Рекомендации для педагогов по осовению детьми основных видов движений
материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акобян (Лавренчук) Наталья Александровна

Индивидуальная работа с детьми не высоккого уровня физического  развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_osvoeniyu_ovd.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по освоению детьми основных видов движений

Упражнения для обучения детей бегу и развития выносливости

2-3 года

Используют следующие виды бега:

  • произвольный по площадке;
  • с ленточками;
  • стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику и т.д.;
  • возить за собой машины, каталки, коляски;

Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге.

Многие упражнения основаны на имитациях:

  • «Самолеты»;
  • «Лошадки»

Можно предлагать интересные игровые задания типа:

  • «Добежать до дерева»; «Обежать пенек» и др

При обучении бегу большое значение имеет пример педагога, поэтому он должен участвовать в играх и выполнять бег вместе с ребёнком. При необходимости бежит впереди детей, увлекая их за собой.

Широко используется игровой образ. В играх малыши могут бегать непрерывно в течение 30–40 с. Не рекомендуется давать детям задание бегать поочередно. Когда движение выполняют одновременно все, в него включается каждый ребенок.

Педагогу необходимо помнить, что в данном возрасте бег одного ребенка мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе. Такая ситуация требует от педагога большого внимания и контроля, чтобы дети, сохраняя направление бега не наталкивались друг на друга.

На данном этапе важно научить детей:

  • бегать в определенном направлении, не наталкиваясь друг на друга;
  • использовать все пространство зала или площадки;
  • реагировать на сигнал и указания педагога.

3-4 года

К упражнениям добавляется бег:

  • в колоне по одному;
  • друг за другом по кругу;
  • змейкой между предметами;
  • между двумя линиями;
  • меняя направление;
  • широким шагом;
  • семенящим шагом;
  • по диагонали;
  • чередовать бег с ходьбой;
  • бег врассыпную с ловлей и т.п.

Широко используется игры, такие как:

  • «Кошка и мышки»;
  • «Догони – догони»;
  • «Воробушки и автомобиль»;
  • «Птички»                                                                                                                      

В этом возрасте детей еще не обучают определенным способам бега. Главным остается формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями других, не сталкиваться во время встречного бега, не наталкиваться на предметы, обегать их.                                                 Так же необходимо научить детей координировать движения рук и ног в разных видах бега, энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе, оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.).

При обучении бегу значение имеет пример педагога. Поэтому педагог продолжает выполнять задание вместе с детьми, при этом обращая их внимание на легкость бега, координацию движений.                                            Широко применяются игровые упражнения, имитация, зрительные ориентиры, музыкальное сопровождение. Ведущим является метод показа сопровождающийся словесным методом.

4-5 лет  

В возрасте 4-5 лет детей начинают обучать определенным способам бега. Специальные упражнения, используемые при обучении бегу, направлены на решение двух задач: развитие прямолинейности бега и навыка поднимания бедра. Для обучения прямолинейности бега используется бег «по коридору» (ширина 50 см). Подъему бедра способствует бег с преодолением препятствий (начерченные линии, положенные на пол веревки, невысокие предметы, барьерчики). Постепенно дети учатся выполнять быстрый бег, 2–3 раза пробегая 10 м с небольшими перерывами. В этой группе каждый ребенок может быть ведущим в колонне и выполнять непрерывный бег в течение 1,5 мин.                                                                                                           Детям 4–5 лет доступны такие виды бега, как:

  • бег в спокойном темпе;
  • скоростной бег;
  • бег с препятствиями;
  • бег со сменой темпа;
  • бег с изменениями направлений (челночный бег);
  • бег парами.

При обучении элементам техники бега применяются:

  • бег с высоким подниманием бедра;
  • с «захлестыванием голени назад»;
  • семенящий бег;
  • бег прыжками;
  • бег широким шагом и др.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Широко используется бег в подвижных играх.                                                     В средней группе по мере освоения бега повышаются требования к его технике. Особое внимание педагог должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

Педагог следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. Следует напомнить о том, что у детей при беге в колонне должны быть несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

5-6 лет

Упражнения в беге для детей старшей группы усложняются. К уже разученным видам бега добавляется бег:

  • на носках короткими и частыми беговыми шагами;
  • широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями руками;
  • в сочетании с подлезанием, перепрыгиванием, прыжком вверх;
  • вверх и вниз по доске, положенной наклонно;
  • наперегонки (вдвоем – втроем);
  • бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони;
  • бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников имеют подвижные игры с ловлей и убеганием, бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее). Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20–30 м или повторяют 3–4 раза быстрый бег на10 м.

