Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья содержит материалыч которые можно использовать для составления содержательного раздела рабочей программы по физическому воспитанию в детском саду в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_molodomu_spetsialistu.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Описание образовательной деятельности в области «Физическое развитие»

Содержание программы ранний возраст                                                    Таблица   1

Вид движения

Примерные упражнения

Ходьба

Свободная ходьба за воспитателем, по дорожке (шир 35 – 40 см), с остановкой по сигналу воспитателя, на носках, парами, в быстром и медленном темпе, мелким и широким шагом, по кругу взявшись за руки, друг за другом в одном направлении, в колонне с длинным шнуром в руках, в колонне по одному, «змейкой» за воспитателем, врассыпную, с предметами в руках, с выполнением заданий, со сменой направления.

Бег

В рассыпную, за воспитателем, к воспитателю, по кругу, взявшись за руки; в разных направлениях, в чередовании с ходьбой, с остановкой, со сменой направления, в медленном темпе (50 – 60 с), в быстром темпе (10 м), с одной стороны площадки на другую.

Прыжки

Ритмичные приседания и выпрямления ног, подпрыгивание на двух ногах, прыжок вверх с касанием предмета головой, рукой. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (расстояние 1,5 – 2 м). Прыжок в длину с места толчком обеих ног через «ручеек», «лужу», «ямку», дорожку (ширина 20 – 30 см), который выложен на полу шнурами (нарисован). Прыжок через предмет (кирпичик, планку, палку) высотой 5 – 10 см, через 5 – 6 шнуров подряд (расстояние между шнурами 25 – 30 см)

Ползание - лазание

Ползание на четвереньках в прямом направлении, между двумя линиями (по дорожке), по скамье, в короткий тоннель, подлезание под веревку (выс. 40 см) прямо, пролезание в обруч грудью вперед.

Лазание по гимнастической стенке приставным шагом на 1 – 1,5 м не пропуская перекладин и спуститься вниз.

Бросание – ловля.

Катание мяча большого диаметра вперед и бег за ним; катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя, друг другу с расстояния 1,5 – 2 м в положении сидя ноги врозь; через ворота (шир. 50 – 60 см) с расстояния 1 – 1,5 м.

Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх, от груди двумя руками вперед. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 0,5 – 1 – 1,5 м. Бросание мяча вверх и попытки ловить его. Бросание мяча о землю и попытки ловить его. Бросание большого мяча двумя руками через веревку. Бросание маленького мяча одной рукой вперед.

Равновесие

Ходьба по дорожке, (ширина 25 см), выложенной шнурами, по доске (длина 2м), по шнуру (длина 5 – 6 м). Ходьба с переступанием через плоские предметы (ширина 10 - 15 см), через препятствия (кубики, палки,  воротца) высотой 10 см от пола.

Подвижные игры для детей раннего возраста:

Игры для развития навыков ходьбы: Пройди через ручеек, Кто тише, Пузырь, В гости к куклам, Большие ножки и маленькие ножки, Солнышко и дождик, Поезд, Найди игрушку, Поднимай ноги выше

Игры для развития навыков бега: Догони мяч, Бегите ко мне, Самолеты, Птички в гнездышках, Воробышки и автомобиль, Лохматый пес, Курочка – хохлатка Догоните меня Жуки, Кошка и мыши, Котята и щенята

Игры с прыжками: Мой веселый звонкий мяч, Зайка беленький сидит, Прыгаем через лужи, Пружинки, Гуляем зимой, На лошадках, Кузнечик, Зайка серый умывается, Кто быстрее

Игры для развития навыков равновесия: Пройди по дорожке, Потягушечки, Солдатики – куклы, Веревочка, На горе, Деревца, По ровненькой дорожке, Мороз и солнышко, Стоп машины!

Игры для развития навыков ползания: Доползи до погремушки, Подползи в воротца, Догони мяч, Мы котята, Кошка и мышки, Медвежата,  Машины,  Будь осторожен

Игры для развития навыков бросания и ловли мяча: Кто дальше бросит, Попади в обруч, Мяч через сетку (веревку), Целься вернее, На мяч, Таня, Прокати мяч, Прокати мяч в воротца, 1, 2, 3, мяч лови,  Катаем мяч друг другу

Содержание программы младший дошкольный возраст                             Таблица  2

Вид движения

Примерные упражнения

Ходьба

Обычная в колонне за ведущим, шеренгой с одной стороны площадки на другую, на носках, с высоким подниманием колен, «змейкой» с длинным шнуром в руках, «Змейкой за воспитателем», приставным шагом вперед, ходьба в разных направлениях, ходьба в медленном и быстром темпе, ходьба между предметами, с остановкой по сигналу, парами.

