Консультация для педагогов на тему: "Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ".
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Подина Татьяна Александровна

Повышение педагогической компетентности и мастерства педагогов в вопросе организации и проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ.

Цель: повышение педагогической компетентности и мастерства педагогов в вопросе организации и проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Утренняя гимнастика – одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима.

Посредством утренней гимнастики решаются задачи:

  • «Разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад.
  • Стимулировать работу внутренних органов и органов чувств (усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности).
  • Способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам делать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.

Большое значение для решения задач физического воспитания имеет выполнение утренней гимнастики под музыку: помогает создать правильное представление о характере движений, их темпе и ритме. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.

Для проведения утренней гимнастики необходимо выполнение ряда условий:

  • Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов.
  • На ногах – удобная обувь или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься босиком.
  • Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.
  • В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе.

Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах составляет:

  • Во второй младшей группе – 5-6 минут.
  • В средней группе – 6-8 минут.
  • В старшей группе – 8-10 минут.
  • В подготовительной группе – 10-12 минут.

Упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определенной последовательности:

Часть

Последовательность

Значение

Вводная

Спокойная ходьба, переходящая в медленный бег.

Ходьба и бег увеличивают частоту и глубину дыхания, улучшают кровообращение.

Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы.

Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки.

Ходьба с продвижением вперед (дыхательные упражнения по необходимости).

Восстановление дыхания.

Основная

Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины.

Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки.

Упражнения для укрепления мышц туловища и ног

Способствуют формированию правильной осанки, укреплению мышц ног.

Прыжки.

Заключи –

тельная

Дыхательные упражнения.

Восстановление дыхания.

Ходьба на месте или с продвижением вперед.

Снижение общего возбуждения организма.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения сидя, лежа выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

 Большое значение для организации детей во время проведения утренней гимнастики имеют команды. Они дают сигнал к началу и окончанию упражнений.

Основные команды:

  • «Исходное упражнение ПРИНЯТЬ!»
  • «Со мной упражнение начи-НАЙ!»
  • «ОТСТАВИТЬ!»
  • «СТОЙ!»
  • «На месте стой: раз, два».
  • «И раз, два, три, закончили».

Способы обучения детей упражнениям:

  1. По показу.
  2. По рассказу.
  3. Комбинированный: педагог объясняет технику выполнения и одновременно показывает.
  4. По разделениям. Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ. Например: «руки вверх, правую ногу назад на носок – ДЕЛАЙ РАЗ!».

Общие методические требования:

  1. Упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных исходных построениях и обязательно интересными для детей.
  2. Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений.
  3. Педагог выполняет движения, стоя пред группой, зеркально, что облегчает занимающимся копировать упражнения.
  4. Общеразвивающие упражнения рекомендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов.
  5. Во время проведения утренней гимнастики рекомендуется использовать упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания.
  6. Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для туловища и ног.
  7. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к выправке осанки, напоминает о дыхании, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке.

Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в младшей и средней группе.

2-я младшая группа

Средняя группа

1 половина года

2 половина года

1 половина года

2 половина года

Бег

20-30 секунд

30-40 секунд

30-40 секунд

30-40 секунд

Построение

В круг

В круг

В круг

2 колонны

Количество упражнений

4

4

4-5

4-5

Повторение упражнений

4-5

4-5

5-6

5-6

Включаются упражнения

  • Для укрепления мышц плечевого пояса и рук
  • Ног
  • Спины
  • Живота и всего туловища
  • В ходьбе, беге, подскоки на месте
  • Для укрепления мышц плечевого пояса и рук
  • Шеи
  • Ног
  • Живота
  • Спины

Пособия

Флажки, погремушки, кубики

Флажки, кубики, ленточки, обручи малого размера, палки, веревки

Особенности использования терминологии

Имитационный характер упражнений

Проводятся в игровой форме

Показ упражнения педагог сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки; подняли руки вверх, потянулись к солнышку)

«Идем как лошадки», «Прыгаем как зайки»

«Поставили ноги врозь, руки на пояс, как часики тикают: «тик-так»

1 половина года:

Пояснения сочетаются с наглядностью

Упражнения носят имитационный характер

«Руки на пояс, с высоким подниманием бедра, как лошадки идут»

Техника упражнения предварительно не объясняется. Педагог сразу выполняет действие и проговаривает направление движения: «Руки вперед, в стороны, вверх, опустили».

«Ноги широко поставили. Взяли топоры в руки. И...Ух!»

«Сели, руки назад поставили на пол. Ноги вместе, ноги врозь».

2 половина года:

Вводятся распоряжения «Примите исходное положение», «Выполняй упражнение, как я», «Закончить упражнение».

Требования к выполнению упражнений

Педагог следит, чтобы ребенок занял необходимое исходное положение. Добиваться сходства движения с образцом в общих чертах (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него).

Постепенно приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе.

Во время выполнения упражнений, педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса.

Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в старших и подготовительных группах.

Старшая группа

Подготовительная группа

1 половина года

2 половина года

1 половина года

2 половина года

Бег

30-40 секунд

50-60 секунд

50-60 секунд

50-60 секунд

Построение

2 колонны

2 колонны

2 колонны

2 колонны

Количество упражнений

5-6

5-6

6-8

6-8

Повторение упражнений

6-8

6-8

8-10

8-10

Пособия

Обручи, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, веревки, ленточки.

Особенности использования терминологии

Команды

Команды

Требования к выполнению упражнений

Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направления движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко.

Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. В показе участвуют дети, хорошо владеющие данными движениями.

Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

Консультация для педагогов на тему: «Методика проведения родительского собрания в ГБДОУ»

Родительское собрание – одна из коллективных форм работы. Основная особенность его в том, что в коллективе решают сразу все задачи....

Консультация для педагогов на тему:"Методика проведения подвижных игр"

Консультация для педагогов на тему:" Методика проведения подвижных игр"...

Консультация для педагогов на тему: "Методика организации и проведения прогулки в ДОУ"

В данном материале подробно описаны цели, задачи, виды прогулок в детском саду, их структура и содержание....

Консультация для педагогов на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Каждый ребёнок по своей природе – творец.Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможн...