Проект " Большереченского баскетбольного движения " КЭС- БАСКЕТ"
проект по физкультуре

Жильникова Олеся Олеговна

Формирование положительного отношению к спорту через игру баскетбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polynskiy_nikita._basketbol.docx195.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большереченская средняя общеобразовательная школа»

Проект
«
История юношеского Большереченского баскетбольного движения  « КЭС- БАСКЕТ »

 

Проект подготовил: Полынский Никита, ученик 9.2 класса

Руководитель проекта: Жильникова Олеся Олеговна

Большеречье, 2020

Паспорт проекта

Название проекта

 «История юношеского Большереченского баскетбольного движения»

ФИО руководителя проекта

Жильникова Олеся Олеговна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Физическая культура

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Физическая культура, история

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

Ученики  9-11 класса

ФИО обучающихся, класс

Полынский Никита, 9.2

Цель проекта

Формирование положительного отношения к спорту через игру баскетбол

Задачи проекта

-собрать информацию о развитии  юношеского баскетбольного движения  «КЭС- БАСКЕТв п.Большеречье

- ознакомить учащихся с историей игры баскетбол.

- привлечь учащихся к данному виду спорта.

- прививать интерес к  здоровому образу жизни

Тип проекта

Информационно-исследовательский

Сроки реализации проекта

Ноябрь 2019 - январь 2020

Предполагаемые продукты проекта

Информационно-рекламный баннер про Большереченскую  команду  «КЭС-БАСКЕТ».

Содержание

Содержание

3

Введение

4

1

История создания « История баскетбола»

6

2

Разновидности баскетбола

3

12 причин, согласно которым необходимо играть в волейбол

4

План реализации основных мероприятий в рамках проекта

Выводы

Заключение

Источники

Приложение

Введение

Баскетбол -  Спортивная командная игра, в которой мяч забрасывают руками в корзину - в кольцо с сеткой, укрепленную на специальном щите.

Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом.

Баскетбол — один из самых популярных видов спорта. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину .Корзина находится на высоте 3,05 м от пола (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за 3-х очковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки — 28 м в длину и 15 — в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире.

Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения. Эмоциональная игра поднимает настроение человека, делает его общительным и контактным.
Со времени своего возникновения (1891, США) баскетбол претерпел много изменений и уточнений. Совершенствовалась техника и тактика игры, уточнялись правила соревнований и судейства, размеры игрового поля, его разметка и оборудование. Игра получила широкое распространение во всем мире, стали проводиться многочисленные встречи и соревнования по баскетболу, вплоть до межконтинентальных. Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года (изобретатель игры Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя). Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года.

В Европе проводятся международные клубные соревнования: Евролига, Еврокубок, Кубок вызова ФИБА.

Наибольшего развития эта игра достигла в США: чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) более 50 лет является сильнейшим национальным клубным турниром в мире. Баскетбол считается национальным видом спорта в Литве 

Возникла целостная педагогическая система подготовки баскетболистов.
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.

Цель проекта:

формирование положительного отношения к спорту через игру  баскетбол.

Задачи:

-собрать информацию о развитии  баскетбола п. Большеречье;

- ознакомить учащихся с историей игры баскетбол;

- привлечь учащихся к спорту;

- развивать интерес к  здоровому образу жизни.

Актуальность

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на человека. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий как в нападении, так и в защите. Он является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания.

Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броскам мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне

Объект исследования: Юношеская баскетбольная команда « КЭС- Баскет».

Предмет исследования: баскетбол.

Проблемма: …………….

Возникновение баскетбола.

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл преподаватель колледжа Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock» («Утка на камне»). Смысл этой популярной в то время игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Вполне прагматично названная «баскетбол» игра лишь отдалённо напоминала современный баскетбол. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

История развития баскетбола.

Созданный первоначально для оживления уроков по гимнастике, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводиться соревнования. Знаменательным событием в развитии игры явилось создание 18 июня 1932г. Международной федерации баскетбола – ФИБА.

В 1935г. МОК вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. Баскетбол завоевывал все большую популярность, но с момента проведения первой игры менялись техника, тактика и правила игры. Сегодня на площадке 28х15м играют две команды по 5 человек. Игра длится 4 тайма по 10 минут чистого времени. Если по окончании игрового времени счет в игре остался равным, назначается дополнительный период продолжительностью 5 минут, таких периодов может быть неограниченное количество. Выигрывает команда, набравшая большее число очков. За мяч, забитый из-за трехочковой линии, назначается 3 очка, из зоны до трехочковой линии – 2, с линии штрафного броска – 1 очко.