Бег

В колонне по одному, по кругу, взявшись за руки, в разных направлениях, в чередовании с ходьбой, с остановкой, со сменой направления, в медленном темпе (50 – 60 с), в быстром темпе (10 м)

Прыжки

Ритмичные приседания и выпрямления ног, подпрыгивание на двух ногах, прыжок вверх с касанием предмета головой, рукой. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (расстояние 1,5 – 2 м). Прыжок в длину с мета толчком обеих ног через «ручеек» (ширина 30 – 40 см), который выложен на полу шнурами (нарисован). Прыжок через предмет (кирпичик, планку, палку) высотой 5 – 10 см, через 5 – 6 шнуров подряд (расстояние между шнурами 25 – 30 см)

Ползание - лазание

Ползание на четвереньках в прямом направлении, между двумя линиями, по скамье, в короткий и длинный тоннель, подлезание под веревку (выс. 40 см) прямо, правым и левым боком, пролезание в обруч грудью вперед, правым и левым боком; подойдя к шнуру (выс. 40 – 50 см) присесть на корточки и, касаясь пола руками, выполнить подлезание; подняться по гимнастической стенке приставным шагом на 1 – 1,5 м не пропуская перекладин и спуститься вниз.

Бросание – ловля. Метание

Катание мяча большого и среднего диаметра вперед и бег за ним; катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя, друг другу с расстояния 1,5 – 2 м в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя; через ворота (шир. 50 – 60 см) с расстояния 1 – 2 м.

Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх, от груди двумя руками вперед, двумя руками из-за головы. Бросание и ловля мяча от воспитателя (ребенка) с расстояния 0,5 – 1 – 1,5 м. Бросание мяча вверх и попытки ловить его. Бросание мяча о землю и попытки ловить его. Бросание большого мяча двумя руками через веревку. Бросание маленького мяча одной рукой вперед, через веревку.

Метание большого мяча двумя руками снизу и от груди в горизонтальную цель с расстояния 1,5 – 2 м. Метание малого мяча в горизонтальную цель одной рукой, малого мяча - мешочка с песком (150 гр.) вдаль правой и левой рукой. Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1 – 1,5 м

Равновесие

Ходьба по дорожке, доске (ширина 25 см), выложенной шнурами, по шнуру (длина 5 – 6 м). Ходьба с переступанием через плоские предметы (ширина 15 - 20 см), через препятствия (кубики, палки, воторца) высотой 10 – 15 см от пола.

Ходьба по гимнастической скамье, по наклонной  доске, поднятой с одной стороны на высоту 25 см.

Содержание программы средний дошкольный возраст                               Таблица  3

Вид движения

Примерные упражнения

Ходьба

Обычная в колонне за ведущим, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, мелким и широким шагом, с высоким подниманием колен,  с разным положением рук, по кругу с переменой направления, «змейкой», приставным шагом вперед, в сторону, назад, ходьба в разных направлениях, ходьба в разном темпе, ходьба в чередовании с другими движениями (присед, прыжки).

Бег

В колонне по одному, по кругу, взявшись за руки, парами, в разных направлениях, в чередовании с ходьбой, с остановкой, со сменой направления, в медленном темпе (1 -1,5 мин), в быстром темпе (15 - 20 м), «змейкой», между предметами, с ускорением и замедлением темпа, со сменой ведущего, широким шагом, в чередовании с ходьбой.

Прыжки

Подскоки вверх на месте: ноги вместе, ноги врозь, одна – вперед, другая назад, поворачиваясь вокруг себя; на месте с поворотом направо - налево.

Прыжок вверх на двух ногах с 3 – 4 шагов.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (2,5 – 3 м). Прыжок в длину с мета толчком обеих ног через «ручеек» (ширина 50 – 70 см).

Прыжки через 4 – 6 шнуров, выложенных параллельно на расстоянии 25 – 30 см, из обруча в обруч, через невысокие (10 см) предметы (кубики, кирпичики, планки).

Прыжки на месте на одной (правой, левой) ноге, с ноги на ногу, через короткую скакалку.

Ползание - лазание

Ползание на четвереньках (6 – 8 м), подлезание под веревку (выс. 60 см) не касаясь руками пола; пролезание в обруч, закрепленный вертикально, грудью вперед, правым и левым боком; ползание на коленях по гимнастической скамье до ее конца, ползание по гимнастической скамье из и. п. лежа на груди, подтягиваясь руками до конца скамейки; лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, пытаясь применить чередующийся шаг, при лазании переходить с пролета на пролет приставным шагом вправо и влево.