Особое внимание обращается на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стоп. Последовательность игровых упражнений включает также отработку активного подъема бедра вперед–вверх, прямолинейности передвижения. Важная роль отводится темпу выполнения бега. Дети соревнуется в беге на скорость на дистанции 20–30 м. В подвижных играх непрерывность бега доводится до 2 мин.

6-7 лет

1. Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.

2. Чередование основных движений: ходьба - прыжки, прыжки - приседания.

3. Изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.

4. Изменение интенсивности движений: ходьба - бег интенсивный, бег медленный - бег с ускорением.

Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения используется:

1. Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз.

2. Бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад.

3. Бег с ускорением.

Для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:

1. Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);

2. Бег скрестным шагом по обручам.

При выполнении упражнений:

. 1.Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение.

2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления.

3. Упражнения не должны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого "скоростного барьера".

4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.

Упражнения для обучения прыжкам и развитию силы ног

2-3 года

  • умение прыгать и подпрыгивать выражено слабо;
  • прыжковые движения сводятся к ритмичным приседаниям, сгибанием и выпрямлением туловища.
  • самостоятельно спрыгивать с высоты (прыжок в глубину) 1–15 см, но приземление они осуществляют на прямые ноги и всю ступню;
  • подпрыгивают на месте, слегка отрывая ноги от почвы.

В 2-3 года основное внимание уделяется подпрыгиванию на двух ногах. Детям предлагают достать игрушку, до которой надо допрыгнуть, попрыгать, «как мячики», «как зайчики».  Дети перепрыгивают через линию, начерченную на полу, через веревку, положенную на пол, затем перепрыгивают через две линии, начерченные параллельно (на расстоянии 10–15 см друг от друга).

При выполнении спрыгивания можно поддерживать ребенка за одну руку, показывать, как следует приземляться сразу на обе ноги и на всю ступню.

Педагогу важно помнить, что выполнение прыжков требует согласованной работы многих групп мышц, сложной координации движений. На 3–м голу жизни эти качества развиты у ребенка еще очень слабо. Продолжается формирование костей, мышц и связок нижних конечностей. Стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю ступню, на прямые ноги. Такое жесткое приземление сопровождается неприятными для него ощущениями и может привести к образованию плоскостопия.

                                                                                                                                                                               

3-4 года                                                                                                                                                                                    

  • подпрыгивать на месте: отрыв ног от почвы становится более заметным;
  • малыши, прыгая слегка, продвигаются вперед;
  • прыжок вперед с места  одновременное отталкивание обеими ногами ;
  • на данном возрастном этапе для прыжка в длину характерно появление подготовительной фазы движения, которая еще носит черты общей двигательной реакции, а не целенаправленной подготовки к прыжку. Например, подражая взрослым, ребенок покачивает руками вперед–назад, а затем прыгает независимо от движений рук или с опущенными вниз руками.

В данном возрасте совершенствуют навыки подпрыгивания. Дети:

  • подпрыгивают на месте;
  • подпрыгивая, слегка продвигаются вперед;
  • во время подпрыгивания касаются головой поднятой руки педагога, пытаются позвонить в колокольчик, ударить в бубен.

Эти упражнения учат ребенка подпрыгивать повыше, взмахивать руками в прыжке. Параллельно с подпрыгиванием на месте, подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед (1,5–2 м). Самостоятельное спрыгивание начинается с невысоких кубов (10–15 см), затем дети спрыгивают с невысокой скамейки (10–15 см). Основной задачей при обучении спрыгиванию является мягкое приземление.                                                            Важно упражнять малышей в энергичном отталкивании двумя ногами одновременно. С этой целью дети учатся перепрыгивать через «ручеек», «дорожки», ширина которых постепенно увеличивается до 40 см.

Во второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков – приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка – исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания. При обучении отталкиванию, следить за тем, чтобы дети подпрыгивали, сильнее отталкивались, не сгибая колени. При приземлении следует избегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению на спину.

4-5 лет

  • спрыгивают дети с высоты 20 см. При приземлении произвольно сгибают ноги и сохраняют устойчивое равновесие;
  • прыжок в длину с места у детей пятого года жизни имеет более четкую структуру, однако его выполнение характеризуется рядом особенностей.

В средней группе по–прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки, спрыгивания и прыжки в длину с места. Подпрыгивание усложняется разнообразными заданиями:

  • подскоки с поворотом налево, направо, вокруг себя;
  • подскоки в положении ноги вместе, ноги врозь;
  • подскоки на двух ногах с продвижением вперед и т.д.

