Программа "Юный турист" для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Плахотнюк Жанна Валерьевна

Программа "Юный турист"

Календарно - тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план по туризму подготовительной группы

на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

1

1-сент

2.09

3.09

Оздоровительная роль туризма.

Беседа. Кто такие туристы. Туризм и его разновидности.  Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристических прогулках.

Просмотр видео «Кто такие туристы»

Просмотр видео «Виды туризма»

2

2

3

7.09

Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья».

Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, помощи престарелым, птицам и животным и пр.

1

3

4

9.09

Правила поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Капитан туристской команды: его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.

1

4

5

10.09

Практические занятия. Прогулка в парк (в лес, на лужайку) с целью закрепления знаний о правилах поведения на природе и выработки навыков наблюдательности.

1

5

6

14.09

Игра. «Угадай и расскажи».  

Игра «Мы туристы»

1

6

7

16.09

Игры «Угадай и покажи», «Мы собираемся в поход» (на участке д\с)

1

7

8

21.09

Прогулка по местности, ознакомление и выработка навыков наблюдательности. Правила поведения туристов в природных условиях.

1

8

9

23.09

Снаряжение туриста.

Беседа. Знакомство с туристским снаряжением. Личное снаряжение туриста. Рассматривание предметов туристского снаряжения.                                 

1

9

10-11

24.09

28.09

Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.

2

10

12

30.09

Практические занятия. Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке».

1

11

13-14

Окт

1.10

5.10

Сбор группы и прогулка по местности (окрестностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в туристских мероприятиях.

2

12

15-16

7.10

12.10

Эстафета с элементами соревнования:   а) «Пора в поход»                                         б) «Трудное препятствие»  в) «Найти конверт»   г) «Укладка рюкзаков».

2

13

17

14.09

КВН «Мы собираемся в поход»

1

14

15

18-19

15.10-19.10

20-21-22-23

21.10-26.10-28.10

29.10

Туристические должности.

 Беседа.Кто такие знатоки? Кем ты будешь в походе? Почему? Обязанности знатоков.

Игры - соревнования:

  • «Кто быстрее подготовит костер»,
  • «Вкусный обед»,
  • «Поставь палатку»,
  • «Лесные продукты».

2

4

16

24-25

Нояб

2.11-5.11

Туристская группа на туристской прогулке (экскурсии)

Беседы на тему:

Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.

2

17

26-27-28

9.11-11.11-12.11

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

3

18

29

16.11

Игра «Смотри, запомни, расскажи».

1

19

30-31

18.11-23.11

Азбука топографии

а) Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.

б) Знакомство с туристскими знаками.

Игра «Придумай свой знак»

2

20

32

25.11

Различие топознаков на рисунке и плане.            «Изготовление топографических знаков».

1

21

33

26.11

Игра «Турист – следопыт» (угадывание нарисованных следов животных и видов растений по листочкам)

1

22

34

30.11

Игра «Придумай свой знак»

1

23

35

Дек

2.12

Беседа на тему «Моя семья»:

а) С кем и где я живу (устный рассказ, рисунок).

1

24

36

7.12

«Наш детский сад» (мини-исследование)

а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).

б) Мой детский сад (экскурсия).

1

25

37

9.12

в) Участок детского сада.

«Наш микрорайон» (мини-исследование):

а) Наш микрорайон

( прогулки).  

1

26

38-39-40

10.12-14.12-16.12

Ориентирование по сторонам горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

3

27

41-42-43-44

21.12-23.12-24.12

28.12

Беседа на тему: План местности. Условные знаки.

Что такое компас? Для чего предназначен компас? Как работают с компасом?

Практическое занятие. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или района школы, пришкольного участка.

4

28

45-46

Дек/янв

30.12-11.01

Знакомство с компасом

2

29

47-48-49-50

13.01-14.01-18.01-20.01

Подвижные игры:

«По следам и приметам»,

«Верный глаз»,

«На поиски пропавшей экспедиции»,

«Будь внимателен»,

«Мы – следопыты»,

«Точно по карте»,

«Встречная разведка»,

«Секретный пакет»,

«Разберись сам».

4

30

51-52

25.01-27.01

Игра–соревнование на ориентировку по территории детского сада.

2

31

53

28.01

Собирайся в поход.

Азбука спортивно-оздоровительного туризма

Лыжный туризм

Правильный подбор лыж и лыжных палок юными туристами и их родителями. Управление лыжами. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах.

1

32

54-55-56

1.02-3.02-8.02

 Практические занятия. Подбор лыж и снаряжения для занятий на местности. Умение правильно одеваться для лыжной прогулки или занятий; умение надевать лыжи и палки. Управление лыжами на месте: поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочередное поднимание носков лыж; переступание на месте вокруг пяток и носков лыж.

3

33

57-58-59-60

10.02-11.02-15.02-17.02

Занятия на местности. Ходьба на лыжах без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба на лыжах ступающим и скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 600–700 м; игры на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом в рюкзачке до 1–2 кг; передвижение в среднем темпе.

4

34

61-62-63-64

20.02-24.02 -25.02-29.02

Лыжные прогулки. Соблюдение правил движения в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах. Наблюдение окружающих объектов природной среды (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и изучение искусственных объектов.

