Значение чувашских народных игр в воспитании детей
статья

александрова анна станиславовна

Одна из важнейших задач системы образования – защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях нашей республики предполагает включение чувашских национальных традиций в психолого-педагогическую работу с детьми. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova_a.s.-statya.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Закон ЧР «Об образовании» выдвигает в качестве одного из принципов государственной политики приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Одна из важнейших задач системы образования – защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях нашей республики предполагает включение чувашских национальных традиций в психолого-педагогическую работу с детьми.

Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Игры и праздники, как показал известный специалист по этнопедагогике профессор Г. Н. Волков, издревле рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания детей. Это отразилось, например, в словах песни: «Пока молоды, играйте, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться» (Çамрăк чухне выльăр, савăнăр, кулăр, кайран ÿкěнмелле ан пултăр). Г. Н. Волков отметил также родство слова «вайа» («игра») со словами «вай» («сила») и «вайа» («игры и смех»). Чувашское слово «вайа» первоначально означало действия, требующие от играющего физическую силу. В то же время наличие в чувашском языке слова «вайа-кула» показывает, что под игрой чуваши понимали также действия, связанные с забавами и весельем. Вместе с тем характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли важную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении, готовили к трудовой деятельности.

Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои, представления о мироздании. Это подтверждают и названия игр, например, такие игры, как «Стрельба из лука» (Ухапа пемелле), «В лошадки» (Лашалла), «Слепой баран» (Суккар такалла), «Царь-победитель» (Суккар такалла).

Игры детей были тесно связаны с трудовыми действиями, многие из них перерастали в труд или являлись следствием труда. Например, название игры «Вытягивание брюквы» (Кашман калармалла) говорит о том, что она возникла как результат подражания детей труду взрослых. Наличие во многих играх таких элементов подражания пробуждало трудовые интересы и готовило детей к практической деятельности. Например, игры «В кузнеца» (Тимерселле), «Что делаешь?» (Мён таватан?)  

Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Почти все игры были рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Так, существовало много разновидностей игр на испытание коллективной силы. Это такие игры, как «Луна или солнце» (Уйах е хевел), «Дочку замуж выдаю» (Хёр памалла), «Тилирам» (Ал татмалла). Коллективный характер игр объясняется педагогическими целями, которые крестьяне ставили перед ними. Во-первых, приучали детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдению общих интересов. Во-вторых, игры содействовали возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признанию достоинств или осознанию недостатков, поощрению тех, кто показал высокий уровень физических качеств, порицанию тех, кто проиграл.

Игры основывались на этических воззрениях участников, проводились при соблюдении уговора или правил. Они определяли весь ход игры, регулировали действия и поведение детей, их взаимоотношения. Игры обеспечивали условия, в рамках которых ребенок должен был проявить те или иные качества. Например, в игре «Кошка и цыплята» (Кушакпа чах чёпписем) кошка ловит одного цыпленка, стоящего в конце вереницы и только после окончания песни.

Воспитательное значение детских игр повышалось еще тем, что в их процессе применялась своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения обычно складывались из того, что победитель первым начинал следующую игру, получал право ведения игры, выбора партнера, назначения наказания проигравшему. Наказания в играх были самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди лошадей, станцевать или спеть.

В чувашских народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор.

Анализ и сравнение детских игр, произведений устного народного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияние творчества соседних народов. Особенно чуваши дорожили дружбой русских, эта дружба проникала и в детскую среду. Такие игры, как «Жмурки», «Прятки», а также песенки «А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

Ознакомление ребенка с традициями   воспитания детей в чувашских семьях предполагает включение в педагогический процесс дошкольного учреждения народных игр, элементов национальных видов спорта. Содержание двигательной деятельности ребенка необходимо обогащать чувашскими подвижными играми. В процессе организации игр раскрывается их многообразие, формируется представление ребенка о культуре чувашей, о спортивной жизни родного края и народов. В детском саду проводятся игры – соревнования между разными возрастными группами, поддерживается совместное участие детей и родителей в спортивных состязаниях, днях здоровья.

Литература

  1. Воронцов Г.И. Ача-пăча вăййисем: Вăйăсем. Шăпа сăввисем. Шупашкар:Чăваш кĕнеке изд-ви,1992.
  2. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. –Чебоксары, 2003.
  3. Михайлова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. – Чебоксары, 2006.
  4. Михайлова И.В., Ягодова Л.Я. Чувашские детские игры. – Чебоксары, 2005.

5.  Программа воспитания ребенка дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. - Ч.: Чувашское книжное издательство, 1995.

6.  Соколова Т.Н. Педагогическая технология «Игры Батыра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это  такое- русские народные игры....

Консультация для родителей. «Значение русского народного творчества в воспитании детей»

Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада....

Презентация "Значение русских народных сказок в воспитании детей дошкольного ворзаста".

Значение русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста.Литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литератур...

Значение устного народного творчества в воспитании детей

Русские народные сказки, пословицы и поговорки о дружбе...

«Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....

Значение татарских народных игр в воспитании детей.

Знакомлю детей с татарской культурой через народные татарские подвижные игры,эстафеты. Используя их в развлечениях, праздниках....