Подпрыгивания на одной ноге: каждый подпрыгивает на одной ноге столько, сколько сможет.

  • из полуприседа выпрямиться, подняться на носки – для отработки правильного исходного положения в подготовительной фазе прыжка;
  • подняться на носки со взмахом рук вперед – умение сочетать с отталкиванием взмах руками вперед-вверх;
  • прыжки через препятствие (плоский обруч, кубик) – для освоения оптимальной траектории прыжка;

Педагогу необходимо обращать внимание на глубину приседа при приземлении – он не должен быть глубоким. При спрыгивании необходимо следить за тем, чтобы дети спрыгивали вниз и только чуть–чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибали ноги. Во время подпрыгивания педагог напоминает детям, что туловище следует держать прямо, смотреть вперед, при приземлении не наклоняться. Следить за дыханием детей: дети должны дышать ровно, ритмично.

 5–6 лет

  • дети начинают понимать взаимозависимость двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем выше/дальше прыгнешь;
  • самостоятельно занимают удобное исходное положение: исходное положение становится выраженным;
  • взмахивают руками во время отталкивания;
  • могут принимать в полете более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением;
  • сохраняют равновесие в полете;
  • устойчиво приземляются.

Дети выполняют знакомые, с усложнёнными элементами и новые виды прыжков. Виды подпрыгивания становятся более разнообразными. Дети совершают во время подпрыгивания дополнительные движения ногами; с ноги на ногу; с поворотом в прыжке; с разнообразными движениями рук.                                                                                                          Прыжки на одной ноге:

  • на месте;
  • с продвижением вперед, назад, влево, вправо.

Многократное выполнение подскоков применяется как упражнение на выносливость – дети подпрыгивают подряд 30–40 раз.                                                                                                                           Упражнения в спрыгивании сочетается в этом возрасте с другими упражнениями, чаще всего на равновесие при ходьбе по скамейке, бревну. Высота предметов для спрыгивания увеличивается до 30 см. Учить спрыгивать в определенное место (за линию, в круг, обруч), выполнять прыжок-отскок в момент приземления. Это требует от ребенка точности движений, определенного уровня развития скоростно-силовых способностей, совершенствованием прыжка в длину с места, прыжок в высоту с разбега и через вращающуюся скакалку.

Необходимо обучать детей маховым движениям, объясняя и показывая, что это действие увеличивает дальность полета. Для этого детям даются упражнения с дополнительными движениями: ноги вместе, врозь, скрестно и т.д.

При прыжке в длину с разбега важно учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Положительный эффект дает введение ориентира, размещенного на 5–7 см дальше предыдущего прыжка.

6–7 лет

На данном возрастном этапе совершенствуются все виды прыжков. Прыжки вверх у детей достаточно мощные, и поэтому усложняются задания:

  • повернуться во время прыжка кругом,
  • выполнить прыжок из глубокого приседа и т.д. 

Чтобы прыжок был как можно выше, детям предлагают в высшей точке полёта максимально подтянуть к груди колени согнутых ног, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.

Такие же требования ставятся и при прыжке в глубину: спрыгнуть спиной вперёд; спрыгивая с высоты, попадать в определенное место, например, за линию, начерченную перед скамейкой или другим предметом, с которого дети спрыгивают, на расстоянии 15–20 см. Такие задания требуют от детей умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в определенное место. Высота предметов, с которых дети спрыгивают, не должна превышать 30–40 см.

Усложняются прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Даются прыжки по доске или скамейке:

  • с зажатым между ног предметом;
  • боком через линию, продвигаясь вперёд;
  • змейкой; вверх и вниз по доске, положенной наклонно.

Чтобы приучить детей отталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры: черта или флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть или перепрыгнуть через них.

Помогает акцентировать внимание на достаточной высоте взлета преодоление в прыжке невысокого (10–15 см) препятствия, впрыгивания обеими ногами одновременно или одной на два положенных друг на друга мата или другое возвышение.

В качестве дополнительных упражнений целесообразны прыжки через разложенные на полу, примерно на расстоянии 60–80 см друг от друга (а при беге 100 см) малые набивные мячи или большие мешочки с песком. Дети прыгают через 4–5 мячей последовательно на двух ногах вместе либо шагами с ноги на ногу.

Педагог, с помощью правильно подобранных упражнений, должен добиться, чтобы дети в разных видах прыжков достигли легкости и ритмичности движений.