4

35

65-66

2.03-9.03

В гостях у доктора Айболита

 Оказание первой доврачебной помощи при

  • порезах, ссадинах, ушибах, мозолях
  • попадании в глаза посторонних предметов
  • ожогах и обморожениях
  • тошноте, рвоте (отравлении).
  • солнечном, тепловом ударе.

2

36

67-68

10.03-14.03

Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок

Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.

2

37

69-70

16.03-21.03

Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходимая первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).

2

38

71

23.03

Я и моё здоровье

Беседа о личной гигиене. Просмотр видео.

1

39

72-73

24.03-29.03

Практические занятия по профилактике сколиоза и плоскостопия

2

40

30.03

74

Комплексы упражнений по профилактике сколиоза и плоскостопия.

Игра «Съедобное, не съедобное»

41

75

Апр

4.04

Игра «Здоровая спина», «По узенькой тропинке»

42

76-77

6.04-7.04

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка

Общая физическая подготовка и оздоровление организма

Комплекс утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости.

2

43

78-79

11.04-13.04

Спортивные игры. Гимнастические упражнения.

                                   

2

44

80-81

18.04-20.04

Спортивные (в том числе народные) игры.

2

45

82-83

21.04-25.04

Собирайся в поход. Азбука спортивно-оздоровительного туризма

Пешеходный туризм.

Практическое занятие. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствий (без снаряжения).

2

46

84-85

27.04

Туристские узлы и их применение. Их свойства, назначение и применение юными туристами в туристских прогулках (походах).

1

47

86-87-88

2.05-4.05-5.05

Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению

3

48

89-90-91

11.05-12.05

16.05

Общая физическая подготовка и оздоровление организма Занятия на местности. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Спортивные (в том числе народные) игры.

3

49

92-93

18.05-19.05

Пешеходный туризм

Занятия на местности. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъемы. Движение по слабопересеченной и равнинной местности. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие. Преодоление естественных завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).

2

50

94-95

23.05-25.05

Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна). Естественное и искусственное препятствия. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствия. Правила безопасного преодоления препятствия. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Личное и командное, в том числе сквозное, прохождение дистанции полосы препятствий. Взаимодействие членов в спортивной туристской команде. Права и обязанности участника, юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.

2

51

96

30.05

Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью «маятника», спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам. Спортивный праздник «Мы – туристы».

2



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Выявленный в результате комплексного диагностирования средний уровень развития изучаемых показателей у детей на пороге перехода в школу не отвечает требованиям современной жизни и обосновывает необходимость применения новых подходов к использованию средств физической культуры, в частности средств туризма.   В изложенном опыте раскрыта предварительная работа по подготовке детей старшей и подготовительной к школе групп к туризму, методика проведения занятий и походов.

  Направленность программы - Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят.

  Актуальность  туризма: в  походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.

  Педагогическая целесообразность туризма – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая и др.                                                                                                                           В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера) ребёнок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость.  Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений в ходе походов. Значимые изменения происходят  в совершенствовании не только выносливости, а также силы, быстроты, координационных способностей.                                                                                                                
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.                                                                                                                            На радикальное изменение критического состояния здоровья и демографического положения направлена «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.», одобренная распоряжением Правительства РФ        от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р, представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. Концепция разработана на основе Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». В соответствии с этой концепцией Правительством РФ принят ряд федеральных целевых программ, которые рассматривают отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения России (В.И.Жолдак, А.В.Куприянов, 2004). «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовленности и физического развития детей. Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения, решающим условием формирования нового уровня культуры жизнедеятельности населения национальной и мировой культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни (В.К.Бальсевич,2002).                                                                                                                                                                                                         В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей (Р. Стеркина, 1996), что приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей (А. Б. Лагутин, 1994; И. М. Козлов, 1996 и др.). В связи с этим поиск такой формы организации физического воспитания, в которой на фоне высокого уровня двигательной активности, можно развивать познавательные способности и формировать личность ребенка, представляется целесообразным.   В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М. А. Васильевой написано: «В зависимости от… материально-технической оснащённости детского сада,…профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определённые изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения…». От сюда можно сделать вывод: совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет современной социально-экономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения средств и форм туризма (А. А. Остапец, 1995). Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
Все вышеизложенное определило
направление настоящей работы.                        

     Цель, которой совершенствование учебного процесса за счёт средств туризма. Разработка методических условий для реализации программы на основе туризма в процессе занятий физической культурой в детском саду.                                    

     Гипотеза: эффективность двигательной и функциональной подготовленности  в учебном процессе может быть существенно повышена за счет рационализации методики с преимущественным использованием средств и методов туризма в детском саду.                                                                                                                    Практическая значимость состоит в том, что преимущественное использование средств туризма на занятиях в детском саду  способствует повышению физической, функциональной подготовленности и индекса здоровья детей.

      Главной целью всех доступных для детей форм туризма  является оздоровление детей. Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

  • оздоровительные
  • учебные
  • спортивные
  • познавательные.

