улов»
Дети собирают тяжелые рыбки со дна бассейна. Рыбки складываются на бортик бассейна.
    Второе задание для детей «Кто быстрее?»
Плавание кролем на груди. Выигрывает тот, кто проплывает
без остановки и первым коснется бортика.
    Третье задание «Веселая эстафета»
На старте взрослый и ребенок. Каждой паре дается плавательный круг. По сигналу ребенок садится на круг. Взрослый старается как можно быстрее доставить ребенка на другую сторону бассейна. Там взрослый кладет круг на бортик и с ребенком возвращается на свое место. Побеждает команда, пришедшая к финишу первая.
    Четвертое задание — эстафета «Быстрые лодочки»
В вытянутых руках дети держат кораблик. Надо, скользя по воде и работая ногами, добраться до бортиков и обратно.
    Пятое задание «Перебрось все мячи»
Участвуют взрослые и дети. Бассейн делится пополам разделительной полосой. Каждая команда располагается на своей половине поля. Нужно перебросить все мячи на сторону противника. Начинать и заканчивать игру по свистку.
    Шестое задание «Поплавки» Дети одновременно по свистку выполняют упражнение «Поплавок».
Инструктор. Наш праздник подошел к концу. Вы показали себя прекрасными спортсменами, дружными и смелыми.
Построение команд. Объявление победителей. Вручение призов.
У нас ребята ловкие, Гордимся их сноровкою! Бегают и прыгают, Ныряют и плывут. Крепкими растут!
Праздник закончен, покидают бассейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка плавать?

Сегодня на вопрос: «Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?» - дается однозначный ответ: да, нужно!И эту возможность нужно использовать в полной мере....

Как научить ребенка плавать

Редко встретишь ребенка, который равнодушен к воде, и не любит купаться. Само собой, купание в большом бассейне, или открытом водоеме, на озере, реке или море, никогда не сравнится с домашней ва...

Рекомендации для родителей "Научу ребенка плавать!"

Рекомендации для родителей по навыкам плавания для дошкольников....

Как научить ребенка плавать

Правильное физическое воспитание ребёнка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания – воздух, солнце, вода. Плавание способствует оздоровлению, физическому развити...

Как научить ребенка плавать

     Сегодня на вопрос: "Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?" - дается однозначный ответ: да, нужно!...

Как научить ребенка плавать.

Рекомендация для родителей....

Как научить ребенка плавать

Рекомендации по обучению детей от 0 д 3 лет плаванию...