Истоки современного баскетбола.

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны.

С течением времени баскетбол изменялся… Найсмит, конечно же. не мог предположить современные спортивные дворцы, заполненные тысячами болельщиков, потому что он всего лишь изобрел баскетбол, как вид внутренней деятельности для своих учеников, которые должны были во что-то играть в течение длинной зимы Новой Англии, а потому по началу это была игра терпения и стратегии… Большинство первых игр имели счет, который никогда не превышал 15 или 20 очков.

Хотя баскетбол всегда был атлетической игрой, возможности проявить в нём «воздушность» позволили развиться атлетам, которые могли исполнить воздушную акробатику, о которой доктор Найсмит мог только мечтать. Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936 году.

На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь. Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь и сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире.

    Баскетбол в России:

Баскетбол в России появился в 1906г. В Петербурге, спортивном обществе “Маяк”. Гимнасты этого общества создали первые баскетбольные команды, появились в обществе “Богатырь”. Но до Октябрьской революции 1917г. Эта игра культивировалась практически только в столице России – Петербурге. В настоящее время баскетболом в России занимаются свыше 4 миллионов человек (из них половина – школьники ). Специалисты баскетбола считают, что в будущем приоритет получат игры сложные, быстрые, красивые. К таким относится и баскетбол, где есть главное – результативность, непредсказуемость, зрелищность.

  Нарушения.

Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Виды фолов:

- персональный — фол игроку вследствие контакта с соперником;

- технический;

- обоюдный

- неспортивный;

- дисквалифицирующий.

Если игрок, которого толкнули, в это время выполнял бросок и мяч, не попав в корзину, он получает право на два штрафных броска, которые выполнят без помехи из - за линии штрафного броска, которые выполняет без помехи линии штрафного броска. Эта линия длиной 3,6 метра проводится параллельно лицевой линии на расстоянии 4,6 метра от передней поверхности щита. За успешный штрафной бросок команде присуждается очко. Если одна или обе попытки окажутся неудачными, игрок получает право на дополнительный бросок. Спортсмен должен оставаться за линией штрафного броска до тех пор, пока мяч не коснется кольца или щита. До этого момента ни один из игроков не имеет права входить в область штрафного броска. Если последний бросок окажется не удачным, участники обеих команд могут бороться за отскочивший от кольца мяч.

При желании команда может отказаться от права на пробитие штрафных бросков и ввести мяч в игру из - за боковой линии вместе её пересечения с центральной линией. За умышленный фол (нарушение правил игры) игрок всегда наказывается двумя штрафными бросками.

Особой формой фола является технический фол. Он объявляется игроку на площадке, тренеру или запасному игроку за неспортивное поведение, после чего следует наказание - два штрафных броска, которые выполняют любой участник команды противника. Затем мяч вводится в игру обычным путем. Тренер или запасной игрок запасной игрок за неспортивное поведение наказывается одним штрафным броском, а мяч остается у бьющей команды, которая вводит его в игру из - за боковой линии вместе пересечения с центральной линией.

Игрок, получивший пять персональных замечаний, автоматически выбывает из игры. При грубом нарушении правил спортсмен может быть дисквалифицирован. В любом случае выбывший из игры может быть заменен запасным.

Аут — мяч уходит за пределы игровой площадки.

Пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами.

Нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение.

3 секунды — игрок нападения находится в «краске» (прямоугольная зона под кольцом) соперника более трех секунд в то время, когда его команда владеет живым мячом в зоне нападения.

5 секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд.

Плотноопекаемый игрок не начинает ведение, не отдает передачу и не делает бросок по кольцу в течение 5 секунд.

8 секунд — команда, владеющая мячом в тыловой зоне, не вывела его в переднюю зону за восемь секунд.