Бросание – ловля. Метание

Катание мяча разного диаметра, шарика с попаданием в предметы (кегли и др.), «змейкой», между предметами.

Бросание мяча двумя руками вверх и ловля (не менее 10 – 20 раз подряд), одной рукой (не менее 4 – 6 – 10 раз подряд), с хлопками, с поворотом, с отскоком от земли.

Бросание (и ловля) мяча друг другу в разных исходных положениях: стоя лицом и спиной, на коленях, по-турецки, лежа, с поворотом кругом, в движении.

Катание друг другу набивного мяча. Бросание набивного мяча вперед, снизу, от груди, через голову назад.

Катание обруча в произвольном направлении.

о землю и ловля. Бросание и ловля мяча от воспитателя (ребенка) с расстояния 1 – 1,5 м. Бросание мяча двумя руками от груди через шнур, натянутый на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2м).

Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя. Отбивание мяча о землю двумя руками (одной рукой), стоя на месте. Метание малого мяча, мешочка с песком (150 гр.) правой и левой рукой вдаль, в горизонтальную и в вертикальную цель (высота мишени 1,5 м) с расстояния 2 – 2,5 м правой и левой рукой.

Равновесие

Ходьба по доске, лежащей на полу с разным положением рук (на пояс, в стороны, вверх), по шнуру (длина 6 – 8 м), положенному прямо, по кругу, приставляя пятку к носку; с переступанием через препятствия, поднятые на высоту 15 – 20 см от пола.

Ходьба по наклонной доске, один конец которой поднят на высоту30 см. Ходьба по гимнастической скамье с разным положением рук (на поясе, вверх, в стороны), с одновременным движением рук (шаг левой ногой – руки в стороны, правой вниз), переступая через предметы (кубики), поставленные на расстоянии 50 см друг от друга.

Подвижные игры для детей младшего – среднего дошкольного возраста:

Игры на развитие навыков ходьбы: Поезд, Солнышко и дождик, Пузырь, Найди себе пару, Найди, где спрятано, Змея, День и ночь, Будь внимателен, Найди свое место в поезде, Кто как ходит, Пройди не упади

Игры на развитие навыков бега: Бегите ко мне, Карусели, Позвони в погремушку, Самолеты, Найди свой домик, Цветные автомобили, У медведя во бору, Воробышки и автомобиль, Ловишки, Бездомный заяц, Кот и мыши, Лохматый пес, Бабка Ежка, Дедушка Мазай,  Солнышко и льдинка.

Игры на развитие навыков равновесия: По прямой дорожке, Море волнуется раз, Лошадки, Водяной, 1,2,3 замри, Снег, снег кружиться, Волшебная дудочка, Затейники

Игры на развитие навыков ползания, лазания: Котята и ребята, Мыши в кладовой, Кролики, Наседка и цыплята, Пастух и стадо, Кто быстрее доползет, Кот и мыши, Медвежата и зайчата, Перелет птиц

Игры на развитие навыков бросания, ловли: Прокати мяч, Ты - мне, я – тебе, Сбей кеглю, Подбрось – поймай, Мороз, Попади в обруч, Кто дальше бросит, Мяч через сетку, Воздушная кукуруза, Высоко – низко, Не урони мяч, Напиши письмо

Игры на развитие навыков прыжков: Зайцы и волк, С кочки на кочку, По ровненькой дорожке, Воробей, Мой веселый звонкий мяч, Лягушки и цапля, Лиса в курятнике, Воробышки и кот, Поймай комара

Содержание программы старший дошкольный возраст                              Таблица  3

Вид движения

Примерные упражнения

Ходьба

В колонне за ведущим, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, широким шагом, выпадами, с высоким подниманием колен, в приседе, в полуприседе, со сменой положения рук: вперед, вверх, с хлопками,  «змейкой», приставным шагом вперед, в сторону, назад, ходьба в разных направлениях, ходьба в разном темпе, ходьба в чередовании с другими движениями (присед, прыжки, поворот), с закрытыми глазами (3 – 5 м), скрестным шагом, спиной вперед.

Бег

На носках, отводя назад согнутые в коленях ноги, широким и мелким шагом, высоко поднимая колени, поднимая вперед прямые ноги, с выполнениям задания, в сочетании с прыжками, подскоками, ведением мяча, на скорость (20 – 30 м), медленный бег (1,5 – 3 мин).

