Выступление на педсовете: «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение
презентация по физкультуре

Карпеня Гульназ Юрьевна

 «Создание условий для здорового  образа  жизни

в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дошкольной организации через здоровьесбережение»

Цель:

Сохранение и укрепление здоровья детей;

поиск эффективных форм для формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни,

формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Повестка:

Актуальность темы педсовета

Краткий обзор программ по здоровьесбережению

Выступление педагогов каждой группы о выбранных здоровьесберегающих технологиях

Итоги тематической проверки

Выработка проекта решения

Начать педсовет с анализа выполнения решения предыдущего педсовета.

Ход педсовета

 "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.

Уважаемые коллеги! Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)

Мы уточнили, что путь к здоровью  - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это  образ жизни. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований  для модернизации оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей.

Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата.

Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

К тому же, состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы. Поэтому здоровьесбережение в ДОУ– одна из самых актуальных проблем современного общества.

Сегодня на педсовете выясним, какие условия созданы в нашем детском саду для работы по здоровьесбережению, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги нашего ДОУ.

Для начала разберёмся в понятиях.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировкаЗДОРОВЬЯ, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полногофизического, психического и социального благополучия»

Что же является самым главным для физического здоровья человека, и ребёнка в частности?

Для того, чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д.  Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская,  Юрий Фёдорович  Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма

Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.

Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы  являются циклические движения (бег, ходьба, плавание, прыжки и т.д.), при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Именно циклические виды движений наиболее естественны для ребёнка дошкольника.

Развитие дыхательной системы также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день и должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

Как обстоят дела в нашем детском саду?(озвучить результаты контроля выхода на прогулку)

Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включается система иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Определим понятия «Технология» и «Методика»? Очень часто эти понятия путают.

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности,

Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, пошаговая инструкция, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на  сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.

В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные программы. В каждой – здоровьесберегающие технологии.

Комплексные(направленные на формирование у ребёнка универсальных способностей)

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под. Ред М.А. Васильевой

(Разделы «Физкультурно-оздоровительная работа», «Воспитание КГН», подраздел «Физическая культура» раздела «Обучение на занятиях»)

«Детство» Авторы: Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина (раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»)

«Радуга» Автор Л.Д. Гусарова (Разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Физическая культура»)

«Истоки» автор М.А. Рунова (раздел «Физическое развитие»)

«Преемственность» авторы В.Г. Большенков, В.К. Бальсевич (раздел «Здоровье и физическая культура»

Парциальные (или специализированные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Среди них выделены программыфизкультурно-оздоровительногонаправления,валеологического направления и узкоспециализированные.

К программамфизкультурно-оздоровительногонаправления отнесены:

«Физическая культура – дошкольникам» (Л.Д. Глазырина)

«Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» (В.Т. Кудрявцева)

«Здоровье» (В.Г. Алямовская)

«Театр физического воспитания дошкольников» (Н.Н. Ефименко)

«Программа по физической культуре от 3 до 17 лет» (В.П. Щербаков)

К программамвалеологическогонаправления отнесены:

«Здоровье с детства» (Т.С. Казаковцева)

«Здравствуй» (М.Л. Лазарев)

К узкоспециализированным программам отнесены:

«Старт» (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина)

«СА-ФИ-ДАНСЕ» (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина), которую уже несколько лет использует в работе наш инструктор по ФИЗО

Выделяют так же технологии, в частности: социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского

В комплексной программе «От рождения до школы» содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Вы, конечно, обратили внимание, что3 эти задачи присутствуют во всех возрастных группах. Но если 1 и 2задачи дополняются незначительно, то задачи формирования начальных представлений о здоровом образе жизни становятся всё более обширными и глубокими.

Давайте разберёмся, какие виды технологий используются в ДОУ

Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности организовать:

мониторинг здоровья детей

(Анализ документации: наличие в группах карты физического развития и здоровья , листа здоровья (заболеваемости)

разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием;

(Озвучить результаты тематической проверки)

профилактических мероприятий в детском саду (иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д);

контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медиками и педагогами. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи:

развить физические качества,

контролировать двигательную активность и становление физической культуры дошкольников,

формировать правильную осанку,

осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата

оздоравливать при помощи средств закаливания,

воспитывать привычку к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, а так же в виде различных гимнастик, закаливающих процедур (босохождение, воздушные ванны и т.д.), физминуток, П/и, организация прогулок, и т.д.

(СПРАВКА ТП :Выполнение оздоровительных мероприятий в режиме дня)

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

Основная задача этих технологий

обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,

обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. (Вежливое обращение к детям, спокойная речь воспитателя, внимательное, заботливое отношение и т.д.)

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на

развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,

развитие потребности к здоровому образу жизни.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, заботиться о своём здоровье, не переутомлён работой, должен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Как оценивают педагоги своё здоровье и готовность к деятельности по здоровьесбережению?

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ –

Состояние своего здоровья оценивают на 10 баллов – 2 чел, 9б - 8 чел, 8б – 4 чел, 7б – 3, 5б – 1

Степень утомлённости: 10б – 1, 9б – 3 чел, 8б – 1 чел, 7б – 5 чел, 6б – 2 чел, 5б – 3 чел, 4 б – 1 чел, 3б – 2 чел.