24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела броска по кольцу. Счётчик 24 секунд сбрасывается, если мяч коснется дужки кольца. После этого атаковавшая команда может совершить подбор в нападении и получить право на еще одно 24-секундное владение. В случае получения фола или нарушения (за исключением выхода мяча за пределы площадки) защищающейся командой или другой остановки игры, нападающая команда получает право на:

- новое 24-секундное владение, если вбрасывание произойдет в зоне защиты владеющей мячом команды;

- продолжение отсчета времени с того же момента, если осталось 14 и более секунд владения;

- новое 14-секундное владение, если осталось 13 или менее секунд владения.

Нарушения возвращения мяча в зону защиты (зона) — команда, владеющая мячом в зоне нападения, перевела его в зону защиты.

Разновидность баскетбола

Мини-баскетбол. Правила мини-баскетбола были разработаны в начале 1950-х годов американцем Джеем Арчером. Игра предназначена для детей 6–12 лет и подразделяется на два уровня: собственно мини-баскетбол (возрастная группа 9–12 лет) и микро-баскетбол (для детей младше 9 лет). Игровая площадка и инвентарь адаптированы под детский возраст.

В мини-баскетбол играют команды по пять игроков в каждой, хотя допускаются и «уменьшенные» составы – вплоть до 2*2. Нередко проводятся матчи между смешанными командами (в состав которых входят и мальчики, и девочки). Игра идет четыре тайма по 6 минут. Несколько отличаются от классического баскетбола и сами правила игры. В мини-баскетболе, например, не фиксируется чистое время и не действует «правило трех секунд».

В ФИБА существует специальная комиссия по мини-баскетболу, есть и Международный комитет по мини-баскетболу. В настоящее время в него входят представители 170 государств, мини-баскетбол культивируется в Северной и Южной Америке, Австралии, Азии и Европе – всего в 195 странах мира. В 1965 состоялся первый чемпионат мира по мини-баскетболу.

В 1973 при Федерации баскетбола СССР создан комитет по мини-баскетболу. Год спустя в Ленинграде состоялся первый в стране фестиваль мини-баскетбола. В настоящее время всероссийский клуб «Минибаскет» проводит ряд общенациональных (Кубок России и др.) и международных соревнований.

Баскетбол на инвалидных колясках. Появился в 1946 в США. Бывшие баскетболисты, во время Второй мировой войны получившие серьезные ранения и увечья на полях сражений, не захотели расставаться с любимой игрой и придумали «свой» баскетбол.

Сейчас в него играют более чем в 80 странах. Число официально зарегистрированных игроков – 25 тысяч человек. Международная федерация баскетбола на инвалидных колясках (IWBF) проводит различные спортивные мероприятия: чемпионат мира – раз в 4 года; ежегодные турниры клубных команд, зональные соревнования (один-два раза в год) и пр. Баскетбол на инвалидных колясках входит в программу Параолимпийских игр с момента проведения первой такой Олимпиады в Риме в 1960.

В правилах баскетбола на инвалидных колясках есть свои запреты и ограничения. Например, запрещена «пробежка» – когда игрок в процессе ведения мяча крутит колесо рукой более двух раз.

Стритбол (от англ. «street» – улица). Более динамичный и агрессивный вид спорта, чем классический баскетбол. В игре участвуют две команды по три игрока в каждой (иногда с одним запасным) на специальной площадке для стритбола или на обычной баскетбольной, задействуя только одну ее половину – и, соответственно, только одно кольцо. В случае промаха команда, атаковавшая до этого кольцо, защищает его от атаки соперника и т.д. Какая команда начнет игру, определяют по жребию. Игра идет до того момента, пока одна из команд не наберет 16 очков (но разрыв в счете должен составлять не менее 2 очков). Иногда играют до разрыва в 8 очков или на время (20 минут) – в этом случае действует правило 30 секунд: если за это время команда не сумела завершить атаку, мяч переходит к сопернику. За результативный бросок команде начисляется очко, за бросок из 3-очковой зоны – два очка. Заброшенный в корзину мяч засчитывается только в том случае, если его коснулись два игрока атакующей команды. Мяч после этого переходит к обороняющейся команде: игра возобновляется, как только один из ее игроков коснулся мяча. При этом мяч должен быть сначала выведен за пределы 3-очковой линии. Пробежка, двойное ведение и бросок в корзину сверху запрещены.

В различных городах России сейчас проводятся турниры по стритболу, нередко приуроченные к большим городским праздникам.