Кроме того, можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма: 

  • Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей  к занятиям  туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
  • Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься  туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.
  • Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует к подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

     

     Решение задач физического воспитания осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.
Таким образом, применение экскурсий, прогулок, прогулок – походов могут решать различные
задачи: 

  • оздоровление детского организма,
  • совершенствование двигательных навыков,
  • развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость),
  • развития координационных способностей,
  • развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,
  • развитие познавательных способностей – ознакомление с природой,
  • воспитание бережного отношения к ней,
  • изучение ближайшего социального окружения,
  • воспитание любви к родному краю.

На мой взгляд, целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста.  Выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Принципы детского туризма:

  • личностно-деятельный
  • диалогический
  • индивидуально-творческий
  • целесообразности
  • краеведческий
  • единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.

 В теории и практике туризма определены следующие его формы: 

  • прогулки,
  • экскурсии,
  •  походы,
  • путешествия.

Существуют и такие формы как:

  • слеты,
  • туристские соревнования.  

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени  (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
Туристская
экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристский
поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.                                                        Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978), в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм» (1985). В исследовании  Г.В. Шалыгиной (1977) используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» - предлагает М.А. Рунова (1988). Т.И.Осокина (1986) рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.Вавилова (1986) раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.                                                                                         Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

     К спортивному содержанию похода относятся:

  • естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
  • ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
  • автономное жизнеобеспечение,
  • туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

        Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок – походов, необходимо представить их  место в системе физического воспитания дошкольников.
Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:

1)        гимнастикой;

2)        подвижными и спортивными играми;

3)        спортивными упражнениями;

4)        простейшим туризмом (Д.В. Хухлаева, 1984; Т.И.Осокина, 1986).

Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня. К ней относятся – утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, физкультминутки; в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня.  В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы.

Известно, что необходимым условием нормального развития растущего организма является двигательная активность ребенка (А.Н.Крестовников, 1951; Н.А.Фомин, 1991). Причем, важное значение имеет организация двигательной активности детей на воздухе. В связи с этим, процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен предусматривать определенный научно-обоснованный режим, включающий двигательную деятельность в условиях пониженной температуры воздуха, что способствует повышению устойчивости организма к изменениям внешней среды.
Высокую оздоровительно-воспитательную ценность двигательной деятельности на открытом воздухе отмечали видные физиологи и педагоги (В.В. Гориневский, 1928; Е.Г. Леви-Гориневская, 1955). Именно поэтому во многих научных исследованиях ставится и положительно решается вопрос максимального использования эффекта рационального сочетания естественных сил природы и разнообразной двигательной деятельности детей. Целью одних исследований являлось изучение эффективности круглогодичного проведения отдельных форм организации физического воспитания на воздухе (М.П. Голощекина, 1970), других – возможность переноса всех организационных форм физического воспитания из помещения на участок детского сада (З.И.Ермакова, 1974), третьих – организация двигательной деятельности дошкольников в природных условиях (Т.И.Осокина, 1971; Е.Н.Вавилова, 1971; Г.В. Шалыгина, 1977). Результатом проведенных исследований было значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей. В связи с этим, стимулирование развития данного качества в дошкольные годы создает определенные предпосылки в подготовке ребенка к школе, к более успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987).

    Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.
Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста.

Содержание программы рассчитано на один год занятий, 171 час в год, с дошкольниками, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. (Программа Плахотнюк Ж.В.  рассчитана на 1 год обучения, 171 часа в год: подготовительная группа – 96 часов (по календарю); старшая группа – 75 часов (по календарю).  Изменение количества отведённых часов по программе обусловлено нормами СанПИНа (не более 2 – 2,5 часов в неделю для дошкольников).

Программа является вводной и ознакомительной в направлении «туризма», после завершения обучения по данной программе целесообразно продолжить обучение по другим туристско-краеведческим программам (спортивный туризм, спортивное ориентирование, туристы-проводники, юные экологи, юные  организаторы туризма, и т.д.)

    Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года занятий – 8-12 человек, 2-го и последующих лет (по вышеназванным, близким по теме программам туристско-краеведческого направления) – не менее 12 человек.

    Примерная учебная программа занятий рассчитана на 171 часа: подготовительная группа – 96 часов (по календарю); старшая группа – 75 часов (по календарю), с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов.  

   Учебная работа представлена познавательными и физкультурными занятиями:  - познавательные занятия проводятся один раз в неделю, как в помещении, так и на воздухе в форме бесед, дидактических игр, игровых заданий;   - физкультурные занятия, как и предписано традиционной программой (20 -25 мин в старшей группе и 25 – 30 мин в подготовительной группе), проводятся на воздухе один раз в неделю, которые мы тратим на занятие туризмом.

Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов, экскурсий, прогулок-походов, которые мы проводим  в осенние, зимние, весенние и летние  каникулы, дни здоровья.