Упражнения для обучения метанию и развитию силы рук

2-3 года

  1. необходимо научить брать, держать и переносить мяч двумя, а затем одной рукой.
  2. подготавление ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из–за головы. Основная цель этих упражнений – научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.
  3. Затем ачинать осваивать бросок мяча вперед–вверх и бросок мяча педагогу. Чтобы научить малышей умению оценивать направление движения мяча и проявить необходимые при этом мышечные усилия дается упражнение по скатыванию мяч с невысокой горки.

Регулярное выполнение разнообразных заданий одной и двумя руками подготавливает малышей к усвоению разных способов метания.

Содержание упражнений для детей первой младшей группы (2–3 лет):

  • катание мяча с горки или ската и бег за ним;
  • катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя;
  • катание мяча друг другу с расстояния 1–1,5 м;
  • бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх;
  • бросание мяча педагогу;
  • бросание большого мяча двумя руками через веревку;
  • бросание маленького мяча одной рукой (правой и левой) через веревочку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1–1,5 м.

Большое место в работе с малышами занимает катание мяча. Дети должны научиться энергично отталкивать мяч в любом, затем в определенном направлении. Педагог должен добиваться от детей одновременного отталкивания мяча обеими руками, особенно активны при этом должны быть пальцы рук и кисти, при необходимости неоднократно показывая это движение тем, кто затрудняется.

 3–4 года

Доступным упражнением с мячом для детей 3-4 лет относится прокатывание мяча. Дети учатся прокатывать мяч в прямом направлении, друг другу, в ворота. Прокатывание из различных исходных положений сидя ноги врозь, сидя на пятках, стоя ноги врозь. Упражнения для обучения прокатыванию мяча в прямом направлении:

  • прокатывание мяча прямо от ориентира;
  • прокатывание мяча, по скамейке придерживая его рукой;
  • скатывание мяча по наклонной скамейке;
  • прокатывание мяча в ворота;
  • прокатывание мяча между предметами, поставленными на ширине 60 см.
  • прокатывание мяча в цель (боулинг) и т.д.

Далее осваиваются бросание мяча вверх, вперед–вверх, педагогу, в стену, о землю (в пол) и т.д. Самые сложные упражнения для детей 3–4 лет – это метание мячей в цель и на дальность. С этой целью в работе с младшими дошкольниками применяются такие упражнения, как:

  • попадание мячом в корзину,
  • попадание мячом обруч,
  • сбивание кеглей и др.

При прокатывании, бросании и ловле мяча вводится выполнение упражнений в парах. Детей учат бросанию мяча двумя руками разными способами: от груди, из–за головы, добивается выполнения броска указанным способом. Проводятся подвижные игры с мячом.

При выполнении прокатывания желательно, чтобы малыши не присаживались на корточки, а стояли, наклонившись вперед. Метание вдаль дети выполняют произвольно. При метании вдаль педагог учит детей придавать мячу правильную траекторию метания. При выполнении броска вверх педагог постоянно напоминает детям, что сначала надо невысоко подбрасывать, а когда упражнение получится, можно бросить и повыше. При ловле мяча, обращает внимание детей на то, что при броске вверх удобнее ловить мяч снизу, в подставленные ладони, с расставленными (свободно) в стороны пальцами; мяч, брошенный вниз, легче поймать, обхватывая его с обеих сторон. Если мяч подскочил слишком высоко, то его можно поймать, подставляя ладони снизу.

 4–5 лет

Дети данного возраста делают некоторые успехи в ловле предметов, не так напряженно встречают летящий мяч, стараются поймать его кистями. Но по-прежнему дети спешат обхватить мяч всей рукой и прижать к груди. В средней группе детьми уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные задания усложняются. Содержание упражнений для детей средней группы (4–5 лет).

Прокатывание мяча:

  • друг другу с расстояния 1,5–2 м;                                                                                             в ворота (ширина 50–40 см) с расстояния 1,5–2 м;
  • с попаданием в предметы (расстояние 1,5–2 м);
  • между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2–3 м).

Бросание мяча:

  • вверх и ловля (не менее 3–4 раз подряд);
  • о землю и ловля;
  • друг другу и ловля его с расстояния 1–1,5 м.;
  • двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м);
  • двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя;
  • о стену и ловля (в индивидуальных играх).

Отбивание мяча:

  • о землю двумя руками, стоя на месте;
  • о землю одной рукой.