Прыжки

Подскоки на месте на двух ногах: одна нога вперед, другая – назад; ноги скрестно – ноги врозь; с ноги на ногу, с поворотом вокруг себя, с хлопками, с разным положением рук. Прыжки с продвижением вперед (на двих ногах, с ноги на ногу, с зажатым между ног предметом).

Прыжки вверх с разбега, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 25 – 30 см. Последовательные прыжки через 5 – 6 палок, шнуров или из обруча в обруч (3 – 4 обруча).

Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

Прыжки в длину с места (60 – 100 см), с разбега (90 – 140 см).

Прыжки в высоту с места, с разбега (30 -55 см).

Прыжок с высоты с поворотом на 180*, из положения стоя лицом вперед.

Прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся) на двух ногах, с ноги на ногу, стоя к ней лицом, боком. Прыжки через качающуюся скакалку с небольшого разбега. Прыжки через короткую скакалку  на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед.

Ползание - лазание

Ползание на четвереньках между предметами, «змейкой», по скамейке, пятясь назад, по скамейке на животе и на спине, подтягиваясь руками, ползание по пластунски, на четвереньках животом вверх с опорой на ступни и ладони. Пролезание в обруч сверху, снизу, прямо и боком Лазание вверх по гимнастической стенке (слезать по диагонали), лазание по гимнастической стенке чередующимся шагом. Лазание по веревочной лестнице, по канату произвольным способом (на безопасную для ребенка высоту).

Бросание – ловля. Метание

Катание мяча разного диаметра, шарика друг другу с расстояния 1,5 – 2 м из разных исходных положений; в ворота (шир. 50 – 40 см) с расстояния 1 – 2 м, с попаданием в предметы (кегли) с расстояния 1 – 2 м, по дорожке 2 – 3 м.

Катание обруча в произвольном направлении.

Бросание мяча двумя руками вверх и ловля (не менее 3 – 4 раз подряд), о землю и ловля. Бросание и ловля мяча от воспитателя (ребенка) с расстояния 1 – 1,5 м. Бросание мяча двумя руками от груди через шнур, натянутый на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2м).

Отбивание мяча о землю двумя руками, стоя на месте (не менее 10 раз подряд), поочередно правой и левой рукой, двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5 – 6 м, одной рукой, продвигаясь вперед, по кругу, «змейкой».

Метание в горизонтальную цель снизу правой  и левой рукой  с расстояния 3 – 5 м, в вертикальную цель (центр мишени на высоте 2 м от земли) левой и правой рукой. Метание в цель из разных исходных положений (стоя на коленях, сидя, лежа).

Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места, с 2 – 3 шагов.

Упражнения и игры с мячами разного вида и размера (мячами для большого и малого тенниса, мякишами, надувными, пластмассовыми, резиновыми, массажными и т.п.)

Равновесие

Бег между расставленными на полу предметами (кубиками, мячами, шишками), не касаясь их. Ходьба с заданием (по сигналу взрослого принять определенное положение – присесть, стоять на одной ноге и т.д.) с переступанием через препятствия (поднятые на 20 – 25 см от пола).

Отведение одной (правой, левой) прямой ноги вперед, в сторону, назад, руки на поясе.

Повороты на носках вправо и влево на 180* и 360* в быстром темпе, руки на поясе.

Быстрая ходьба и бег по доске, положенной на пол; по веревке, лежащей на полу прямо, по кругу, зигзагом, с выполнением заданий, спиной вперед, руки в стороны.

Ходьба по гимнастической скамье боком, приставным шагом,  руки на поясе; с высоким подниманием бедра, с выполнением заданий (приседания, повороты на 90*, 180*, опуститься на колено, пролезть в большой обруч и т.п.), разным положением рук, переступая через небольшие предметы.

Подвижные игры для детей старшего возраста:

Игры на развитие навыков ходьбы: Чье звено быстрее соберется, Найди свое место в колонне, Коршун и наседка, Почта, Найди и промолчи, Будь внимательным, 1, 2, 3, 4, меня грамоте учили, Нади свою пару, Шел козел по лесу, Кто тише, Жмурки, Иголочки и ниточка, У ребят порядок строгий

Игры на развитие навыков бега: Не оставайся на полу, Встречные перебежки, Мы – веселые ребята, Мышеловка, Два мороза, Горелки, Караси и щуки, Жмурки, Ловишки с ленточками, Пустое место, Бездомный заяц, Кто быстрее, Ловись рыбка, Космонавты, Воробьи и вороны, Охотники и утки.

