Дополнительная образовательная программа секции ГЛАВНЫЙ РЕКОРД - ЭТО ЗДОРОВЬЕ ДОП ПРОГРАММА
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)

Светлана Георгиевна Вязникова

Секционная работа разработана для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 90 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

🖂663305, Красноярский край, г. Норильск, улица Талнахская, д.1-А.

🕿(общий): (3919) 42-98-03, 🕿телефон/факс: (3919) 42-98-02,

 E-mail mdou90@norcom.ru                                                                                 

ПРИНЯТА:

на заседании

педагогического совета

протокол №      

от «____»____________20____г.

УТВЕРЖДЕНА:

приказом  заведующего МБДОУ  

«ДС № 90 «Цветик-семицветик»

________________З.Н. Кисаевой

___от «___»____________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«ГЛАВНЫЙ РЕКОРД – ЭТО ЗДОРОВЬЕ»

по легкой атлетике

для детей старшего дошкольного возраста


D:\Рабочий стол\РАБОТА\КАРТИНКИ\ГРАФИКА ДЕТИ СМАЙЛЫ\ГРАФИКА ДЕТИ\ПОБЕДИТЕЛЬ Л.А.wmf

Разработчик:

Инструктор по физической культуре

С.Г. Вязникова

г.Норильск

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
  1. Пояснительная записка

В условиях Крайнего Севера жизненная потребность в движениях вступает в противоречие с возможностью ее проявления. Кратковременность, а часто и полное отсутствие прогулок в морозные, ветреные и дождливые дни, длительное пребывание в закрытых помещениях создают проблему «моторного голода», способствуют наступлению общего утомления, что отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка, его двигательных функциях и умственной активности.

Для повышения двигательной активности детей я разработала программу секции «Главный рекорд – это здоровье». Основой данной программы  является   вид спорта - легкая атлетика. Легкая атлетика – это вид спорта, объединяющий упражнения в беге, в прыжках и в метании. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают быстроту, выносливость,  ловкость, силу, красоту движений и улучшают подвижность суставов. Благодаря занятиям легкой атлетикой ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни.

Преимущество легкой атлетики  над остальными видами спорта в том, что можно заниматься повсюду и в любое время года. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Программа является актуальной и востребованной для детей и их родителей, поскольку занятия легкой атлетикой являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин, т.е. видов спортивных упражнений: бега, прыжков, метания, и вовлекающего детей в соревновательную деятельность.

Актуальной программа является и для нашего дошкольного учреждения, так как группа воспитанников, посещающая, данную секцию является резервом команды дошкольного учреждения для выступления на соревнованиях городского уровня.  

Цель:

  1. Повышение у детей старшего дошкольного возраста двигательной активности и уровня физической подготовленности с целью сохранения и укрепления здоровья.
  2. Гармоничное и всестороннее  физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Образовательные:
  • Знакомство  детей краткой историей развития легкой атлетики;
  • Ознакомление детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, режима дня, питания;
  • Обучение воспитанников дисциплинам легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метание;
  • Ознакомление простейшими правилами и тактическими действиями в процессе соревнований;
  • Привлечение детей, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.

  1. Оздоровительные:
  •     Формирование правильной осанки, способствование профилактике плоскостопия;
  • Укрепление связок нижних и верхних конечностей, мышц туловища;
  • Повышение функциональных возможностей организма: органов       дыхания, пищеварения, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы;
  1. Воспитательные:
  • Развитие и совершенствование двигательных физических качеств и способностей: быстроты,     ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, силы, гибкости, точности, меткости;
  • Воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • Повышение и воспитание у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям   по легкой атлетике;
  • Воспитание волевых качеств, смелости, формирование чувства коллективизма и взаимопомощи в коллективе;
  • Формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Принципы и подходы к формированию программы.

        Содержание дополнительной образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии общедидактическими принципами:

  • принцип безопасности (создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка)
  • принцип систематичности (чередование нагрузки и отдыха).
  • принцип наглядности (заключается в создании у ребёнка с помощью различных органов чувств, представление о движении).
  • принцип доступности (обучение детей с учётом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня физической подготовленности; постепенность усложнения физических упражнений).
  • принцип индивидуализации (учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния здоровья, развития, нагрузки).
  • принцип оздоровительной направленности (укрепление здоровья средствами физического воспитания).
  • принцип развивающего обучения (от простого к сложному).
  • принцип воспитывающего обучения (в процессе проведения занятий решаются воспитательные задачи, направленные на формирование  настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств).
  • принцип сознательности (понимание ребёнка сути того или иного движения, которое он производит)
  • принцип творческой направленности (ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности).

