Программа по плаванию для дошкольников "Дельфиненок" 3-4 года
рабочая программа по физкультуре (младшая группа)

Лопатина Анна Юрьевна

Программа по плаванию для инструкторов по ФИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по плаванию38.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа №1586"

Принята на заседании педагогического совета

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

 __________________   Е.В. Силкина

«___»_____________________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Плавание. 3-4 года»

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 3-4 года

Срок реализации программы: 9 месяцев

Автор-составитель программы:

 Лопатина А.Ю.

педагог дополнительного образования                                                                        

                                                 Москва – 2021-2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность программы

 оздоровительная-спортивная.

        Уровень программы

Ознакомительный

        Актуальность программы                                                                                                    Плавание - один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонично развивает все группы мышц, формирует осанку, тренирует дыхательную и сердечно – сосудистую систему, положительно влияет на нервную систему.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Среди многих видов спорта, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность.                              

Отличительные особенности. Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии – одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания

Педагогическая целесообразность

Укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной и др.)                                          Формирование произвольной регуляции движений.                                                   Формирование плавательных навыков.

Цель и задачи программы

Цель программы: обучающего научить плавать – дать специальные знания, умения, навыки, научить действиям в воде. При непрерывном обучении в условиях образовательного учреждения, достигается наиболее высокий уровень обучения детей плаванию.

Задачи программы:

Обучающие: Обучения основам техники всех способов плавания, овладение жизненно необходимым навыком плавания.

Развивающие: Укреплять здоровье, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков, расширение двигательного опыта. Совершенствование функциональных возможностей организма.

Воспитательные: Воспитание моральных и волевых качеств. Формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия.

Категория обучающихся по программе

Возраст обучающихся в программе: 3-4лет.

Сроки реализации программы:

 программа рассчитана на 9 месяцев (34 недель - 65 занятий)

Форма и режим занятий:

Форма обучения: групповая, численный состав группы 6-8 чел.

Режим занятий: 

2 раза в неделю по 30 мин.

Планируемые результаты реализации программы:

  Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии – одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания.

Личностные результаты - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.                    

 Предметные результаты - ученик научится:  ориентироваться в понятиях «режим дня», характеризовать роль и значение утренней зарядки, , закаливания, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма, ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой, организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми , соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий. Ученик получит возможность научиться: - характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Ученик получит возможность научиться, сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение учащиеся овладеют основами плавания: научатся держаться на воде, нырять, плавать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, работать руками и ногами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

№ п/п

Содержание занятий

Количество часов

Всего

Теорет. сведен.

Практические занят.

1.

Теоретическая подготовка

2

2

0

2.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

2

2

0

3.

Общая и специальная физическая подготовка

7

0

7

4.

Практическая подготовка

38

0

38

5.

Обучение

7

2

5

6.

Совершенствование

7

0

7

7.

Тестовое занятие

2

0

2

             Итого:

65

6

59

Содержание учебно-тематического плана

                        Теоретическая подготовка

Правила техники безопасности в воде, правила поведения в закрытых и открытых водоемах. Гигиенические требования при посещении бассейна. Закаливание организма. Физические упражнения и здоровье человека. Полезные и вредные привычки.

                       

                          Физическая подготовка

Занятия проходят в зале сухого плавания.

Строевые упражнения:

  • построения – в колонну, в круг, стайкой, врассыпную;
  • перестроение – парами, в колонну по два, в несколько кружков, нахождения своего места в строю;
  • повороты – по примеру воспитателя, используя зрительные ориентиры.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ):

  • для развития рук и плечевого пояса – исходное положения руки на пояс, к плечам, за спину, вниз, в стороны;
  • для мышц туловища – исходное положение стоя, стоя на четвереньках, сидя на стульях, скамейке, на полу ноги вместе, ноги врозь, лежа на животе;
  • для мышц ног – исходное положение стопы параллельно, ноги вместе, широко врозь.

Движения выполняются в ОРУ на 2 счета, движения носят имитационный характер.

Упражнения для специальной подготовки

Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками. Посещение занятий старших групп.

Спуск в бассейн с поддержкой и без.

Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т. д.

Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.

Действия с предметами: обручем, мячом, плавательной доской, палкой, поплавком, различными игрушками (плавающими, тонущими, надувными).

Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей», дуть на воду.

Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно (идти на руках, на плавательную доску, без опоры, работая ногами как при плавании способом кроль).

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

– входной контроль (личная олимпиада);

– промежуточный контроль (математическая карусель);

– итоговый контроль (олимпиада).

Входной – проводится с целью определения уровня развития детей.

Итоговый контроль осуществляется с целью определения уровня сформированных навыков сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение, владеть основами стилями плавания: держаться на воде, нырять, плавать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, работать руками и ногами.

Формы подведения итогов реализации программы:

Научить, не бояться воды, самостоятельно входить в нее, безбоязненно играть и плескаться. Делать выдох на границе воды и воздуха. Научить кратковременно, держаться и скользить на воде, выполнять плавательные движения ногами, пытаться делать выдох в воду.

Контрольное тестирование

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Погружение лица в воду.

Погружение головы в воду.

Продвижение в воде

Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.

Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).

Упражнение «Крокодильчик».

Выдох в воду

Вдох над водой и выдох в воду.

Прыжки в воду

Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.