Игры на развитие навыков равновесия: Аисты и лягушки, Море волнуется раз, Совушка, Затейники (Ровным кругом), Снег, снег кружиться, Яблоко, Водяной, Стой,  

Игры на развитие навыков ползания, лазания: Кто скорее до флажка, Веселая эстафета, Ловля обезьян, Пожарные на учении, Дорожка препятствий, Кто быстрее, Медведь и пчелы, Перелет птиц

Игры на развитие навыков бросания, ловли: Попади в обруч, Охотник и зайцы, Сбей кеглю, Кого назвали, тот и ловит мяч, Самый меткий, Чья команда больше мячей забросит в корзину, Кто дальше прокатит мяч

Игры на развитие навыков прыжков: Удочка, Скачки, Кто сделает меньше прыжков, Волк во рву, Не попадись, Кто дальше прыгнет, С кочки на кочку, Лягушки и цапля, Классы.

Элементы спортивных игр для детей старшего возраста:

Элементы баскетбола

- Треугольник. Перебрасывание мяча друг другу в тройках

- Подбрось – поймай. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

- Передача мяча в парах двумя руками от груди.

- Передача мяча в парах различными способами, двумя руками от груди, из-за головы, снизу.

- Мяч по кругу. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди.

- Бросание мяча в щит и ловля его после отскока от пола.

- Ведение мяча на месте, поворачиваясь вправо, влево, вокруг себя.

- Ведение мяча в движении по кругу, в прямом направлении.

- Ведение мяча, регулируя высоту отскока: высоко - низко.

- Ведение мяча между предметами правой и левой рукой.

- Броски мяча вверх, с хлопком.

- Броски мяча в баскетбольную корзину.

Элементы бадминтона

- Подбрасывание волана и ловля его одной рукой

- Перебрасывание волана из руки в руку на месте и в движении.

- Перебрасывание волана в парах.

- Забрасывание волана в баскетбольное кольцо.

- Отбивание волана, брошенного взрослым

- Отбивание волана ракеткой на месте, в движении вперед, поворачиваясь вправо, влево, вокруг себя.

- Забивание волана в баскетбольную корзину ударом ракетки по волану.

- Подача и отбивание волана в парах, без сетки, через сетку (шнур).

- Ходьба змейкой между предметами с одновременным отбиванием волана.

Элементы футбола

- Отбивание мяча о стенку правой и левой ногой с 3 м.

- Отбивание мяча правой и левой ногой в парах.

- Обводка мяча между предметами правой и левой ногой.

- Забивание мяча в произвольные ворота (с расстояния 4 м).

- С небольшого разбега ударить по мячу и сбить им предмет

- Ведение мяча по площадке ногой в беге.

- Прокатывание мяча друг другу ногами, стоя в кругу

- Прокатывание мяча ногой между предметами (змейкой).

- Точный пас – отработка прокатывания и остановки мяча правой и левой ногой.

Формы работы с детьми раннего возраста (2 - 3 года)                               Таблица  4

Непрерывная образовательная деятельность детей

Образовательная деятельность детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Игровая беседа с элементами движений

Чтение художественной литературы

Рассматривание

Игра, подвижная игра

Физические упражнения

Решение проблемных ситуаций

Игра, подвижная игра

Ситуативный разговор

Чтение художественной литературы

Двигательная активность в течение дня

Игра

Самостоятельные подвижные игры и упражнения

Формы работы с детьми дошкольного возраста (3 – 7 лет)                      Таблица  5

Непрерывная образовательная деятельность детей

Образовательная деятельность детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Физическое развитие

Физкультурное занятие

Беседа, рассказ

Игра

Рассматривание

Спортивные и физкультурные досуги

Проектная деятельность

Беседа, рассказ

Игра

Проектная деятельность

Создание коллекций

Решение проблемных ситуаций

Тематический досуг

Двигательная активность в течение дня

Игра

Самостоятельные подвижные игры и упражнения

Двигательная активность в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, музыкально-двигательных импровизациях

Социально-коммуникативное развитие

Совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра

Экскурсия

Педагогическая ситуация

Ситуация морального выбора

Проектная деятельность

Беседа

Наблюдение

Праздник

Совместные действия

Экспериментирование

Индивидуальная игра, совместная с воспитателем игра,

Совместная со сверстниками игра

Ситуативный разговор

Проектная деятельность

Ситуация морального выбора

Педагогическая ситуация

Совместные действия

Поручение и задание

Рассматривание

Индивидуальная игра

Совместная со сверстниками игра

Рассматривание

Методы реализации программы

Наглядные:

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений взрослым и ребенком, хорошо выполняющим движение, использование наглядных пособий и физоборудования, зрительные ориентиры, схемы, модели);

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

- объяснения,

- пояснения,

- указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям и поиск ответов;

- образный сюжетный рассказ,

- беседа;

- словесная инструкция;

- разбор;

- музыкальное сопровождение двигательной деятельности;

Практические:

- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- выполнение упражнений в игровой форме;

- выполнение упражнений в соревновательной форме (индивидуальной, коллективной);

- разучивание упражнений (по частям, в целом)

- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании как упражнение, в свободной игре.

