Значение татарских народных игр в воспитании детей.
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Дубовскова Людмила Ивановна

Знакомлю детей с татарской культурой через народные татарские подвижные игры,эстафеты. Используя их в развлечениях, праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Татарские народные игры18.6 КБ

Предварительный просмотр:

        Наш город Троицк – многонациональный город. Но больше всего у нас татар.

И детский сад нас расположен в «татарском крае» - так неофициально называется часть нашего города. Ведь и на самом деле к нам в детский сад ходят много маленьких татарчат. Да и рядом с нашим детским садом стоит старая мечеть. Раньще  в нашем детском саду работали почти все татары и общались с детьми-татарами на родном языке, в меню для детей были национальные блюда

        Эти традиции и сейчас мы сохраняем в детском саду. Я, как инструктор по физической культуре, использую татарские эстафеты, соревнования. Особо полюбились детям татарские народные подвижные игры. И мы их используем на физкультурных занятиях, на развлечениях, праздниках.

    Игра – ведущая форма деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально, эстетически.

Играя в татарские народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Они составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них. Например: «Алтын капка», «Кала алу», «Ике урамлы». При делении на две команды использую  татарские считалки. Закрепляется счет до десяти на татарском языке, здесь, конечно, активизирую детей татарской национальности.

По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В татарских народных играх много юмора, шуток; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, состязание в стойкости,игры с игрушками, с движениями, прыжками, с вращательными движениями, символические ,с песнями и хороводами, с завязанными глазами, с верёвочкой, с метательными орудиями, с мячом, палками, домашние игры, зимние игры-забавы. 

Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» ( Баба-яга), «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай»(можно играть как игра «Командир»), « Курсэт эле, ускэнем» (Жырла,бие); подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек,повторение счета) , «Эбэк», «Качышлы»(Догонялки) и другие.

Игра «Молчанка» присутствует у всех почти народов, так и у татар, есть игра «Кап, та коп». Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают исполнить танец или песню.

Игра «Уголки» - « Дурт почмак». Водящий старается занять свободный уголок, пока играющие перебегают.

В работе с детьми следует активно использовать сюжетные физкультурные занятия, построенные на сказочной или реальной основе. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений которые любят дошкольники. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию воображение. Дети активно работают на физкультурных занятиях, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – “волк идет”(буре бара), с гордой осанкой – “лиса – всему краса” (матур төлке). Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь (зур аю); весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок – Золотой Гребешок (әйбәт әтәч). Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.

Сюжетные занятия, связанные с явлениями в природе, открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника. Стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Прежде, чем вводить в занятие сюжетную народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.

Любимыми играми у татарского народа являются подвижные игры. Они широко доступны детям самого разного возраста. Занятия , построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в новых условиях. Они обеспечивают положительные эмоции у детей.Нарпимер «Көчле елан», «Тычкан белән песи»,”Буш урынлы”.

Включение в занятие преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведение занятий на их основе показывают прежде всего активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины,  способствовали быстрому запоминанию татарских слов и обогащению пассивного словаря. Известная игра «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены»).

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Характерными особенностями татарских народных игр является соревнование, сотрудничество и коллективность, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность.

Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.

 Игра «Тимербай» - использую её, как малоподвижную игру. Дети с удовольствием выполняют имитацию , превращаясь в маленьких артистов.

Изучение татарских народных игр показало, что существует различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Есть такие игры, которые имеют столетнюю или даже тысячелетнюю давность.

У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловишки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Это «Сабантуй», «Карга боткасы», «Навруз» и.т.д. Игры, танцы, песни объединяют и сплачивают детей. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бои на бревне – имеют ярко выраженный развлекательный характер.

Во время занятий физическими упражнениями, особенно когда они проводятся на высоком эмоциональном уровне, легко просмотреть границу допустимой дозировки, что приведет к нервно-психической и общей физической перегрузке детей. Точное дозирование физической нагрузки на занятии, с учетом их продолжительности, темпа, ритма, амплитуды движений, правильном чередовании упражнений с паузами отдыха, в сочетании с педагогическим мастерством инструктора по физкультуре, умеющим регулировать эмоциональный фактор дает высокий оздоровительный воспитательный эффект.

  Проведенная в нашем детском саду работа по внедрению татарских народных игр в физическое развитие детей уже дала положительные результаты: у детей развивается устойчивый интерес к двигательной деятельности, ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Знакомство с народными играми поспособствовало расширению кругозора детей. Также включение народных игр в процесс физического развития помогает качественной реализации программы по физическому воспитанию.

Использование игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера. Впечатления детства образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности, а также формируют гармонически развитую, активную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это  такое- русские народные игры....

Презентация "Роль татарских народных игр в воспитании детей»

"Роль татарских народных игр в воспитании детей"...

Консультация для родителей. «Значение русского народного творчества в воспитании детей»

Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада....

Презентация "Значение русских народных сказок в воспитании детей дошкольного ворзаста".

Значение русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста.Литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литератур...

Значение чувашских народных игр в воспитании детей

Одна из важнейших задач системы образования – защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики. Образовательный про...

Значение устного народного творчества в воспитании детей

Русские народные сказки, пословицы и поговорки о дружбе...