Народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Шелестова Елена Евгеньевна

  «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития ловкости

БЕРЕЗОНЬКА, ВЫРУЧАЙ!

Цель. Совершенствовать различные виды и способы бега в природных условиях; развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, ловкость.

Содержание игры. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, ловишка в середине круга. Дети произносят хором слова: «Ловишка, ловишка, беги, догоняй, березка, березонька, нас выручай!» Затем бегут к березе. Добежав до березы, они должны успеть выполнить одно из действий: дотронуться до ствола, обхватить его руками, прислониться щекой, повиснуть на ветке.

Правила: 1) начинать бег и ловить можно только по окончании кричалки;

2) не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение.

СТЕЖКИ-ДОРОЖКИ

Цель. Закреплять двигательные умения в естественных природных условиях; развивать ловкость, память, внимание.

Содержание игры. Дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего — провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше движений, считается победителем.

Правила: 1) ведущий, прежде чем поменять движение, останавливает колонну и называет следующее движение;

2) ведущий меняется, если он повторяет уже использованное ранее движение или неправильно называет движение;

3) идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения.

МЕТКИЙ СТРЕЛОК

Цель. Закреплять навыки метания; развивать глазомер, ловкость.

Материал. Мелкие предметы для метания.

Содержание игры. На прямой линии необходимо выкопать пять лунок через 10—15 см друг от друга. На расстоянии 1 м. до первой лунки отмечается исходная черта для броска. Игрок, имея в руках пять предметов для метания (камешки, шишки, желуди, каштаны и пр.), бросает их по одному в каждую лунку, начиная с ближней. Победителем считается тот, кто точнее выполнит задание.

Правила: 1) при выполнении броска не заступать за черту;

2) засчитывается попадание в любую лунку, независимо от последовательности ее расположения.

ПЕРЕДАЙ – ВСТАНЬ

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: 1)передавать мяч только через голову и сидя; 2) вставать только после передачи мяча позади сидящему; 3)не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

НАЙДИ МЯЧ

Цель:  Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот,  у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: 1) мяч передают в любом направлении; 2)мяч передают только соседу; 3)нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.

ЛОВИШКА, БЕРИ ЛЕНТУ

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: 1)ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего; 2) играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

НЕ ЗАМОЧИ НОГ

Цель. Упражнять в прыжках, ловкости, быстроте. Материал. Различный природный материал.

Содержание игры. Из прутиков, шишек (палочек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50—80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу другой перепрыгивает через ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выбывает из команды. Таким же образом прыгает и другая команда. Выигрывает та из команд, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.

Правила: 1) при каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается; 2) прыжок выполняется всеми игроками одновременно; 3) количество повторений игры оговаривается заранее.

Игры для развития силы

МИШЕНЬ

Цель. Совершенствовать навыки метания в естественных природных условиях; закреплять знание названий хвойных деревьев.

Материал. Палочка, веревочка, шишки.

Содержание игры. На земле рисуют несколько кругов один в другом, пользуясь палочкой с привязанной на конце веревочкой и воткнутой в землю (приспособление используется как циркуль). Дети по очереди (по договоренности или жеребьевке) бросают шишки в круги, стараясь попасть в центральный. За попадание в центральный круг дается 5 очков, в каждый последующий — на одно меньше. Набравший большее количество очков считается победителем.

Правила: 1) дети предварительно собирают для себя по десять шишек (еловых, сосновых), раскладывают их в ряд; 2) каждый сам подсчитывает очки (могут быть разные варианты подсчета: в уме, откладывая палочки или другие мелкие предметы по количеству очков).

КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ КОПЬЕ

Цель. Упражнять в метании; развивать внимание, ловкость.

Материал. Прутики, ленточки, поощрительные фишки.

Содержание игры. Из найденного на земле прутика изготавливается копье, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тропинки (начерченной линии) и бросают копье, точно выполняя задание воспитателя:  кто бросит дальше,  выше; попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др.  Количество бросков и правильно выполненных заданий подсчитывается с помощью поощрительных фишек.

Правила: 1) копье для себя каждый изготавливает сам; 2) бросок выполняется одновременно по сигналу; 3) способ метания дети выбирают самостоятельно.

МЯЧИК КВЕРХУ

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

СВЕЧИ СТАВИТЬ

В землю делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так, чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял его первым с земли, идет к ямке, кладет его на доску и бьет по доске. Игра продолжается.

ПОДСТЕНКА

Дети (не более 4 человек) встают друг за другом, лицом к стенке. Первый игрок бросает мяч в стенку, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, бросает его в стенку, а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы, отскочив от стены, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает в стену, первый ловит мяч и снова бросает его так, чтобы, отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг четвертого игрока, который должен поймать мяч. После этого играющие меняются местами, первый встает последним, второй первым и т. д. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.

СТОРОЖ

Все, кто принимает участие в игре, берут мячи, встают полукругом, и каждый свое место отмечает кружком. На расстоянии 3 – 6 м, в середине полукруга, лежит большой мяч, его охраняет сторож с полкой. Играющие по

очереди стараются сбить его своими мячами, а сторож палкой отбивает их мячи. Если отбитый сторожем мяч не докатился до игрока, он остается в поле. Играющий может мяч взять, но так, чтобы сторож его не осалил. Осаленный игрок становится сторожем.

Когда один из игроков собьет большой мяч, сторож быстро возвращает его на место. Но в это время играющие, чьи мячи лежат на кону, стараются их взять.

Игры для развития быстроты

КТО БЫСТРЕЕ ЗАБЬЕТ ГВОЗДЬ В ЗЕМЛЮ

Цель. Упражнять в согласованности действий в команде, развивать ловкость, быстроту, точность движений, интерес к двигательной деятельности.

Материал. Деревянные молоточки и палочки по количеству команд.

Содержание игры. У каждой команды есть деревянный молоточек и палочка. По сигналу игрок бежит к установленному месту и ударяет один раз молоточком по палочке, стараясь как можно глубже вогнать ее в землю. Возвращается бегом назад и передает молоток следующему. Игра продолжается до тех пор, пока вся палочка не войдет в землю. Выигрывает команда, быстрее забившая гвоздь.

Правила: 1) начинать бег одновременно по сигналу; 2) повторять движение до тех пор, пока оно не получится.

ХИТРАЯ ЛИСА

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: 1)лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»; 2) если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису; 3)играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

ДОГОНИ ТОВАРИЩА

Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: «Раз, два, три – беги! « – стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить уже нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает, они бегут еще раз, а если поймает, дети меняются ролями.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным, и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

ПУСТОЕ МЕСТО

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова постучу, водящий останавливается, заглядывает в «окошко», против которого остановился, и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия Русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в ходьбе,  беге по кругу, взявшись за руки, бегать с высоким подниманием колен; развивать координацию движений рук и ног с дыханием; формировать правильную осанку; продолжат...

"Сказки уральского леса" Презентация народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи:- совершенствовать театрализованные умения и двигательные навыки детей;- развивать желание играть в народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в ...

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Русские народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Народные подвижные игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста....

Конспект физкультурного досуга «Пришла коляда, отворяй ворота!» с использованием русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект физкультурного досуга по обогащению двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных подвижных игр....

Карточки по моделированию русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Карты-схемы по моделированию русских народных подвижных игр можно использовать при работе с детьми в качестве дидактического материала, например выбор игры, видов движений, повторение правил игры и др...

Картотека народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Народные подвижные игры для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенностями характера своего народа, впитывает тот неповторимый колорит....