Таблица  6

Средства физического воспитания 

Средства

Цель

Условия применения

Основные

Физические упражнения. Гимнастика: основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие), общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения.

Игры: подвижные (сюжетные, бессюжетные), с элементами спортивных игр.

Спортивные упражнения (летние – плавание, езда на велосипеде и т.д., зимние – катание на лыжах, санках и т.д.)

Простейший туризм (пеший).

Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Дополнительные

Психологические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки.

Повышает эффективность воздействия физических упражнений.

Психофизиологический комфорт ребенка.

Экологические и природные факторы: солнце, воздух, вода

Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, повышают его работоспособность. Используются для закаливания организма.

Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе.

 

2.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями Таблица  7

Месяц

Развивающая среда,

Пособие для занятий

Участие в методической работе

Инновационная работа

Работа с семьёй

Сентябрь

Разработка    пособий для

  старшего возраста.

(инвентарь для фитнеса)

Дефиренцированный подход и индивидуальная работа

( контроль)

Разработка

домашних задания для всей семьи

Родительские собрания:

«Требование к физкультурным  занятиям»

Октябрь

Пополнение   атрибутов  для подвижных игр младшего возраста.

  Информационный материал:

  «Мини стадион дома»

(на сайт)

Использование метода круговой тренировки с нетрадиционным оборудованием на физкультурных занятиях.

 Информация для родителей:

«Я, и мой ребёнок в спорте»

Ноябрь

 Приобретение

ориентировочных символов

для физкультурных занятий.

Консультации для воспитателей:

«Утреннее настроение»

(Подвижные игры в замен  ОРУ)

     

Консультации родителям:

«Советы и рекомендации для вашего ребёнка»

Декабрь

Оформление  схем для

 подвижных игр.

(старшего возраста)

Подбор материала    для  

 «Игр по ПДД»

Участие в  конкурсах

ЦДЮТТ «Охта»  

Информационный материал:

«Осанка-дерево жизни»

Январь

Создание атрибутов для

проведения  игр на улице

Подбор материала для зимних игр

 (старшего возраста)

Разработка Фитнес занятия

«Мяч –как тренажёр»

Консультация: «Джими – бол и игры с ним»

Февраль

Пополнение спорт. оборудования для физкультурных занятий.

 (мячи, батут)

Подготовка информационного материала  для сайта по коррекции нарушения осанки.

   Проведение турнира  

«Шашки и я – друзья»

старшая группа

Участие родителей в составление коллажа проведение праздника

«День защитника отечества»

Март

 Изготовления инвентаря для коррекции на координацию движения

Участие в  работе  метод объединения для инструкторов по физической культуре.

  Обучение на курсах повышения квалификации

Участие родителей в

Проведение праздника

«Масленица»

Апрель

 Оформление  

Пособий для досуга по ПДД

   

Проведение  обследования детей на конец учебного года

(компьютерная обработка)

   

Консультация для родителей

«Играем вместе»

Май

Оформлений медалей и грамот для подведений итогов в конце года

Участие в районных конкурсах

  Инновационный подход с нетрадиционным оборудованием

Информация: «Летняя безопасность у водоёмов»

Июнь

Подборка схем:

 «Самокатная дорожка»    

 Разработка   планирования для спортивных игр на улице

 

Информирование родителей по ПДД

Июль

Оснащение спортивным оборудование для проведения индивидуальной работы

Подготовка информационного материала  для сайта по коррекции  плоскостопия.

 

Информирование родителей  по безопасности на летних площадках

Август

 Подготовка материала для проектов на учебный год.

   

 Приглашение родителей и участие в соревнованиях

  Особенности организации образовательной деятельности с детьми разного возраста

С детьми 2 – 3 лет

В организации образовательного процесса в группе раннего возраста выделяются два этапа:

1 этап – адаптация ребенка к дошкольному учреждению, который характеризуется эмоциональной неустойчивостью детей, частой заболеваемостью, отсутствием умений взаимодействия со взрослыми и детьми.

2 этап – оптимальная (в соответствии с возрастными особенностями) деятельность детей в дошкольном учреждении. Этап характеризуется проявлением детьми самостоятельности, активности, предпочтений к той или иной деятельности, элементарных социальных навыков (вместе со взрослым).