Особенности физического воспитания и развития детей 5-6 лет.

На шестом году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет  повысить требование к их качеству, больше внимания уделять развитию морально-волевых  и физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений.

В старшем возрасте дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им движений, осваивают новые движения ( ходьбу перекатом с пятки на носок, прыжки в длину и  высоту с разбега, с приземлением на мягкое препятствием, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям.

Особенности физического воспитания и развития детей 6-7 лет.

На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самореализации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении задания. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат. У детей формируется потребности заниматься физическими упражнениями, развивается самостоятельность. Возрастные особенности физического развития у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Планируемые результаты:
  • Снижение уровня заболеваемости воспитанников, укрепление иммунитета;
  • Укрепление  опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы воспитанников; 
  • Повышение физических качеств: быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, координация движений;
  • Умение применять полученные знания о физической культуре и спорте в формировании здорового образа жизни и в самостоятельных занятиях;
  • Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.      
  • Уважительное отношение друг к другу, терпимость и толерантность при совместной игровой деятельности;
  • Проявление осознанной готовности отвечать за результаты собственной деятельности в процессе обучения.

Срок реализации программы: 1 год.

Периодичность проведения секции: октябрь – май  по 4 занятия в месяц.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
  1. Содержание программы.

Теоретическая подготовка:

Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.

Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Изменение роста, веса и силы мышц.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

Контроль над правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Названия и правила подвижных и спортивных игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.

Практическая часть:

Теоретические знания:

  • Правила поведения и меры безопасности на занятиях легкой атлетикой.
  • Простейшие упражнения на освоение техники в легкой атлетике(бег, прыжки, метание) .
  • Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий легкой атлетикой.
  • Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.
  • Простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике.

Практические умения:

1.1. Ходьба и бег.

  • Закрепление навыка правильной осанки.
  • Закрепление навыка правильного положения головы, туловища, постановки стоп и движений ног и рук в медленном беге.
  • Ходьба и бег с изменением амплитуды и характера движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.
  • Ходьба и бег с различными положениями и движениями рук, туловища и головы.
  • Ходьба и бег с изменением темпа, направления движения, быстрым и точным реагированием на сигналы, овладением пространственных и временных ориентиров.
  • Ходьба и бег в различных формах коллективного передвижения.
  • Ходьба и бег с преодолением различных препятствий.
  • Ходьба в чередовании с бегом и регулированием физиологической нагрузки по интенсивности и продолжительности на дистанции, соответствующей возрасту.
  • Обучение основам техники легкоатлетических упражнений.
  • Специальные беговые легкоатлетические упражнения.
  • Обучение технике высокого старта

1.2. Прыжки.

  • Пружинные движения ногами, подскоки, подпрыгивания. Спрыгивания и разнообразные прыжки в глубину.
  • Разновидности прыжков на одной и двух ногах в сочетании с ходьбой и бегом.
  • Перепрыгивания с предмета на предмет через горизонтальные и вертикальные препятствия с места и с разбега.
  • Прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси, прыжки с движениями рук и ног в полёте, с ловлей и бросанием мячей.
  • Прыжки в длину и высоту с разбега, простейшими способами, отталкиваясь правой и левой ногой.
  • Упражнения с длинной скакалкой: пробегания через вращающуюся скакалку в разных направлениях, перепрыгивания через скакалку, одиночные и групповые прыжки различными способами.
  • Упражнения с короткой скакалкой: разнообразные прыжки на месте и в движении.

1.3. Метание и ловля

  • Подбрасывание и перепрыгивание мячей: различного веса и размера, изменяя исходные положения, а также способы бросков и ловли.
  • Упражнения в жонглировании мячами.
  • Метание мяча с разных дистанций и исходных положений в горизонтальную и вертикальную цели удобной и неудобной рукой.
  • Метание малого мяча способом «из-за спины» через плечо с трех шагов разбега; с пяти; с семи.

1.4. Упражнения на развитие физических качеств:

Выносливость:

  • Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности от 1мин.
  • Чередование ходьбы и бега.

Быстрота:

  • Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной интенсивностью на дистанции до 10 м.