   Каждая тема занятий должна предполагать как организацию активной оздоровительно-спортивной (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы; рисование природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов; экскурсии).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ В ДЕТСКОМ САДУ

№ раздела

Наименование разделов

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество часов

всего

теория

практика

всего

теория

практика

1

Туризм и туристы

8

4

4

8

4

4

2

Туристическое снаряжение

7

5

5

9

3

6

3

Туристические должности

4

2

2

6

2

4

4

Туристическая группа

5

2

3

6

2

4

5

Азбука топографии

8

3

5

8

4

4

6

Учимся ориентироваться

6

3

3

15

8

7

7

Я и моё здоровье

5

1

4

5

1

4

8

Собирайся в поход

Лыжный туризм

Пешеходный туризм

12

6

1

1

11

5

18

6

1

2

17

4

9

В гостях у Доктора Айболита

6

4

2

6

4

2

10

Общая спортивно- оздоровительная физическая подготовка

4

-

4

6

-

6

11

Общая физическая подготовка

4

4

3

-

3

Всего

75

26

49

96

29

65

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

№ раздела

Старшая группа

Подготовительная группа

1

1.Оздоровительная роль туризма.

Беседа.                                                Кто такие туристы. Туризм и его разновидности.  Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристических прогулках. Правила дорожного движения.

Просмотр видео «Кто такие туристы»

Просмотр видео «Виды туризма»

Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, помощи престарелым, птицам и животным и пр.

Практические занятия. Прогулка в парк (в лес, на лужайку) с целью закрепления знаний о правилах поведения на природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка в школу.

1.Оздоровительная роль туризма.

Беседа.                                            Кто такие туристы. Туризм и его разновидности.  Виды туризма (спелеотуризм, конный, на байдарках, путешествие на воздушном шаре, космический, межпланетный). Правила поведения туристов в природных условиях.  Правила поведения на привале.

Просмотр видео «Кто такие туристы»

Просмотр видео «Виды туризма»

Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов.

Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, помощи престарелым, птицам и животным и пр.

Практические занятия. Прогулка в парк (в лес, на лужайку) с целью закрепления знаний о правилах поведения на природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка в школу.

Игра. «Угадай и расскажи».  

Игра «Мы туристы», «Мы собираемся в поход»

Цель: закрепление знаний о разновидности туризма.

Игры «Угадай и покажи», «Мы собираемся в поход» (на участке д\с)

Игра «Мы туристы»

2

2.Снаряжение туриста.

Беседа.                                      Знакомство с туристским снаряжением. Личное снаряжение туриста. Рассматривание предметов туристского снаряжения. Укладка рюкзака.                                КВН «Мы собираемся в поход»

 Эстафета с элементами соревнования:   а) «Пора в поход»                                         б) «Трудное препятствие»                                в) «Найти конверт»                                               г) «Укладка рюкзаков».

 

2.Снаряжение туриста.

Беседа.                                    Знакомство с туристским снаряжением. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туриста. Специальное снаряжение туриста.  Уход за личным снаряжением.  Укладка рюкзака.

Сбор группы.

Эстафета с элементами соревнования:   а) «Пора в поход»                                         б) «Трудное препятствие»                                в) «Найти конверт»                                               г) «Укладка рюкзаков».

Практическое занятие по использованию туристского снаряжения.

Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.

КВН «Мы собираемся в поход»

3

3. Туристические должности.

Беседа.                                                           Кто такие знатоки? Кем ты будешь в походе? Почему? Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера:

  • «Кто быстрее подготовит костер»,
  • «Лесные продукты».
  • «Поставь палатку»,

3. Туристические должности.

Беседа.                                                           Кто такие знатоки? Кем ты будешь в походе? Почему? Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера:

  • «Кто быстрее подготовит костер»,
  • «Вкусный обед»,
  • «Поставь палатку»,
  • «Лесные продукты».

4

4. Туристская группа на туристской прогулке (экскурсии)

Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

Игра «Смотри, запомни, расскажи».

4. Туристская группа на туристской прогулке (экскурсии)

Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

Игра «Смотри, запомни, расскажи».

 

5

5. Азбука топографии

а)Беседа. Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.

б) Знакомство с туристскими знаками.

Игра «Придумай свой знак»

Игра «Турист – следопыт» (угадывание нарисованных следов животных и видов растений по листочкам)

Беседа на тему «Моя семья»:

а) С кем и где я живу (устный рассказ, рисунок).

«Наш детский сад» (мини-исследование)

а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).

б) Мой детский сад (экскурсия).

в) Участок детского сада.

«Наш микрорайон» (мини-исследование):

а) Наш микрорайон

( прогулки).  

Эстафеты соревновательного характера:

а) «Пора в поход».

б) «Разберись сам».

в) «Отметь на карте свое местонахождение».

г) «Что ты заметил?»

д) «Что тебе встретилось в пути?»

е) «Смотри, запомни, расскажи».

ж) Занятие по ручному труду

                                                     

6.Учимся ориентироваться                                   

План местности.

Условные знаки.

Ориентирование на листе бумаги:

Дидактическая игра                   «Найди место игрушке»

Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр листа бумаги.

Дидактическая игра                «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец)

Цель: уметь составлять план.

Дидактическая игра

«Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на реальные предметы, расставленные на столе)

Цель: знакомство с планом.

Дидактическая игра «Где план, а где рисунок?» Цель: научиться отличать план от рисунка.

Практическое занятие по составлению планов: «Составь план спальной комнаты, раздевальной комнаты».

Ориентирование в групповой комнате:

Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате»

Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.

Практическое занятие — экскурсия по групповой комнате с опорой на план

Дидактическая игра «Что есть в нашей комнате»

Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.