Уровень мотивации к здоровьесберегающей деятельности 10б – 10 чел, 9б – 3 чел, 8б – 4 чел, 5б – 1 чел.

Уровень компетентности в вопросах организации здоровьесберегающего образовательного пространства 10б – 1 чел, 9б – 7 чел, 8б – 4 чел, 7б – 6 чел

Степень увлеченности работой 10б – 7 чел, 9б – 9 чел, 8б – 1 чел

Уровень ответственности и трудолюбия 10б - 14 чел,9б – 5 чел

Любовь к детям 10б – 14 чел, 9б – 4 чел

Оценка собственной роли в состоянии здоровья воспитанников 10 б – 7чел, 9б – 4 чел, 8б – 4 чел, 6б – 1 чел

Иное (не перечисленная, но значимая для Вас характеристика), дописать и оценить

- Ответственность за своё здоровье 10б – 1 чел

- Творчество – 1 чел

Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в

формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,

в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,

информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,

привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В нашем детском саду взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения ведётся с помощью различных мероприятий. По результатам анкетирования педагогов это: родительские собрания, консультации устные и письменные, папки-передвижки, спортивные праздники, и др.

(Анализ наглядной агитации в родительских уголках – по результатам ТП)

Анкетирование родителей. Было обработано 70 анкет.

1.Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок?

Да       - 21 чел (30%) Нет - 49 чел (70%)

2. Причины болезни: большая часть родителей назвали

наследственность, предрасположенность, слабый иммунитет – 22

Вирусы, простудные заболевания, в группе дети с симптомами простуды – 15 чел

• недостаточное физическое воспитание в семье – не назвал никто

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?

Да- 36 чел (52%)      частично 31 чел (31%)      нет 1 чел (1%) не ответили 2 чел (3%)

4. Какая физкультурно-оздоровительная работа с детьми проводится в Вашей группе?

Утренняя гимнастика - 61 чел -87%

Гимнастика после сна - 33 чел – 47%

Физкультурные занятия - 64 чел – 91%

Прогулки в любую погоду – 46 чел – 66%

Полоскание полости рта – 25 чел - 36%

Босохождение – 27 чел -39%

Другое: пальчиковая гимнастика (5 чел - 7%), дыхательная гимнастика ( 6 чел - 9 %), спортивные праздники (1 чел -1%), Праздник П/игр (1 чел – 1%), физминутки (3чел - 4% %)

5.Откуда получаете информацию

От воспитателей – 45 чел -64%

От других родителей – 8 чел – 11%

Вижу сам – 7 чел -10%

От ребёнка – 17 чел - 24%

На собраниях – 7 чел -10%

Консультации для родителей – 3 чел - 4%

6. На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

• Соблюдение режима 61 чел - 87%

• достаточное пребывание на свежем воздухе - 62 чел - 89%

• благоприятная психологическая атмосфера 60 чел - 86%

• физкультурные занятия 61 чел - 87%

• закаливающие мероприятия 44 чел – 63%

9. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?

Да-  40 чел – 57%    частично  - 28 чел – 40%    нет – 0 чел - 0%

10. Нужна ли Вам помощь в этом детского сада?

Да- 37 чел – 53%     частично- 22 чел – 31%      нет- 9 чел – 13%

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья дошкольников.

Цель –

формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни,

накопление знаний о здоровье,

развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, когда дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. (т.е., всё то «наполнение» 3 задачи образовательной области «здоровье» программы «От рождения до школы»)

На прошлом педсовете были выданы памятки «Здоровьесберегающие технологии в детском саду . Тем не менее, анкетирование педагогов показало, что

- Педагоги недостаточно компетентны в теоретических вопросах по здоровьесбережению

Давайте посмотрим, как обстоят дела на практике.

Какие здоровьесберегающие технологии используются в группах?

-- ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ГРУПП

(по ходу выступления ставить галочки в соответствующих графах)

1 гр

2 гр

3 гр

УГ

Гимнастика после сна

Прогулки

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Профилактика плоскостопия

Профилактика нарушений осанки

Полоскание рта

Обширное умывание прохладной водой

беседы

Закаливание (Босохождение, топтание по мокрым дорожкам и т.д.)

Итак, В нашем детском саду используются различные формы организации (здоровьесберегающие технологии) работы по физическому воспитанию детей. Особое внимание в режиме дня важно уделять проведению закаливающих процедур

Заостряю Ваше внимание на том, что одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка, во время которой дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Кроме того, во время прогулки происходит закаливание органов дыхания, тренировка сердечно-сосудистой системы, укрепляется иммунитет ребёнка – те самые 3 кита, на которых держится здоровье и жизнь ребёнка.

Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам составить модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА (работа в группах)

ствол – это здоровье

Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье

Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок

(Факторы: (правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т.д.)

Следствие – интегративные качества :

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

любознательный, активный

эмоционально отзывчивый

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения

способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

овладевший необходимыми умениями и навыками)

Итак, у нас получилась модель здорового ребёнка.

И наша с вами задача - «питать» корни – создавать условия , обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дошкольной организации через здоровьесбережение"

презентация к педсовету на тему " Создание условий для ЗОЖ в системе образовательного процесса ДОУ через здоровьесбережение"...

Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

Путь к здоровью - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...