Метание:

  • вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5–6,5 м);
  • в горизонтальную цель с расстояния 2–2,5 м правой и левой рукой;
  • в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5–2 м правой и левой рукой.

 5–6 лет

Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.

Содержание упражнений для детей старшей группы (5–6 лет)

Прокатывание мяча:

  • с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.);
  • «змейкой» между предметами.

Бросание мяча:

  • вверх, и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд);
  • вверх, и ловля его одной рукой (не менее 4–6 раз подряд);
  • друг другу с хлопком;
  • друг другу и ловля из положения сидя;
  • друг другу и ловля с поворотом кругом;
  • друг другу и ловля с отскоком от земли;
  • друг другу и ловля в движении;
  • набивного мяча (вес до 1 кг) двумя руками от груди и из-за головы.

Отбивание мяча:

  • о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд);
  • о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5–6 м.;
  • о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед;
  • о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

Метание:

  • в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3–4 м.;
  • в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки;
  • вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.

Забрасывание мяча:

  • в баскетбольную корзину.

В старшем возрасте дети учатся выполнять:

  • броски разными способами: снизу, от груди, от головы, из-за головы одной рукой, под углом и т.д.;
  • разные виды замаха (круговой замах рукой с поворотом туловища, круговой замах перед грудью и др.).

 6–7 лет

Упражнения в метаниях предметов для детей 6–7 лет значительно усложняются. На базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.                                                                                         Прокатывание мяча: друг другу .                                                                                    Бросание мяча:

  • вверх, и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд);
  • вверх, и ловля одной рукой (не 10 раз подряд);
  • друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении;
  • друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа;
  • набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.                            Отбивание мяча:
  • о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд;
  • о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6–8 м;
  • о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении;
  • о землю, продвигаясь по кругу;
  • о землю, двигаясь «змейкой»;
  • через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).                                                                                                           Метание:
  • в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4–5 м;
  • вдаль на расстояние 6–12 м правой и левой рукой;
  • в вертикальную цель правой и левой рукой;
  • в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа;
  • в движущую цель правой и левой рукой;
  • даль с нескольких шагов;
  • вдаль и вверх предметов разного веса и формы.

Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями:

  • с отскоком от земли;
  • с поворотом кругом;
  • по косому направлению;
  • с перепрыгиванием через отскочивший мяч.

В данном возрасте совершенствуется техника бросков разными способами и разные виды замаха. Активно используются подвижные игры и игры с элементами спортивных игр.

Упражнения для развития гибкости

5-7 лет                                                                                                                       Ходьба:

— на носках, пятках, внешней  стороне стопы (руки к плечам, за голову и др.).

— с пятки на носок перекатом;

— с носка на пятку;

— в полуприседе, руки на поясе.

2. «Повороты туловища на месте»

Стоя на полу, ноги на ширине плеч, руки на поясе (в стороны), выполнять повороты корпуса на 180˚, не отрывая стопы от пола.

3. «Часики»

Стоя на полу, ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднять одну прямую руку вверх, выполнить 3-4 наклона в сторону противоположной руки, затем тоже в другую сторону.

4. «Замочек»

Стоя на полу, ноги на ширине плеч: скрестить кисти рук в «замок», руки согнутые в локтях держать перед собой, затем вытянуть прямые их наверх, и стараться завести за голову, «замок» не расцеплять. Упражнение выполнять 3-4 раза, через отдых.

5. «Цапля»

Стоя на одной ноге, согнуть другую в колене назад, руки чуть в стороны, и постоять так 5-10 сек. Тоже, на другой ноге. Пятку поднятой ноги стараться прижимать к ягодицам. Упражнение повторить 3-4 раза.

6. «Цапля 2»

Стоя на одной ноге, согнуть другую в колене вперед, руками обхватить колено и сильно прижать к себе, постоять так 5-10 сек. Тоже, на другой ноге. Упражнение повторить 3-4 раза.

7. «Буратино»

Сидя на полу, ноги в стороны на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Сделать два наклона корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка, затем вернуться в исходное положение. Тоже повторить к левой ноге. Упражнение выполнять 5-10 раз к каждой ноге.

8. «Качалочка»

Лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине

вперед и назад. Упражнение повторить 3-4 раза.

9. «Лодочка»

Лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку. Упражнение выполнять 10-30 сек., 3-4 повтора.

10. «Рыбка»

На гимнастическом коврике: лечь на живот, ноги вместе, раскрыть стопы в стороны, пятки прижать к полу, руки вдоль туловища. Удерживать положение в течении 10-30 сек., затем вытянуть носочки (отдохнуть). Упражнение повторять 3-4 раза.