Ориентирование на территории детского сада:

Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.

Прогулка-поход по территории детского сада

Обследование участков всех групп.

Подвижные игры: «Найди и промолчи», «Кто больше соберёт», «Цветные автомобили», «Найди свой дом», «Где звенит?», «Чьё звено скорее соберётся!».

Игра–соревнование на ориентировку по территории детского сада.

5. Азбука топографии

Беседа. а) Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.

б) Знакомство с туристскими знаками.

Различие топознаков на рисунке и плане.            «Изготовление топографических знаков». Игра «Турист – следопыт» (угадывание нарисованных следов животных и видов растений по листочкам)

Игра «Придумай свой знак»

Беседа на тему «Моя семья»:

а) С кем и где я живу (устный рассказ, рисунок).

«Наш детский сад» (мини-исследование)

а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).

б) Мой детский сад (экскурсия).

в) Участок детского сада.

«Наш микрорайон» (мини-исследование):

а) Наш микрорайон

( прогулки).  

                                                     

Эстафеты соревновательного характера:

а) «Пора в поход».

б) «Разберись сам».

в) «Отметь на карте свое местонахождение».

г) «Что ты заметил?»

д) «Что тебе встретилось в пути?»

е) «Смотри, запомни, расскажи».

ж) Занятие по ручному труду

6.Учимся ориентироваться

План местности.

Условные знаки.

Беседа на тему: По каким признакам можно определить стороны горизонта? Что такое горизонт?

Цели:

  • познакомить детей с понятием горизонта;
  • учить определять стороны горизонта по солнцу;
  • учить определять стороны горизонта по местным признакам.

Прогулка «к горизонту».

Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу.

Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» (туристская прогулка в парк)

Беседа на тему: Что такое компас? Для чего предназначен компас? Как работают с компасом?

Знакомство с компасом

Цели:

  • познакомить детей с компасом;
  • учить определять стороны горизонта по компасу;
  • учить определять направление ветра по компасу, по солнцу.

Подвижные игры: «По следам и приметам», «Верный глаз», «На поиски пропавшей экспедиции», «Будь внимателен», «Мы – следопыты», «Точно по карте», «Встречная разведка», «Секретный пакет», «Разберись сам».

Игра – соревнование на ориентировку по территории детского сада.

7

7. Я и моё здоровье

Занятие «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Практические занятия по профилактике сколиоза и плоскостопия.  

Комплексы упражнений по профилактике сколиоза и плоскостопия.

Игра «Здоровая спина», «По узенькой тропинке»                                         Игра «Съедобное, не съедобное»

7. Я и моё здоровье

Беседа о личной гигиене.  Просмотр видео.                           Практические занятия по профилактике сколиоза и плоскостопия.                                           Игра «Съедобное, не съедобное»

Комплексы упражнений по профилактике сколиоза и плоскостопия.

Игра «Здоровая спина», «По узенькой тропинке»                                        

8

8. В гостях у доктора Айболита

Оказание первой доврачебной помощи.

  • порезах, ссадинах, ушибах, мозолях.
  • попадании в глаза посторонних предметов
  • ожогах и обморожениях
  • тошноте, рвоте (отравлении).
  • солнечном, тепловом ударе

Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок.

Игра «Айболит»

8. В гостях у доктора Айболита

Оказание первой доврачебной помощи.

  • порезах, ссадинах, ушибах, мозолях.
  • попадании в глаза посторонних предметов
  • ожогах и обморожениях
  • тошноте, рвоте (отравлении).
  • солнечном, тепловом ударе

Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок.

Игра «Айболит»

9

9.Собирайся в поход

Беседа. Что такое туристические узлы и для чего они нужны.         Практическое занятие: знакомство с палаткой и  рюкзаком. Знакомство с узлами.                                                        Игра  «Назови узел?»

9.Собирайся в поход

Азбука спортивно-оздоровительного туризма.

Лыжный туризм.

Пешеходный туризм.

Беседа. Одежда и обувь туриста. Практические занятия: укладка рюкзака, вязка простых узлов, раскладывание и складывание палатки, верёвочная КТД (контрольно-техническая дистанция)

10

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка 

Практические занятия по ОФП. Спортивные игры: бадминтон, городки, баскетбол, футбол. Спортивные упражнения: катание на санках, ледяных дорожках, лыжах.

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка 

Практические занятия по ОФП. Спортивные игры. Спортивные и гимнастические упражнения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение

1. Оздоровительная роль туризма

Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся. Что такое туризм, путешествие, поход, экскурсия, прогулка. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира) для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.

Практическое занятие. Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.

Правила поведения юных туристов

История и традиции выполнения общественно полезных дел юными туристами. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках. Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, помощи престарелым, птицам и животным и пр.

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу), рассказ о порядке хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.

Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома, на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте), участие в мероприятиях по ее улучшению и охране.

Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья».

Юные туристы – хорошие товарищи и коллективисты.

Подготовка и участие в туристских прогулках, экскурсиях; в спортивно-оздоровительных состязаниях, играх и соревнованиях.