При взаимодействии с детьми, педагоги учитывают сенситивные периоды в развитии детей раннего возраста, создают условия для развития у детей стойкой мотивации к различным видам детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), ориентируются на индивидуальные особенности ребенка, привычки, вкусы, на выражение своего состояния, настроения.

Для обеспечения психологического комфорта с детьми раннего возраста работа с ними ведется подгруппами. Для физкультурных занятий дети делятся на две подгруппы.

В ходе организации  двигательной активности детей 2 – 3 лет  часто чередуются движения и отдых, к детям предъявляются минимальные требования. Подвижные игры, упражнения, двигательные задания проводятся с активным участием педагога и по его показу. Малыши лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным, медленным. Словесные комментарии краткими, точными. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять детей заниматься. Принуждение рождает естественный протест, отрицательные эмоции.

Физкультурное занятие непродолжительно, но содержательно и эмоционально насыщено. В занятия, игры обязательно включаются разнообразные виды ходьбы (т.к. стопа частично уплощена). Исключаются силовые упражнения, упражнения связанные с длинным пассивным ожиданием и те, в которых вольно или невольно ребенок задерживает дыхание. Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного, поэтому при неизменном содержании движений, детям предлагаются различные новые игровые ситуации и пособия. Малышам необходимо индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий, особенно при освоении новых движений, упражнений в равновесии, лазании.

С детьми 3 – 4 лет

Увеличивается общая длительность физкультурных занятий, время бега, подвижных игр, дозировка общеразвивающих упражнений. В ходе физкультурных занятий соблюдается следующая структура:

Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.

Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.

Разнообразней становятся предлагаемые детям игры, упражнения, двигательные задания. Дети активно осваивают бег, прыжки, игры с мячом. Большое внимание уделяется формированию правильной осанки.

Подвижные игры, упражнения, двигательные задания проводятся с активным участием педагога и по его показу. Малыши лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным, медленным. Словесные комментарии краткими, точными. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять детей заниматься. Принуждение рождает естественный протест, отрицательные эмоции. Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного, поэтому при неизменном содержании движений, детям предлагаются различные новые игровые ситуации и пособия.

С детьми 4 – 5 лет

Увеличивается общая длительность двигательной деятельности, время бега, игр большой подвижности, дозировка общеразвивающих упражнений. Разнообразней становятся предлагаемые детям двигательные задания, упражнения, игры, атрибуты и предметы с которыми они действуют.

Дети участвуют в индивидуальных соревнованиях, играх с выбыванием, увертыванием и ловлей, выполняют тесты физической подготовленности, привлекаются к показу упражнений, движений и заданий, участию в спортивных и оздоровительных проектах. Оценка деятельности детей более объективна, направлена на стимулирование качества выполнения упражнений. Требования к детям меняются, они могут удерживать исходное положение, сохранять амплитуду, темп движения.

        Те дети, кому на 1 сентября исполнилось 4 года, участвуют в мониторинге оценки здоровья детей по программе Коваленко. Мониторинг включает в себя следующие блоки:

- общие сведения о ребенке (дата рождения, пол, группа здоровья)

- антропометрические показатели (рост, вес)

- физиологические тесты (количество группировок за 15 сек., количество приседаний за 15 сек., проба Воячека)

- ортопедические тесты (дельта углов лопаток, дельта уровня стояния таза, дельта длины ног),

- тесты на оценку психологической комфортности и эмоциональной сферы,

- сведения об острых заболеваниях детей.

        Данные мониторинга используются для организации индивидуальной работы с детьми, корректировки педагогического процесса, организации развивающей среды.

С детьми 5 – 7 лет

В содержание физкультурных занятий включаются координационно сложные виды движений: прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, сложные виды лазания, метание на дальность и в цель. У детей активно совершенствуются координационные способности, ловкость, элементарные формы быстроты. Старшие дошкольники способны выполнять движения точно, выразительно, плавно, поэтому педагог меняет критерии оценки детской деятельности, выдвигается требование выполнять движения красиво, элементарно анализировать свои действия, замечать ошибки. Оценка деятельности детей более объективна, направлена на стимулирование качества выполнения упражнений.

Особое место в образовательном процессе уделяется ознакомлению детей с различными видами спорта, организацией спортивных соревнований, со спортивной жизнью страны.