Лежание

Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. Скользить по поверхности воды.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации учебного процесса.                                                                                                         Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Плавание»

Спортивный зал

1. Мячи разных размеров

2. Гимнастические палки

3. Обручи

4. Скакалки

Бассейн

1. Плакат «Правила поведения на воде»

2. Плакат «Правила поведения в бассейне»

3. Иллюстрации с изображением водных видов спорта

4. Картинки с изображением морских животных

5. Картинки, схемы, иллюстрирующие различные способы и стили         плавания

          6. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы

7. Комплексы дыхательных упражнений

8. Плавательные доски

9. Плавающие игрушки, предметы разных форм и размеров

10. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров

11. Надувные круги разных размеров

12. Нарукавники

13. Очки для плавания

14. Поролоновые палки (нудлсы)

15. Мячи разных размеров

16. Обручи плавающие и с грузом

Методическое обеспечение.

  1. Плакат
  2. Инструкции по правилам поведения на воде
  3. Инструкции по правилам поведения в бассейне
  4. Иллюстрации с изображением водных видов спорта
  5. Картинки с изображением морских животных
  6. Комплекс дыхательных упражнений
  7. Задания и упражнения:

1.Лежание на груди. Инвентарь: надувные игрушки, нарукавники. Выполнить упражнение «звезда» на груди. Положение тела - горизонтальное, руки - в стороны, ноги - врозь (прямые). Уровни освоения: высокий - правильно выполняет упражнение; средний - лежит на воде с поддерживающими предметами (надувные игрушки); низкий - боится лечь на воду (не выполняет упражнение).                                                                                                2.Лежание на спине. Инвентарь: надувные игрушки, нарукавники. Выполнить упражнение звезда на спине. Положение тела - горизонтальное, руки - в стороны, ноги - врозь (прямые). Уровни освоения: высокий - правильно выполняет упражнение; средний - лежит на воде с поддерживающими предметами (надувные игрушки); низкий - боится лечь на воду (не выполняет упражнение).                                                                                                                                                                                  3.Ориентировка в воде с открытыми глазами. Инвентарь: тонущие игрушки. Собрать предметы, разбросанные по бассейну. Уровни освоения: высокий - 3 предмета на одном вдохе; средний - 1 предмет на одном вдохе; низкий - не выполняет упражнение (ни одного предмета).                                                                                                                                  4.Погружение в воду с задержкой дыхания. Держась за поручень, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду. Уровни освоения: высокий - безбоязненно выполняет упражнение, находится в таком положении в течении 3 секунд; средний - погружает в воду только лицо, находится в таком положении менее 3 секунд; низкий - не выполняет упражнение (боится полностью погрузится под воду).                                                                                                                                                                                     5.Выдохи в воду. Держась за поручень, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду - выполнить выдох. Губы при выполнении выдоха немного вытянуты вперед, напряжены («трубочка»). Выдох должен быть равномерным, непрерывным, полным, выполняется одновременно через рот и нос. Уровни освоения: высокий - правильно выполняет упражнение; средний - не полностью выполняет выдох в воду (заканчивает его над водой); низкий - не выполняет упражнение (боится полностью погрузиться в воду, выполняет выдох, опустив воду только губы).                                                

6. Погружение в воду с задержкой дыхания (упражнение «Поплавок» в комбинации). Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, подтянуть колени к груди и обхватить их руками, голову опустить вниз к коленям - всплыть на поверхность, держаться на воде в таком положении (в комбинации). Спина должна появиться на поверхности. Уровни освоения: высокий - правильно выполняет упражнение, находится в таком положении в течении 5-7 секунд; средний - выполняет упражнение, находится в таком положении менее 5 секунд; низкий - не выполняет упражнение (боится полностью погрузится под воду). Многократные выдохи в воду. Держась за поручень, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду - выполнить выдох. Губы при выполнении выдоха немного вытянуты вперед, напряжены («трубочка»). Выдох должен быть равномерным, непрерывным, полным, выполняется одновременно через рот и нос. Уровни освоения: высокий - правильно выполняет упражнение, делает 5-7 выдохов; средний - правильно выполняет упражнение, делает 3-4 выдоха; низкий - правильно выполняет упражнение, делает 2 выдоха.                                                                                                                                  

Список литературы

      1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.

2. М. Рыбак, Г. Глушкова, Г. Поташова «Раз, два, три, плыви» методическое

пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, обруч, 2010г.

3. А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова Система обучения плаванию для детей

дошкольного возраста Санкт-Петербург 2011г.

4. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина Обучения плавания в детском саду

Москва: Просвещение, 1991г.

5. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт,

2000.

6. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. - М.1985г

7. Меньшуткина Т.Г. Учет возрастных особенностей при занятиях в воде. -

СПб:ГАФК, 1996

8. Меньшуткина Т.Г. Методика обучения плаванию: Лекция-СПб ГАФК, 1999

9. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология. - СПб: 2001

10.Васильев В.С. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1989

Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. - М., Советский спорт,1990

11.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1998

12.И.Л. Ганчар Плавание - теория и методика преподавания,1998 г.

Л.П.Макаренко Плавайте на здоровье,1998 г.; Л.П. Макаренко «Учите плавать

малышей», М., ФиС ,1985г.

13.Федчин В.М., Литвинов А.А Как научить своего ребенка плавать. -

СПб:Нептун, 1992  

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

программа по плаванию Осьминожки

Программа по плаванию для детей дошкольного позраста....

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

Конспект занятия по плаванию к Новому году

Во время занятия в основной части, раздается стук в дверь. Инструктор обращает внимание детей. Сюрпризный момент!!!......входит Дед мороз......

Методическая разработка На тему: «Ранее плавание от 1 года до 3-х лет»

Пояснительная записка.Основной направленностью общеразвивающей программы «Мама малыш» является, оздоровление, закаливание и ознакомление ребенка с плаванием. Программа предполагает организ...

Рабочая программа по обучению плавания 3-4 года

Рабочая программа расчитана на многолетнюю подготовку воспитанников. Данная программа разработана с сентября по май. Из расчета 1 занятие в неделю....