Участие в подготовке, организации и проведении порученного объединению (звену, группе) задания по ходу экскурсии или туристской прогулки. Оформление впечатления о них под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др. Выполнение порученных заданий аккуратно, в срок, полностью и хорошо.

Правила поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Капитан туристской команды: его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.

Практические занятия. Прогулка в парк (в лес, на лужайку) с целью закрепления знаний о правилах поведения на природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы.

2. Личное снаряжение и уход за ним

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, участия в экскурсии: рюкзачок и требования к нему; обувь; требования к одежде (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены; требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.

Практические занятия. Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в туристских мероприятиях.

3.Туристические должности.

Беседы: Кто такие знатоки? Кем ты будешь в походе? Почему? Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера:

  • «Кто быстрее подготовит костер»,
  • «Вкусный обед»,
  • «Поставь палатку»,
  • «Лесные продукты».

4. Туристская группа на туристской прогулке (экскурсии)

Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

5. Азбука топографии

 Мой дом,  моя семья, мой детский сад, участок детского сада

Формирование представлений занимающихся о своем доме (квартире), детского сада; назначении и расположении различных комнат, кабинетов в здании детского сада и сооружений на участке детского сада.

Практические занятия. Экскурсия по зданию детского сада, кабинетам и другим помещениям.

Занятие на местности. Экскурсия на участок детского сада (знакомство с назначением различных построек и объектов).

 План местности

Рисунок и простейший план местности (детского сада, двора своего дома или своей улицы).

Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где их герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей). История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.

Практические занятия. Рисовка занимающимися плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.

Занятия па местности. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.

6.Условные знаки

Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.

Знакомство с изображением местности,  (ближайшего парка, леса). Юный топограф в туристской группе.

Практические занятия. Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Легенда туристского маршрута. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.

Занятие на местности. Составление легенды движения группы условными знаками.

Ориентирование по сторонам горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.

Практическое занятие. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или района школы, пришкольного участка.

7. Я и моё здоровье

Беседа о личной гигиене.  Просмотр видео. Практические занятия по профилактике сколиоза и плоскостопия.  Игра «Съедобное, не съедобное»

Комплексы упражнений по профилактике сколиоза и плоскостопия.

Игра «Здоровая спина», «По узенькой тропинке»   

Занятие «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

                                     

8. В гостях у доктора Айболита

 Оказание первой доврачебной помощи

Оказание первой доврачебной помощи при:

  • порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика;
  • попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь. Способы обработки;
  • ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обморожений и защита организма от мороза;
  • тошноте, рвоте (отравлении). Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание необходимой помощи;
  • солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнечного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания.

Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок

Правила и способы обработки ран, ссадин. Требования к правилам наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.

Практическое занятие. Игра «Айболит» (необходимая первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).

Индивидуальная и групповая медицинские аптечки

Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара (медика) группы.

Практическое занятие. Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.

9. Собирайся в поход. Азбука спортивно-оздоровительного туризма

Пешеходный туризм

Способы преодоления простейших естественных препятствий (без туристского специального снаряжения); организация движения группы в лесном массиве; преодоление простых водных преград (ручьев, луж), преодоление крутых склонов; движение по дорогам (дорожкам), преодоление спусков. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие.

Практическое занятие. Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствий (без снаряжения).

Занятия на местности. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъемы. Движение по слабопересеченной и равнинной местности. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие. Преодоление естественных завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).

Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна). Естественное и искусственное препятствия. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствия. Правила безопасного преодоления препятствия. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Личное и командное, в том числе сквозное, прохождение дистанции полосы препятствий. Взаимодействие членов в спортивной туристской команде. Права и обязанности участника, юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.

Занятия на местности. Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; туристские узлы; установка и снятие палатки; преодоление оврага (канавы) с помощью «маятника», спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.

Туристские узлы и их применение. Туристские узлы: прямой, проводник простой, ткацкий. Их свойства, назначение и применение юными туристами в туристских прогулках (походах).

Практические занятия. Вязка узлов по названию и по их назначению.

Пешеходные прогулки осенью и весной. Соблюдение правил движения в строю на маршруте и отдых на больших и малых привалах.

Наблюдение окружающих объектов природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и искусственной среды. Рассказы юных знатоков природы о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, животных, рельефе местности, водоемах и т.д., о сезонных изменениях в природе в парке (лесу). Организация бивака и перекуса на большом привале, проведение подвижных игр и конкурса знатоков. Уборка места организации привала.

 Лыжный туризм

Правильный подбор лыж и лыжных палок юными туристами и их родителями. Управление лыжами. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах.

Практические занятия. Подбор лыж и снаряжения для занятий на местности. Умение правильно одеваться для лыжной прогулки или занятий; умение надевать лыжи и палки. Управление лыжами на месте: поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочередное поднимание носков лыж; переступание на месте вокруг пяток и носков лыж.

Занятия на местности. Ходьба на лыжах без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба на лыжах ступающим и скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 600–700 м; игры на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом в рюкзачке до 1–2 кг; передвижение в среднем темпе.

Лыжные прогулки. Соблюдение правил движения в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах. Наблюдение окружающих объектов природной среды (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и изучение искусственных объектов.