Скоростно-силовые способности:

  • Повторное выполнение «многоскоков» на дистанции 8-10м.
  • Повторное выполнение прыжков с преодолением препятствий (15-20 см) на дистанции 8-10 м.
  • «челночный бег» (3х10м).

  1. Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, групповая и подгрупповая, игра, работа с родителями.

Методы обучения.

  1. Словесный:
  • объяснения, пояснения, указания;
  • подача команд, распоряжений, сигналов;
  • вопросы к детям и поиск ответов;
  • образный сюжетный рассказ, беседа;
  •  словесная инструкция;
  • слушание музыкальных произведений
  1. Наглядный: наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры); Тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);
  2. Практический:
  • выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • выполнение упражнений в игровой форме;
  • выполнение упражнений в соревновательной форме;
  • закрепление практических занятий;
  • самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

  1. Структура занятий.

Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.

Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.

Для успешного достижения целей и решения задач программы используются в сочетании все группы методов обучения.

Программа строится на основе календарно-тематического планирования

Учебно-тематический план занятий по легкой атлетике на год

Месяц

Направление работы

Количество часов

Октябрь

Общая физическая подготовка:

  1. Упражнение на формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия.
  2. Упражнение на развитие отдельных групп мышц.
  3. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах.
  4. Круговая тренировка.

4

Ноябрь

Специальная физическая подготовка:

  1. Выполнение специальных упражнений для бегуна.
  2. Развитие специальных двигательных качеств.
  3. Круговая тренировка.

4

Декабрь

Бег.

  1. Развитие  выносливости и скорости.
  2. Круговая тренировка.

4

Январь

Прыжки.

1.Поводящие упражнения к прыжкам.

2.Прыжки в длину, в высоту.

4

Февраль

Метание.

1.Метания мячей разной формы и веса на дальность

2.Метания мячей в цель с разного расстояния.

4

Март

Игры соревновательной направленности

          4            

Апрель

Соревнования

          4            

Май

Диагностика (тестирование)

          4            

Общее количество часов

32 часа

Определение результативности реализации программы являются:

  • Выступление на спортивных праздниках в детском саду.
  • Участие детей в соревнованиях городского уровня.
  1. Методическое обеспечение и материально-техническое

оснащение программы:

  1. Методическое  обеспечение:
  • Подборка информационной и справочной  литературы;
  • Учебно-тематический план работы;
  • Наглядный материал: картинки, подобранные в соответствии с темой занятий, пособие(летние виды спорта).
  1. Оборудование: мячи разного вида, координационная лестница, ленты, гимнастическая скамейка, бруски, барьеры, гимнастический ролик, палки гимнастические, скакалки, баскетбольное кольцо, мультимедиа.
  2. Место проведений занятий: спортивный зал, 3 этаж

Кадровое обеспечение: Республиканское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чебоксарское училище олимпийского резерва(техникум)» Министерства по физической культуре, спорту, туризму Чувашской Республики, г.Чебоксары 2011г. Квалификация педагог по физической культуре и спорту, специальность – физическая культура, специалист 1 квалификационной категории.

Программа разработана на основе методической литературы:

  1. А.Д. Викулов, И.М. Бутин – Развитие физических способностей детей, Ярославль «Гринго» 1996г.;
  2. Е.Н. Вавилова Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость,   Москва «Просвещение» 1981г;
  3. И.И. Вепрева, Г.м. Татарникова  Модель физкультурно-оздоровительного образования старших дошкольников, «Учитель» 2016г.
  4. Е.И. Подольская  Формы оздоровления детей 4-7лет, «Учитель» 2008г.
  5. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева Физические упражнения для дошкольников, Москва «Просвещение» 1966г;
  6. Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова Система занятий по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, Детство-Пресс 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/

Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп»  /секция  аэробики/,  модифицированная на основе коррекционной программы «Ритмика» (Программы специ...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции «УСПЕВАЙ-КА»

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания терминологии, которая представляет систему специальных терминов используемых для краткого объя...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции (рукопашного боя) «Крепыш»

Введение.Раздел I. Целевой. 1.Пояснительная записка.1.2. Нормативно-правовой аспект.1.3. Цели и задачи.1.4. Принципы и подходы.1.5. Физические особенности детей.2. Ожидаемый результат.3. Способы ...

Дополнительная-образовательная программа по общефизической подготовке и укреплению здоровья "Ступеньки-здоровья".

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главнойцелью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...