Дети осваивают простейшие спортивные упражнения и игры, участвуют в личных и командных соревнованиях, в том числе с детьми из других образовательных учреждений. Выполняют тесты физической подготовленности, проходят мониторинг оценки здоровья детей по программе Коваленко, привлекаются к показу упражнений и заданий, участию в спортивных и оздоровительных проектах, где представляют свой спортивный и двигательный опыт.

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками группы                                                                                                                Таблица  8

Структура занятия

Длительность занятия в минутах

2 -3 года

3 – 4

года

4  -5

лет

5  -6

лет

6  -7

лет

Вводная часть:

Различные виды ходьбы и бега

1 – 1,5

2

2 - 3

2 - 3

4 - 5

Основная часть:

Общеразвивающе упражнения

Основные виды движений

Игра большой подвижности

2 – 2,5

3  - 4

4 - 6

5  - 6

6  - 7

5 - 6

5 – 6

7 – 8

10 – 12

12 – 13

1

2

3

3

3

Заключительная часть:

Упражнения на восстановление дыхания

1 - 2

2

2

3

3 - 4

ИТОГО:

10 - 13

14 - 16

18 - 22

23 - 27

28 - 32

2.5.  Особенности организации образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей (подвижная, спортивная) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации активного проявления двигательного творчества, общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта могут носить как развлекательный, так и проблемный характер и заключать в себе жизненную задачу, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

Одним из видов культурных практик является физкультурный досуг. Этот вид активного отдыха детей, целенаправленно организуется взрослыми для развлечения и реализации естественной потребности детей в движении.                           Таблица  9

Возрастная группа

Дети 2 – 3 лет

Дети 3 – 5 лет

Дети 5 – 7 лет

Задачи досуга

Доставить радость

от участия в общих играх и забавах

Доставить радость

от участия в общих играх и забавах Создание условий для самостоятельного участия детей в совместных играх, упражнениях, развлечениях.

Воспитательные

Оздоровительные

Создание условий для развития двигательных способностей детей, их творческого использования.

Длительность досуга

10 - 15 мин

20 – 30 мин

30 – 45 мин

Ритм проведения

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Содержание досуга

Знакомые детям упражнения, подвижные и музыкальные игры, забавы, сюрпризы

Знакомые детям упражнения, подвижные и музыкальные игры, сюрпризы, аттракционы, индивидуальные соревнования

Знакомые детям упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, эстафеты, аттракционы, танцевально- ритмические композиции, индивидуальные и коллективные соревнования

Форма проведения досуга

Сюжетная

Сюжетная (сказочная)

Тематическая

Семейная (с участием родителей)

Сюжетная

Тематическая

Интегрированная

Двигательный ералаш

Соревнования

А у нас сегодня гость

Игра по станциям

Открытые досуги (для родителей)

Организация деятельности детей

Фронтальная

Фронтальная

Подгрупповая

Индивидуальная

Фронтальная

Подгрупповая

Индивидуальная Командная

Место проведения

Помещение групповой комнаты

Физкультурно - музыкальный зал

Физкультурно - музыкальный зал

Площадка детского сада

Физкультурно - музыкальный зал

Площадка детского сада

За пределами детского сада (парк, школа, другой детский сад)

 Способы и направления поддержки детской инициативы

Эффективные формы работы для поддержки детской инициативы

  • Совместная двигательная деятельность взрослого с детьми, основанная на поддержании их интересов и предпочтений;
  • Проектная деятельность;
  • Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и эксперименты, в т.ч. в двигательной сфере;
  • Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в физкультурном уголке, на площадке детского сада.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, упражняться, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени, в т.ч. на прогулке и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

— самостоятельные сюжетно-ролевые, подвижные, спортивные  игры;

— музыкальные игры и импровизации;

— самостоятельная деятельность в физкультурном уголке;

— самостоятельная деятельность в книжном уголке;

— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; — самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности в двигательной сфере педагогам важно соблюдать ряд общих требований:

— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; поощрять детскую инициативу;

— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

— дозировать помощь детям;

— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

— в процессе двигательной активности ориентировать дошкольников на соблюдение правил безопасного поведения, активного использования средств страховки, учить предвидеть и избегать травмоопасных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация образовательной работы по организации досуговой деятельности в детском саду".

В презентации рассматриваются все виды досуга, реализуемые в образовательном пространстве детского сада. Материал презентации разработан в ГБОУ детском саду № 2027 для методического объединения воспит...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

Консультация для воспитателей детского сада «Организация проведения прогулки в детском саду»

Для физического развития детей большое значение имеют пребывание детей на свежем воздухе, прогулки  и активные игры. Педиатры рекомендуют проводить их при любой погоде, поскольку прогулка я...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...