10.Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка

Общая физическая подготовка и оздоровление организма

Комплекс утренней физической зарядки. Развитие общей и специальной выносливости, кроссовая подготовка. Бег с препятствиями и по пересеченной местности. Развитие функциональных возможностей занимающихся (гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание). Развитие силы. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.

Практические занятия. Обучение основам техники бега. Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Спортивные игры. Гимнастические упражнения.

Занятия на местности. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», прыжки в длину и высоту. Бег с препятствиями. Спортивные (в том числе народные) игры.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОМУ УРОВНЮ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

(модель выпускника ДОУ)

Знать:

- характерные признаки различных видов туризма

- свой организм – как он устроен

- о гигиене туриста

- правила питания

- особенности физической подготовки юного туриста

- ядовитые и несъедобные растения и грибы

- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения

     - что такое поход, малый и большой привал

     - что взять с собой в поход

     - что такое “нормы и правила поведения в природе”

     - дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных

     - правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки                                          - характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города)                                                                                         - характерные признаки топографической карты и туристической карты                                                                                                        - устройство компаса                                                                                                                 - стороны горизонта                                                                                                                            - около 10 условных топографических знаков                                                                               - кто такой исследователь природы

Понимать:

- какую пользу приносят походы и экскурсии

  - как пешеходный туризм влияет на природу                                                                             - роли зелёных растений в укреплении здоровья                                                                     - необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья

     - что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения    природы                                                                                                                                             - что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья                                                                                                                   - плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху                              - уменьшенное изображение предметов и объектов на листе бумаги: масштаб                                                                       - что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье                                                              - длительность периода “заживления ран” на земной поверхности

Уметь:

- применять свои знания о явлениях природы                                                                             - определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения                                                                             - определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения                                                                                                                                     - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики                                   - оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях                                    - укладывать рюкзак                                                                                                                                 - завязывать простейшие узлы                                                                                                           - выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении                                                                                                                                       - определять свою точку стояния на плане                                                                                   - рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических      знаков или своих значков                                                                           - определять север, юг с помощью компаса                                                                                - изображать основные условные знаки                                                                                         - определять место нахождения предметов на плане микрорайона                                            - выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов                                                                                              - выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян                           - заготавливать корм для птиц                                                                                                      - оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.)                                                                                                             - помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров”                                                                                                                                   - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.                                                  

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПОХОДОВ ДЛЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака.                                                                                                                              

Время года

Старшая группа

Подготовительная группа

Осеннее - зимний период

От 1 часа до 1,5 часа

От 1 часа до 1,5 часа

Весеннее – летний период

От 1 часа до 3-х часов

От 2 часов до 3-х часов

Расстояние

До 5 км

До 8км

Вес рюкзака

500 – 1000 гр.

1000 – 1500 гр.

Серьёзное внимание уделяется снаряжению. Снаряжение туриста делится на: личное (одежда, обувь, рюкзак, принадлежности для отдыха, сухой паёк), групповое (палатки, посуда, оборудование для организации стоянки – предметы коллективного пользования) и специальное (обусловленные спецификой вида похода и сложностью маршрута: шесты, канаты, средства передвижения – лыжи, санки).

Снаряжение туристов

Пеший

Лыжный

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки  

Палатки

Рюкзаки

Котелок

Аптечка

Коврики

Сухой паёк

Фляжки, кружки

Салфетки

Атрибуты для игр

Лыжи

Лыжные палки

Лыжная мазь

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки  

Рюкзаки

Аптечка

Сухой паёк

Термос с чаем

Салфетки

Атрибуты для игр

Содержание аптечки: вата, йод, 1% раствор марганца, сода пищевая, нашатырный спирт, бинт стерильный, бинт простой, зелёнка, настойка валерианы, жгут и шины, синтомициновая мазь, лейкопластырь, свинцовая вода.

Состояние ребёнка во многом определяет правильно выбранная одежда. Во избежание перегрева или переохлаждения одежда должна соответствовать сезону и погоде.

Одежда туристов

Тёплый период

Холодный период

Спортивная майка

Шорты

Кеды или кроссовки

Носки

Кепка или панама

На случай похолодания:  спортивный костюм или ветровка

Х\б майка или футболка

Х\б спортивный костюм

Тёплый спортивный костюм

Тёплые ботинки или войлочные сапоги

Вязаная шерстяная шапка

Куртка

Варежки + запасные

Х\б носки + шерстяные

Во избежание несчастного случая организаторы похода строго следуют инструкции по охране жизни и здоровья детей:

  • Издаётся приказ о выходе детей за пределы учреждения (заведующая).
  • Туристический поход с детьми проводится только после тщательного изучения маршрута.
  • В состав взрослых участников похода должно входить не менее трёх человек.
  • Количество детей не должно превышать 25 человек, а в лыжном сокращается до  15 человек.
  • Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде.
  • Во время переходов в черте города строго соблюдать правила дорожного движения.
  • Организаторы похода должны четко знать и выполнять свои обязанности во время похода и в ходе его подготовки.