Корфбол (от голл. korf – корзина). Эту игру придумал в 1902 школьный преподаватель из Амстердама Нико Брекхюйсен. Две команды по 8 человек в каждой (4 мужчины и 4 женщины) играют на площадке 40ґ20 м, разделенной пополам средней линией, два тайма по 30 минут. Четыре игрока (2 мужчин и 2 женщины) находятся на своей половине площадки и защищают свою корзину, четыре – на половине команды-соперницы, их задача – поразить «чужое» кольцо. После двух результативных бросков защитники переходят в зону нападения и наоборот. Корфбол менее контактная, по сравнению с баскетболом, игра. При этом, согласно правилам, мужчина может играть только против мужчины, а женщина – против женщины. Дриблинг в корфболе не допускается, а игрок, овладевший мячом, может сделать с ним не более двух шагов. Кольцо по диаметру уже баскетбольного (40 см), а крепится оно выше (3,5 м). (Существует более «масштабный» вариант игры: с большими размерами площадки, количеством игроков и т.д.)

Корфбол чрезвычайно распространен в Голландии (в него постоянно играют более 100 тысяч человек, зарегистрировано более 500 клубов, участвующих в общенациональных турнирах) и соседних с ним странах. Со временем корфбол получил признание во всем мире, в том числе в России, и в настоящее время входит в программу Мировых игр. С 1933 действует Международная федерация корфбола (ИКФ), в настоящее время официально признанная МОК и другими международными спортивными объединениями.

Методы обучения.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: словесные, наглядные и практические.

К словестным методам относится: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, беседа и разбор.

Рассказ – это короткое повествование о технико – тактическом приеме или взаимодействие, способе его применения, месте и значении в игровой деятельности.

Объяснение раскрывает сущность конкретного двигательного движения или действия, его содержание, формы и структуры, а так же факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснения создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, точного выполнения тактических установок. Одного из требований к объяснению – быть кратким. Учитель должен уметь выделить главное, не заостряя внимания на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения – специфические формы речевого воздействия, принадлежащие к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью и повелительного наклонения. На уроках баскетбола преимущественно пользуется распоряжениями, которое в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания.

Задания - это форма постановки индивидуальной и коллективной задачи перед занимающимися в упражнениях или учебных играх.

Указание отличаются от задания краткостью формы, направлено на внесение корректив в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа – предполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.

Разбор – как правило, производят поле завершения упражнения, игры или занятий. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата.

Наглядные методы многообразны. Они направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихся о движение или действиях. Для достижения этой цели необходимо создавать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа и расположить занимающихся так, чтобы были оптимальные условия для обзора; осуществить показ в целом или по элементам, в обычном или замедленном темпе и так далее.

Высоко результативны и вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино – и видео - материалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и другие.

Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров( линий разметки, мячей, переносных стоек или манекенов, ориентиров на щите, разнообразных зрительных и звуковых сигналов и т. д) ограничивает направление движения, сигнализирует о его начале или окончании, регламентируют смену направления или способов выполнения заданий, задают траекторию полета мяча и т. п.

Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с использование словесных. Это одно из основных условий их условий эффективности.

Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол.

Метод упражнения предполагает многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико – тактических взаимодействий группой занимающихся.

Разучивание технике может осуществляться в целом или по частям. Относительно простые игровые приемы ( стоика, передвижения, ведения мяча и т. п ) разучивают в целостном виде, так как их расчленение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения.

Разучивание по частям (расчлененном методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим их объединением в едином целое. Расчлененным методом в баскетболе осваивает координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы.)

При изучении технике и тактике баскетбола широко используется подводящие упражнения.

Как правило, их объединяют в блоке так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него ( например, выпуск мяча над собой при изучении бросков ), фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты данного приема ( например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха – мяч поднят к голове ), создания условий принудительного ограничения амплитуды м направления движений ( например, использование учителем или партнерам вертикально расположенной картонки или планшеты для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча), временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела ( например, выполнение штрафных бросков из положения, сидя на стуле).

Количество подводящих упражнений и продолжительностью их использования зависит от результативности процесса обучения. К выполнению приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов автономно и во взаимосвязи друг с другом.

В дальнейшем условия выполнения технических приемов усложняют. При этом: от действий без мяча переходят к технике владения мячом;

от статических действий на место - к динамическим в движении;

от обособленного единичного исполнения – к чередованию и сочетанию с другими действиями;

от многократного повторения в облегченных стабильных условиях – ситуативному применению в игровых.

Результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействует метод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов технике игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу.

В качестве самостоятельных методов на уроках по баскетболу используют игровой и соревновательной. Их применения создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в ми правилами игры, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме и непосредственной игрой.

Участие занимающихся в специальных подготовительных играх в эстафетах связано с решением разнообразных технико – тактических задач в постоянно изменяющихся ситуациях. Это происходит на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния и создает соответствующие условия для синтеза всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях по баскетболу.

Основу соревновательного метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными играми и, наконец, официальными соревнованиями.

Фактора соперничества в процессе состязании, борьбы за первенство или возможно высокое достижение создают особый эмоциональный и функциональный фон, который усиливает комплексный тренировочный эффект на организм занимающихся, способствует улучшению технико – тактической подготовленности и спортивных результатов.

С целью достижения направленного воздействия соревновательный метод может осуществлять в усложненных или облегченных по отношению к официальным правилам соревнований условиях. Наиболее действительными методическими приемами, практикуемыми на уроках по баскетболу, являются:

- уменьшение или увеличение площади взаимодействия занимающихся при выполнении игровых действий:

- уменьшение или увеличение количества игроков на площадке в обеих командах или одной из них;

- введение в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации: игра двумя мячами, условно – зрительные сигналы, меняющие регламент действий спортсменов и т. д;

- наложение ограничений на выполнение игровых действий, связанных с изменением существующих в игре правил: увеличение продолжительности игры, сокращение времени владения мячом, строгий лимит передач мяча, ходов разыгрываемой игровой фазы, запрещение ведение мяча, завершение атак только указанным способом и др.;

-усложнение процессов восприятия игровых ситуации: игра двух команд в одинаковой форме, при уменьшенном освещение, при моделировании шума трибун и т. п.;

- усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов: использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание в корзину, примените утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д . ;

- игра с гандикапом: представление одной из команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д .

С большим эффектом в условиях школы моно использовать практику проведения соревнований по так называемому «уличному» баскетболу: 3х3 на одну корзину, до 15 очков или продолжительностью 20 мин., игры проводят преимущественно на открытой площадке. Демократичность правил непритязательность к условиям игрового противоборства делают данную разновидность соревновательного метода доступной для широкого круга любителей баскетбола.

Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности занимающихся, предварительного овладения ими основами техники и тактике игры, достаточной функциональной готовности. Продолжительность игровых заданий игр не должна быть чрезмерной, так как наибольший эффект достигается в случае концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи.

На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочтение индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.

План реализации основных мероприятий в рамках проекта

Заключение.

Баскетбол-  одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения;  ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведения мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно- воспитательное. Занятие баскетболом помогают  формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит , прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баск6етбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

Постоянное изменение игровых ситуаций требует высокой анализаторной деятельности и быстрого выбора решения. В процессе игры можно получить высокую эмоциональную нагрузку и испытать большую радость и удовлетворение.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся болевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психологическую, физиологическую и двигательную функцию человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, вы получаете благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.

Приложение 1.

 схема баскетбольной площадки

Приложение 2.

              Правила игры

1. Правило 3 секунд:

Игрок не должен оставаться в ограниченной зоне соперников более трех секунд подряд в то время, когда его команда контролирует живой мяч в передовой зоне и игровые часы включены.  

2. Правило 8 секунд:

После выбрасывания мяча, команда контролирующая мяч должна вывести мяч из тыловой зоны в течении 8 секунд.

3. Правила 24 секунд.

После выбрасывания мяча, команде контролирующей мяч дается 24 секунды на совершение атаки в кольцо противника.

                              Жесты судей:

  • Бросок по кольцу:

  одно очко (поднять 1 палец, опустить кисть)

  два очка (поднять 2 пальца, опустить кисть)

  попытка трехочкового броска (поднять 3 пальца)

   удачный трехочковый бросок (поднять 3 пальца на каждой руке)

  отмена попадания или игрового действия (однократное сведение и разведение рук)

Приложение 3.

