Организация физического развития в ДОУ
методическая разработка по физкультуре

Гарькуша Наира Геннадьевна

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_fizicheskogo_razvitiya_v_dou.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация физического развития в ДОУ

 

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Но определение физического развития не может существовать без правильно организованного физического воспитания.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении, в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Педагогический коллектив нашего детского сада работает по следующим принципам физической организации деятельности педагогов. Это:

o   принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

o   принцип комплексности и интерактивности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно – воспитательного процесса;

o   принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

o   принцип адресованной и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разно уровневого развития и состояния здоровья;

o   принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

 

Мы используем такие формы взаимодействия с детьми, как:

o   прогулки, походы;

o   Физкультурные занятия

o   гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

o   Дыхательная гимнастика

o   утренняя гимнастика, аэробика;

o   Физкультминутки

o   Динамические переменки

o   совместные досуги с родителями

o   спортивные праздники и развлечения;

o   Спортивные игры

o   Подвижные игры на воздухе и в помещении

o   Дни здоровья

o   Оздоровительный бег на воздухе

o   Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности

o   Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами (группы с 9ти часовым пребыванием)

 

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка

В саду имеются следующие оборудования: для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания – дуги, палки обручи, камушки, скакалки, мячи, бассейн, горка. Так же есть пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется площадка. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

 

Организованной формой в двигательном режиме является

физкультурные занятия. При проведении занятий воспитатель использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

В целях оздоровления организма ребёнка в группе проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика и точечный массаж, сухое обтирание, гимнастика на постели, уход за полостью рта.

Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.

Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:

o   Закаливание нужно проводить систематически, в течение всего года, с учетом сезонных явлений.  Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.

o   Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.

o   Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.

 

В воспитании детей применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача.

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшим воспитателем совместно с воспитателями разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Вале логический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем информацию в родительских уголках, в папках-передвижках (“Движение - основа здоровья”, “Как выработать у детей правильную осанку”, “Зимняя прогулка” и т.д.), консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Множество положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в “Весёлых стартах”, в игре “Зов джунглей” и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название “Семейные старты”, “Папа, мама, я- спортивная семья”.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма

Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического воспитания. поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Обратная связь на высказывание/ примечание

– Вот зеленая тропинка (ходьба в колонне по одному).

– А вдоль тропинки растут колокольчики (ходьба с высоким подниманием бедра).

– Ах, какие красивые одуванчики (ходьба с поочередным движением рук вверх – вниз).

– На пути появились кактусы (ходьба на носках, руки вверх, ладонь к ладони).

– А вот и вьюнок попался на пути (ходьба с приседом, руки согнуты в локтях).

– Вьюнка сменил загадочный плющ (ползание на четвереньках).

– Посмотрите, на небе появилась туча. Возможно, что сейчас пойдет дождь (бег в среднем темпе до 45 сек.).

– Ах, как замечательно бегать по лужам после теплого дождя (бег с забрасыванием голени 25 сек.).

– А теперь нам нужно перепрыгнуть лужи (прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед – 25 сек.)

– И вновь зеленая тропинка (ходьба в колонне по одному).

– Ребята, мы с вами оказались на сказочной цветочной поляне. А какой чистый воздух после дождя.

Дыхательное упражнение “Подыши одной ноздрей”.

Делаем вдох правой ноздрей, указательным пальцем левой руки закрываем левую ноздрю. Выдыхаем через левую ноздрю, а правую закрыть указательным пальцем правой руки (упражнение повторяется 4 раза.).

Основные виды движений:

o   Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками (проползти по мостику над горной рекой).

o   Прыжки через шнур справа и слева, продвигаясь вперед (преодолеть извилистую тропу).

o   Подлезание под дугу на четвереньках (пролезть под упавшим деревом).

o   Релаксация «Сон на полянке».

 

 Сейчас вам всем снится один и тот же сон. В этом сне вы видите, как лучики солнца пробиваются сквозь молодую зелень деревьев и освещают лесную полянку. Бабочки порхают с цветка на цветок. Трудолюбивый муравей несёт прутик для своего домика. Полюбуйтесь просыпающимся лесом, как красив он в солнечных лучах. Послушайте пение птиц: синицы поют синие песни, малиновки – малиновые. Всё живое радуется новому дню, пробуждению (пауза).( На счёт 1, 2, 3 дети просыпаются и встают).

Подвижная игра  «Северный и южный ветер».

Ход игры:

Среди играющих выбирается два водящих– одному привязывается на руку синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть. «Южный» же ветер размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить», как можно больше игроков и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.

Ребята, у вас здорово получается!

 Будьте осторожны!