 

Структура похода

Пеший

Лыжный

Построение, первый переход

Подгоночный привал, второй переход

Промежуточный привал, третий переход

Длительный привал

Сбор, построение

Первый переход, малый привал

Второй переход

Возвращение в учреждение

Построение

Переход до лыжни, лыжный ход

Длительный привал

Построение, проверка готовности к возвращению

Лыжный ход

Последний переход

Возвращение в учреждение

 

Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристическую прогулку. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути. При прохождении дистанции впереди идут более ослабленные дети: они регулируют темп. Сзади - физически более сильные дети: они не позволяют колонне растягиваться. Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния их здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение. Через 4 – 10 мин проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, подогнать длину лямок рюкзачка и т. д. Во время пути можно организовать не сложные препятствия, используя физкультурное оборудование (пройди сквозь обручи, перепрыгни с «кочки» на «кочку» и т. д.) Необходимо следить за качеством передвижения: спина прямая, дыхание ровное. Следующий привал – промежуточный. Он делается через 15 – 20 мин после подгоночного. Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями. В конце пути – большой привал. Организуется отдых, игры спокойного характера: на равновесие, метание, спрыгивание, подпрыгивание, запускание воздушного змея, лазание по верёвкам, развлечения. Можно организовать сбор природного материала для гербария или поделок, которые они будут делать в детском саду. Затем дети отдыхают и едят. Летом на ковриках, зимой на санках, которые везёт взрослый, привязав их вереницей за собой. Затем проводится общий сбор, и дети возвращаются домой, причём через 10 – 15 мин после начала обратного пути,  снова проводится промежуточный привал. На котором можно загадать детям загадки. По возвращении итоги не подводятся, так как дети устали, а пьют чай и отдыхают. А на следующий день проводится итоговая беседа, уточняют, что нового увидели и узнали дети. Предлагают им нарисовать, слепить, сделать поделки из природного материала и отразить свои впечатления о походе.

В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:

  • Спортивно – тренировочные. Эта разновидность предполагает прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута.
  • Краеведческие прогулки направлены на изучение особенности природного окружения родного края, они проводятся с целью экологического образования детей.
  • Развлекательные.  Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
  • Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена  в весеннее - летний и осенний период.

Я думаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. В нашем учреждении дети очень любят заниматься  туризмом, и эти занятия  продолжаются  в начальной школе, затем ребята  продолжить свои занятия в среднем звене, так как в нашем городе есть школы, которые занимаются туризмом. 

Вывод.

Я думаю, что занятия туризмом  имеют много преимуществ:                                                                                  Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.                                                                                                                                                         Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания.                                                                                                    В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.   Говоря  о высокой результативности и эффективности,  отмечается:                                                           1. Снижение количества простудных заболеваний.                                                                                   2. Повышение уровня двигательной активности.                                                                                     3. Снижение утомляемости.                                                                                                                       4. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.                                                                           5. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).                                                                                                                                 6. Улучшение качественных показателей технической подготовки.                                                              7. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).                                                                                                                                           Таким образом, можно сделать вывод о положительном  воздействии туризма на всесторонние  развития детей нашего учреждения.  Так как в  нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию  двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.                                                                                                                                      

Список литературы.

1.Анисимова Т. Г.  «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008. С. 8-17.                                                                                                                             2.   Белавина И.Г, Н.Г Найденская. Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. Планета – наш дом: учебн.     – М.: Лайда, 1995. – 228 с.                                                                                                                                                                3.   Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.    

4.   Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.  Бурашникова А. В.                                                                                                            5.   Зуева Н. Н.  Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 – 11.                                                                                                               6.   Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»   Москва «Просвящение» 2008 г.                                                                                                                 7.   Водолажская И.А. Программа занятий кружка "Мир вокруг нас" для подготовительных групп детского сада //Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. - Омск: Обл. ЦДЮТ, 1996, с. 23-25.                                                                                                                       8.   Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.                                                                                                                               9. Голицина Н. С.  Физкультурный калейдоскоп для дошкольников»Москва 2008.С.55-61.                                                                                                                                               10.  Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»  Волгоград  «Учитель» 2007 с. 136 – 146.                                                                                                        11.   Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень С.40-51.                                                                                       12.   Кочетова Н. П.  Фролова И. Ю.  Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. С. 8-9.                                                                                                                                13. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997.                                                                                               14.   Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: “Просвещение”, 1980. – С. 108.                                                                                                              15.   Куприна Л. Е. Экология, туризм, рекреация. Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест» № 9, 2003. Тюмень. С. 77-80.                                                                                                                                                                             16 .  Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с.

17 Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007. С.75-84.                                                                                                                                                       18.  Остапец А.А. Концептуальные положения программы "Школа - окружающий мир" //Краеведо-туристская работа с дошкольниками: Матер. науч.-практ. конф. М., 1995, с.7-9.                                                                                       19.   Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983.                                                                                                                                                20.   Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006.                                                                                                                                                21.   Рыжавский Г. Я. Биваки. М.: Ц Д Ю Т, 1995.                                                                                                                                                                       22.   Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.                                  

23.Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учеб.     пос. - Тюмень: Вектор Бук, 1999. - 16 с.                                                                                              24.   “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. КК ИПК РО-КДЮСШОР г. Красноярск 2005.                                                                                                          25.   Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 50-54.                                                           26.   Энциклопедия туриста. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.    

 27.  Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы:  «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...