      Жесты судей:

Штрафной бросок ( поднять 1,2,3 пальца в зависимости от вида фола

 После фола без предоставления штрафных бросков ( указание пальцем, рука параллельно боковым линиям )

  • Нарушение игровых правил:

 Остановка часов на нарушение (поднятая рука,                 открытая ладонь)  

 Остановка часов при фоле (поднятая рука с жатым кулаком, а другая направлена на провинившегося )  

 Включение времени (отмашка рукой)

 Замена (скрещенные руки перед грудью)

 Приглашение на площадку (взмах открытой ладонью к телу)

 Тайм-аут (ладонь и указательный палец образуют букву Т )

 Пробежка (вращение кулаками)

 Неправильное ведение ( движение ладонями верх-вниз )

 Пронос мяча ( полувращение в перед )

 Три секунды (вытянутая в перед рука с 3 пальцами )

 Восемь секунд (показать 8 пальцев )  

 Двадцать четыре секунды (касание плеча пальцами)

 Игра ногой ( указание пальцем на ногу )

 Мяч за пределами площадки или место вбрасывания ( указание пальцем параллельно боковым линиям )

 Мяч спорного броска ( поднять вверх большие пальцы обоих рук )

 Неправильное использование рук ( удар по запястью )

 Толчок ( имитация толчка )

  Неспортивный (перехват запястья над головой )

Приложение 4.

         словарная работа

  1. Аут – нахождение игрока или мяча за пределами баскетбольной площадки.
  2. Блок-шот – игрок защиты блокирует по правилам бросок соперника.
  3. Дриблинг – манёвр с мячом, смысл которого состоит в передвижении игрока.
  4.  Заслон – блокирующее  движение игроком нападения.
  5. Кроссовер – манёвр при котором игрок во время дриблинга резко посылает мяч с одной руки на другую, изменяя направление движения.
  6. Лэй-ап – бросок совершаемый из под кольца.
  7. Пик-н-ролл – атакующая комбинация, разыгрываемая двумя игроками.
  8. Фол – нарушение правил игроком или командой.  

Список использованной литературы и интернет – ресурсов:

  1. https://sportsfan.ru
  2. https://basketball-training.org.ua
  3. http://sportsec.ru
  4.  Баскетбол. Правила соревновании. М., 1996.
  5.  Баскетбол. Справочник. М., 1993.
  6.  Вуден Джон Р. Современный баскетбол. М., 1997.
  7.  Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М., 1994.
  8.  Зишн А. М. Детский баскетбол. М., 1998.
  9. Костин В. На очередное четырехлетие// Спортивные игры. 1994.
  10. Физическая культура.8-9 классы: учеб.для  образоват.организаций / В.И. Лях, А.А. Зданевич, под ред.В.И.  Ляха.-9-е изд-М.: Просвещение, 2014.
  11. Физическая культура. Учеб. Для учащихся 8-9 кл.общеобразоват. Ф50 учреждений/ В.П. Богословский, Ю.Д. Железняк, Н.П. Клусов и др.; Пед ред. Г.Б. Мейксона и др-з-е изд._ М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Азбука Движения" старший дошкольный возраст

С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте. Дорога, улица манит...

проект "Правила движения - достойны уважения".

Данная работа велась на протяжении 2 лет.  В проекте принимали участие специалисты по музыке, изо и конечно родители. В результате благодарные родители опубликовали благодарственную статью в мест...

Проект «Безопасное движение на дорогах и улицах нашего города»

Проект «Безопасное движение на дорогах и улицах нашего города».  Проект  состоит из занятий, загадок , анкетирования родителей, игротеки для родителей и детей, беседы капитана милиции ГИБДД...

Проект "Правила движения - достойны уважения"

В проекте затронута проблема  обучения дошколят правилам дорожного движения, привлечения родителей к решению этой проблемы.В процессе разработки проекта дети узнали очень много нового и полезного...

Проект "Олимпийское движение" для подготовительных групп

Проект "Олимпийское движение" включает в себя разные формы и методы работы с детьми подготовительных групп: непосредственно образовательная деятельность, изобразительное творчество, спортивные досуги....

Проект Безопасное движение. (во второй младшей группе)

Формирование у детей безопасного поведения на дороге....

Интегрированный проект как метод взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет. Проект "Музыка. Движение. Речь"

В статье представлен опыт работы по реализации исследовательско-творческого  проекта "Музыка. Движение. Речь" в  рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет с ...