Что бы сейчас хотели бы сделать?

В случае затруднения, воспитатель предлагает подышать воздухом.

А куда же, ребята, мы отправимся дальше? Вы готовы к приключениям?

А вы не боитесь трудностей?

Ответы детей

Я очень рада, дети, что вы умеете принимать такие решения!

Отлично, ребята, вы справились с этими трудными заданиями!

Ребята, а вы хотите отдохнуть?

Воспитатель предлагает сесть в позу «лотоса», опустить голову – «заснуть» под шум леса, голоса птиц).

 Здорово, все препятствия вы преодолели.

Ребята, какие вы ловкие и смелые!

Ребята, а вы хотите поиграть?

Ответы детей

А как нам выбрать водящего?

Дети предлагают выбрать водящего считалочкой.

Ребята, как весело вы играли в игру!

Методическая разработка «Современные технологии по физической культуре в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» г. Чебоксары

Основной задачей ДОУ  является гармоничное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Здоровый образ жизни – это основа физического и нравственного здоровья, при этом обеспечить укрепление здоровья детей можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Инновационные процессы, происходящие в сфере дошкольного образования в целом, касаются и образовательной области «Физическая культура». Для решения всех поставленных задач традиционных форм и методов работы по физическому развитию недостаточно, поэтому я использую в своей работе современные инновационные технологии. Инновационные технологии направлены на формирование двигательной деятельности детей. При этом необходимо уделять внимание развитию познавательных, исполнительских и конструктивных параметров двигательного действия ребенка. Я в своей работе использую современные инновационные технологии, которые направлены на решение задач образовательной области «Физическая культура».

Здоровье сберегающие технологии подразделяются на: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения здоровому образу жизни; коррекционные технологии (направленные на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки).

Цель здоровье сберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Ритмопластика - это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе. Ритмическая гимнастика укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть непосредственной образовательной деятельности в спортивных досугах и развлечениях, на прогулке, а в групповой комнате проводятся игры малой и средней степени подвижности. Они развивают быстроту бега, координацию движений, ловкость, выносливость и другие физические качества.

Гимнастика после дневного сна способствует плавному переходу от сна к бодрствованию. Основное содержание бодрящей гимнастики: общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

Релаксация проводится под спокойную музыку, под тексты стихотворений или спокойный, тихий рассказ педагога. Она направления на расслабление всех систем организма ребенка и проводится в заключительной части непосредственной образовательной, деятельности.

Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения мышц глаз и улучшает кровообращение. Проводится под тексты стихотворений. Дыхательная гимнастика – система дыхательных упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания. Точечный массаж способствует профилактики простудных заболеваний, укрепляет иммунитет, повышает жизненный тонус, способствует развитию речевых навыков и разработки мускулатуры.

Утренняя гимнастика проводится в традиционной форме (комплекс ОРУ, в игровой форме, в виде круговой тренировки, из подвижных игр с предметами и т. д. Развивает все группы мышц, укрепляет организм ребенка.

 

Фитбол - гимнастика – коррекционная, реабилитационная, современная технология, способствующая развитию координации движений, активизации дыхательной системы, правильной осанки. Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства: размер, цвет, запах и упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом. Также в своей работе я использую технологии сказкотерапии и игрового стрейчинга.

 

Технология проектной деятельности. Цель: Развитие и обогащение социального и личного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно – коммуникативные технологии. Цель: Развивать кругозор детей в реализации задач образовательной области «Физическая культура». Мир, в котором развивается современный ребенок коренным образом отличается от мира, в котором выросли мы. Предъявляются новые требования к дошкольному воспитанию, как к первому звену непрерывного образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет). Информационно - коммуникативные технологии способствуют активной, творческой, практической деятельности дошкольников в образовательном процессе. Технологии интегрированного обучения. Интегрированные занятия отличаются от традиционных использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют успешность и результативность, что в свою очередь дают дошкольнику преимущество в успешном обучении в школе. Каждый педагог творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при организации физического развития дошкольников совместно со школой

В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В ...

Формы организации физического развития детей раннего дошкольного возраста

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организаций целесообразного двигательного режима.Формы организации физического вос...

Использование здоровьесберегающих технологий при организации физического развития детей

Использование здоровьесберегающих технологий при организации физического развития детей...

Презентация организации физического развития детей

материал демонстрирует организацию  работы педагога по формированию ценностного отношения ребенка к здоровому образу жизни....

Организация физического развития детей в ДОУ

Что такое физическое развитие-понятиеНавыки выполнения физических упражненийОсновная цель сохранение и укрепление здоровья детейОрганизация двигательной активности в режиме дняЗакаливаниеСовместная ра...

Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...