11. «Колечко»

Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы постараться достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.

12. «Насос»

Упражнение выполняется в парах. Сидя на полу, ноги развести максимально в стороны, стопы упираются в стопы партнера, взяться за руки и по очереди тянуть друг друга за руки, на 3-4 счета. Ноги стараться не сгибать. Упражнение повторить 3-4 раза.

 

Игры для развития быстроты у детей 5-7 лет

ГРЕБЦЫ. Сесть, ноги врозь, палка на груди. Быстро наклониться вперед, коснуться палкой носков ног. Спокойно выпрямиться, палку поставить к груди. Повторить 8-10 раз.

ПРОПЕЛЛЕР. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо - влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.

Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.

БРОСЬ МЯЧ. Дети подбрасывают мяч вверх, отбивают о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.

БЫСТРЫЕ СТРОИТЕЛИ. Соревнование между двумя-тремя командами. По сигналу воспитателя дети бегут через зал (10-12 м) и строят из 5-7 кубиков башню. Затем передают эстафету другим детям.

КТО БЫСТРЕЕ? Дети находятся за кругом, водящий в центре круга. По сигналу поочередно каждый перебегает через круг.

ЛУК И СТРЕЛЫ. Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15 м. По сигналу воспитателя «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами.

КТО БОЛЬШЕ? На расстоянии 8-10 м от детей ставится стойка, па которую развешиваются лепты (5-6 шт.) для каждой команды. По сигналу «Марш!» дети парами бегут и собирают лепты, отдают их товарищу, который их развешивает на стойке.

ПЕРЕНЕСИ ПРЕДМЕТ. Дети делятся на 2-3 команды и соревнуются в перенесении кубиков (кеглей, колен) на расстояние 8-10 м.

УСПЕЙ ПОЙМАТЬ. Играющие (5-6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камушек. Подбросив мяч, пало выбежать из круга, положить как можно дальше камушек па землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Выигрывает тот, кто сумеет положить камушек и поймать мяч.

БЕГ НАПЕРЕГОНКИ. На одной стороне площадки стоят два ребенка, между ними расстояние 2-3 м. По сигналу дети бегут друг за другом до конца площадки, расположенной в 20-30 м. Сзади стоящий ребенок пытается догнать переднего.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ. Дети стоят по кругу парами. Водящий пытается догнать одного лишнего ребенка, который убегает от него и может заменить одного из детей, стоящих в паре, встав перед ним.

КТО ДАЛЬШЕ? Трое-четверо детей с одной стороны площадки одновременно отталкивают обручи, стараясь, чтобы они катились как можно дальше, ловят их, не допуская падения, и там останавливаются. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от начальной линии.

ВариантДети бегут за катящимся обручем, подгоняя его рукой или согнутой в виде крючка проволокой.

БАБОЧКИ И СТЕРОЗЫ. В середине площадки па расстоянии одного шага спиной друг к другу располагаются играющие в две шеренги - команда «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель называет одну из команд, игроки которой должны убежать за линию, обозначенную в 10-13 шагах перед ними. Другая команда, повернувшись кругом, стремится догнать игроков и осалить их до черты дома. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков за одинаковое количество перебежек.

Усложнение: а) в и. п. стоя на коленях или сидя; б) подается команда «Воробьи» или «Вороны».

Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.

Таким образом, для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста необходимо в первую очередь в медленном темпе освоить основы техники бега и постепенно ускорять бег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по заполнению журнала овладения детьми подготовительных к школе групп основными видами движений

С целью  определения подготовленности ребенка, планирования индивидуальной работы и составлении нагрузки на него, данный график могут использовать специалисты не только дошкольных, но и школьных ...

методические рекомендации по обучению детей основным видам движений-прыжкам (мастер-класс)

как правильно обучать детей основным видам движений-прыжкам, методика обучения прыжкам, различные виды прыжков....

Анатомические и физиологические предпосылки овладения детьми основными видами движений на разных возрастных этапах

Анатомические и физиологические предпосылки овладения детьмиосновными видами движений на разных возрастных этапах...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы.

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы....

Семинар-практикум для коллег педагогов: ЭСТАФЕТА – ОСНОВНОЙ ВИД ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников....

Мозговой штурм для педагогов по основным видам движений с детьми раннего возраста

Мозговой штурм для педагогов по основным видам движений с детьми раннего возраста-соотнести основное движение и подвижную игру...